Городские швы и архитектурный фастфуд

Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.

mainImg
Компaния:
GMK (ООО «Маркетинг-Консультант»)
Сайт:
gmk.ru
Один из героев выпуска – сооснователь архитектурного бюро WALL Рубен Аракелян. Он рассказал о важности критического мышления для архитектора в студии GMKTalks in the Show. В этом материале – часть интервью с Рубеном. Полную версию можно посмотреть в выпуске. 

Архитектурные исследования – это важно

Рубен Аракелян:
Исследования мне близки, потому что у меня есть ученая степень. Я окончил МАРХИ, потом написал диссертацию о городских пустотах между зданиями – улицах, дворах, и о том, как они мутировали со временем под воздействием экономики, политики, технологий. 

В целом, исследования расширяют кругозор, позволяют посмотреть на город шире. Например, наше бюро было куратором на «Открытом городе» – конференции, которая проводится Москомархитектурой. Вместе со студентами мы в течение 10 дней исследовали городские швы – небольшие промежутки между зданиями, шириной 60–100 см. Они появлялись в тех местах, где прокладывали городские магистрали – резали здания, кварталы. Подобных швов очень много в районе Нового Арбата. 

Мы пытались найти интересные сценарии использования даже для таких малых пространств. Это помогает расширить фокус зрения на город. 
  • zooming
    1 / 3
    Фрагменты проектов участников воркшопа «Городские швы». Источник: https://wal-l.net/research/urban-seams.htm
    Изображение © WALL
  • zooming
    2 / 3
    Фрагменты проектов участников воркшопа «Городские швы». Источник: https://wal-l.net/research/urban-seams.htm
    Изображение © WALL
  • zooming
    3 / 3
    Фрагменты проектов участников воркшопа «Городские швы». Источник: https://wal-l.net/research/urban-seams.htm
    Изображение © WALL


Мы уверены, что для архитектора очень важно критическое мышление. Он должен не просто работать для заказчика или города, а подниматься на уровень выше, быть креатором, который видит ситуацию в целом. 

Последствия деятельности архитектора нельзя снести, стереть ластиком или убрать, как картину со стены. Они остаются с людьми на столетия, поэтому каждое решение в городе должно быть продиктовано здравым смыслом, опытом, профессиональной компетенцией. 

→ Посмотреть полное интервью с Рубеном Аракеляном и основателями других архитектурных бюро можно на ютуб-канале GMK: Архитительный выпуск | GMKTalks in the show №4
«Застройщик дал нам ТЗ и мы его выкинули»

Очень часто архитекторы получают от заказчика ТЗ и работают исключительно по нему. Это не всегда правильно, порой техзадание сделано на основе только коммерческих и меркантильных потребностей. Оно не учитывает качество городской среды, общественного пространства, работу с контекстом. 

Исследование – необходимая часть работы любого хорошего архитектора. Перед тем, как он берется за работу, он должен оценить место, участок, окружение, потоки, и решить, правильно это или неправильно. 

Девелопер смотрит на здания изнутри – как на продукт, который он продает людям. Архитектор же должен объяснить заказчику, что тот работает в городе и должен соблюдать принципы градостроительства, урбанистики. Город  – как живой организм, это надо учитывать.

И здесь мяч на стороне архитектора – насколько он харизматичный, начитанный, насколько аргументированно он доносит позицию и может убедить заказчика сделать так, как он считает там правильным. 

В 2016 году мы работали с ЖК Cameo Moscow Villas в Москве. Девелопер дал понятное, четкое ТЗ, а мы его выкинули. Уже тогда профессионально понимали, что в этой локации (улица Долгоруковская, метро Новослободская) нужно сделать иначе. Клиент хотел уникальный продукт для Москвы, поэтому мы предложили свое видение. Сошёлся риск и амбиции – молодое бюро и молодой девелопер. 
ЖК Cameo Moscow Villas
Изображение © WALL

Опыт оказался успешным – девелопер продал квартиры дороже, чем планировал, и получил знаковый продукт, который сейчас планируют тиражировать по всей стране. Все в руках архитектора. 
Если и архитектор, и девелопер заинтересованы в качественном продукте, то почему так много архитектурного фастфуда? 

Не могут все быть Леонардо да Винчи или Тицианами, это же творческая профессия. Невозможно сделать успех стандартом. Архитектурный фастфуд появляется тогда, когда архитекторы получают от девелопера ТЗ и четко ему следуют, без каких-либо отклонений, без критичного подхода. 

Зачастую это характерно для масс-маркета. Для создания проектов премиум-сегмента обычно привлекают более успешных, именитых архитекторово, там нужна «архитектура от кутюр». Например, когда мы работаем с премиум-сегментом, то даже участвуем в продажах, рассказываем потенциальным клиентам о доме. 

Стандарт-класс больше ориентирован на потоковость, но и в нем можно найти интересные решения и получить за них архитектурную премию. 
DIN HAUS
Изображение © WALL

В 2020 году мы работали с проектом DIN HAUS, этот скромный домик на Нижней Масловке получил архитектурную премию Москвы. Он сделан в стиле немецкого баухауса, с проработанными деталями – аккуратный, скромный. Он был очень коммерчески успешен. 

Так что всё в руках архитектора.

***

Героями «Архитительного выпуска» также стали Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Евгений Герасимов, основатель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнёры», Кирилл Губернаторов, сооснователь архитектурного бюро Megabudka, Инна Крылова, директор «Школы наследия».

Этот и другие выпуски о комплексном развитии городов, продуктовых трендах и взаимоотношении девелопера и риелтора можно посмотреть на YouTube-канале GMK.  

Поставщики, технологии

GMK (ООО «Маркетинг-Консультант»)

19 Июня 2024

Технологии и материалы
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Сейчас на главной
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля Усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.