Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.07.2014

Москва-река: конкурс объявлен

Светлана Гордиенко

Международный конкурс на градостроительную концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки стартует 1 августа.

Москва-река. Фото: Ketrin.sv via Wikimedia Commons
Москва-река. Фото: Ketrin.sv via Wikimedia Commons

Об этом журналистам было сообщено во вторник на пресс-конференции, состоявшейся сразу после заседания правительства Москвы, на котором заммэра Марат Хуснуллин одобрил доклад Сергея Кузнецова об открытии конкурса.
 
По словам организаторов, одной из причин, побудивших дать старт этому международному проекту, стало большое внимание, которое уделили реке двумя годами раньше, в 2012 году, участники конкурса на концепцию развития Московской агломерации («Большую Москву»): тогда несколько команд использовали водную артерию как ось проекта планировки, что показало ее важность для города. Так что идея проведения конкурса возникла еще два года назад.
Москва-река. Фото: Sergey Nemanov (Сергей Неманов) via Wikimedia Commons
Москва-река. Фото: Sergey Nemanov (Сергей Неманов) via Wikimedia Commons

Организатором начинающегося сейчас конкурса выступил институт Генплана Москвы. В ходе подготовки технического задания провели масштабное исследование прилегающих к Москве-реке территорий; пространственный, функциональный и исторический анализ участков, попадающих под определение прибрежных. Полные результаты исследования представят публике на этой неделе.
 
Итог проведенной «инспекции» можно было предсказать: Москва-река и ее прибрежные территории обладают очень большим потенциалом. Протяженность реки в городе – 83 км, что составляет 10% городской территории в «старых» границах. Из 10 400 гектаров территории, относящейся к реке, 18% – это водная гладь, то есть собственно река, 25% – производственные, в значительной мере – бывшие производственные, территории, часто недоступные для горожан. 12% земли классифицировано как неосвоенные, и 14% – это зеленые зоны, которые также в значительной степени являются малоиспользуемыми или неблагоустроенными. Жилая застройка занимает 10% «конкурсной площадки»; здесь проживает приблизительно 2% населения Москвы.
Изображение с сайта themoscowriver.com
Изображение с сайта themoscowriver.com

Основная цель конкурса, по словам Марата Хуснуллина – «переосмыслить» реку как центральную улицу города; улицу, архитектурный облик которой станет таким же достоянием столицы, каким стали гранитные набережные, спроектированные и построенные в 30-х годах XX столетия. Сергей Кузнецов отметил важность переосмысления речного фасада города: с Москвы-реки открываются впечатляющие виды на центр мегаполиса, и по итогам конкурса должен быть сформирован план действий – как достичь того же и на периферии.
 
Новая концепция должна обеспечить пешеходную связанность городских территорий и  открыть доступ к реке даже в таких проблемных зонах, как Южный порт или Нагатинская пойма. Остро стоит вопрос с мостами: Москва уступает по обеспеченности связующими конструкциями другим крупным городам, и Марат Хуснуллин заявил о предполагаемом строительстве как минимум двух новых мостов, один из которых появится на территории ЗИЛа.
Изображение с сайта themoscowriver.com
Изображение с сайта themoscowriver.com

От конкурсантов также ждут предложений по развитию транспортной роли реки. Сегодня по Москве-реке перевозят 1,2 млн пассажиров и 9 млн тонн грузов в год. По словам руководительницы института Генплана Каримы Нигматуллиной, этот грузовой поток сегодня существенно ниже пропускной способности реки, но пока конкретной планки по программированию этого потока не ставится. Разговор о водном транспорте актуализируется с учетом планов по круглогодичному использованию отдельных участков реки: конкурсантам будет необходимо оформить доступ к причалам и дебаркадерам и представить идеи по использованию этой инфраструктуры не только летом, но и зимой.
 
Участникам конкурса предстоит глубоко ознакомиться не только с архитектурной городской структурой Москвы, но и разобраться с множеством нормативных и стратегических документов. Разработка конкурсного проекта предполагает изучение и критический анализ существующих городских программ развития. Как заявила Карима Нигматуллина, итоговые концепции развития Москвы-реки и прилегающих территорий должны соотноситься с существующими планами социально-экономического и градостроительного развития или предлагать более эффективные решения.
 
Изображение с сайта themoscowriver.com
Изображение с сайта themoscowriver.com

Конкурс официально стартует 1 августа 2014: в эту пятницу уже можно будет регистрироваться на сайте themoscowriver.com. Организаторы конкурса ждут заявок от самых авторитетных планировочных и архитектурных бюро со всего мира. Одно из важных условий участия в конкурсе – опыт планирования территорий в мегаполисе. По словам Марата Хуснуллина, «принципиальное отличие обычного города от мегаполиса состоит еще и в сложности инженерных решений, необходимых для обеспечения жизни людей. Здесь одними красивыми рисунками не обойтись».
 
Всего участникам предстоит пройти два этапа: первый – сбор заявок на участие и конкурс портфолио – завершится 12 сентября 2014 года. Далее жюри выберет 6 команд-финалистов, которые получат полное техническое задание и по 4 млн рублей для работы над своим проектом. Из шести представленных на итоговую аттестацию концепций выберут одну лучшую. Победитель будет объявлен 14 декабря 2014 года, и его команда получит еще 6 млн рублей.
 
Однако на этом, конечно, работа не завершится. С декабря по апрель 2015 года концепция победителя будет дорабатываться в соответствии с градостроительным законодательством Москвы и пройдет экономическую и техническую экспертизу в институте Генплана. В планах – доработать конкурсный проект до того, чтобы положить его в основу граддокументации по охваченной конкурсом территории.
Изображение с сайта themoscowriver.com
Изображение с сайта themoscowriver.com

Состав жюри конкурса пока не объявлен, однако известно, что интерес к участию в процессе судейства проявляли владельцы крупных объектов на прибрежных территориях, так как планы развития Москвы-реки затрагивает и многие недавно сданные сооружения, и перспективные стройки.
 
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что, параллельно с проведением конкурса, столичное правительство запустит мониторинг общественного мнения на платформе «Активный гражданин». Кроме того, москвичей по итогам конкурса спросят о том, какие работы на реке должны начаться в первую очередь.