Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра охраны и реставрации культурного наследия

Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.

mainImg
cic =

Михаил Филиппов, архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Дипломные работы кафедры охраны и реставрации культурного наследия являются прежде всего исследовательскими проектами. Они требуют работы в архивах и музеях, обмеров памятников и контактов с местными властями. Среди дипломов этого года хочу отметить два магистерских проекта, выполненных очень тщательно. Я рад, что фигура митрополита Платона (Левшина), оказавшего влияние на развитие классической архитектуры, получила должное освещение в дипломе Алины Власовой по реставрации Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Она не просто предложила приспособить ансамбль под православную гимназию, но и разработала концепцию музея Платона Левшина. Что касается Суконной фабрики в Павловской слободе, то этот грандиозный ансамбль создан в те годы, когда архитектуру не делили на военную, промышленную и дворцовую. Фактически это классицистический загородный дворец, и хорошо было бы подчеркнуть его великолепие подобающей функцией – например, сделать здесь филиал крупного художественного музея. Хотя Ольга Титкова пошла по другому пути. Дипломы бакалавров, естественно, менее масштабны, но функционально хорошо продуманы и имеют качественную художественную подачу. Проект завода «Кристалл» в Калуге, на мой взгляд, готов для концептуальной презентации заказчику.

Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
© Валерий Хабаров
Восстановление ликероводочного завода «Кристалл» в Калуге
Валерий Хабаров, бакалавриат
Руководитель Томилова А.И.

Ансамбль казенного винного склада и завода в Калуге был построен в рамках питейной монополии 1894 года, введенной министром Витте, по образцовому проекту гражданского инженера В. Пясецкого. Аналогичные объекты появились в восьми городах России: Ростове-на-Дону, Туле, Рязани, Нижнем Новгороде, Ярославле и т.д. Большая их часть сегодня поменяла свою функцию, что позволяет им жить дальше. Калужский завод был национализирован после революции 1917 года и сохранял функцию вплоть до банкротства 2010 г. Ансамбль завода был включен в госреестр объектов культурного наследия регионального значения в 2019 г. Для Калуги здание завода – одна из важнейших достопримечательностей, встречающих гостей города на пути от вокзала в центр. Есть запрос на восстановление ансамбля и территории. В 2021 г. у завода появился новый собственник, но в апреле 2022 г. частично обрушились своды, так как металлические несущие конструкции оказались демонтированы. Сейчас главное здание винного склада выставлено на продажу. Оно и есть предмет проекта.

В проекте предложено провести восстановление недостающей кирпичной кладки, аналогичной исторической, восстановление отсутствующих оконных заполнений, очистку поверхностей от грязи и биоцидную обработку, вычинку кирпича, реставрацию и укрепление сводов Манье, реставрацию кровли, штукатурных частей, реставрацию в интерьерах напольной метлахской плитки, дверной фурнитуры и т.д. В здании предлагается устроить общественный центр с музейными, торговыми, офисными зонами, помещениями досуга и общепита. В частности, на первом этаже, в бывшем помещении приема посуды, удобно расположить кафе с пекарней, магазином и летней верандой, а прилегающий подвал использовать для горячего и холодного цехов. В южной части здания отведено место для Музея винного дела Российской империи.
  • zooming
    1 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    2 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    3 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    4 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    5 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    6 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    7 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    8 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    9 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево
Надежда Зайнулина, бакалавриат
Руководитель А.И. Томилова 

Комплекс Подгорной мануфактуры Зиминых занимает важное место среди промышленных объектов Московской области и отличается особыми объемно-пространственными, архитектурно-стилистическими решениями. Он связан с большим количеством исторических событий и личностей, играет важную роль в истории развития города Орехово-Зуево, обладает высокой историко-культурной ценностью. В представленном проекте планируется восстановление фасадов и интерьеров на период начала ХIХ века, приспособление к современному использованию одного из прядильных корпусов Подгорной мануфактуры Зиминых и благоустройство прилегающей территории. Предусматривается реставрация кирпичной кладки, а также сохранившихся и воссоздание утраченных декоративных элементов, воссоздание исторических оконных и дверных блоков по сохранившимся образцам и архивным материалам, демонтаж современного навеса с яркой надписью, поздних пристроек с последующим воссозданием юго-западного фасада по аналогу северо-восточного фасада, реставрация металлического ограждения кровли, устройство организованного водоотвода и многое другое.

Для сохранения важных промышленных комплексов в Орехово-Зуево и окрестностях и привлечения к ним интереса у общественности и городской администрации проектным предложением предусмотрено расположить в прядильном корпусе Подгорной мануфактуры Зиминых музей промышленной архитектуры города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района, где планируется разместить выставочные залы, основу экспозиции которых будут составлять тщательно подобранные материалы, дающие представление о истории промышленности этого района.
  • zooming
    1 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    2 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    3 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    4 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    5 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    6 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    7 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    8 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    9 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    10 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    11 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина

 
Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде

Алина Власова, магистратура
Руководитель Э.Л. Базарова

Спасо-Вифанская семинария была основана в 1797 г. митрополитом Московским Платоном (Левшиным) при Спасо-Вифанском монастыре недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Архитектурный ансамбль постепенно развивался в течение XIX века: Старый корпус (1979-1800 гг., архитектор С. Болдырев), Новый корпус (1826-1833 гг., архитектор М. И. Бове) и Столовый корпус (1832 г., архитектор неизвестен) семинарии дополнились вспомогательными сооружениями – больницей (1842 г., не сохранилась), баней (1842 г.), корпусом для преподавателей (1867 г., не сохранился), водонапорной башней (нач. XX в.) и др. На территории семинарии была выстроена гостиница (1890-1893 гг., арх. А.А. Латков) при Спасо-Вифанском монастыре. После 1917 г. комплекс Спасо-Вифанской семинарии использовался не по назначению, постепенно приходя в плачевное состояние. Сегодня все здания находятся под угрозой разрушения, новый корпус руинирован после пожара в 1993 г.

В проекте предлагается реставрация сохранившихся зданий и возрождение их образовательной функции, благодаря открытию здесь мужской православной гимназии, а также мемориального музея митрополита Платона (Левшина). Помимо основных корпусов – Старого, Нового и Столового, планируется добавить в комплекс гимназии здания гостиницы, бани и водонапорной башни. Реставрация и возрождение образовательной функции в зданиях комплекса Спасо-Вифанской семинарии, а также открытие здесь музея, позволит включить этот, ныне полуразрушенный, ансамбль в современный контекст Сергиева Посада и повысить его историко-культурный и образовательный потенциал не только в Московской области, но и в России в целом.
  • zooming
    1 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    2 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    3 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    4 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    5 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    6 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    7 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    8 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    9 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе

Ольга Титкова, магистратура
Руководитель Э.Л. Базарова


Павловская фабрика в Московской области – один из старейших сохранившихся производственных комплексов России. Почти за три века существования исторически ценный архитектурный объект сменил несколько функций: суконная фабрика (1730 г. – середина XIХ в.), штаб артиллерийской бригады (середина XIХ в. – 1921 г.), оружейный артиллерийский склад, выведенный из стен Кремля (1921- 1946 гг.), завод по ремонту техники и военная часть (1946-2012 гг.). С 2016 года архитектурный ансамбль фабрики является выявленным объектом культурного наследия, который остро нуждается в сохранении и развитии.

Проектом предполагается условно разделить территорию ансамбля на две части. В здании бывшего ткацкого корпуса предусмотрено размещение школы. Остальные здания комплекса фабричных корпусов будут формировать многофункциональный культурный кластер. Подробно исследуемый прядильно-чесально-паровой корпус планируется приспособить под Краеведческий музей.
Башню в центральной части музейного здания предлагается восстановить в формах 1838 года по архивным чертежам, а в пространстве четырех центральных колонн, поддерживающих ее, установить круглый в плане панорамный лифт. Основная часть постройки занята единым экспозиционно-выставочным пространством длиной в 80 м. Предполагается создать трансформируемую гибкую среду без стационарных перегородок, что позволит свободно менять экспозицию.
  • zooming
    1 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    2 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    3 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    4 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    5 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    6 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    7 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова

13 Сентября 2022

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.