Задача
Во время работы с московским девелопером на крупном объекте ИЖС в 2022 году специалисты компании познакомились с платформой Autodesk BIM 360 – именно этот софт использовал заказчик для управления проектом. «У девелопера был свой BIM-отдел, нас быстро ввели в курс дела, мы познакомились со структурой хранения данных, , – говорит Артур Фархутдинов, руководитель проектов MS Architects. – Среда общих данных значительно облегчила взаимодействие с заказчиками, сняла проблемы человеческого фактора, улучшила обмен информацией».Вскоре Autodesk BIM 360 стал одним из базовых программных продуктов «МС Архитектс». Планировалось его использовать и на очередном крупном проекте, включающем три стадии проектирования, – концепцию, проект и рабочую документацию. Однако к этому моменту программный продукт американского вендора уже был недоступен в России. Имея положительный опыт работы с BIM 360, специалисты понимали, что для эффективного взаимодействия им необходима аналогичная система, работающая в РФ.
Артур Фархутдинов, руководитель проектов MS Architects
«Ключевыми факторами при поиске альтернативного решения для нас были цена и возможность удобной совместной работы. И мне, руководителю проекта, и проектировщикам важен был обмен информацией с заказчиками на всех этапах: от исходных данных до проверки чертежей. Нужна была система, которая будет хранить всю документацию с сохранением версионности.
Раньше, когда проект выдавался в PDF, а замечания – в файлах Word, постоянно возникали споры. Сложно было точно установить, кто кому что отправил, кто когда получил. Отсутствие хорошей координации с заказчиком – один из значимых рисков в работе архитектурных бюро, который может привести даже к судебным разбирательствам».
Раньше, когда проект выдавался в PDF, а замечания – в файлах Word, постоянно возникали споры. Сложно было точно установить, кто кому что отправил, кто когда получил. Отсутствие хорошей координации с заказчиком – один из значимых рисков в работе архитектурных бюро, который может привести даже к судебным разбирательствам».
Проблема человеческого фактора
Эффективное и прозрачное взаимодействие, как с внешним заказчиком и строительным подрядчиком, так и внутри компании, было главной целью внедрения новой СОД. Компания считала невозможным возвращаться к «ручному управлению», которое практиковалось до появления Autodesk BIM 360. Работая с разрозненными файлами, руководство регулярно сталкивалось со спорными ситуациями, разрешение которых требовало времени на извлечение документации из архива и проверки всех взаимодействий. Во внутренних коммуникациях проблемы были связаны с человеческим фактором. «Мало кто готов сразу признать свою ошибку, – говорит Артур Фархутдинов. – Как правило, общение начинается с отрицания – нет, это не я, я все сделал правильно. А на самом деле сотрудник что-то забыл, загрузил не тот план или не ту версию. И это не было связано со злым умыслом, в работе такое случается, но на больших проектах поиск подобных проблем отнимает очень много времени».В общении с заказчиком слабая коммуникация также вела к сложностям. И наконец, существуют сложности и во взаимодействии со строителями. Уже во время стройки они часто выходят с собственными инициативами, лоббируя их через заказчика, доказывая, что их решение будет лучше и экономичнее.
Михаил Хорошавцев, генеральный директор MS Architects
Когда есть люфт во взаимодействии между исполнителем и заказчиком, всегда есть возможность для манипуляций: «вы нам не отправили», «мы не получили», «мы вас просили, вы не сделали». Подобные споры часто приводят к временным и финансовым потерям, когда нам приходится что-то переделывать не потому, что мы допустили ошибку, а потому что изначально получили некорректное ТЗ.
Подобных предложений бывает очень много, часто строители могут убедить руководство девелопера действовать по их плану, потому что он дешевле.
Чаще всего предложенный строителями вариант уже был нами рассмотрен, но не прошел технический контроль. Однако спорить с ними бывает трудно и долго, если нет возможности быстро найти все технические обоснования. СОД – тот инструмент, который позволяет сразу показать все замечания и согласования по конструкциям и попросить подрядчика обосновать свои предложения. Как правило, после этого предложения снимаются, и строители понемногу перестают их вносить.
Подобных предложений бывает очень много, часто строители могут убедить руководство девелопера действовать по их плану, потому что он дешевле.
Чаще всего предложенный строителями вариант уже был нами рассмотрен, но не прошел технический контроль. Однако спорить с ними бывает трудно и долго, если нет возможности быстро найти все технические обоснования. СОД – тот инструмент, который позволяет сразу показать все замечания и согласования по конструкциям и попросить подрядчика обосновать свои предложения. Как правило, после этого предложения снимаются, и строители понемногу перестают их вносить.
Решение
Компания рассмотрела несколько отечественных разработок, в том числе используемых заказчиками. Наряду с ценой и необходимыми инструментами взаимодействия важными критериями выбора были возможность загрузки моделей Revit без конвертации в PDF или DWG, а также наличие дополнительного функционала, в частности, для работы с замечаниями. Этим требованиям соответствовала СОД Sarex․«Еще одним фактором в пользу Sarex были хорошие отзывы со стороны ведущих игроков рынка – крупных девелоперов, наших текущих и потенциальных заказчиков», – отмечает Артур Фархутдинов.
Специалисты компании изучили презентации как Sarex, так и конкурентов, где посмотрели на решения в деле и получили ответы на свои вопросы, проконсультировались у коллег. Решение о внедрении СОД Sarex было принято оперативно, поскольку подобная платформа требовалась уже на текущем проекте.
Обучение работе в СОД проводилось на действующем проекте, в ходе взаимодействия с заказчиком. «Поскольку мы внедрили Sarex достаточно быстро и одновременно в ней работали, сложности, конечно, были, – говорит Артур Фархутдинов. – Некоторые инструменты были непривычны. Но поскольку альтернативой были Яндекс.Диск и Word, мы с коллегами достаточно быстро освоились в новой системе». Также СОД сразу начали использовать на совещаниях с заказчиком.
Результат
Внедрение Sarex состоялось во второй половине 2023 года. После внедрения бюро стало закреплять необходимость использования СОД для взаимодействия с заказчиками на уровне договора. Сегодня все проектировщики компании, кроме комплектаторов, работают в Sarex. Суммарно 14 пользователей в компании, а также 6 пользователей от заказчиков и 6 пользователей от подрядчиков работают в Sarex.По словам специалистов, внедрение Sarex позволило сократить время работы над проектом на 30%. Ускорение достигнуто за счет повышения эффективности коммуникации с заказчиком: СОД позволяет всем участникам проекта быстро получать доступ к нужной информации, включая историю замечаний и различные версии документов.
Отдельно специалисты отмечают удобство работы с замечаниями. «Их теперь сложно пропустить, мы четко видим, на каком узле или на какой линии стоит отметка, – говорит Артур Фархутдинов. – Наглядность графики с привязанными к чертежу замечаниями дает ясность, экономит время и позволяет забыть о параллельной работе в Word. Кроме того, мы постепенно приходим к тому, чтобы замечания выставлять не по одному, а все сразу. Это помогает видеть объем работы, избавляться от бесконечных мелких улучшений».
Взаимодействие, как с коллегами, так и с заказчиками стало прозрачнее. Версионность и история изменений позволяют быстро снимать спорные вопросы, демонстрировать проделанную работу, обосновывать как сроки, так и увеличение стоимости контракта из-за неучтенных в ТЗ переделок.
Наглядность СОД Sarex позволяет быстро показывать проект руководителям заказчика, не всегда имеющим достаточные компетенции для работы в специализированном ПО. «Лет десять назад работа измерялась выпущенными листами, приходилось идти в архив, брать альбом. Сейчас достаточно открыть платформу Sarex», – говорит Михаил Хорошавцев.
«К примеру, сейчас у нас в работе пятиэтажный дом с внутренним проездом и интересным фасадом, на этапе концепции мы обсуждаем его внешний вид, – рассказывает Артур Фархутдинов. – Раньше надо было распечатать все варианты фасада на цветном принтере, подготовить рендеры, потом долго их обсуждать на встречах. Сейчас я на совещании открываю 3D-модель, мы ее крутим, заказчик сразу вникает в суть вопроса и быстро принимает решения по внешнему виду. Кроме того, стало более простым взаимодействие и с инженерами: например, в модели есть каскадность, я ее показываю, технические специалисты заказчика сразу видят, что перепады слишком большие и мы быстро получаем обратную связь».
Специалисты также отмечают эффективность сотрудничества с командой Sarex. Во время знакомства у архитекторов и проектировщиков каждый день возникали вопросы, которые аккумулировались и передавались в Sarex․ «Мы оперативно получали ответы, консультации, даже комментарии по функционалу, которого пока нет, – говорит Артур Фархутдинов. – Хорошо, что компания Sarex прислушивается к пользователям, в том числе к пожеланиям по перспективному функционалу. Продукт постоянно развивается, мы следим за новостями, чтобы не пропустить что-то важное».
Получить больше информации об отечественной Среде общих данных Sarex можно на официальном сайте разработчика.