English version

И вонзил в него нож

Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.

mainImg
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011
Онлайн-презентация была организована агентством «Правила общения». Вела мероприятие Александра Зинкевич, а модератором выступила директор Музея архитектура им Щусева Елизавета Лихачева. В небольшой преамбуле Елизавета Лихачева намекнула, что, архитектура, начиная с 1920-х годов из витрувианской триады «польза, прочность, красота» последнюю почти исключило, и что деконструктивизм, во всяком случае, претендует на выразительность, и что это – стиль архитектуры будущего. Затем слово взял Вольф Д. Прикс. На этот раз он был без сигары, в отличие от одного из первых приездов в Москву примерно в 2007 году, когда он курил во время лекции. Прикс восхитился тем, что Елизавета Лихачева имеет привилегию курить в своем директорском кабинете. Раскованность поддерживалась в течение всей онлайн-встречи, которая завершилась поднятием бокалов и разрезанием торта (см. ниже).
Вольф Д.Прикс
Фотография © Zwefo

Австрийская группа Coop Himmelb(l)au была основана в революционном 1968 году, в момент взрыва в социуме, в искусстве и в сознании, и позиционировала себя как протест против бидермайера. Девиз «Архитектура должна гореть», высказанный членами группы, запомнился многим. Слово Himmelb(l)au переводится с немецкого как голубое небо, а без буквы L как небесное строительство. Другим важным событием в жизни группы стала выставка 1988 года в MOMA в Нью-Йорке, устроенная Филиппом Джонсоном и давшая название направлению деконструктивизма: в ней тогда приняли участие Coop Himmelb(l)au, Заха Хадид и другие будущие деконструктивисты. В попытке охарактеризовать архитектуру Coop Himmelb(l)au их сравнивали и с мятежными Роллинг Стоунз, и с автоматическим письмом сюрреализма, и с новой сложностью современной науки.

В ранних вещах Coop Himmelb(l)au типа здания на Falkestrasse в Вене или кинотеатра UFA в Дрездене очевидны протестные настроения, разорванные углы и полный отказ от классической тектоники и от ортогонального модернизма. Заметно это и в более поздней работе 2008-2011 года, интерпретирующей традиционную типологию церковного здания.
  • zooming
    1 / 8
    Церковь Мартина Лютера
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    3 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    4 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    5 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    6 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    7 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    8 / 8
    Церковь Мартина Лютера. Преобразование геометрии.
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Позднее стиль группы стал мягче, сохранив динамику и устремленность в объемных композициях. Сегодня Coop Himmelb(l)au – респектабельная компания с 60 сотрудниками, работающая в 15 странах, построившая 1 500 000 м2 и спроектировавшая еще 650 000 м2. Она получает престижные заказы от правительств и корпораций. Наиболее известные произведения – штаб-квартира BMW в Мюнхене
  • zooming
    1 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Richard Walch
  • zooming
    3 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Christian Richters
  • zooming
    4 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba

и Музей Конфлуанс в Лионе, Музей современного искусства в Шеньчжене и многие другие. 
  • zooming
    1 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    2 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    3 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    4 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone

Однако солидность солидностью, но огромное портфолио проектов бюро демонстрировалось все-таки под забойную рок-композицию.

В России Coop Himmelb(l)au спроектировали еще в 2007 коммуникационный центр «Константиновский» в Петербурге, Пушкинскую набережную в Парке культуры (в этом проекте девушки в купальниках лежат на деревянном помосте без ковриков прямо среди гуляющей публики), канатную дорогу в Благовещенске и культурный центр Сбербанка, но проекты не были реализованы. Относительно Центра Сбербанка с зелеными садами в стеклянных объемах Прикс заметил, что работа и отдых в здании совмещены и нарисовал выразительную картину («ходят женщины в мехах, а мужики пьют водку»).

Затем онлайн-презентация подошла к главному блюду: к стадиону и музейно-театральным центрам, которые сейчас строятся в России. Надо сказать, что это крупнейшие сооружения.

Центры в Кемерово и в Севастополе – часть государственной программы президента Путина по развитию культуры в регионах. Стоит изумиться скрытому радикализму наших чиновников. То парк Зарядье у Кремля от самых отвязных концептуалистов Дилер и Скофидио, которые начинали карьеру со здания-облака, состоящего буквально из пара, на озере Нешатель. Теперь вот государственные музейно-театральные комплексы в регионах от революционных «детей 1968 года». Кстати, метафора облака к архитектуре CoopHimmelb(l)au очень подходит: их объемы как бы клубятся, сгущаются и разреживаются. Не зря же они назвались кооперативом небесного строительства.
  • zooming
    1 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

По поводу музейно-театрального центра в Кемерово, о котором мы уже писали, Прикс подчеркнул, что для него исключительно важно было создать общественное пространство и снаружи, и внутри – куда будут приходить люди, чтобы погулять и провести время. В комплексе разместятся филиал Мариинки, Русского музея и Кузбасского центра искусств. Музей и театр сначала планировались по отдельности, но потом их решили объединить общей крытой территорией. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заявил, что «у нас вообще есть идея сделать все в одном здании. Сейчас как раз идет проработка, чтобы наши женщины на каблуках и в красивых платьях смогли совершенно спокойно пойти в театр, Русский музей, потом посидеть в ресторане, зайти в Центр искусств. И все это – не выходя из одного здания». Рядом с музейно-театральным центром поставят башню отеля высотой 140 м, самую высокую в Сибири. Ансамбль планируют завершить в 2023 году.
  • zooming
    1 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 5
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Театральный комплекс с хореографической академией в Крыму в Севастополе – часть той же госпрограммы по развитию культуры в регионах России.

Хореографическую академию основал звезда мирового балета Сергей Полунин, танцовщик украинского происхождения, солист Лондонского королевского балета, бросивший миллионный контракт в Лондоне ради возвращения в Россию и реформ, которые он затеял в балетном мире. Кстати, Вольф Д. Прикс недавно прочел лекцию воспитанникам Академии, а учебный корпус с панорамными окнами на море будет готов раньше всего остального, к сентябрю 2022 года.

Театральный комплекс будет расположен в очень значимом для города месте, около скульптуры солдата и матроса, посвященной победе в Великой Отечественной войне. Вольф Д. Прикс отметил, что устремленность вперед, в будущее, которое есть в этой скульптуре, свойственна и зданиям театрального комплекса. Вокруг зданий будет опять-таки общественное пространство, открытое круглый год для всего города. Освещение в зале спроектировано с аллюзиями на форму винограда. Скульптура, любимая горожанами, останется центром композиции.
  • zooming
    1 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Стадин «СКА Арена» Вольф Д. Прикс строит на месте снесенного модернистского здания 1970–1979 годов – в 1988 году в Париже его признали одним из выдающихся зданий XX века, но тем не менее недавно снесли.

О том, что Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на новое здание на месте утраченного, стало известно в апреле 2021 года.

Вольф Прикс посвятил свое новое здание русским конструктивистам Владимиру Татлину и Элю Лисицкому, а также русскому хоккею и русскому фигурному катанию. От башни Татлина он взял решетчатую структуру, но она изогнута и приспособлена для ограждения периметра. Композиция Лисицкого вдохновила план благоустройства. В чем состоит влияние хоккея, можно лишь гадать: в презентации были показаны моменты рукопашной борьбы во время матча – спорт это и в самом деле суровый, почти военный. Из фигурного катания были взяты фигуры «высшего пилотажа», изобретенные русским фигуристом, контурами этих фигур украсили кассовые павильоны.
  • zooming
    1 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    8 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Затем Вольф Д. Прикс ответил на вопросы модератора и журналистов. Вопросов было много, некоторое количество – нелицеприятных. Так, архитектора спросили, что он думает по поводу снесенного ради нового строительства стадиона СКК – памятника модернизма. На это Прикс ответил, что старый стадион уже разваливался, и новый будет лучше. Выяснилось, что глава Coop Himmelb(l)au не вовлечен в общественную дискуссию о ценности советского модернизма. Хотя некоторые здания, например шедевр брутализма в Тбилиси, знакомы ему по книгам и нравятся.

Также был задан вопрос про сложный городской контекст в Севастополе. Вольф Д. Прикс опять-таки оказался не слишком погружен во внутренние проблемы, зато рассказал, что постройке, к счастью, удалось избежать западных санкций, наложенных на Крым, потому что на культурные объекты санкции не распространяются. Однако ему все-таки звонил некий чиновник с Украины с угрозами («Он, наверно, хотел отправить меня в отпуск в Чернобыль», прокомментировал архитектор). Но «все обошлось».

Отвечая на мой вопрос о протестном содержании и о сравнении группы Coop Himmelb(l)au с рок-группой Роллинг Стоунз, Прикс аналогию не поддержал. Мы далеко не так известны и богаты, как Роллинг Стоунз, – сказал он. А горение архитектуры, к которому он призывал в молодости, он теперь понимает несколько иначе: архитектура должна приносить радостные ощущения, расширять горизонты сознания, привлекать людей – тут Прикс привел в пример свой Музей Конфлуанс в Лионе. На вопрос, кого из молодых архитекторов он считает своими единомышленниками, Прикс ответить отказался, чтобы никого не обижать. Среди любимых русских архитекторов прошлого в дополнение к упомянутым выше назвал еще Мельникова. Из российских городов похвалил за красоту Петербург и Севастополь, а Москву – за бурное развитие.

В заключение разговора Вольф Д. Прикс предложил поднять бокалы с вином и сам подал пример. А про лежащий перед ним круглый венский торт Прикс пошутил, что это символ старого питерского стадиона, «а мы сейчас его разрежем и насладимся его вкусом». И вонзил в него нож. На этом презентация завершилась.
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011

30 Ноября 2021

Похожие статьи
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.