Градсовет Петербурга 27.07.2022

Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.

mainImg

Перед началом обсуждений по предложению Павла Соколова был назначен заместитель председателя градостроительного совета – им стал Владимир Григорьев, а также председатель экспертной группы – Александр Кошарный.
 
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища 

Санкт-Петербург, поселок Шушары, территория предприятия «Шушары», участок 22
Проектировщик: «Архитектурная мастерская «Б2»
Заказчик: «ЛСР. Недвижимость – СЗ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с юга
© Б2 / предоставлено КГА

Жилой комплекс по проекту мастерской «Б2» займет один из последних свободных участков, расположенных к югу от Пулковской обсерватории – его соседями станут малоэтажные районы «Югтаун», «Зеленый квартал» и «Образцовые кварталы». Одно из преимуществ нового комплекса ЛСР – Пулковское водохранилище, впрочем, благоустройство прибрежной территории проектом мастерской Феликса Буянова не рассматривалось. В пешей доступности располагается также Экспофорум, что предположительно доставит жильцам неудобство – при нынешней развязке в дни мероприятий выехать в сторону города будет проблематично.   
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Примеры окружающей застройки
© Б2 / предоставлено КГА

Участок находится в зоне влияния аэропорта «Пулково» и Пулковской обсерватории, здание которой признано объектом культурного наследия, действует ограничение по высоте – 18 метров и 23 для акцентов. Также на территории располагается несколько памятников, связанных с Великой отечественной войной: березовая аллея, высаженная к 20-летию победы, противотанковый ров и мемориальный комплекс «Пулковский рубеж». 
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Местоположение территории в административном районе Санкт-Петербурга
© Б2 / предоставлено КГА

Жилые группы формируются на трех участках. Два из них располагаются вдоль улицы Редкое Кузьмино, которую будет пересекать пешеходный зеленый бульвар, берущий начало у березовой аллеи и братского захоронения «Безымянный ручей». В этой части авторы предлагают квартальную застройку небольшого масштаба, проницаемую среду, школу на 925 мест и два детских сада. Многоэтажные паркинги располагаются вдоль Пулковского шоссе, защищая кварталы от его влияния. Третий участок, меньшего размера, располагается на северном берегу водохранилища. Здесь используется другой тип застройки: дома пластины и урбан-виллы, а центральным элементом становится здание-веер, секции которого объединяет встроенный детский сад. Поскольку ЛСР располагает собственным заводом, фасады предполагается облицевать клинкерной или бетонной плиткой.
  • zooming
    1 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Общая схема генплана с соседней территорией
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема генерального плана
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема функционального зонирования
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема размещения объектов образования
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    5 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема пешеходной доступности учреждений здравоохранения
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    6 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема благоустройства и озеленения
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    7 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Транспортная схема
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    8 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Проектируемая транспортная схема
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    9 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема основных пешеходных путей и велодорожек
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    10 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема участков и очередей строительства
    © Б2 / предоставлено КГА

Район рассчитан на 7000 жителей, авторы утверждают, что коммерческие помещения обеспечивают до 1500 рабочих мест. Зона у воды будет благоустроена за счет инвестора – предполагается, что там появится спортивный кластер и детские игровые площадки. Также авторы предлагают разместить на территории квартала церковь Георгия Победоносца. 
  • zooming
    1 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с выезда на Пулковского шоссе
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Участок 1. Вид с ул. Редкое Кузьмино на корпуса 2, 3, 4
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Участки 3 и 4. Вид с ул. Редкое Кузьмино на пешеходный бульвар
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Участок 1. Двор корпуса №4
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    5 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид на мост через р. Пулковку на перспективу ул. Редкое Кузьмино
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    6 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с прибрежной территории на пешеходный бульвар
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    7 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с прибрежной территории по проектируемой улице №1 (Участок 4)
    © Б2 / предоставлено КГА

Градсовет в целом согласился с предложенными планировочными решениями. Владимир Аврутин обратил внимание, что проектом занимается крупный застройщик, а значит малоэтажные кварталы тоже могут быть экономически эффективны, как бы нас ни убеждали в обратном. При этом, продолжил эксперт, «субурбии должны иметь свое лицо, быть самостоятельными и законченными». В данном проекте, например, нет ни общественного центра, ни площади, ни даже торгового центра. Владимир Григорьев высказался резче: если прибрежная зона не будет благоустроена должным образом, то получится «средневековье» – район на 7000 человек без ЗНОП, спорта, торговли и инфраструктуры. Жителям останется «ходить вдоль пустынного берега и вспоминать Феликса Викторовича и градсовет при правительстве Санкт-Петербурга, который все это согласовал». Несколько замечаний касались также пешеходной доступности школ и больницы 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища.Развертка по Проектируемой улице 1. Участки 3 и 4
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Фасадные решения Участок 1. Корпус 5
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Фасадные решения Участок 2. Корпус 11
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Фасадные решения Участок 2. Корпус 11
    © Б2 / предоставлено КГА

Святослав Гайкович похвалил разнообразие решений, а Евгений Герасимов предположил, что с фасадами даже перестарались – «слишком много мотивов». Как один из авторов Экспофорума он также призвал инициировать строительство развязки на Петербургское шоссе, которая сделала бы выезд из новых кварталов удобнее. 

Итог: «за» проголосовал 21 человек, «против» – 3. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета. 

Подробнее о проекте ->
Гостиница у Финляндского вокзала

Санкт-Петербург, площадь Ленина, участок 21
Проектировщик: Архитектурное бюро «Настас и партнеры»
Заказчик: ООО «Лидер»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Гостиничный комплекс на площади Ленина. Перспективный вид в створе площади Ленина
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Отношения с градостроительным советом у Дениса Настаса складываются непростые – проект другой его гостиницы на Уральской улице эксперты рассматривали три раза, но так и не приняли, высказав самые противоречивые мнения. 

В этот раз архитектору вновь достался сложный участок – лакуна напротив выхода из Финляндского вокзала, образовавшаяся в 1980-х годах, когда часть доходного дома, построенного по проекту Павла Сюзора, снесли ради расширения универмага, построенного по проекту Якова Рубанчика. Универмаг так и не расширили, долгие годы «выбитый зуб» служит парковкой и беспокоит глаз градостроителей. В 2010 году разрабатывался проект восстановления доходного дома, однако Денис Настас решил идти другим путем, соединяя две эпохи – Сюзора и Рубанчика. 
Гостиничный комплекс на площади Ленина
© Настас и партнеры / предоставлено КГА
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Ситуационная схема
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Авторы, тем не менее, посчитали нужным восстановить структуру сюзоровского дома, после «обрезки» утратившего симметричность. Для этого они предложили вставку шириной в три окна, восполняющую объемную утрату, а также модуль, продолжающий горизонтальные тяги исторического здания. Вторая часть фасада делает реверанс уже красной дорике универмага – здесь ритм задают сдвоенные пилоны. Пересекаясь, две части фасада образуют третью – с регулярной сеткой окон. В отделке используется темный карельский габбро-диабаз, а также орнаменты, характерные для карельских народов.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе площади Ленина
© Настас и партнеры / предоставлено КГА
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Перспективный вид со стороны финляндского вокзала
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Дворовый корпус – «хвост» между бизнес-центром и жилым домом, чудом сумевший вписаться в пожарные и инсоляционные нормы. В соответствии с требованиями КГИОП высота здания не превышает 23 метров по карнизу, скат кровли – 45 градусов, остекление – 30% от фасада. Гостиница рассчитана на 111 номеров, вмещает кафе и подземную стоянку с автомобильным лифтом. 
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе Финского переулка
© Настас и партнеры / предоставлено КГА
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе Финского переулка и ул. Комсомола
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Рецензент Евгений Подгорнов и Павел Соколов настроили аудиторию на доброжелательный тон: предложенный объем гостиницы в данном месте видится единственно возможным, а вариант развития дома Сюзора – интересным. Эксперты в целом поддерживали проект, указав на мелкие недочеты. 

Наибольшее беспокойство вызвало место примыкания дома к универмагу, где окна и карниз существующего здания не позволяют сделать аккуратный стык, а также «намеренный» брандмауэр и прорисовка фасадов. Михаил Сарри заметил, что рентабельность гостиницы держится на волоске – в случае расширения технических помещений придется жертвовать номерами, и тогда все предприятие станет убыточным. 
  • zooming
    1 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 1 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 2 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 3 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 4 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    5 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. Взрыв схема
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    6 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. 3D разрез
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    7 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. Разрез 3-3
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА

Также по мнению Михаила Сарри нужно сделать еще «10-20-50 вариантов рисовки дуги, поскольку просто продлить горизонтали недостаточно, нужен еще прием». Максим Атаянц предложил отступить назад – тогда решился бы вопрос с карнизом, а дом был бы плотнее и интереснее: сейчас 75-сантиметровый вынос пилонов придает ему скелетный характер. Сергей Орешкин посчитал, что «три темы на фасаде не соединились в единой целое, стоит взять что-то одно». Михаил Мамошин призвал авторов воспользоваться методом анастилоза на манер Дэвида Чипперфильда.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Развертки
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Евгений Герасимов посчитал, что проект рано согласовывать, поскольку «в попытке подыграть всем авторы не нашли себя». Владимир Линов этот тезис поддержал, заметив, что «здание Сюзора целиком воспринимается только с другого конца площади с одной точки», поэтому раз нет возможности воссоздать утраченное, не стоит опасаться пристройки самостоятельного объема. 

Итог: «за» проголосовал 15 человек, «против» – 9. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета. 

Подробнее о проекте ->
Гостиница в «Шуваловке»

Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 111
Проектировщик: ООО «КАНТ»
Заказчик: ООО «Империя СПб»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Гостиница проектируется для тематического парка «Русская деревня Шуваловка», расположенного между Стрельной и Петергофом. Ее ориентацию на участке определило пожелание заказчика использовать существующий котлован, растянувшийся вдоль Санкт-Петербургского шоссе.
  • zooming
    1 / 3
    Шуваловка русская деревня. Схема расположения зданий
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    2 / 3
    Шуваловка русская деревня. Генплан
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    3 / 3
    Шуваловка русская деревня. Схема ограничений
    © Кант / преоставлено КГА

Согласуясь с общей концепцией «деревни», авторы предложили здание в русском стиле. Два симметричных гостиничных крыла соединяются через корпус выставочного зала. Бассейн располагается отдельно из-за требования КГИОП рассредоточивать здания в зоне охраняемого природного ландшафта.
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Рецензент Михаил Мамошин после небольшой лекции о развитии, упадке и постепенном возрождении русского стиля в Петербурге отметил, что работу можно согласовать, но при этом дал несколько рекомендаций: например, акцентировать «подклет», жилую и кровельную часть, используя кирпич разных оттенков, а также сделать более яркими акценты, чтобы избежать схематизма.
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Максим Атаянц заметил, что «на классицистическую структуру натянуты неорусские фасады и указал на распространенную ошибку, которая снижает класс здания до «турецкого отеля» – два двухъярусных балкона с тремя акцентированными опорами, которые приходят в никуда. 
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Владимир Григорьев отнесся к проекту как архитектурному курьезу, сравнив его с «Маленькой ночной серенадой» Моцарта, только тяжеловесной. Евгений Герасимов напротив увидел «профессиональную работу, которая за исключением некоторых шероховатостей сложилась» и пожелал авторам качественного исполнения. Сергей Орешкин усомнился в деталях, но допустил, что в контексте игрового комплекса подобное сооружение имеет право на существование, а кроме того общественность принимает русский стиль «на ура». 
  • zooming
    1 / 4
    Шуваловка русская деревня. План цокольного этажа
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    2 / 4
    Шуваловка русская деревня. План 1 этажа
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    3 / 4
    Шуваловка русская деревня. План 2 этажа
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    4 / 4
    Шуваловка русская деревня. План мансардного этажа
    © Кант / преоставлено КГА

Итог: «за» проголосовал 17 человек, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета. 

Подробнее о проекте ->

29 Июля 2022

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.