Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра охраны и реставрации культурного наследия

Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.

mainImg
cic =

Михаил Филиппов, архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Дипломные работы кафедры охраны и реставрации культурного наследия являются прежде всего исследовательскими проектами. Они требуют работы в архивах и музеях, обмеров памятников и контактов с местными властями. Среди дипломов этого года хочу отметить два магистерских проекта, выполненных очень тщательно. Я рад, что фигура митрополита Платона (Левшина), оказавшего влияние на развитие классической архитектуры, получила должное освещение в дипломе Алины Власовой по реставрации Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Она не просто предложила приспособить ансамбль под православную гимназию, но и разработала концепцию музея Платона Левшина. Что касается Суконной фабрики в Павловской слободе, то этот грандиозный ансамбль создан в те годы, когда архитектуру не делили на военную, промышленную и дворцовую. Фактически это классицистический загородный дворец, и хорошо было бы подчеркнуть его великолепие подобающей функцией – например, сделать здесь филиал крупного художественного музея. Хотя Ольга Титкова пошла по другому пути. Дипломы бакалавров, естественно, менее масштабны, но функционально хорошо продуманы и имеют качественную художественную подачу. Проект завода «Кристалл» в Калуге, на мой взгляд, готов для концептуальной презентации заказчику.

Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
© Валерий Хабаров
Восстановление ликероводочного завода «Кристалл» в Калуге
Валерий Хабаров, бакалавриат
Руководитель Томилова А.И.

Ансамбль казенного винного склада и завода в Калуге был построен в рамках питейной монополии 1894 года, введенной министром Витте, по образцовому проекту гражданского инженера В. Пясецкого. Аналогичные объекты появились в восьми городах России: Ростове-на-Дону, Туле, Рязани, Нижнем Новгороде, Ярославле и т.д. Большая их часть сегодня поменяла свою функцию, что позволяет им жить дальше. Калужский завод был национализирован после революции 1917 года и сохранял функцию вплоть до банкротства 2010 г. Ансамбль завода был включен в госреестр объектов культурного наследия регионального значения в 2019 г. Для Калуги здание завода – одна из важнейших достопримечательностей, встречающих гостей города на пути от вокзала в центр. Есть запрос на восстановление ансамбля и территории. В 2021 г. у завода появился новый собственник, но в апреле 2022 г. частично обрушились своды, так как металлические несущие конструкции оказались демонтированы. Сейчас главное здание винного склада выставлено на продажу. Оно и есть предмет проекта.

В проекте предложено провести восстановление недостающей кирпичной кладки, аналогичной исторической, восстановление отсутствующих оконных заполнений, очистку поверхностей от грязи и биоцидную обработку, вычинку кирпича, реставрацию и укрепление сводов Манье, реставрацию кровли, штукатурных частей, реставрацию в интерьерах напольной метлахской плитки, дверной фурнитуры и т.д. В здании предлагается устроить общественный центр с музейными, торговыми, офисными зонами, помещениями досуга и общепита. В частности, на первом этаже, в бывшем помещении приема посуды, удобно расположить кафе с пекарней, магазином и летней верандой, а прилегающий подвал использовать для горячего и холодного цехов. В южной части здания отведено место для Музея винного дела Российской империи.
  • zooming
    1 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    2 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    3 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    4 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    5 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    6 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    7 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    8 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
  • zooming
    9 / 9
    Валерий Хабаров. Восстановление ликеро-водочного завода «Кристалл» в Калуге. Руководитель А.И. Томилова
    © Валерий Хабаров
Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево
Надежда Зайнулина, бакалавриат
Руководитель А.И. Томилова 

Комплекс Подгорной мануфактуры Зиминых занимает важное место среди промышленных объектов Московской области и отличается особыми объемно-пространственными, архитектурно-стилистическими решениями. Он связан с большим количеством исторических событий и личностей, играет важную роль в истории развития города Орехово-Зуево, обладает высокой историко-культурной ценностью. В представленном проекте планируется восстановление фасадов и интерьеров на период начала ХIХ века, приспособление к современному использованию одного из прядильных корпусов Подгорной мануфактуры Зиминых и благоустройство прилегающей территории. Предусматривается реставрация кирпичной кладки, а также сохранившихся и воссоздание утраченных декоративных элементов, воссоздание исторических оконных и дверных блоков по сохранившимся образцам и архивным материалам, демонтаж современного навеса с яркой надписью, поздних пристроек с последующим воссозданием юго-западного фасада по аналогу северо-восточного фасада, реставрация металлического ограждения кровли, устройство организованного водоотвода и многое другое.

Для сохранения важных промышленных комплексов в Орехово-Зуево и окрестностях и привлечения к ним интереса у общественности и городской администрации проектным предложением предусмотрено расположить в прядильном корпусе Подгорной мануфактуры Зиминых музей промышленной архитектуры города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского района, где планируется разместить выставочные залы, основу экспозиции которых будут составлять тщательно подобранные материалы, дающие представление о истории промышленности этого района.
  • zooming
    1 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    2 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    3 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    4 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    5 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    6 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    7 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    8 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    9 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    10 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина
  • zooming
    11 / 11
    Надежда Зайнулина. Реставрация и приспособление Подгорной мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево/ Руководитель А.И. Томилова
    © Надежда Зайнулина

 
Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде

Алина Власова, магистратура
Руководитель Э.Л. Базарова

Спасо-Вифанская семинария была основана в 1797 г. митрополитом Московским Платоном (Левшиным) при Спасо-Вифанском монастыре недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Архитектурный ансамбль постепенно развивался в течение XIX века: Старый корпус (1979-1800 гг., архитектор С. Болдырев), Новый корпус (1826-1833 гг., архитектор М. И. Бове) и Столовый корпус (1832 г., архитектор неизвестен) семинарии дополнились вспомогательными сооружениями – больницей (1842 г., не сохранилась), баней (1842 г.), корпусом для преподавателей (1867 г., не сохранился), водонапорной башней (нач. XX в.) и др. На территории семинарии была выстроена гостиница (1890-1893 гг., арх. А.А. Латков) при Спасо-Вифанском монастыре. После 1917 г. комплекс Спасо-Вифанской семинарии использовался не по назначению, постепенно приходя в плачевное состояние. Сегодня все здания находятся под угрозой разрушения, новый корпус руинирован после пожара в 1993 г.

В проекте предлагается реставрация сохранившихся зданий и возрождение их образовательной функции, благодаря открытию здесь мужской православной гимназии, а также мемориального музея митрополита Платона (Левшина). Помимо основных корпусов – Старого, Нового и Столового, планируется добавить в комплекс гимназии здания гостиницы, бани и водонапорной башни. Реставрация и возрождение образовательной функции в зданиях комплекса Спасо-Вифанской семинарии, а также открытие здесь музея, позволит включить этот, ныне полуразрушенный, ансамбль в современный контекст Сергиева Посада и повысить его историко-культурный и образовательный потенциал не только в Московской области, но и в России в целом.
  • zooming
    1 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    2 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    3 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    4 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    5 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    6 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    7 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    8 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
  • zooming
    9 / 9
    Алина Власова. Реставрация и приспособление Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Алина Власова
Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе

Ольга Титкова, магистратура
Руководитель Э.Л. Базарова


Павловская фабрика в Московской области – один из старейших сохранившихся производственных комплексов России. Почти за три века существования исторически ценный архитектурный объект сменил несколько функций: суконная фабрика (1730 г. – середина XIХ в.), штаб артиллерийской бригады (середина XIХ в. – 1921 г.), оружейный артиллерийский склад, выведенный из стен Кремля (1921- 1946 гг.), завод по ремонту техники и военная часть (1946-2012 гг.). С 2016 года архитектурный ансамбль фабрики является выявленным объектом культурного наследия, который остро нуждается в сохранении и развитии.

Проектом предполагается условно разделить территорию ансамбля на две части. В здании бывшего ткацкого корпуса предусмотрено размещение школы. Остальные здания комплекса фабричных корпусов будут формировать многофункциональный культурный кластер. Подробно исследуемый прядильно-чесально-паровой корпус планируется приспособить под Краеведческий музей.
Башню в центральной части музейного здания предлагается восстановить в формах 1838 года по архивным чертежам, а в пространстве четырех центральных колонн, поддерживающих ее, установить круглый в плане панорамный лифт. Основная часть постройки занята единым экспозиционно-выставочным пространством длиной в 80 м. Предполагается создать трансформируемую гибкую среду без стационарных перегородок, что позволит свободно менять экспозицию.
  • zooming
    1 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    2 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    3 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    4 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    5 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    6 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова
  • zooming
    7 / 7
    Ольга Титкова. Реставрация и приспособление Павловской суконной фабрики в Павловской слободе. Руководитель Э.Л. Базарова
    © Ольга Титкова

13 Сентября 2022

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин Lokaly (Локалы). Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.