По словам организаторов, одной из причин, побудивших дать старт этому международному проекту, стало большое внимание, которое уделили реке двумя годами раньше, в 2012 году, участники конкурса на концепцию развития Московской агломерации («Большую Москву»): тогда несколько команд использовали водную артерию как ось проекта планировки, что показало ее важность для города. Так что идея проведения конкурса возникла еще два года назад.
Москва-река. Фото: Ketrin.sv via Wikimedia Commons
Москва-река. Фото: Sergey Nemanov (Сергей Неманов) via Wikimedia Commons
Организатором начинающегося сейчас конкурса выступил институт Генплана Москвы. В ходе подготовки технического задания провели масштабное исследование прилегающих к Москве-реке территорий; пространственный, функциональный и исторический анализ участков, попадающих под определение прибрежных. Полные результаты исследования представят публике на этой неделе.
Итог проведенной «инспекции» можно было предсказать: Москва-река и ее прибрежные территории обладают очень большим потенциалом. Протяженность реки в городе – 83 км, что составляет 10% городской территории в «старых» границах. Из 10 400 гектаров территории, относящейся к реке, 18% – это водная гладь, то есть собственно река, 25% – производственные, в значительной мере – бывшие производственные, территории, часто недоступные для горожан. 12% земли классифицировано как неосвоенные, и 14% – это зеленые зоны, которые также в значительной степени являются малоиспользуемыми или неблагоустроенными. Жилая застройка занимает 10% «конкурсной площадки»; здесь проживает приблизительно 2% населения Москвы.
Изображение с сайта themoscowriver.com
Основная цель конкурса, по словам Марата Хуснуллина – «переосмыслить» реку как центральную улицу города; улицу, архитектурный облик которой станет таким же достоянием столицы, каким стали гранитные набережные, спроектированные и построенные в 30-х годах XX столетия. Сергей Кузнецов отметил важность переосмысления речного фасада города: с Москвы-реки открываются впечатляющие виды на центр мегаполиса, и по итогам конкурса должен быть сформирован план действий – как достичь того же и на периферии.
Новая концепция должна обеспечить пешеходную связанность городских территорий и открыть доступ к реке даже в таких проблемных зонах, как Южный порт или Нагатинская пойма. Остро стоит вопрос с мостами: Москва уступает по обеспеченности связующими конструкциями другим крупным городам, и Марат Хуснуллин заявил о предполагаемом строительстве как минимум двух новых мостов, один из которых появится на территории ЗИЛа.
Изображение с сайта themoscowriver.com
От конкурсантов также ждут предложений по развитию транспортной роли реки. Сегодня по Москве-реке перевозят 1,2 млн пассажиров и 9 млн тонн грузов в год. По словам руководительницы института Генплана Каримы Нигматуллиной, этот грузовой поток сегодня существенно ниже пропускной способности реки, но пока конкретной планки по программированию этого потока не ставится. Разговор о водном транспорте актуализируется с учетом планов по круглогодичному использованию отдельных участков реки: конкурсантам будет необходимо оформить доступ к причалам и дебаркадерам и представить идеи по использованию этой инфраструктуры не только летом, но и зимой.
Участникам конкурса предстоит глубоко ознакомиться не только с архитектурной городской структурой Москвы, но и разобраться с множеством нормативных и стратегических документов. Разработка конкурсного проекта предполагает изучение и критический анализ существующих городских программ развития. Как заявила Карима Нигматуллина, итоговые концепции развития Москвы-реки и прилегающих территорий должны соотноситься с существующими планами социально-экономического и градостроительного развития или предлагать более эффективные решения.
Изображение с сайта themoscowriver.com
Конкурс официально стартует 1 августа 2014: в эту пятницу уже можно будет регистрироваться на сайте themoscowriver.com. Организаторы конкурса ждут заявок от самых авторитетных планировочных и архитектурных бюро со всего мира. Одно из важных условий участия в конкурсе – опыт планирования территорий в мегаполисе. По словам Марата Хуснуллина, «принципиальное отличие обычного города от мегаполиса состоит еще и в сложности инженерных решений, необходимых для обеспечения жизни людей. Здесь одними красивыми рисунками не обойтись».
Всего участникам предстоит пройти два этапа: первый – сбор заявок на участие и конкурс портфолио – завершится 12 сентября 2014 года. Далее жюри выберет 6 команд-финалистов, которые получат полное техническое задание и по 4 млн рублей для работы над своим проектом. Из шести представленных на итоговую аттестацию концепций выберут одну лучшую. Победитель будет объявлен 14 декабря 2014 года, и его команда получит еще 6 млн рублей.
Однако на этом, конечно, работа не завершится. С декабря по апрель 2015 года концепция победителя будет дорабатываться в соответствии с градостроительным законодательством Москвы и пройдет экономическую и техническую экспертизу в институте Генплана. В планах – доработать конкурсный проект до того, чтобы положить его в основу граддокументации по охваченной конкурсом территории.
Изображение с сайта themoscowriver.com
Состав жюри конкурса пока не объявлен, однако известно, что интерес к участию в процессе судейства проявляли владельцы крупных объектов на прибрежных территориях, так как планы развития Москвы-реки затрагивает и многие недавно сданные сооружения, и перспективные стройки.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что, параллельно с проведением конкурса, столичное правительство запустит мониторинг общественного мнения на платформе «Активный гражданин». Кроме того, москвичей по итогам конкурса спросят о том, какие работы на реке должны начаться в первую очередь.