Примем – не примем. Заседание общественного совета 17 декабря

Повестка прошедшего общественного совета была предельно насыщенной – 10 объектов, половина из которых буквально-таки всплыла из небытия многолетнего болтания по чиновничьим коридорам. Однако положительного исхода в судьбе «долголетников» так и не последовало – проект дома в 4-м Котельническом переулке, а также проект здания на месте хлебозавода на Валовой улице (ТПО «Резерв») отправлены на доработку, дома на Проспекте Мира (бюро «Остоженка») вообще не будет. Также на дообработку отправили вторую часть 'Westrn gate' на Можайском шоссе. Совет оказался благосклоннее к проектам с социальной ориентацией: приняли концепцию западного речного порта, проекты стадиона в Измайлово, еврейского общинного центра и пересадочных узлов «Выхино» и «Косино».

mainImg

Александр Кузьмин открыл заседание обсуждением реконструкции западного речного порта, представляющей непосредственный интерес для мэрии, поскольку порт будет обслуживать Москву-Сити. Он расположен на противоположном берегу, напротив ММДЦ. Проект уже побывал на совете и после корректировки резко поубавил в высоте, сократившись до 2-х этажей, чтобы не испортить виды на знаменитую церковь Покрова в Филях. В комплексе остались автостоянка на 8 тыс. мест и функция логистики, использующая сразу три вида транспорта – железную дорогу, реку и новую магистраль, связывающую северный дублер Кутузовки со Звенигродским шоссе. Со стороны города порт выглядит как «зеленая территория в холмах» – так охарактеризовал проект Александр Кузьмин. Мэру концепция понравилась, ее приняли.

Следующим на дискуссию вынесли предпроектное предложение по реконструкции стадиона в Измайлово, подготовленное ГУП Моспроект-4 (Андрей Боков, Дмитрий Буш). Центральный стадион столицы начали строить здесь еще в 1930-е. Тогда он носил имя Сталина, а одним из авторов проекта был Борис Иофан. Перед Олимпиадой 1980-го стадион перестроили, сохранив от прежнего сохранился «бункер» под игровым полем. В новом проекте предлагается вернуть иофановское решение фасада и воссоздать небольшой участок стадиона по первоначальному проекту. Будет реконструировано легкоатлетическое ядро с футбольным полем, стадион будет приспособлен под соревнования по регби. В новой части заметны два козырька изогнутой формы – под одним расположены зрительские места, под другим, покрупнее – спортивная гостиница на 200 номеров. Проект рассматривался повторно – в предыдущем варианте он захватывал часть природного комплекса, архитекторам порекомендовали это устранить; теперь «вопрос решили», и мэр с нынешним вариантом согласился.

Проект еврейского общинного комплекса в Спасоглинищевском переулке (который официально именуется так: развитие территории под комплекс) уже рассматривали на совете, и сравнительно недавно. Помнится, тогда мэр пригрозил отобрать участок у двух его совладельцев (двух разных общин), если они не смогут договориться между собой. И надо же, договорились! Нынешняя концепция, выполненная мастерской АРТЭ+ под руководством Владимира Юдинцева, была оценена советом положительно. Комплекс состоит из синагоги и общественно-культурного центра, который в свою очередь тоже состоит из двух частей: верхней (выше по переулку), с общинным центром, рестораном, апартаментами – и нижней, с конференц-залом, учебным центром, мини-гостиницей и пр. Застройка, разбита на группки прилепившихся друг к другу строений, на вид она хаотична и кажется остатками расколовшегося на части массива. Что очень точно отображает известный архетип восточного города. Эти миниатюрные кварталы, разделенные тремя внутренними улицами, ведущими к синагоге, немного даже напоминают иерусалимские. В отделке даже предлагается использовать привезенный оттуда камень. Застройка следует ступенями за перепадом рельефа и масштабно сделана мельче синагоги, которая здесь выступает абсолютной доминантой. Этажей, ввиду того что это охранная зона Кремля, мало: всего 2 по фронту улицы и 4 в глубине.

Вполне логичные в еврейском центре иерусалимские аллюзии, правда, совет не одобрил. Александр Кудрявцев предложил вместо того, чтобы везти камни из Израиля, взять за основу историческую застройку квартала и «держаться этой мерности». Мэр с ним согласился, заметив, что «сейчас это больше Тель-Авив, а не Москва, но как предложение к размещению можно принять».

Масштабный проект развития территории западной части Нагатинского полуострова под  городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ» мэр зарезал на корню. Нагатинская пойма – место ответственное, и Юрия Михайловича не удовлетворило то, как авторы проекта, ГУП НИиПИ Генплана и мастерская Якова Чернихова, использовали его потенциал, в частности как спроектировали набережную. Концепция предполагает постепенный вывод промзоны с 32 гектаров полуострова и застройку освободившейся территории зданиями  общественно-производственной функции, т.е. корпусами технопарка на 5 участках (6-й вдоль реки озеленяется). Представленное совету планировочное решение сформировано квадратными модулями корпусов, выстроенных в ряд, которые внизу имеют общее пространство наподобие внутренней улицы. Отдельно на набережной возвышается объем гостиницы из двух полукруглых «лепестков», весьма условный по архитектурному решению – на этот объект Александр Кузьмин предложил провести отдельный конкурс. Мэру гостиница напомнила «отвалившуюся высокую подошву», а решение набережной в целом он назвал «отвратительным», указывая на его незавершенность: «Красоты во всем этом мало», – заключил Юрий Лужков и проект завернул.

Далее совет ознакомился с проектами транспортно-пересадочных узлов «Выхино» и «Косино», которые входят в большую концепцию строительства магистрали Москва –Ногинск и путепровода над Рязанским направлением МЖД. Как пояснил Александр Кузьмин, часть строящихся сегодня пересадочных узлов для «организованного пересаживания» народа с наземной железной дороги на метро – коммерческая (Тушино, Планерная), а наиболее загруженных местах – там, где узлы особенно нужны, их строит город. Так, в Выхино на средства города полностью (исходя из наиболее удобной организации потоков) будет реконструирована территория рядом метро, и там же вырастет здание пересадочного узла – от всего нагромождения «коммерческой нагрузки» в прошлом варианте, в новом остался один лишь уровень обслуживающих помещений. Узел предполагает также строительство гаражей – «перехватчиков», в Выхино – на 3 тыс., в Косино на 4 250 машин. Автор архитектурного проекта Тимур Башкаев нашел, как отметили члены совета, выразительное решение, отразив назначение здания в его форме, которая напоминает – в профиль – нос скоростного поезда. Юрий Лужков счел работу основательной и призвал одобрить.

Многострадальному проекту здания в 4-м Котельническом переулке повезло меньше – с ним опять вышла загвоздка. Вот уже лет 10 как на Котельнической набережной в районе Швивой горки зияет дыра стройплощадки, где все никак не может вырасти то, что там задумывалось. Естественно, функция его к сегодняшнему дню поменялась – теперь это жилье, менялись и композиционные решения, одно другого причудливей, совету было представлено как минимум четыре, последнее выполнено бюро «Ракурс», возглавляемым Алексеем Куренным. Швивая горка некогда была застроена усадьбами, сейчас, правда, по ее гребню идут монументальные сталинские дома, позднее выросли два дома-пластины,  и уж совсем недавно масштаб окончательно изменил банк, выстроенный на набережной по проекту Леонова. Тем не менее район входит в охранную зону, поскольку, как сказал Валерий Шевчук, тут сохранился один особнячок, а также здание шелкопрядильной фабрики, посему этажность не должна превышать 3-4, в то время как в рассматриваемом проекте – все 10.
 
Его архитектурная композиция, наиболее внятная из всех прошлых вариантов – двумя мощными пилонами объем ступенчато понижается к реке от 10 до 5 этажей. Здесь он завершается стилобатом, сильно выдвинутым на набережную, буквально «съедая» полосу зелени, наподобие стоящего рядом банка. На что указал, в частности, Михаил Посохин, признав объемы великоватыми. В защиту авторов прозвучало, что они работали в объемах, некогда заданных инвестором, и весьма ловко поместили внутрь все необходимые квадратные метры, значительно вкопав объем в землю – на 5 уровней. «Закон суров, но он закон», – заметил на это Александр Кудрявцев, пусть решение и неплохое, но чтобы его реализовать, нужно перекраивать охранные зоны, нельзя здесь 10 этажей строить, закон запрещает.
 
А вот мэру здание не понравилось категорически, потому что оно, по словам градоначальника, «нагло выперло» на набережную, а в своих пилонах затаило коммерческий умысел: «Почему здание двурогое? Для увеличения площадей? Это не архитектура, это площади! Кончать с этим надо!». По мнению Юрия Лужкова, требуется непременно отодвинуть стилобат и оставить «зеленые цепочки», а саму архитектуру, которую мэр охарактеризовал как «разухабистую» и «развалистую», переделать. Вопрос с охранной зоной повис в воздухе.

Предельно кратко Александр Кузьмин доложил концепцию размещения многофункционального комплекса на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД, разработанную бюро «ABD architects» и «С.П. График», однако при всех видимых достоинствах проект, рассматриваемый некоторыми членами совета под лупой с двойным увеличением, так и не прошел.

Проект представляет собой вторую очередь бизнес-парка «Западные ворота», которую по проекту Бориса Левянта достраивают с другой стороны Можайки. Это второй «пилон» западных ворот – четыре овальных 9-ти этажных офисных корпуса. Они развернуты под разными углами вокруг многофункционального комплекса, план которого напоминает сектор круга, где три разновеликих блока со «слоистой» структурой объединены пониженной зоной торговли. Все сооружения имеют озелененные кровли. Композиция въезда, таким образом, формируется одним из овальных корпусов из 2-й очереди и запланированным Левянтом административно-офисным зданием в 15 этажей с противоположной стороны. На пересечении Можайки с улицей Говорова отдельно поставлена высотная доминанта гостиницы, треугольная в сечении.   

Мэру представленная архитектура не понравилась. По словам Юрия Лужкова, «она вносит диссонанс. Уж точно, эклектика так эклектика!», заметил мэр, указывая при этом на разную форму корпусов, овальных с одной стороны и геометрических с другой. Сужение въезда также показалось ему неуместным и недостаточно парадным, поэтому Юрий Лужков проект отклонил.

Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83, над проектом которого несколько лет назад работало бюро «Остоженка», упустил свой последний шанс на осуществление. Как рассказал Александр Кузьмин, суд по делу о точечной застройке в отношении этого дома жители проиграли, однако тяжбы не прекратились, поэтому проект попал на общественный совет, и мэр, таким образом, выступил в этом споре третейским судьей. Юрий Лужков, долго не думая, проект запретил, признав «точечным»:  «По площади и нагрузке перебор, по архитектуре даже определений каких-то трудно сделать».      

Последним обсудили старый проект здания с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. Здание как раз формирует угол Серпуховской площади, поэтому авторы проекта – ТПО «Резерв», продолжившие проектирование после смерти В. Степанова, которому принадлежит первый вариант объемно-пространственной композиции, предложили концепцию «шарнира». Во всех четырех вариантах, показанных совету, форма дома стремится к округлой, помещения хлебозавода либо вынесены в отдельный объем (варианты 2 и 4), либо встроены в единый массив. Функционально все варианты устроены одинаково, имея на первом этаже булочную и столовую для сотрудников, а выше все запланированные «обслуживающие» помещения.

По мнению Андрея Бокова, здание, призванное оформить облик элипсообразной Добрынинской площади не может быть «самодостаточным и центрическим», а должно быть более «деликатным и точным». В свою очередь Юрий Лужков обрушился на раздутые объемы, хоть и заложенные в ранее принятые постановления, вновь уличив инвестора в корыстолюбии, а не заботе о городе: «Это здание как слон в посудной лавке. В этом красивом месте недопустим такой монстр». Не разрешить инвестору строить тут, конечно, нельзя, продолжил мэр, однако только при условии резкого уменьшения объема и исключительно жилой функции. Против хлебозавода мэр возражать не стал.

Амбициозный проект высотного комплекса в Алтуфьево, значащегося в повестке 10-м номером, решили отложить до следующего заседания.

Проект реконструкции западного речного порта. ОАО «Метрогипротранс».
Реконструкция стадиона в Измайлово. ГУП Моспроект-4.
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+». Макет
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+».
Концепция развития территории в Спасоглинищевском пер. под московский еврейский общинный комплекс. АМ «АРТЭ+».
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График». Макет
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График» (слева). Реконструкция стадиона в Измайлово. ГУП Моспроект-4. (справа)
МФК на пересечении Можайcкого шоссе с МКАД. «АБД» и «С.П. График».
Концепция развития территории западной части Нагатинского полуострова под городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ». ГУП НИиПИ Генплана, АМ Якова Чернихов. Макет
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв».
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв». Макет
Здание с обслуживающими функциями и хлебозаводом на пересечении Бол. Серпуховской и Валовой улиц. ТПО «Резерв».
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс».
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс». Макет
Здание в 4-м Котельническом переулке. АБ «Ракурс».
zooming
Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83. АБ «Остоженка».
zooming
Жилой комплекс на Проспекте Мира, 83. АБ «Остоженка».
МФК в Алтуфьево. ЗАО «Курортпроект»
МФК в Алтуфьево. ЗАО «Курортпроект»

19 Декабря 2008

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.