Россия,Петергоф.Санкт-Петербургское шоссе, дом 111, литера А
Мастерская:
Б2
Настас и партнеры
Авторский коллектив:
ГАП: Кирилл Степанов
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Перед началом обсуждений по предложению Павла Соколова был назначен заместитель председателя градостроительного совета – им стал Владимир Григорьев, а также председатель экспертной группы – Александр Кошарный.
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища
Санкт-Петербург, поселок Шушары, территория предприятия «Шушары», участок 22 Проектировщик: «Архитектурная мастерская «Б2» Заказчик: «ЛСР. Недвижимость – СЗ» Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с юга
Жилой комплекс по проекту мастерской «Б2» займет один из последних свободных участков, расположенных к югу от Пулковской обсерватории – его соседями станут малоэтажные районы «Югтаун», «Зеленый квартал» и «Образцовые кварталы». Одно из преимуществ нового комплекса ЛСР – Пулковское водохранилище, впрочем, благоустройство прибрежной территории проектом мастерской Феликса Буянова не рассматривалось. В пешей доступности располагается также Экспофорум, что предположительно доставит жильцам неудобство – при нынешней развязке в дни мероприятий выехать в сторону города будет проблематично.
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Примеры окружающей застройки
Участок находится в зоне влияния аэропорта «Пулково» и Пулковской обсерватории, здание которой признано объектом культурного наследия, действует ограничение по высоте – 18 метров и 23 для акцентов. Также на территории располагается несколько памятников, связанных с Великой отечественной войной: березовая аллея, высаженная к 20-летию победы, противотанковый ров и мемориальный комплекс «Пулковский рубеж».
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Местоположение территории в административном
районе Санкт-Петербурга
Жилые группы формируются на трех участках. Два из них располагаются вдоль улицы Редкое Кузьмино, которую будет пересекать пешеходный зеленый бульвар, берущий начало у березовой аллеи и братского захоронения «Безымянный ручей». В этой части авторы предлагают квартальную застройку небольшого масштаба, проницаемую среду, школу на 925 мест и два детских сада. Многоэтажные паркинги располагаются вдоль Пулковского шоссе, защищая кварталы от его влияния. Третий участок, меньшего размера, располагается на северном берегу водохранилища. Здесь используется другой тип застройки: дома пластины и урбан-виллы, а центральным элементом становится здание-веер, секции которого объединяет встроенный детский сад. Поскольку ЛСР располагает собственным заводом, фасады предполагается облицевать клинкерной или бетонной плиткой.
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Общая схема генплана с соседней территорией
Район рассчитан на 7000 жителей, авторы утверждают, что коммерческие помещения обеспечивают до 1500 рабочих мест. Зона у воды будет благоустроена за счет инвестора – предполагается, что там появится спортивный кластер и детские игровые площадки. Также авторы предлагают разместить на территории квартала церковь Георгия Победоносца.
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с выезда на Пулковского шоссе
Градсовет в целом согласился с предложенными планировочными решениями. Владимир Аврутин обратил внимание, что проектом занимается крупный застройщик, а значит малоэтажные кварталы тоже могут быть экономически эффективны, как бы нас ни убеждали в обратном. При этом, продолжил эксперт, «субурбии должны иметь свое лицо, быть самостоятельными и законченными». В данном проекте, например, нет ни общественного центра, ни площади, ни даже торгового центра. Владимир Григорьев высказался резче: если прибрежная зона не будет благоустроена должным образом, то получится «средневековье» – район на 7000 человек без ЗНОП, спорта, торговли и инфраструктуры. Жителям останется «ходить вдоль пустынного берега и вспоминать Феликса Викторовича и градсовет при правительстве Санкт-Петербурга, который все это согласовал». Несколько замечаний касались также пешеходной доступности школ и больницы
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища.Развертка по Проектируемой улице 1. Участки 3 и 4
Святослав Гайкович похвалил разнообразие решений, а Евгений Герасимов предположил, что с фасадами даже перестарались – «слишком много мотивов». Как один из авторов Экспофорума он также призвал инициировать строительство развязки на Петербургское шоссе, которая сделала бы выезд из новых кварталов удобнее.
Итог: «за» проголосовал 21 человек, «против» – 3. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета.
Санкт-Петербург, площадь Ленина, участок 21 Проектировщик: Архитектурное бюро «Настас и партнеры» Заказчик: ООО «Лидер» Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Перспективный вид в створе площади Ленина
Отношения с градостроительным советом у Дениса Настаса складываются непростые – проект другой его гостиницы на Уральской улице эксперты рассматривали три раза, но так и не приняли, высказав самые противоречивые мнения.
В этот раз архитектору вновь достался сложный участок – лакуна напротив выхода из Финляндского вокзала, образовавшаяся в 1980-х годах, когда часть доходного дома, построенного по проекту Павла Сюзора, снесли ради расширения универмага, построенного по проекту Якова Рубанчика. Универмаг так и не расширили, долгие годы «выбитый зуб» служит парковкой и беспокоит глаз градостроителей. В 2010 году разрабатывался проект восстановления доходного дома, однако Денис Настас решил идти другим путем, соединяя две эпохи – Сюзора и Рубанчика.
Авторы, тем не менее, посчитали нужным восстановить структуру сюзоровского дома, после «обрезки» утратившего симметричность. Для этого они предложили вставку шириной в три окна, восполняющую объемную утрату, а также модуль, продолжающий горизонтальные тяги исторического здания. Вторая часть фасада делает реверанс уже красной дорике универмага – здесь ритм задают сдвоенные пилоны. Пересекаясь, две части фасада образуют третью – с регулярной сеткой окон. В отделке используется темный карельский габбро-диабаз, а также орнаменты, характерные для карельских народов.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе площади Ленина
Дворовый корпус – «хвост» между бизнес-центром и жилым домом, чудом сумевший вписаться в пожарные и инсоляционные нормы. В соответствии с требованиями КГИОП высота здания не превышает 23 метров по карнизу, скат кровли – 45 градусов, остекление – 30% от фасада. Гостиница рассчитана на 111 номеров, вмещает кафе и подземную стоянку с автомобильным лифтом.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе Финского переулка
Рецензент Евгений Подгорнов и Павел Соколов настроили аудиторию на доброжелательный тон: предложенный объем гостиницы в данном месте видится единственно возможным, а вариант развития дома Сюзора – интересным. Эксперты в целом поддерживали проект, указав на мелкие недочеты.
Наибольшее беспокойство вызвало место примыкания дома к универмагу, где окна и карниз существующего здания не позволяют сделать аккуратный стык, а также «намеренный» брандмауэр и прорисовка фасадов. Михаил Сарри заметил, что рентабельность гостиницы держится на волоске – в случае расширения технических помещений придется жертвовать номерами, и тогда все предприятие станет убыточным.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 1 этажа
Также по мнению Михаила Сарри нужно сделать еще «10-20-50 вариантов рисовки дуги, поскольку просто продлить горизонтали недостаточно, нужен еще прием». Максим Атаянц предложил отступить назад – тогда решился бы вопрос с карнизом, а дом был бы плотнее и интереснее: сейчас 75-сантиметровый вынос пилонов придает ему скелетный характер. Сергей Орешкин посчитал, что «три темы на фасаде не соединились в единой целое, стоит взять что-то одно». Михаил Мамошин призвал авторов воспользоваться методом анастилоза на манер Дэвида Чипперфильда.
Евгений Герасимов посчитал, что проект рано согласовывать, поскольку «в попытке подыграть всем авторы не нашли себя». Владимир Линов этот тезис поддержал, заметив, что «здание Сюзора целиком воспринимается только с другого конца площади с одной точки», поэтому раз нет возможности воссоздать утраченное, не стоит опасаться пристройки самостоятельного объема.
Итог: «за» проголосовал 15 человек, «против» – 9. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета.
Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 111 Проектировщик: ООО «КАНТ» Заказчик: ООО «Империя СПб» Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Гостиница проектируется для тематического парка «Русская деревня Шуваловка», расположенного между Стрельной и Петергофом. Ее ориентацию на участке определило пожелание заказчика использовать существующий котлован, растянувшийся вдоль Санкт-Петербургского шоссе.
Шуваловка русская деревня. Схема расположения зданий
Согласуясь с общей концепцией «деревни», авторы предложили здание в русском стиле. Два симметричных гостиничных крыла соединяются через корпус выставочного зала. Бассейн располагается отдельно из-за требования КГИОП рассредоточивать здания в зоне охраняемого природного ландшафта.
Рецензент Михаил Мамошин после небольшой лекции о развитии, упадке и постепенном возрождении русского стиля в Петербурге отметил, что работу можно согласовать, но при этом дал несколько рекомендаций: например, акцентировать «подклет», жилую и кровельную часть, используя кирпич разных оттенков, а также сделать более яркими акценты, чтобы избежать схематизма.
Максим Атаянц заметил, что «на классицистическую структуру натянуты неорусские фасады и указал на распространенную ошибку, которая снижает класс здания до «турецкого отеля» – два двухъярусных балкона с тремя акцентированными опорами, которые приходят в никуда.
Владимир Григорьев отнесся к проекту как архитектурному курьезу, сравнив его с «Маленькой ночной серенадой» Моцарта, только тяжеловесной. Евгений Герасимов напротив увидел «профессиональную работу, которая за исключением некоторых шероховатостей сложилась» и пожелал авторам качественного исполнения. Сергей Орешкин усомнился в деталях, но допустил, что в контексте игрового комплекса подобное сооружение имеет право на существование, а кроме того общественность принимает русский стиль «на ура».
Итог: «за» проголосовал 17 человек, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета.