Архитектурные исследования – это важно
Рубен Аракелян:
Исследования мне близки, потому что у меня есть ученая степень. Я окончил МАРХИ, потом написал диссертацию о городских пустотах между зданиями – улицах, дворах, и о том, как они мутировали со временем под воздействием экономики, политики, технологий.
В целом, исследования расширяют кругозор, позволяют посмотреть на город шире. Например, наше бюро было куратором на «Открытом городе» – конференции, которая проводится Москомархитектурой. Вместе со студентами мы в течение 10 дней исследовали городские швы – небольшие промежутки между зданиями, шириной 60–100 см. Они появлялись в тех местах, где прокладывали городские магистрали – резали здания, кварталы. Подобных швов очень много в районе Нового Арбата.
Мы пытались найти интересные сценарии использования даже для таких малых пространств. Это помогает расширить фокус зрения на город.
Мы уверены, что для архитектора очень важно критическое мышление. Он должен не просто работать для заказчика или города, а подниматься на уровень выше, быть креатором, который видит ситуацию в целом.
Последствия деятельности архитектора нельзя снести, стереть ластиком или убрать, как картину со стены. Они остаются с людьми на столетия, поэтому каждое решение в городе должно быть продиктовано здравым смыслом, опытом, профессиональной компетенцией.
→ Посмотреть полное интервью с Рубеном Аракеляном и основателями других архитектурных бюро можно на ютуб-канале GMK: Архитительный выпуск | GMKTalks in the show №4
«Застройщик дал нам ТЗ и мы его выкинули»
Очень часто архитекторы получают от заказчика ТЗ и работают исключительно по нему. Это не всегда правильно, порой техзадание сделано на основе только коммерческих и меркантильных потребностей. Оно не учитывает качество городской среды, общественного пространства, работу с контекстом.
Исследование – необходимая часть работы любого хорошего архитектора. Перед тем, как он берется за работу, он должен оценить место, участок, окружение, потоки, и решить, правильно это или неправильно.
Девелопер смотрит на здания изнутри – как на продукт, который он продает людям. Архитектор же должен объяснить заказчику, что тот работает в городе и должен соблюдать принципы градостроительства, урбанистики. Город – как живой организм, это надо учитывать.
И здесь мяч на стороне архитектора – насколько он харизматичный, начитанный, насколько аргументированно он доносит позицию и может убедить заказчика сделать так, как он считает там правильным.
В 2016 году мы работали с ЖК Cameo Moscow Villas в Москве. Девелопер дал понятное, четкое ТЗ, а мы его выкинули. Уже тогда профессионально понимали, что в этой локации (улица Долгоруковская, метро Новослободская) нужно сделать иначе. Клиент хотел уникальный продукт для Москвы, поэтому мы предложили свое видение. Сошёлся риск и амбиции – молодое бюро и молодой девелопер.
Опыт оказался успешным – девелопер продал квартиры дороже, чем планировал, и получил знаковый продукт, который сейчас планируют тиражировать по всей стране. Все в руках архитектора.
Если и архитектор, и девелопер заинтересованы в качественном продукте, то почему так много архитектурного фастфуда?
Не могут все быть Леонардо да Винчи или Тицианами, это же творческая профессия. Невозможно сделать успех стандартом. Архитектурный фастфуд появляется тогда, когда архитекторы получают от девелопера ТЗ и четко ему следуют, без каких-либо отклонений, без критичного подхода.
Зачастую это характерно для масс-маркета. Для создания проектов премиум-сегмента обычно привлекают более успешных, именитых архитекторово, там нужна «архитектура от кутюр». Например, когда мы работаем с премиум-сегментом, то даже участвуем в продажах, рассказываем потенциальным клиентам о доме.
Стандарт-класс больше ориентирован на потоковость, но и в нем можно найти интересные решения и получить за них архитектурную премию.
В 2020 году мы работали с проектом DIN HAUS, этот скромный домик на Нижней Масловке получил архитектурную премию Москвы. Он сделан в стиле немецкого баухауса, с проработанными деталями – аккуратный, скромный. Он был очень коммерчески успешен.
Так что всё в руках архитектора.
***
Героями «Архитительного выпуска» также стали Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Евгений Герасимов, основатель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнёры», Кирилл Губернаторов, сооснователь архитектурного бюро Megabudka, Инна Крылова, директор «Школы наследия».
Этот и другие выпуски о комплексном развитии городов, продуктовых трендах и взаимоотношении девелопера и риелтора можно посмотреть на YouTube-канале GMK.