English version

И вонзил в него нож

Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.

mainImg
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011
Онлайн-презентация была организована агентством «Правила общения». Вела мероприятие Александра Зинкевич, а модератором выступила директор Музея архитектура им Щусева Елизавета Лихачева. В небольшой преамбуле Елизавета Лихачева намекнула, что, архитектура, начиная с 1920-х годов из витрувианской триады «польза, прочность, красота» последнюю почти исключило, и что деконструктивизм, во всяком случае, претендует на выразительность, и что это – стиль архитектуры будущего. Затем слово взял Вольф Д. Прикс. На этот раз он был без сигары, в отличие от одного из первых приездов в Москву примерно в 2007 году, когда он курил во время лекции. Прикс восхитился тем, что Елизавета Лихачева имеет привилегию курить в своем директорском кабинете. Раскованность поддерживалась в течение всей онлайн-встречи, которая завершилась поднятием бокалов и разрезанием торта (см. ниже).
Вольф Д.Прикс
Фотография © Zwefo

Австрийская группа Coop Himmelb(l)au была основана в революционном 1968 году, в момент взрыва в социуме, в искусстве и в сознании, и позиционировала себя как протест против бидермайера. Девиз «Архитектура должна гореть», высказанный членами группы, запомнился многим. Слово Himmelb(l)au переводится с немецкого как голубое небо, а без буквы L как небесное строительство. Другим важным событием в жизни группы стала выставка 1988 года в MOMA в Нью-Йорке, устроенная Филиппом Джонсоном и давшая название направлению деконструктивизма: в ней тогда приняли участие Coop Himmelb(l)au, Заха Хадид и другие будущие деконструктивисты. В попытке охарактеризовать архитектуру Coop Himmelb(l)au их сравнивали и с мятежными Роллинг Стоунз, и с автоматическим письмом сюрреализма, и с новой сложностью современной науки.

В ранних вещах Coop Himmelb(l)au типа здания на Falkestrasse в Вене или кинотеатра UFA в Дрездене очевидны протестные настроения, разорванные углы и полный отказ от классической тектоники и от ортогонального модернизма. Заметно это и в более поздней работе 2008-2011 года, интерпретирующей традиционную типологию церковного здания.
  • zooming
    1 / 8
    Церковь Мартина Лютера
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    3 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    4 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    5 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    6 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    7 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    8 / 8
    Церковь Мартина Лютера. Преобразование геометрии.
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Позднее стиль группы стал мягче, сохранив динамику и устремленность в объемных композициях. Сегодня Coop Himmelb(l)au – респектабельная компания с 60 сотрудниками, работающая в 15 странах, построившая 1 500 000 м2 и спроектировавшая еще 650 000 м2. Она получает престижные заказы от правительств и корпораций. Наиболее известные произведения – штаб-квартира BMW в Мюнхене
  • zooming
    1 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Richard Walch
  • zooming
    3 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Christian Richters
  • zooming
    4 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba

и Музей Конфлуанс в Лионе, Музей современного искусства в Шеньчжене и многие другие. 
  • zooming
    1 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    2 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    3 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    4 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone

Однако солидность солидностью, но огромное портфолио проектов бюро демонстрировалось все-таки под забойную рок-композицию.

В России Coop Himmelb(l)au спроектировали еще в 2007 коммуникационный центр «Константиновский» в Петербурге, Пушкинскую набережную в Парке культуры (в этом проекте девушки в купальниках лежат на деревянном помосте без ковриков прямо среди гуляющей публики), канатную дорогу в Благовещенске и культурный центр Сбербанка, но проекты не были реализованы. Относительно Центра Сбербанка с зелеными садами в стеклянных объемах Прикс заметил, что работа и отдых в здании совмещены и нарисовал выразительную картину («ходят женщины в мехах, а мужики пьют водку»).

Затем онлайн-презентация подошла к главному блюду: к стадиону и музейно-театральным центрам, которые сейчас строятся в России. Надо сказать, что это крупнейшие сооружения.

Центры в Кемерово и в Севастополе – часть государственной программы президента Путина по развитию культуры в регионах. Стоит изумиться скрытому радикализму наших чиновников. То парк Зарядье у Кремля от самых отвязных концептуалистов Дилер и Скофидио, которые начинали карьеру со здания-облака, состоящего буквально из пара, на озере Нешатель. Теперь вот государственные музейно-театральные комплексы в регионах от революционных «детей 1968 года». Кстати, метафора облака к архитектуре CoopHimmelb(l)au очень подходит: их объемы как бы клубятся, сгущаются и разреживаются. Не зря же они назвались кооперативом небесного строительства.
  • zooming
    1 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

По поводу музейно-театрального центра в Кемерово, о котором мы уже писали, Прикс подчеркнул, что для него исключительно важно было создать общественное пространство и снаружи, и внутри – куда будут приходить люди, чтобы погулять и провести время. В комплексе разместятся филиал Мариинки, Русского музея и Кузбасского центра искусств. Музей и театр сначала планировались по отдельности, но потом их решили объединить общей крытой территорией. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заявил, что «у нас вообще есть идея сделать все в одном здании. Сейчас как раз идет проработка, чтобы наши женщины на каблуках и в красивых платьях смогли совершенно спокойно пойти в театр, Русский музей, потом посидеть в ресторане, зайти в Центр искусств. И все это – не выходя из одного здания». Рядом с музейно-театральным центром поставят башню отеля высотой 140 м, самую высокую в Сибири. Ансамбль планируют завершить в 2023 году.
  • zooming
    1 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 5
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Театральный комплекс с хореографической академией в Крыму в Севастополе – часть той же госпрограммы по развитию культуры в регионах России.

Хореографическую академию основал звезда мирового балета Сергей Полунин, танцовщик украинского происхождения, солист Лондонского королевского балета, бросивший миллионный контракт в Лондоне ради возвращения в Россию и реформ, которые он затеял в балетном мире. Кстати, Вольф Д. Прикс недавно прочел лекцию воспитанникам Академии, а учебный корпус с панорамными окнами на море будет готов раньше всего остального, к сентябрю 2022 года.

Театральный комплекс будет расположен в очень значимом для города месте, около скульптуры солдата и матроса, посвященной победе в Великой Отечественной войне. Вольф Д. Прикс отметил, что устремленность вперед, в будущее, которое есть в этой скульптуре, свойственна и зданиям театрального комплекса. Вокруг зданий будет опять-таки общественное пространство, открытое круглый год для всего города. Освещение в зале спроектировано с аллюзиями на форму винограда. Скульптура, любимая горожанами, останется центром композиции.
  • zooming
    1 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Стадин «СКА Арена» Вольф Д. Прикс строит на месте снесенного модернистского здания 1970–1979 годов – в 1988 году в Париже его признали одним из выдающихся зданий XX века, но тем не менее недавно снесли.

О том, что Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на новое здание на месте утраченного, стало известно в апреле 2021 года.

Вольф Прикс посвятил свое новое здание русским конструктивистам Владимиру Татлину и Элю Лисицкому, а также русскому хоккею и русскому фигурному катанию. От башни Татлина он взял решетчатую структуру, но она изогнута и приспособлена для ограждения периметра. Композиция Лисицкого вдохновила план благоустройства. В чем состоит влияние хоккея, можно лишь гадать: в презентации были показаны моменты рукопашной борьбы во время матча – спорт это и в самом деле суровый, почти военный. Из фигурного катания были взяты фигуры «высшего пилотажа», изобретенные русским фигуристом, контурами этих фигур украсили кассовые павильоны.
  • zooming
    1 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    8 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Затем Вольф Д. Прикс ответил на вопросы модератора и журналистов. Вопросов было много, некоторое количество – нелицеприятных. Так, архитектора спросили, что он думает по поводу снесенного ради нового строительства стадиона СКК – памятника модернизма. На это Прикс ответил, что старый стадион уже разваливался, и новый будет лучше. Выяснилось, что глава Coop Himmelb(l)au не вовлечен в общественную дискуссию о ценности советского модернизма. Хотя некоторые здания, например шедевр брутализма в Тбилиси, знакомы ему по книгам и нравятся.

Также был задан вопрос про сложный городской контекст в Севастополе. Вольф Д. Прикс опять-таки оказался не слишком погружен во внутренние проблемы, зато рассказал, что постройке, к счастью, удалось избежать западных санкций, наложенных на Крым, потому что на культурные объекты санкции не распространяются. Однако ему все-таки звонил некий чиновник с Украины с угрозами («Он, наверно, хотел отправить меня в отпуск в Чернобыль», прокомментировал архитектор). Но «все обошлось».

Отвечая на мой вопрос о протестном содержании и о сравнении группы Coop Himmelb(l)au с рок-группой Роллинг Стоунз, Прикс аналогию не поддержал. Мы далеко не так известны и богаты, как Роллинг Стоунз, – сказал он. А горение архитектуры, к которому он призывал в молодости, он теперь понимает несколько иначе: архитектура должна приносить радостные ощущения, расширять горизонты сознания, привлекать людей – тут Прикс привел в пример свой Музей Конфлуанс в Лионе. На вопрос, кого из молодых архитекторов он считает своими единомышленниками, Прикс ответить отказался, чтобы никого не обижать. Среди любимых русских архитекторов прошлого в дополнение к упомянутым выше назвал еще Мельникова. Из российских городов похвалил за красоту Петербург и Севастополь, а Москву – за бурное развитие.

В заключение разговора Вольф Д. Прикс предложил поднять бокалы с вином и сам подал пример. А про лежащий перед ним круглый венский торт Прикс пошутил, что это символ старого питерского стадиона, «а мы сейчас его разрежем и насладимся его вкусом». И вонзил в него нож. На этом презентация завершилась.
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011

30 Ноября 2021

Похожие статьи
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.