Студенты на склоне

По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.

mainImg

«Древолюция» в этом году случилась в двадцать первый раз, и, по многим отзывам, это был один из самых удачных, насыщенных и интересных практикумов. Если в 2022 и 2023 году фестивальной площадкой были территория завода Николая Белоусова «ОБЛО» и соседней с ним деревни Дмитровское, то теперь фестиваль переместился на другой, северный берег Галичского озера, к селу Туровское: на крутой склон пойменного луга, на участок туристической тропы «Галичское Заозерье». 

И совпал с национальным off-road велопробегом, так что часть объектов так или иначе откликнулась на спортивный настрой. Там, к примеру, был и факел-старт и арка-финиш.

Тема фестиваля 2024 года звучала так: «О.зерО.О.». 

Получившиеся объекты образовали архитектурный парк «Древолюция» – его торжественно открыли 4 августа 2024 года. Объекты открыты для посещения. В практикуме приняли участие 77 студентов архитектурных и строительных вузов из Москвы, Казани, Ярославля, Костромы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тамбова. Было построено 9 объектов. Показываем все объекты с авторскими описаниями. Многие из них вошли сейчас в шорт-лист премии Архи WOOD, по которому как раз можно проголосовать

Ну, а первое место досталось самому загадочному проекту [А]гнозис – он нашел в лесу тропинку, осмыслил ее, а выглядел как плохо сохранившийся частокол XIV века... Но очень, очень романтично, прямо-таки Гюбер Робер. ЮТ

1 / [А]гнозис

Команда «50.000 мм»: Никита Агин, Алена Ефимова, Екатерина Левус, София Кузьмина, Арсен Папоян, Бэлла Моисеева.
Объект [А]Гнозис, Древолюция 2024, 1 место
Фотография © участники Древолюции

[А]гнозис или [не]знание – незнание того, что находится за стеной деревьев, что все это время в лесу шла тропинка, параллельная основной дороге; и незнание того, что тебя ждет во время прогулки по этой тропинке, чуть-чуть выглянувшей из чащи, там, где и стоит наш частокол. В названии мы отделяем “А” в слове «агнозис» скобками, так же как и аркой в лес мы будто приоткрываем занавес и показываем проходящим кулисы из массивных деревьев, а, подойдя ближе, люди находят ту самую тропинку, все это время скрытую от их взглядов. Наш проект открывает идущим мимо другую дорогу, дорогу по лесу, красивую, таинственную и, возможно даже, немного сказочную.
  
  
2 / На юг
Команда «Завтра»: Михаил Гаркуша, Фёдор Драницын, Алиса Стенберг, Андрей Рымов, Денис Симин, Елизавета Кичук, Ольга Ягуткина, Василиса Серова, Геннадий Кочкин, Александра Капельницкая, Анна Золотова, Матвей Натанзон, Ярослав Власенко, Маргарита Гудкова.
Объект «На юг», Древолюция 2024, 2 место
Фотография © участники Древолюции

…Взмах крыльев перелетной птицы переносит нас в точку, где недосягаемое становится ближе…»

«НА ЮГ» – арт-объект, направляющий внимание зрителя на Галичское озеро и Троицкий собор. Возведен на холме в селе Туровское в рамках конкурса «Древолюция 2024». 

Объект, как и перелетные птицы, стремится на юг. Белощекие казарки, прилетевшие на Галичское озеро в 2017 году, вдохновили авторов на создание формы, повторяющей траекторию взмаха крыльев. Сужение платформы приводит человека к точке фокуса, началу координат – моменту уединенного созерцания природы. Объект гармонично взаимодействует с окружающей средой и завершает восходящий рельеф местности.
  
 

Конструкция образует самонесущий каркас из треугольников, разворачивающихся ближе к началу композиции. Ее жесткость обеспечена за счет дополнительных стоек и четырех забетонированных свай, нивелирующих горизонтальное кручение. В местах соприкосновения с землей объект обработан антисептическим раствором.

Последовательное возведение сооружения позволило скрыть все крепежные элементы.

«НА ЮГ» – об умении видеть и ловить сокровенное, ощущать мир сквозь призму ограниченного пространства.
3 / Бесконечность
Команда «Квадрат»: Мария Ярославцева , Елизавета Ярославцева , Дарья Казарина, Александра Белоусова.
Объект «Бесконечность», Древолюция 2024, 3 место
Фотография © участники Древолюции

Данная конструкция должна была отобразить бесконечное передвижение по ступеням, приводящее в итоге к одной точке, в которой находится яблоня, один из символов цикличного процесса, повторяющегося снова и снова. 

Идейно яблоня должна стать центральной точкой объекта, который станет местом спокойствия и гармонии.
 
 

  
Нашей главной задачей было свести все пути в одну точку, именно поэтому мы выбрали восьмерку – число, обозначающее бесконечность. Мы хотели, чтобы наш объект стал не только символом безграничности, но и отобразил цикличный путь.

Для воплощения данной идеи мы выбрали самый крутой склон из возможных и разместили объект как можно выше, чтобы с самой высокой точки открывались БЕСКОНЕЧНЫЕ пейзажи. 

«Бесконечность» манит подняться на нее, пройти по дорожкам и увидеть всю безграничность и красоту мира.
Храм воды
Команда «стадо»: Ани Хачатурян, Владимир Гришин, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Виталина Туманова, Елизавета Тренина, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Ваче Хачатурян, Дмитрий Бурмистров.
Объект «Храм воды», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Выбирая место у родника, мы поставили перед собой задачу спроектировать в первую очередь функциональный объект. Помимо реализации практической задачи – организовать удобный доступ к воде, мы стремились воссоздать ритуалы почитания и умывания. Опускаясь к колодцу, мы непроизвольно видим свое отражение в источнике, который становится зеркалом и способствует самосозерцанию.

В Храме Воды мы избегаем прямых отсылок к культовым сооружениям, каждый посетитель находит свой ассоциативный ряд – будь то японская пагода или причудливая избушка. Выразительность формы объекта достигается благодаря размаху кровельной конструкции в 11 метров. Мы используем тонкие доски для визуальной интерпретации сруба, создавая эффект прозрачности. Объем, расширяющийся кверху по двум фасадам, издалека создает ощущение взлета, а при приближении акцентирует внимание на входе. Портал оформлен балками, повторяющими форму крыши, и увенчан массивным коньком. В конструкцию также встроены лавочка и полка, которые приглашают посетителей храма остановиться и перевести дух.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Храм воды», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Учитывая пожелания местных жителей, мы укрыли конструкцию поликарбонатом, создавая навес, защищающий источник от осадков и мусора. Таким образом, храм обеспечивает очищение не только духовное, но и физическое.
Факел
Команда «к0с-м0с»: Максим Кузнецов, Юлия Гаевая, Юлия Сорокина, Елизавета Айрапетян, Дмитрий Рогачиков, Николай Смирнов, Иван Кидинов, Любовь Кидинова, Екатерина Денисюк.
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

«Факел» – деревянная смотровая площадка с панорамным видом на Галичское озеро. Объект расположен на туристической тропе у села Туровское и открывает экспозицию «Древолюции 2024».

В Галичском Заозерье круглогодично проходят спортивные мероприятия, поэтому первая ассоциация со словом «спорт» – Олимпийский факел – и легла в основу визуальной составляющей нашего объекта. 
  • zooming
    1 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «Факел», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Форму объекта определили в первую очередь рельеф и функциональность: спиралевидный пандус, символизирующий постоянное совершенствование и движение, позволяет посетителям плавно подняться над склоном небольшого холма на смотровую площадку, расположенную на высоте 2-х метров над ним. Расширяющиеся книзу опоры пандуса приглашают посетителей подняться, а ограждения площадки с сильными вертикальными выносами символизируют горящее пламя.
 
Ихтис
Команда «Меря»: Вера Нестерова, Соня Соловьёва, Арина Саргсян, Анна Ильичёва, Мария Осинникова, Анна Пустеленина, Юля Иогансон, Леонид Сменов.
Объект «Ихтис», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

«Ихтис» – объект, вдохновленный историей места, символ, объединяющий эпохи. В его основе лежит орнамент клинков бронзового века, найденных в селе Туровском. Рыба, выплывающая меж двух холмов, – как мост между двумя религиями и временами. Эта форма также не случайна: она вдохновлена фигурами животных из Галичского клада.

В то же время рыба – не только частый образ среди языческих реликвий, но и символ Христа.
  • zooming
    1 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    9 / 9
    Объект «Ихтис», Древолюция 2024
    © Вера Нестерова

В основу конструкции лег принцип строительства архангельских рыбацких мостов, где между несущими крестами укладывался горбыль. Стоит отметить, что в нашем объекте горбыль создает иллюзию хребта рыбы, изламываясь и накладываясь друг на друга.
Златник
Команда «Муха»: Таисия Дашкевич, Юлия Кашко, Арина Красильникова, Елизавета Новикова, Мария Провилкова, Ксения Рашевская, Екатерина Фроленкова, Софья Щербак.
Объект «Златник», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Человек постоянно стремится вверх – достичь чего-то большого и сложного – найти сокровище или забраться на самый высокий холм. Но часто людям нужно 
спуститься на землю, в самый низ, к нулевой отметке, откуда можно взглянуть на жизнь иначе.

Златник – это клад, это долгожданный отдых после велосипедной прогулки, вид на ночное звездное небо или вечерние туманы. Это возможность осмотреть из одной точки все инсталляции как с амфитеатра, не поднимаясь, а наоборот – немного спустившись, спрятавшись в траву, прилечь и насладиться видом. Златник привлекает своей простотой и универсальностью, он объединяет людей.  Что только не видели в этом люди – кто-то возил тележки до солнышка, кто-то подбегал к цветочку. Издалека кто-то может подумать, что это компас, указывающий путь, кому-то может показаться, что это солнечный диск, а кто-то и впрямь увидит в этом артефакт потерянного сокровища. 

Каждый сам определяет свой клад. Златник не нужно искать, он доступен любому.
  • zooming
    1 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
  • zooming
    5 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    8 / 8
    Объект «Златник», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
 
Восход
Команда «Сучки»: Олеся Андреева, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Степан Гордиенко, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова 
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

На территории, выданной для строительства объектов, проходит велосипедная и лыжная трасса, а также развивается пешеходная тропа. Перед нами стояла задача, разнообразить путь спортсменов и туристов, придать им мотивацию к дальнейшему движению.

Если идти по тропе, изгибающейся вдоль леса, то вдалеке, сквозь заросли, можно увидеть устремленную к небу белую фигуру. Объект – шесть свай, стянутых досками, на которых лежат ступени. Кверху сечение досок становится меньше, придавая конструкции визуальную легкость – как будто лестница растворяется в облаках. 
  • zooming
    1 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    6 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    7 / 7
    Объект «Восход» Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

У подножия холма конструкция становится триумфальной аркой, символизирующей финиш. Чтобы достичь его, нужно преодолеть крутой подъем по 10 метровой лестнице. Пройдя тернистый путь можно присесть в амфитеатр, отдохнуть и почувствовать себя победителем. Через рамку конструкций вы наслаждаетесь пейзажем. Манящий вид заставляет взобраться выше по следующей лестнице, символизирующей подъем на пьедестал. Находясь на вершине, создается ощущение полета. И вот перед вами открывается вид на озеро. Наклонная конструкция дает ощущение, что вы парите над землей, тем самым призывая не останавливаться на достигнутых целях, а преодолевать себя.
and-ШПИЛЬ
Команда «383»: Александр Грицин, Анастасия Корнилова, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова, Елизавета Росс.
Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
Фотография © участники Древолюции

Объект «and-ШПИЛЬ» – это и последняя часть нашей пространственной игры, и шпиль, к которому от дороги, пролегающей по полю, ведут ритмы-ступени.

Высота объекта 9,2м, в основе – каркас из срощенного бруса. Сверху – покрытие из горбыля, что усиливает визуальную связь с природным окружением. Черная матовая покраска создает эффект обугленной древесины. 

Объект, ставший за счет последнего ритма-пика пространственной доминантой, расположен в конце поля, в первой части Галичского Заозерья, на возвышенности. Если зритель идет по тропе, шпиль то исчезает на фоне темного леса, то темным острием рассекает голубое небо. 

Архитектурное решение определило не только рельеф, но и проходящие на этой тропе соревнования – стела может стать определенной точкой фиксации части маршрута.
  • zooming
    1 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    2 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    3 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    4 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции
  • zooming
    5 / 5
    Объект «and-ШПИЛЬ», Древолюция 2024
    Фотография © участники Древолюции

Ритмо-метры ступеней создают резонанс  с человеком, двигающимся по ним вверх-вниз, и при подходе к конечной точке маршрута, на самом шпиле превращаются в аритмию рваного силуэта поверхности. На пике шпиля ритм замирает, превращаясь в точку начала и конца Древолюции’24 – «0.зер0.0.».

***


Жюри практикума 2024 года: 
Тотан Кузембаев
Юлия Шишалова
Оскар Мамлеев 
Елена Гонсалес
Анатолий Голубовский
Светлана Головина
Антон Ланге
Антон Мальцев
Владимир Плоткин
Алексей Лубный
Игорь Козак
Владимир Кузьмин
Алексей Козырь
Наталья Лобанова
Евгений Радкевич
Наталья Колесова
Иван Чувелев
Елена Клепикова      
Ольга Калина
Надежда Меньшикова 
Константин Носов 
Наталья Сорокина
Виктория Гуськова
Инна Власова
Мария Бартель
Евгения Уткина
Мария Анисимова
Мария Осокина
Екатерина Шишова
Арсений Род
Елизавета Кестер

Авторы фотографий: участники практикума; имена перечислены в составе каждой команды. 
 

30 Августа 2024

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.