Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра охраны и реставрации культурного наследия

Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.

mainImg
cic =

Михаил Филиппов, архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Дипломные работы кафедры охраны и реставрации культурного наследия являются прежде всего исследовательскими проектами. Они требуют работы в архивах и музеях, обмеров памятников и контактов с местными властями. Среди дипломов этого года хочу отметить два магистерских проекта, выполненных очень тщательно. Я рад, что фигура митрополита Платона (Левшина), оказавшего влияние на развитие классической архитектуры, получила должное освещение в дипломе Алины Власовой по реставрации Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Она не просто предложила приспособить ансамбль под православную гимназию, но и разработала концепцию музея Платона Левшина. Что касается Суконной фабрики в Павловской слободе, то этот грандиозный ансамбль создан в те годы, когда архитектуру не делили на военную, промышленную и дворцовую. Фактически это классицистический загородный дворец, и хорошо было бы подчеркнуть его великолепие подобающей функцией – например, сделать здесь филиал крупного художественного музея. Хотя Ольга Титкова пошла по другому пути. Дипломы бакалавров, естественно, менее масштабны, но функционально хорошо продуманы и имеют качественную художественную подачу. Проект завода «Кристалл» в Калуге, на мой взгляд, готов для концептуальной презентации заказчику.

Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
© Валерий Хабаров
Восстановление ликероводочного завода «Кристалл» в Калуге
Валерий Хабаров, бакалавриат
Руководитель Томилова А.И.

Ансамбль казенного винного склада и завода в Калуге был построен в рамках питейной монополии 1894 года, введенной министром Витте, по образцовому проекту гражданского инженера В. Пясецкого. Аналогичные объекты появились в восьми городах России: Ростове-на-Дону, Туле, Рязани, Нижнем Новгороде, Ярославле и т.д. Большая их часть сегодня поменяла свою функцию, что позволяет им жить дальше. Калужский завод был национализирован после революции 1917 года и сохранял функцию вплоть до банкротства 2010 г. Ансамбль завода был включен в госреестр объектов культурного наследия регионального значения в 2019 г. Для Калуги здание завода – одна из важнейших достопримечательностей, встречающих гостей города на пути от вокзала в центр. Есть запрос на восстановление ансамбля и территории. В 2021 г. у завода появился новый собственник, но в апреле 2022 г. частично обрушились своды, так как металлические несущие конструкции оказались демонтированы. Сейчас главное здание винного склада выставлено на продажу. Оно и есть предмет проекта.

В проекте предложено провести восстановление недостающей кирпичной кладки, аналогичной исторической, восстановление отсутствующих оконных заполнений, очистку поверхностей от грязи и биоцидную обработку, вычинку кирпича, реставрацию и укрепление сводов Манье, реставрацию кровли, штукатурных частей, реставрацию в интерьерах напольной метлахской плитки, дверной фурнитуры и т.д. В здании предлагается устроить общественный центр с музейными, торговыми, офисными зонами, помещениями досуга и общепита. В частности, на первом этаже, в бывшем помещении приема посуды, удобно расположить кафе с пекарней, магазином и летней верандой, а прилегающий подвал использовать для горячего и холодного цехов. В южной части здания отведено место для Музея винного дела Российской империи.
  • zooming
    1 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    2 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    3 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    4 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    5 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    6 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    7 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    8 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    9 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево
Надежда Зайнулина, бакалавриат
Руководитель А.И. Томилова 

Комплекс Подгорной мануфактуры Зиминых занимает важное место среди промышленных объектов Московской области и отличается особыми объемно-пространственными, архитектурно-стилистическими решениями. Он связан с большим количеством исторических событий и личностей, играет важную роль в истории развития города Орехово-Зуево, обладает высокой историко-культурной ценностью. В представленном проекте планируется восстановление фасадов и интерьеров на период начала ХIХ века, приспособление к современному использованию одного из прядильных корпусов Подгорной мануфактуры Зиминых и благоустройство прилегающей территории. Предусматривается реставрация кирпичной кладки, а также сохранившихся и воссоздание утраченных декоративных элементов, воссоздание исторических оконных и дверных блоков по сохранившимся образцам и архивным материалам, демонтаж современного навеса с яркой надписью, поздних пристроек с последующим воссозданием юго-западного фасада по аналогу северо-восточного фасада, реставрация металлического ограждения кровли, устройство организованного водоотвода и многое другое.

Для сохранения важных промышленных комплексов в Орехово-Зуево и окрестностях и привлечения к ним интереса у общественности и городской администрации проектным предложением предусмотрено расположить в прядильном корпусе Подгорной мануфактуры Зиминых музей промышленной архитектуры города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района, где планируется разместить выставочные залы, основу экспозиции которых будут составлять тщательно подобранные материалы, дающие представление о истории промышленности этого района.
  • zooming
    1 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    2 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    3 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    4 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    5 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    6 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    7 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    8 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    9 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    10 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    11 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина

 
Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде

Алина Власова, магистратура
Руководитель Э.Л. Базарова

Спасо-Вифанская семинария была основана в 1797 г. митрополитом Московским Платоном (Левшиным) при Спасо-Вифанском монастыре недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Архитектурный ансамбль постепенно развивался в течение XIX века: Старый корпус (1979-1800 гг., архитектор С. Болдырев), Новый корпус (1826-1833 гг., архитектор М. И. Бове) и Столовый корпус (1832 г., архитектор неизвестен) семинарии дополнились вспомогательными сооружениями – больницей (1842 г., не сохранилась), баней (1842 г.), корпусом для преподавателей (1867 г., не сохранился), водонапорной башней (нач. XX в.) и др. На территории семинарии была выстроена гостиница (1890-1893 гг., арх. А.А. Латков) при Спасо-Вифанском монастыре. После 1917 г. комплекс Спасо-Вифанской семинарии использовался не по назначению, постепенно приходя в плачевное состояние. Сегодня все здания находятся под угрозой разрушения, новый корпус руинирован после пожара в 1993 г.

В проекте предлагается реставрация сохранившихся зданий и возрождение их образовательной функции, благодаря открытию здесь мужской православной гимназии, а также мемориального музея митрополита Платона (Левшина). Помимо основных корпусов – Старого, Нового и Столового, планируется добавить в комплекс гимназии здания гостиницы, бани и водонапорной башни. Реставрация и возрождение образовательной функции в зданиях комплекса Спасо-Вифанской семинарии, а также открытие здесь музея, позволит включить этот, ныне полуразрушенный, ансамбль в современный контекст Сергиева Посада и повысить его историко-культурный и образовательный потенциал не только в Московской области, но и в России в целом.
  • zooming
    1 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    2 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    3 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    4 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    5 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    6 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    7 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    8 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    9 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе

Ольга Титкова, магистратура
Руководитель Э.Л. Базарова


Павловская фабрика в Московской области – один из старейших сохранившихся производственных комплексов России. Почти за три века существования исторически ценный архитектурный объект сменил несколько функций: суконная фабрика (1730 г. – середина XIХ в.), штаб артиллерийской бригады (середина XIХ в. – 1921 г.), оружейный артиллерийский склад, выведенный из стен Кремля (1921- 1946 гг.), завод по ремонту техники и военная часть (1946-2012 гг.). С 2016 года архитектурный ансамбль фабрики является выявленным объектом культурного наследия, который остро нуждается в сохранении и развитии.

Проектом предполагается условно разделить территорию ансамбля на две части. В здании бывшего ткацкого корпуса предусмотрено размещение школы. Остальные здания комплекса фабричных корпусов будут формировать многофункциональный культурный кластер. Подробно исследуемый прядильно-чесально-паровой корпус планируется приспособить под Краеведческий музей.
Башню в центральной части музейного здания предлагается восстановить в формах 1838 года по архивным чертежам, а в пространстве четырех центральных колонн, поддерживающих ее, установить круглый в плане панорамный лифт. Основная часть постройки занята единым экспозиционно-выставочным пространством длиной в 80 м. Предполагается создать трансформируемую гибкую среду без стационарных перегородок, что позволит свободно менять экспозицию.
  • zooming
    1 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    2 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    3 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    4 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    5 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    6 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    7 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова

13 Сентября 2022

Похожие статьи
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.