В конце прошлого года Ярославский государственный технический университет и компания-инвестор «Аэрофьюэлз» провели открытый конкурс на лучший эскизный проект международного аэропорта Ярославля, который будет называться «Золотое кольцо» и заменит существующий аэропорт в Туношне. Проект включает пассажирский и грузовой терминалы, а также благоустройство прилегающей территории и причал на берегу Волги. Завершить строительство планируют уже к 2027 году.
Судя по обсуждениям в социальных сетях, жители города к проекту относятся скептически: в Ярославле есть много других проблем, требующих решения, а «летать в Пермь» не зазорно и из нынешнего аэропорта.
Из 12 финалистов жюри выбрало три работы. Победа – у местного бюро «Архитектон».
Архитектон / первое место
Павел Гребенщиков, Андрей Смирнов, Дмитрий Демидов, Екатерина Чурсина, Любовь Зверева
Авторы проекта не стали далеко ходить за образным решением и обратились к названию будущего аэропорта, добавив еще несколько стереотипных символов. В основе композиции – светящееся кольцо диаметром 140 метров, хорошо заметное с высоты и земли. Примерно половину площади внутри кольца занимает двухэтажный терминал, который накрывает волнообразная кровля: в ее изгибах и геометричном рисунке угадывается кольчуга, пластины латных доспех, а также речные волны. Над главным входом волна приподнимается, приглашая пассажиров зайти внутрь.
Вторая половина кольца – привокзальная площадь, через которую проходит извилистая дорожка, повторяющая контурами течение Волги. По периметру организовано круговое одностороннее движение, а под навесом кольца располагаются парковочные места. Для аэропорта, рассчитанного на 850 000 пассажиров, их количество кажется не очень большим.
Грузовой терминал решили как отдельно стоящее здание с трехэтажным административным блоком и складским звеном, где происходит сортировка, оформление и выгрузка-загрузка. Дебаркадер на берегу Волги оборудован залом ожидания, кафе и туалетами.
Подробнее о проекте ->
Авторы проекта не стали далеко ходить за образным решением и обратились к названию будущего аэропорта, добавив еще несколько стереотипных символов. В основе композиции – светящееся кольцо диаметром 140 метров, хорошо заметное с высоты и земли. Примерно половину площади внутри кольца занимает двухэтажный терминал, который накрывает волнообразная кровля: в ее изгибах и геометричном рисунке угадывается кольчуга, пластины латных доспех, а также речные волны. Над главным входом волна приподнимается, приглашая пассажиров зайти внутрь.
Вторая половина кольца – привокзальная площадь, через которую проходит извилистая дорожка, повторяющая контурами течение Волги. По периметру организовано круговое одностороннее движение, а под навесом кольца располагаются парковочные места. Для аэропорта, рассчитанного на 850 000 пассажиров, их количество кажется не очень большим.
Грузовой терминал решили как отдельно стоящее здание с трехэтажным административным блоком и складским звеном, где происходит сортировка, оформление и выгрузка-загрузка. Дебаркадер на берегу Волги оборудован залом ожидания, кафе и туалетами.
Подробнее о проекте ->
Borisov Architects / Второе место
Бюро Анатолия Борисова обратилось к мотиву слияния двух рек – Волги и Которосли – который «зашит» в айдентику города: его можно различить в планировке отдельных районов, декоре исторических зданий, узоре кирпичной кладки, а также в орнаменте изразцов.
Терминал получил экономически оправданную и удобную для распределения функциональных зон прагматичную прямоугольную в плане форму. Акцентом служит кровля из двух изгибающихся «лент», символизирующих реки. Сходство с водной гладью усиливают треугольные металлические кассеты, которые по-разному отражают свет и создают впечатление ряби. В зоне прилета, вылета и общественных пространств козырьки кровли поднимаются на максимальную высоту, делая здание проницаемым и светлым. Технические, административные и офисные помещения прячутся за глухими частями фасада.
В интерьере терминала на обратную сторону «лент» нанесено изображение изразцов. Речную тему поддерживают и малые архитектурные формы.
Подробнее о проекте ->
Терминал получил экономически оправданную и удобную для распределения функциональных зон прагматичную прямоугольную в плане форму. Акцентом служит кровля из двух изгибающихся «лент», символизирующих реки. Сходство с водной гладью усиливают треугольные металлические кассеты, которые по-разному отражают свет и создают впечатление ряби. В зоне прилета, вылета и общественных пространств козырьки кровли поднимаются на максимальную высоту, делая здание проницаемым и светлым. Технические, административные и офисные помещения прячутся за глухими частями фасада.
В интерьере терминала на обратную сторону «лент» нанесено изображение изразцов. Речную тему поддерживают и малые архитектурные формы.
Подробнее о проекте ->
Владимир Овчинников / Третье место
Владимир Овчинников, учившийся в Ярославле и Санкт-Петербурге, предложил «здание-логотип». Терминал состоит из лаконичных объемов, в которых тоже есть отсылка к кольцам, но не золотом, а космическим – Сатурна. Светопрозрачные фасады делают здание полностью проницаемым, входные группы в зону прилета и вылета акцентируют золотистые порталы. Перед пассажирским терминалом появляется парадная площадь, масштабом и наполнением соответствующая центральному городскому пространству, что кажется несколько спорным решением.
Архитектор также предложил решение грузового терминала и дебаркадера.
Подробнее о проекте ->
Архитектор также предложил решение грузового терминала и дебаркадера.
Подробнее о проекте ->