Джованна Карневали: «Именно практический опыт позволяет судить архитектурные конкурсы»

Джованна Карневали, руководитель конкурсного отдела КБ «Стрелка» и бывший директор Фонда Миса ван дер Роэ – о конкурсах как «трамплине» для архитекторов и процессе конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета.

mainImg


Архи.ру:
– Джованна, вы возглавляли Фонд Миса ван дер Роэ, какова его целевая установка? Расскажите в нескольких словах о одноименной премии.

Джованна Карневали:
– Главная цель деятельности фонда – это повышение качества современной европейской архитектуры. Каждые два года Фонд Миса ван дер Роэ присуждает одноименную премию в области архитектурных инноваций, ее участниками могут стать архитекторы из 32 стран Европейского Союза. С момента основания фонд очень тесно сотрудничает с Еврокомиссией, а в процессе оценки принимают участие различные институции и архитектурные ассоциации Европы. Критерии отбора достаточно высоки и никак не зависят от именитости архитектора, и так было с самого начала. Проект-победитель может быть чем угодно, выбор не зависит от типологии, формата или масштаба. Самое главное – он должен обладать архитектурным качеством. На мой взгляд, такого рода премии и стратегии позволяют молодым бюро «выйти в свет».

– В какой момент вы как представитель Фонда Миса ван дер Роэ и «Стрелка» стали друг другу интересны? Как развивалось ваше сотрудничество?

– Все началось в 2013 году, когда «Стрелка» попросила меня принять участие в жюри конкурса на новое здание ГЦСИ. Ранее, когда я возглавляла фонд, мне уже приходилось судить архитектурные конкурсы в Европе, так что вопрос «почему я» у меня не возник. Это был первый визит в Россию, первое знакомство с деятельностью «Стрелки», по его итогам, могу сказать, что это был интересный и удачный опыт сотрудничества. Поэтому год спустя, в 2014-м, совместно с Фондом Миса ван дер Роэ на площадке «Стрелки» стартовала летняя программа. Мы поднимали вопрос «идентичности», пытались разобраться, в чем заключается уникальность таких городов, как Барселона, Амстердам, Берлин, Париж, Лондон – при условии, что и общих черт между ними предостаточно. В процессе мы пытались доказать, что эта идентичность определяется повседневностью. О ней может рассказать обычный «работяга», сотрудник департамента, социолог, рядовой архитектор и т.д. И нет нужды звать «звездного» архитектора, который поведает о своем здании, ведь самый простой жилой комплекс или офисный центр влияет на ее формирование.

– Какие факторы способствовало тому, что вы согласились стать сотрудником КБ «Стрелка»? Существуют ли, и если да, то каковы принципиальные различия в вашей работе в фонде и в конкурсном бюро?

– Мне хочется думать, что этот фактор – любовь. А если серьезно, мой контракт в фонде подошел к концу еще в июне этого года. Фонд – некоммерческая организация, напрямую связанная с правительством, призывающим к радикальным изменениям в городской среде. Мое решение уйти обусловлено несовпадением политических взглядов.

Когда я покинула свой пост, передо мной открылось множество дверей, но учитывая все, что я знала и видела, я выбрала «Стрелку». Во-первых, это логическое продолжение того, чем я занималась в фонде, где мы отбирали лучшие объекты из лучших, но в КБ «Стрелка» все немного иначе. Я заняла пост руководителя конкурсного отдела, где мы делаем все возможное, чтобы в лице победителя клиент получил ровно то, что хочет, или даже больше – мы закладываем в эту победу аспекты, имеющие отношение к городскому и культурному контексту. Во-вторых, «Стрелка» известна во всем мире… Как вам объяснить, я итальянка, 15 лет прожившая в Испании, а теперь я живу на две страны, Испанию и Россию. Вы можете оценить масштаб происходящего, только находясь за его пределами. Так вот, существуют организации, задающие тренды в мировой архитектуре, и «Стрелка» – одна из них. Всего за несколько лет КБ с успехом организовало в России множество международных конкурсов: ГЦСИ, «Сколково», Зарядье, Политехнический музей. И все эти проекты сейчас в процессе строительства, реализации.

– Уже примерно полгода вы руководите процессом проведения тель-авивского конкурса на Центр нанотехнологий. Как этот проект попал на «Стрелку», кто является заказчиком? На мой взгляд, довольно странно, что институция из России стала «связующим звеном» между Западом и Востоком. Ведь каждый из этих контекстов имеет свои особенности, не проще ли было найти местного, израильского организатора? Какие цели вы преследуете? Или это еще одно подтверждение глобальности, космополитичности архитектуры вообще и «Стрелки» в частности?

– Как я уже говорила, «Стрелка» зарекомендовала себя как высококлассный организатор конкурсов. Проведение подобного рода мероприятий – довольно сложное дело, так как необходимо работать с клиентом напрямую, в данном случае это университет Тель-Авива – огромная институция с мировым именем, составить бриф, способный удовлетворить все потребности заказчика, но в тоже самое время необходимо учесть специфику типологии, это как-никак нанотехнологической центр с довольно сложной программой, которая должна вписываться в планировочное решение, не лишенное эстетической привлекательности. Все должно быть на высшем уровне, каждый этап должен быть качественно спланирован. И наша цель – найти единственно верное решение, проследить, чтобы все составляющие были сбалансированы, и все за умеренные, изначально заложенные в проект деньги: никому не нужна «звезда», которая будет выбиваться из бюджета. Единственная причина, почему выбор пал на «Стрелку», заключается в том, что мы хорошо делаем то, чем занимаемся. И давайте мыслить шире: теперь неважно, откуда ты и где ты строишь, архитектура глобальна. Никого не должно смущать, что «Стрелка» базируется в России.

В следующий вторник наша команда летит в Тель-Авив. Бесспорно, существует ряд местных особенностей, но это ни в коем случае не проблема. Даже если наши израильские коллеги не работают по пятницам и субботам, то мы или работаем в эти дни, или тоже устраиваем выходные, и потом уже вместе продолжаем в воскресенье. Самое главное – это результат, достигнутый путем компромиссов и поиска взвешенных решений. Как показывает мой опыт, самое главное правило бизнеса – не делать никаких исключений, любой клиент из любой страны требует к себе должного, уважительного отношения.

– Как вы оцениваете появление «Стрелки» на мировом рынке как организатора конкурсов? Это случайность или же спланированная акция, своего рода эволюция от локального к глобальному?

– Репутация «Стрелки» как института медиа, дизайна и архитектуры уже сложилась, а КБ «Стрелка» возникло внезапно, но уже «состоялось». Ведь для работы и судейства привлекались и привлекаются практики с мировым именем из различных сфер.

Когда я приезжала в Москву в качестве члена жюри на конкурс ГЦСИ, я уже слышала о нано-центре в Тель-Авиве, а теперь я над ним работаю, что само по себе накладывает определенные обязательства. Мы смогли организовать открытый международный конкурс. И всего за 19 дней регистрации было получено множество заявок со всего мира, что уже можно расценивать как знак доверия и признания нашей деятельности. В связи с чем могу вас заверить, это не единичный случай, это последовательный рост. «Стрелка» уже известна в Москве, в России, сейчас мы делаем конкурс в Тель-Авиве, следующий шаг – выход на мировую арену. У «Стрелки» есть потенциал, чтобы стать эталоном в сфере проведения конкурсов. И мне хочется верить, что мы, наша команда, делаем все для этого возможное.

– Не могли бы вы поподробнее рассказать, что же это за типология такая – нано-центр, какова специфика составления техзадания?

– Существует ряд специфических особенностей, связанных с типологией: монолитный фундамент, устойчивый, способный выдержать любые колебания первый этаж, высокие нагрузки и т.д. Инженерия должна быть продумана от и до. Вот почему совместная работа архитектора и инженера так важна на любом этапе строительства. В такого рода зданиях инновационный подход – само собой разумеющийся фактор. Здесь просто необходимо думать наперед, ведь заявленный срок службы нано-центра – 25 лет, этот период определен актуальностью этого здания в будущем и неразрывно связан с развитием технологий.

Еще на момент приема заявок у нас было прописано условие, что все участники должны выслать программу и свое СV. На основе этих данных были отобраны только те, кто сможет реализовать настолько сложный объект: мы говорим о нанотехнологиях, это не средняя школа.

– Каковы критерии оценки? Ведь нельзя сравнивать начинающего архитектора без опыта с «матерым», с известным именем?

– Все полученные заявки мы разбили на три категории: именитые архитекторы, уже зарекомендовавшие себя, молодые, начинающие, для которых этот конкурс может послужить карьерным трамплином, и «техники», то есть бюро, специализирующиеся на строительстве лабораторий, исследовательских центров и т.д. В каждой категории свои критерии оценки, свои баллы, ведь просто невозможно сравнивать опыт, новизну, техническую или эстетическую составляющие. Объект должен обладать всем перечисленным, но важна пропорция, баланс. Как вы правильно заметили, этот объект непосредственно связан с нанотехнологиями, поэтому для молодых, начинающих бюро основополагающим требованием является наличие опыта в работе с инженерами, который у «матерых», естественно, имеется. А у техников могут возникнуть проблемы с эстетикой сооружения, но и это не данность. То есть вся система оценки сформирована таким образом, чтобы у каждой группы специалистов была возможность представить свои умения в выгодном свете. И это именно то, что мне нравится в работе в КБ «Стрелка»: здесь дают приоритет качеству, а кто его предоставляет – это другой вопрос.

– В чем, на ваш взгляд, заключается феномен конкурса в наше время?

– Если честно, я думаю, что время, когда крупные компании обращались к зрелым архитекторам в поиске своей идентичности, давно миновало. Конечно, на тот момент это было важно и, безусловно, повлияло на нынешнее положение дел в архитектуре. В начале 1990-х Европейский Союз вкладывал внушительный капитал в города для создания их идентичности, и для этой цели «звездные» архитекторы подходили как нельзя лучше, но время и отношение общества к ним с тех пор изменились, мир устал от громких имен – таких, как Колхас, Хадид, Нувель, Чипперфильд. Тенденция последних лет сводится к желанию быть честными, непредвзятыми, открытыми ко всему новому, быть по-настоящему демократичными, это намерение наблюдается на всех конкурсных площадках Европы. А конкурс – это единственный на данный момент формат, который дает возможность молодым, но в то же время талантливым архитекторам реализовать себя.

– Вы входили в жюри конкурса на новое здание ГЦСИ, где в тройку лидеров, совершенно неожиданным образом вошло бюро «Мел». Ощущение неожиданности было вызвано не качеством работы, а, скорее, тем, что мы привыкли не замечать уровень отечественной архитектуры на фоне зарубежной, что, как мне кажется, в корне неверно: молодые архитекторы во всем мире обладают равным потенциалом. Однако есть одно «но»: местным архитекторам сложно влиться в мировое сообщество. Может ли «Стрелка» способствовать процессу выхода отечественных архитекторов на мировую арену?

– Конечно, но только в том случае, если они демонстрируют проекты, обладающие определенным качеством. Качеством, обусловленным множеством факторов – помимо дизайна: учетом ожиданий потенциальных пользователей, тем, вписывается ли объект в среду, как на нее влияет, соответствует ли он экологическим и экономическим требованиям. Как организаторы мы ждем этого от всех участников без исключения. Качество – истинная ценность, не зависящая от функционального наполнения или от гражданства архитектора. Так что, если лучшее предложение поступит от российского бюро, то, конечно, мы со своей стороны постараемся сделать все возможное для его реализации. Попадание бюро «Мел» в тройку лидеров в конкурсе на ГЦСИ – яркое тому подтверждение.

– Ваш ответ мне напомнил о Пегги Гуггенхайм, известной своей меценатской деятельностью, тем, как она искала молодые дарования и способствовала их развитию и продвижению в арт-кругах… Уместно ли это сравнение?

– Я не знаю, уместно ли сравнивать нашу работу с деятельностью такой прославленной личности, как Пегги Гуггенхайм. Но чтобы ответить на ваш вопрос, зайду с другой стороны. Я архитектор, возглавляла собственное бюро, я знаю, как сложно реализовать задуманное. Архитектура, даже современная – вещь медленная. В период моей работы в Фонде Миса ван дер Роэ мы исследовали постройки, завершенные в 2013–2015 годах: почти все они реализовывались в среднем около 10 лет. Архитектор должен быть максимально структурирован, что не так-то легко: я знаю, уж поверьте. Я покинула мир архитектурной практики и ушла в сферу менеджмента, управления проектами. Сперва возник фонд – пожалуй, одна из самых престижных институций в Европе. А потом появилась «Стрелка» – высококлассная организация, уже зарекомендовавшая себя как организатор международных конкурсов. Следовательно, по роду деятельности мне так или иначе приходилось и приходится заниматься поиском и выявлением новых имен в архитектуре. Сложно быть архитектором и уж тем более получить признание, но если делать свою работу хорошо, рано или поздно оно придет.

– 30 октября закончился 1-й этап конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета. Есть ли здесь системные нововведения? Сколько работ рассматривается на этом этапе? Что будет ждать участников на 2-м этапе?

– Этот конкурс является открытым, вы можете следить за процессом его проведения в интернете, по итогам каждого этапа будет выкладываться вся доступная информация: баллы, имена и т.д. Институция такого масштаба, как Тель-Авивский университет, просто обязана проводить открытый конкурс, так как вокруг такого процесса всегда существует и будет существовать определенное недоверие. Доверие является одним из основных признаков успеха, и КБ «Стрелка» должна оправдать свой статус, то есть подтвердить свой уровень и масштаб. Именно поэтому всего за первые две недели мы получили порядка 800 заявок, потом еще 140 – они приходили со всего мира. Как вы заметили, дата окончания приема заявок прошла, и сейчас мы занимаемся их систематизацией, проставляем оценки. Это этап исключительно технический, связан с работой в Excel, а вот следующий шаг – это работа профессионального жюри, которое отберет 21 команду в трех уже упомянутых мной категориях. На этом этапе мы будем тесно взаимодействовать с заказчиком. Так как лучшая программа должна поместиться в лучшее архитектурное решение и просто обязана стоить столько, сколько заложено изначально, ни больше ни меньше – хотя можно меньше (смеется) – но все в рамках разумного. Так что в наши обязанности входит выявление всех возможных критериев оценки и их последующее применение.

– Что же будет в результате? На архитектора нано-центра будет возложен высокий уровень ответственности, я имею в виду сложную градостроительную ситуацию и невероятно именитых соседей… В идеале, участие в конкурсе должно принести победителю мировое признание. Что вы об этом думаете?

– Территория университетского кампуса – необыкновенный по своей красоте и значимости ансамбль сооружений работы мировых архитекторов и не только архитекторов [имеется в виду инсталляция «Контекст» Рона Арада – прим. Ю.А.]. У победителя появится удивительная возможность «соседствовать» с постройками Марио Ботты, Луиса Кана, что само по себе налагает обязательства и ответственность. Конечно, мы надеемся, что проект-финалист будет шедевром архитектуры. И наш долг – сделать все возможное для этого, так как результат – это совместная работа КБ «Стрелка», Тель-Авивского университета и команды архитекторов. У вуза существует ряд довольно специфических требований, и мы должны помочь в их реализации. Я считаю, что работать надо на пределе своих возможностей, как будто это последний шанс в жизни. Проще говоря, если проект-победитель будет отвечать всем требования, будет являть собой пример качественной архитектуры, то рано или поздно он станет известным.

– Организация конкурсов, премии, фонды, образовательные программы – вся ваша деятельность направлена на архитектора. По образованию вы архитектор, не было ли желания сделать что-то самой, ведь вы знаете процесс изнутри, критерии отбора, в конце концов – членов жюри? По проектированию не скучаете?

– Могу сказать точно, что я не хочу возвращаться к практике, но, конечно, в этом смысле мне не хватает такого физического акта «творения», о котором вы говорите (смеется). Понимаете, когда мне было 25, в 2004 году, меня, точнее, мое бюро, пригласили принять участие в Венецианской биеннале. К тому моменту мы уже выиграли пять конкурсов, но самое забавное, что ни один из наших победивших проектов не был реализован, а самым большим потрясением был проект в Генуе, где мы победили в конкурсе, но из-за отсутствия у нас опыта проект был отдан Ренцо Пьяно. Поэтому еще во время своей работы в фонде я приняла решение больше не заниматься архитектурой, непосредственно строительством, но то, что я делаю сейчас по своей сути не лишено «архитектурности», это своего рода «творение», так как написать действенную конкурсную программу не так-то и легко, ведь она – совокупность многих факторов. Необходимо учесть технические, конструктивные, эстетические и, конечно, финансовые аспекты, вы фактически проектируете это здание. А для того, чтобы написать эту сбалансированную программу, отвечающую всем требованиям, включающую в себя все, вплоть до реализации, вам необходимо иметь значительный опыт как в проведении конкурсов на архитектурные объекты, так и в архитектурной практике. Невозможно основывать свое решение только на цифрах: именно опыт позволяет нам судить конкурсы, и этот в частности.
Джованна Карневали. Фото: Алёна Жмурова / КБ «Стрелка»

24 Ноября 2015

Пресса: Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится...
На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
Джованна Карневали: «Именно практический опыт позволяет...
Джованна Карневали, руководитель конкурсного отдела КБ «Стрелка» и бывший директор Фонда Миса ван дер Роэ – о конкурсах как «трамплине» для архитекторов и процессе конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета.
Пресса: Московские международные
В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.
Пресса: В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая...
В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая Москва» - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк «Зарядье» и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира.
Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Студия MEL: каким мог быть новый ГЦСИ
На недавнем конкурсе на проект нового здания для ГЦСИ единственным финалистом из России была студия «МEL», основанная Федором Дубинниковым и Павлом Чауниным. ARCHiPEOPLE узнал, каким образом они достигли такого успеха.
Пресса: На Ходынке вырастет вертикальный элемент
Конкурс на проект здания Государственного центра современного искусства, объявленный летом, завершился победой ирландского бюро Heneghan Peng Architects. Архитекторы видят будущий музей как «вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. О преимуществах этого проекта над другими рассказал директор музея Михаил Миндлин.
Пресса: Искусство на взлетной полосе
Победителем открытого конкурса архитектурных концепций нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле стало ирландское бюро Heneghan Peng Architects.
Пресса: Каток для современного искусства
Новое здание Государственного центра современного искусства на Ходынском поле может стать законодателем мод в музейной архитектуре: испанцы и русские предлагают кубы и цилиндры, ирландцы — каток на взлетно-посадочных полосах, но в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей не уложился ни один участник шорт-листа конкурса.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.