English version

И вонзил в него нож

Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.

mainImg
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011
Онлайн-презентация была организована агентством «Правила общения». Вела мероприятие Александра Зинкевич, а модератором выступила директор Музея архитектура им Щусева Елизавета Лихачева. В небольшой преамбуле Елизавета Лихачева намекнула, что, архитектура, начиная с 1920-х годов из витрувианской триады «польза, прочность, красота» последнюю почти исключило, и что деконструктивизм, во всяком случае, претендует на выразительность, и что это – стиль архитектуры будущего. Затем слово взял Вольф Д. Прикс. На этот раз он был без сигары, в отличие от одного из первых приездов в Москву примерно в 2007 году, когда он курил во время лекции. Прикс восхитился тем, что Елизавета Лихачева имеет привилегию курить в своем директорском кабинете. Раскованность поддерживалась в течение всей онлайн-встречи, которая завершилась поднятием бокалов и разрезанием торта (см. ниже).
Вольф Д.Прикс
Фотография © Zwefo

Австрийская группа Coop Himmelb(l)au была основана в революционном 1968 году, в момент взрыва в социуме, в искусстве и в сознании, и позиционировала себя как протест против бидермайера. Девиз «Архитектура должна гореть», высказанный членами группы, запомнился многим. Слово Himmelb(l)au переводится с немецкого как голубое небо, а без буквы L как небесное строительство. Другим важным событием в жизни группы стала выставка 1988 года в MOMA в Нью-Йорке, устроенная Филиппом Джонсоном и давшая название направлению деконструктивизма: в ней тогда приняли участие Coop Himmelb(l)au, Заха Хадид и другие будущие деконструктивисты. В попытке охарактеризовать архитектуру Coop Himmelb(l)au их сравнивали и с мятежными Роллинг Стоунз, и с автоматическим письмом сюрреализма, и с новой сложностью современной науки.

В ранних вещах Coop Himmelb(l)au типа здания на Falkestrasse в Вене или кинотеатра UFA в Дрездене очевидны протестные настроения, разорванные углы и полный отказ от классической тектоники и от ортогонального модернизма. Заметно это и в более поздней работе 2008-2011 года, интерпретирующей традиционную типологию церковного здания.
  • zooming
    1 / 8
    Церковь Мартина Лютера
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    3 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    4 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    5 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    6 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    7 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    8 / 8
    Церковь Мартина Лютера. Преобразование геометрии.
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Позднее стиль группы стал мягче, сохранив динамику и устремленность в объемных композициях. Сегодня Coop Himmelb(l)au – респектабельная компания с 60 сотрудниками, работающая в 15 странах, построившая 1 500 000 м2 и спроектировавшая еще 650 000 м2. Она получает престижные заказы от правительств и корпораций. Наиболее известные произведения – штаб-квартира BMW в Мюнхене
  • zooming
    1 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Richard Walch
  • zooming
    3 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Christian Richters
  • zooming
    4 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba

и Музей Конфлуанс в Лионе, Музей современного искусства в Шеньчжене и многие другие. 
  • zooming
    1 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    2 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    3 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    4 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone

Однако солидность солидностью, но огромное портфолио проектов бюро демонстрировалось все-таки под забойную рок-композицию.

В России Coop Himmelb(l)au спроектировали еще в 2007 коммуникационный центр «Константиновский» в Петербурге, Пушкинскую набережную в Парке культуры (в этом проекте девушки в купальниках лежат на деревянном помосте без ковриков прямо среди гуляющей публики), канатную дорогу в Благовещенске и культурный центр Сбербанка, но проекты не были реализованы. Относительно Центра Сбербанка с зелеными садами в стеклянных объемах Прикс заметил, что работа и отдых в здании совмещены и нарисовал выразительную картину («ходят женщины в мехах, а мужики пьют водку»).

Затем онлайн-презентация подошла к главному блюду: к стадиону и музейно-театральным центрам, которые сейчас строятся в России. Надо сказать, что это крупнейшие сооружения.

Центры в Кемерово и в Севастополе – часть государственной программы президента Путина по развитию культуры в регионах. Стоит изумиться скрытому радикализму наших чиновников. То парк Зарядье у Кремля от самых отвязных концептуалистов Дилер и Скофидио, которые начинали карьеру со здания-облака, состоящего буквально из пара, на озере Нешатель. Теперь вот государственные музейно-театральные комплексы в регионах от революционных «детей 1968 года». Кстати, метафора облака к архитектуре CoopHimmelb(l)au очень подходит: их объемы как бы клубятся, сгущаются и разреживаются. Не зря же они назвались кооперативом небесного строительства.
  • zooming
    1 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

По поводу музейно-театрального центра в Кемерово, о котором мы уже писали, Прикс подчеркнул, что для него исключительно важно было создать общественное пространство и снаружи, и внутри – куда будут приходить люди, чтобы погулять и провести время. В комплексе разместятся филиал Мариинки, Русского музея и Кузбасского центра искусств. Музей и театр сначала планировались по отдельности, но потом их решили объединить общей крытой территорией. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заявил, что «у нас вообще есть идея сделать все в одном здании. Сейчас как раз идет проработка, чтобы наши женщины на каблуках и в красивых платьях смогли совершенно спокойно пойти в театр, Русский музей, потом посидеть в ресторане, зайти в Центр искусств. И все это – не выходя из одного здания». Рядом с музейно-театральным центром поставят башню отеля высотой 140 м, самую высокую в Сибири. Ансамбль планируют завершить в 2023 году.
  • zooming
    1 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 5
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Театральный комплекс с хореографической академией в Крыму в Севастополе – часть той же госпрограммы по развитию культуры в регионах России.

Хореографическую академию основал звезда мирового балета Сергей Полунин, танцовщик украинского происхождения, солист Лондонского королевского балета, бросивший миллионный контракт в Лондоне ради возвращения в Россию и реформ, которые он затеял в балетном мире. Кстати, Вольф Д. Прикс недавно прочел лекцию воспитанникам Академии, а учебный корпус с панорамными окнами на море будет готов раньше всего остального, к сентябрю 2022 года.

Театральный комплекс будет расположен в очень значимом для города месте, около скульптуры солдата и матроса, посвященной победе в Великой Отечественной войне. Вольф Д. Прикс отметил, что устремленность вперед, в будущее, которое есть в этой скульптуре, свойственна и зданиям театрального комплекса. Вокруг зданий будет опять-таки общественное пространство, открытое круглый год для всего города. Освещение в зале спроектировано с аллюзиями на форму винограда. Скульптура, любимая горожанами, останется центром композиции.
  • zooming
    1 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Стадин «СКА Арена» Вольф Д. Прикс строит на месте снесенного модернистского здания 1970–1979 годов – в 1988 году в Париже его признали одним из выдающихся зданий XX века, но тем не менее недавно снесли.

О том, что Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на новое здание на месте утраченного, стало известно в апреле 2021 года.

Вольф Прикс посвятил свое новое здание русским конструктивистам Владимиру Татлину и Элю Лисицкому, а также русскому хоккею и русскому фигурному катанию. От башни Татлина он взял решетчатую структуру, но она изогнута и приспособлена для ограждения периметра. Композиция Лисицкого вдохновила план благоустройства. В чем состоит влияние хоккея, можно лишь гадать: в презентации были показаны моменты рукопашной борьбы во время матча – спорт это и в самом деле суровый, почти военный. Из фигурного катания были взяты фигуры «высшего пилотажа», изобретенные русским фигуристом, контурами этих фигур украсили кассовые павильоны.
  • zooming
    1 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    8 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Затем Вольф Д. Прикс ответил на вопросы модератора и журналистов. Вопросов было много, некоторое количество – нелицеприятных. Так, архитектора спросили, что он думает по поводу снесенного ради нового строительства стадиона СКК – памятника модернизма. На это Прикс ответил, что старый стадион уже разваливался, и новый будет лучше. Выяснилось, что глава Coop Himmelb(l)au не вовлечен в общественную дискуссию о ценности советского модернизма. Хотя некоторые здания, например шедевр брутализма в Тбилиси, знакомы ему по книгам и нравятся.

Также был задан вопрос про сложный городской контекст в Севастополе. Вольф Д. Прикс опять-таки оказался не слишком погружен во внутренние проблемы, зато рассказал, что постройке, к счастью, удалось избежать западных санкций, наложенных на Крым, потому что на культурные объекты санкции не распространяются. Однако ему все-таки звонил некий чиновник с Украины с угрозами («Он, наверно, хотел отправить меня в отпуск в Чернобыль», прокомментировал архитектор). Но «все обошлось».

Отвечая на мой вопрос о протестном содержании и о сравнении группы Coop Himmelb(l)au с рок-группой Роллинг Стоунз, Прикс аналогию не поддержал. Мы далеко не так известны и богаты, как Роллинг Стоунз, – сказал он. А горение архитектуры, к которому он призывал в молодости, он теперь понимает несколько иначе: архитектура должна приносить радостные ощущения, расширять горизонты сознания, привлекать людей – тут Прикс привел в пример свой Музей Конфлуанс в Лионе. На вопрос, кого из молодых архитекторов он считает своими единомышленниками, Прикс ответить отказался, чтобы никого не обижать. Среди любимых русских архитекторов прошлого в дополнение к упомянутым выше назвал еще Мельникова. Из российских городов похвалил за красоту Петербург и Севастополь, а Москву – за бурное развитие.

В заключение разговора Вольф Д. Прикс предложил поднять бокалы с вином и сам подал пример. А про лежащий перед ним круглый венский торт Прикс пошутил, что это символ старого питерского стадиона, «а мы сейчас его разрежем и насладимся его вкусом». И вонзил в него нож. На этом презентация завершилась.
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011

30 Ноября 2021

Похожие статьи
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.