Нео в кубе

Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».

mainImg
Антиглобализм – тенденция глобальная. 

Она восходит к воспевателю несовершенств романтизму, а выражается в локализме, архаизме и всяческой увлекательной хтони. Поиск этот имеет инкубационные периоды и периоды расцвета, национальные и материковые особенности, но в целом его корни – в европейском интересе ко всему не-классическому после «переедания» Ренессансом. Примечательно, что каждый период всплеска интереса к национальным особенностям и народной культуре по сути и долгу ориентирован на локальный материал, но происходит в глобальном стилевом русле. Так было с историзмом-эклектикой, с модерном, и с увлечениями семидесятых – восьмидесятых. 

В этом смысле показательно, что на выставке «Природа предмета» в ГТГ – не в начале, а ближе к середине, так как она выстроена не по хронологии, – присутствуют вещи мастерской ТАФ Александра Ермолаева. Не 1980-х, но все же они самые ранние во всей экспозиции – с 2004 года, два табурета и столик-«половина луны», иронически интерпретирующий усадебную мебель.
  • zooming
    Консольный столик «Ироничная мебель». Александр Ермолаев, Юрий Кузнецов, Константин Шулика. 2011. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Консольный столик «Ироничная мебель». Александр Ермолаев, Юрий Кузнецов, Константин Шулика. 2011. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Их присутствие показывает связность попыток поиска современной версии «нового русского» дизайна во времени, а тот факт, что в паре современных скульптур наших современников читаются переклички с Бранкузи – еще и ту же связь, но в пространстве.

Поиск локальных корней для современного дизайна сфера продуктивная, поскольку позволяет разнообразить высказывание и наделить его, в шутку или всерьез, по-настоящему или кринжово, – у кого как получается, – дополнительными смыслами. Да и заказчику сказку рассказать, и хорошо, когда там в сказке мифы, Сирины с Алконостами, ведьмы с лешими, заговоры с приговорами, тьфу, привороты с повитухами, или наоборот, ангелы со святыми, – так сказка перестает быть маркетинговым приемом и эволюционирует в сторону эпоса, словом, так интереснее, живее, увлекательнее и приобщительнее. Не то что бутылку воды в супермаркете купить – а как налить самому из источника. Мы же знаем, что уже много лет подряд ко всем почти родникам в стране, или как минимум в МО, стоят очереди из хороших машин. 

Направление продуктивно для дизайнеров, но и дизайнеры – для направления. Они и правда наполняют его содержанием, особенно – когда увлекаются поисками новой образности для национальной темы. То есть когда работают так же, как их коллеги периода модерна и семидесятых, собирают материал, проецируют его на актуальный пластический язык. Сейчас это направление, по разным причинам, получает все больше интереса и поддержки. 
  • zooming
    1 / 5
    «Обереги Старой Ладоги». Марина Прибельская. 2023. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Вазы «Паужна». Светлана Попова / Гусевский хрустальный завод. 2022. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Кружевное панно «Под северным солнцем». НХП-фабрика «Северные узоры». 2024. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Вазы «Ларцы». Елена Квашнина. 2023-2024. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Элина Туктамышева занимается таким дизайном – его можно было бы назвать нео-нео-нео русским стилем, если считать модерн и семидесятников, – уже достаточно давно [см. наше интервью с ней], а в 2018 года, найдя единомышленников, проводит выставки «Трын*трава. Современный русский стиль». Проходят они в разных местах, когда-то в музее ДПИ на Делегатской, а последние 3 года в доме Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. 

Нынешняя выставка в ГТГ, месте по статусу несколько высшем, поскольку, как мы знаем, «все хотят висеть в Третьяковке», собраны предметы, которые на некоторых Трын*травах уже показывали. Например, самовар [2022] Юлии Корицы со слотом для айфона, – идея в том, чтобы все «сдали телефоны» и собрались за душевным чаем вокруг самовара. И самовар – на самом деле не русское изобретение, а английское, и смартфон не зло, но идея забавная. Вот только не удалось выяснить, предусмотрена для зарядка для айфона, но, кажется, нет; а надо бы. 
Арт-объект «Самовар анигаджет». Юлия Корица. 2022. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Показанный дизайн, в основном, довольно современен и красив, когда не впадает в крайности. Антипатии, к примеру, вызывают вазы из слоистого стекла в виде храмов: не ново, не эргономично и не интересно. 
Вазы-трансформеры «Собор». Анастасия Коптева и Александр Браулов, 52factory. 2023. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Временами авторы повторяются или «тянут» одну ноту, как сама Туктамишева в комоде с боками из лемеха, который вторит ее известным, из лемеха же, абажурам; впрочем нельзя исключать, что они составляют комплект. Но представим себе такой комплект: не многовато ли лемеха? Так развесишь абажуры, расставишь комоды, и покажется, что и комната на комната, а что ты забрался на купола Преображенской церкви в Кижах. Комоду, вообще-то, полагается стоять у стены, а этот претендует на место в пространстве. Впрочем, если площадь дома 2000 м2, то и для пузатого комода место найдется. Как-то он, сам собой, декларирует тягу к избыточности, свойственную купеческому сословию. 
  • zooming
    Комод «Полнолуние». Элина Туктамышева. Производство MRS Ruby. 2020. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Комод «Полнолуние». Элина Туктамышева. Производство MRS Ruby. 2020. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Моих фаворитов на выставке – четыре.

Ваза со стеклянным букетом – «Шиповник» Анастасии Прибельской [2024], очень тонким и асимметричным, цветы простые и «кривые», не роскошные, однако стеклянные. Здесь только хочется отметить, что цветы – такие очень «русские» в своей случайности и не-роскошности, такие полевые безродные, какие поставить в вазу может только интеллигентный человек, приехавший в деревню собирать прялки или фольклор. А стекло, согласно подписи – муранское и богемское. Есть тут парадокс, который, кажется, в свое время даже Чехов отмечал. 
  • zooming
    Арт-объект «Шиповник». Анастасия Прибельская. 2024. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арт-объект «Шиповник». Анастасия Прибельская. 2024. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Укокошники – лампы Маргариты Казариной и Ивана Ходырева, IMOCEAN [2023]. Тут и объяснять не надо, за одно название можно премию давать. 
Арт-объекты «Укокошники». Маргарита Казарина и Иван Ходырев, Imocean. 2023. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

«Будет как будет» Ксении Ладатко [2023] – и за надпись в технике русского исторического письма, и за ее фаталистичный смысл. К слову, про стоящие рядом «Тотемы» Виктории Климань [2023] в экспликации сказано, что основой их формообразования послужили архитектурные детали древнерусского зодчества, – а если посмотреть, то кажется, что крест аптеки Евгения Асса. 
  • zooming
    Панно «Будет как будет». Ксения Ладатко. 2023. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Арт-объект «Тотем». Виктория Климань. 2023. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Главный мой фаворит – цифровые растения Сергея Паршакова на множестве экранов. Они части некоего, пока еще не созданного, киберпанкового пространства, в котором  «Первоцвет возвещает конец зимы и сканирует пространство лепестками-датчиками, а чертополох защищает от нечисти и блокирует сигналы и рекламу». Я спросила, где мир – автор говорит, что пока не создан. Тем не менее это могло бы быть отличное игровое пространство. И еще надо сказать, что в выставке проекте Трын*трава Паршаков участвует впервые. Довольно очевидно, что его растения на выставке – немного особняком, хотя и вписались. 
  • zooming
    Сергей Паршаков. «3х9». 2024. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Сергей Паршаков. «3х9». 2024. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Людей на открытии было – прямо толпа, как тут не задуматься о запросе на новый русский стиль. И всем Элина Туктамишева рекомендовала читать на выставке тексты. Текстов, правда, довольно много. Участвуют 43 художника, работы поделены на 9 разделов: ...солнце, религии, мифология или вот «сохраняя традиции». Они довольно разноплановые, идут «от материала», потому, вероятно, и пояснения тоже нельзя сказать, что цепляют, но, с другой стороны, участвуют в выставке наравне с объектами. 

Которые можно воспринимать по-разному. Можно видеть противоречия: ну, например, между половецкими и варяжскими мотивами в разных краях зала, или – в том, что тут много говорится о народном и древнем искусстве, но много зеркал, а зеркало – вещь Нового времени, еще в XVII веке их если и держали в доме, то прятали.
  • zooming
    Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дмитрий Рытяев, автор объектов «Вежа», «Комонь», «Швейки». 2023. Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Или радоваться новым формам. Можно насторожиться, поскольку, когда увлекаешься хтонью, которая отращивает, время от времени, шипы, то вспоминаешь не только о красочности темы, но и о ее не всегда однозначной глубине.

А можно, порадовавшись самовару, который предлагает сдать девайс и общаться вживую, – снимать, снимать, снимать красоты на свои не вполне русские смартфоны. 
  • zooming
    Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», ГТГ
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

02 Июля 2024

Похожие статьи
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 проектов, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.