Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
«Здание года» WAF-2013 и победитель в категории «Культура» – здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в Окленде бюро FJMT и Archimedia. Предоставлено WAF
Всемирный фестиваль архитектуры (WAF), по замыслу его организаторов – ключевое событие для архитекторов со всего мира, проходит каждую осень начиная с 2008; в этом году он состоялся 2–4 октября. Раньше его площадкой была Барселона, но в последние два года он переместился в Сингапур. Такая резкая перемена места была обусловлена желанием организаторов фестиваля привлечь архитекторов и девелоперов из Китая, Индии, Австралии – в общем, тех, кому раньше было неудобно летать в Европу. Теперь же неудобно стало европейцам: ведь долететь до Сингапура из Европы можно в среднем за 14 часов, так что для участия нужно действительно большое желание попасть на фестиваль. Кроме физических усилий, нужны и немалые финансовые расходы: стандартный билет на все 3 дня WAF стоит 1580 USD, хотя для студентов цены более приемлемые: 324 доллара. В стоимость не входит посещение гала-ужина в последний вечер фестиваля, на котором за вином и закусками награждают победителей во всех категориях и объявляют «Здание года». Дорого это или нет – сказать сложно. По сравнению со стоимостью некоторых событий из мира девелопмента – нет, но и такая цена является отсеивающим фактором.
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
Проходил фестиваль в бизнес-центре гостиничного комплекса Marina Bay Sands: это знаменитый отель по проекту Моше Сафди с «бесконечным бассейном» на крыше. Удобнее всего, конечно, остановиться там же: тогда от площадки фестиваля вас будет отделять лишь подземный переход. Но если вы выберете более «бюджетную» гостиницу, то сможете с легкостью добраться до фестиваля на метро или такси: общественный транспорт в Сингапуре работает без сбоев.
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF
Желающие принять участие в WAF архитекторы заранее присылают туда свои работы, оплачивая при этом регистрационный взнос. В результате, они получают место на общей выставке, где каждый проект представлен в виде двух планшетов формата А2. Затем жюри отбирает работы в «шорт-лист». На фестивале каждый проект этого «короткого списка» (на самом деле в нем более сотни проектов) представляет его автор – в одном из небольших залов конференц-центра перед публикой и несколькими членами жюри (учитывая число категорий (29) и участников в целом, общее количество судей фестиваля весьма внушительно: в этом году их было 76; Россию в их составе представляли Сергей Кузнецов и Петр Кудрявцев).
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF
Среди рассматриваемых категорий – вполне традиционные: спорт, культура, транспорт, вилла, «старое и новое». В каждой из них, в зависимости от успеха презентации проекта и решения жюри, выбирается один победитель. Кроме того, жюри может «отметить» любые понравившиеся проекты: это поощрительная премия, приятная, но ни на что не влияющая.
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF
Победитель в категории получает тяжелый желтый пластиковый «приз» с надписью World Architectural Festival и названием номинации. Но главное – все лидеры категорий получают право бороться за звание «Здания года». Для этого нужно вновь рассказать о своем проекте, но уже перед так называемым супер-жюри: именно оно выбирает лучший объект фестиваля.
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF
Но если даже вы не претендуете на награду, то вам тоже найдется, чем занять себя на фестивале. Можно посетить презентации объектов шорт-листа, лекции известных архитекторов и девелоперов, посмотреть выставку проектов. Однако нередко приходится жалеть, что нельзя оказаться в нескольких местах одновременно. Очень сложно выбрать, куда идти: на презентацию нового музея Захи Хадид, работ мастерской SPEECH или социального жилья от барселонского бюро Miralles Tagliabue.
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
Презентации на WAF интересны не только с точки зрения подробной информации о проекте: крайне занимательно следить за тем, как архитектор рассказывает о своей работе. К примеру, Бенедетта Тальябуэ – красавица-итальянка, талантливая владелица барселонского бюро Miralles Tagliabue, так увлекательно рассказывает о своих проектах, что на ее презентации не все желающие помещаются в зале, и многие вынуждены слушать из коридора. Как результат, ее проект социального жилья в Испании был отмечен жюри в своей категории.
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF
Противоположный случай – презентация музея Захи Хадид. Естественно, многие посетители фестиваля, ориентируясь на «звездное» имя, собрались послушать рассказ о проекте. Но вместо самой Хадид постройку представил рядовой архитектор из ее бюро, неприятно поразив присутствующих тем, что прочел текст описания по бумажке. И потому замечательный проект много потерял в глазах жюри и публики и, в итоге, не победил в своей номинации.
Сергей Кузнецов представляет Дворец водных видов спорта в Казани на WAF. Фото © Елизавета Клепанова
Радует то, что отечественные мастерские, вошедшие в шорт-лист – SPEECH и Blank Architects – провели очень достойные презентации своих проектов. Но важно отметить, что оба этих бюро являются, по сути, международными – как и большинство ведущих архитектурных компаний мира. SPEECH представили Дворец водных видов спорта в Казани и Музей архитектурного рисунка в Берлине. Сергей Чобан и Сергей Кузнецов рассказали об особенностях этих зданий, упомянув также и о том, как сложно добиться высокого качества реализации в России. Берлинский музей был отмечен судьями фестиваля.
«Офис». Штаб-квартира компании Statoil в Осло бюро a-lab. Предоставлено WAF
На одной из площадок WAF Сергей Кузнецов рассказал о перспективах развития Москвы. Главный архитектор столицы в качестве завершения своей речи пригласил иностранные компании участвовать в российских конкурсах. Иностранные компании предложением очень заинтересовались – судя по тому, как быстро зрители начали фотографировать высветившийся на дисплее адрес электронной почты Москомархитектуры, куда они, по словам Сергея Кузнецова, могут обращаться по любым вопросам.
Сергей Кузнецов и Ким Нильсен (3XN) на WAF. Фото © Елизавета Клепанова
Из-за такого интереса участников WAF к московским конкурсам было решено продлить период регистрации на конкурс по реорганизации территории завода «Серп и Молот» на месяц, до 7 ноября 2013: конечно, это дало больше возможностей для участия не только иностранцам, но и россиянам.
Студенты МАРХИ представляют свой проект Extending Family Living Space. Фото © Елизавета Клепанова
Также в рамках фестиваля проходит международный конкурс студенческих проектов, тему для которого объявляют заранее. Первый раз на WAF представляла свою вошедшую в шорт-лист работу команда из Москвы. Студенты МАРХИ, учащиеся под руководством профессора из Мюнхена Михаэля Айхнера, разработали проект Extending Family Living Space: это энергоэффективный жилой дом, который зимой использует в качестве теплоизоляционного материала снег, а весной – воду. Жюри особо отметило не только простоту и функциональность проекта, но и прекрасно выполненную презентацию на английском языке.
«Шоппинг». Торговый центр Emporia в Мальмё бюро Wingardh Arkitektkontor. Предоставлено WAF
По приглашению Пола Финча, программного директора WAF, с лекциями выступили такие знаменитости, как Чарльз Дженкс, Дитмар Эберле и Со Фудзимото. Кроме того, наряду с архитекторами, лекции читали многие девелоперы: они рассказывали о своем позитивном опыте работы с зодчими и о вечно актуальном сюжете создания доходного бизнеса.
Лекция Чарльза Дженкса. Фото © Елизавета Клепанова
Специфика Всемирного фестиваля архитектуры – в его демократизме: любой участник может подойти там к другому, обсудить представленные проекты, обменяться контактной информацией и, возможно, договориться о будущем сотрудничестве. Здесь нет разделения на «Великих» и студентов, знаменитых мастеров и начинающих архитекторов. И даже Чарльз Дженкс, если вы отважитесь подойти к нему, с удовольствием расскажет вам о своих последних идеях. И многие из тех, кто приезжают на фестиваль каждый год, становятся хорошими друзьями.
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
Поэтому, вернувшись к вопросу «Стоит ли посещение фестиваля таких усилий?», можно ответить «да». WAF – это не совсем всеобщая, учитывая отбор участников по факторам расстояния и финансов, но все же демократия, которая, как ни странно, может дать вам не только желтую пластиковую награду и контакты потенциальных партнеров, но и близких друзей. И на этом фоне не так уж и важно, какая именно постройка стала в этот раз «Зданием года».
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
Но все же уточним: лауреатом гран-при WAF–2013 стало здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в новозеландском городе Окленда по проекту бюро FJMT и Archimedia. Отметим, что этот выбор стал неожиданностью для большинства участников: очевидным фаворитом фестиваля была «Голубая Планета», аквариум в Копенгагене по проекту бюро 3XN.
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Спортивный колледж Fontys в Эйндховене бюро Mecanoo. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
«Гражданские проекты и общество». Центр возможностей для женщин в Руанде бюро
Sharon Davis Design. Предоставлено WAF
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре
CHANG Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре
CHANG Architects. Предоставлено WAF
«Старое и новое» – приспособление дворца Разумофски в Вене бюро Baar-Baarenfels Architekten. Предоставлено WAF
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF
|