English version

И вонзил в него нож

Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.

mainImg
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011
Онлайн-презентация была организована агентством «Правила общения». Вела мероприятие Александра Зинкевич, а модератором выступила директор Музея архитектура им Щусева Елизавета Лихачева. В небольшой преамбуле Елизавета Лихачева намекнула, что, архитектура, начиная с 1920-х годов из витрувианской триады «польза, прочность, красота» последнюю почти исключило, и что деконструктивизм, во всяком случае, претендует на выразительность, и что это – стиль архитектуры будущего. Затем слово взял Вольф Д. Прикс. На этот раз он был без сигары, в отличие от одного из первых приездов в Москву примерно в 2007 году, когда он курил во время лекции. Прикс восхитился тем, что Елизавета Лихачева имеет привилегию курить в своем директорском кабинете. Раскованность поддерживалась в течение всей онлайн-встречи, которая завершилась поднятием бокалов и разрезанием торта (см. ниже).
Вольф Д.Прикс
Фотография © Zwefo

Австрийская группа Coop Himmelb(l)au была основана в революционном 1968 году, в момент взрыва в социуме, в искусстве и в сознании, и позиционировала себя как протест против бидермайера. Девиз «Архитектура должна гореть», высказанный членами группы, запомнился многим. Слово Himmelb(l)au переводится с немецкого как голубое небо, а без буквы L как небесное строительство. Другим важным событием в жизни группы стала выставка 1988 года в MOMA в Нью-Йорке, устроенная Филиппом Джонсоном и давшая название направлению деконструктивизма: в ней тогда приняли участие Coop Himmelb(l)au, Заха Хадид и другие будущие деконструктивисты. В попытке охарактеризовать архитектуру Coop Himmelb(l)au их сравнивали и с мятежными Роллинг Стоунз, и с автоматическим письмом сюрреализма, и с новой сложностью современной науки.

В ранних вещах Coop Himmelb(l)au типа здания на Falkestrasse в Вене или кинотеатра UFA в Дрездене очевидны протестные настроения, разорванные углы и полный отказ от классической тектоники и от ортогонального модернизма. Заметно это и в более поздней работе 2008-2011 года, интерпретирующей традиционную типологию церковного здания.
  • zooming
    1 / 8
    Церковь Мартина Лютера
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    3 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    4 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    5 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    6 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    7 / 8
    Церковь Мартина Лютера © Duccio Malagamba
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    8 / 8
    Церковь Мартина Лютера. Преобразование геометрии.
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Позднее стиль группы стал мягче, сохранив динамику и устремленность в объемных композициях. Сегодня Coop Himmelb(l)au – респектабельная компания с 60 сотрудниками, работающая в 15 странах, построившая 1 500 000 м2 и спроектировавшая еще 650 000 м2. Она получает престижные заказы от правительств и корпораций. Наиболее известные произведения – штаб-квартира BMW в Мюнхене
  • zooming
    1 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba
  • zooming
    2 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Richard Walch
  • zooming
    3 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Christian Richters
  • zooming
    4 / 4
    Центр BMW Welt в Мюнхене
    © Duccio Malagamba

и Музей Конфлуанс в Лионе, Музей современного искусства в Шеньчжене и многие другие. 
  • zooming
    1 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    2 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    3 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone
  • zooming
    4 / 4
    Музей Конфлуанс в Лионе
    © Sergio Perrone

Однако солидность солидностью, но огромное портфолио проектов бюро демонстрировалось все-таки под забойную рок-композицию.

В России Coop Himmelb(l)au спроектировали еще в 2007 коммуникационный центр «Константиновский» в Петербурге, Пушкинскую набережную в Парке культуры (в этом проекте девушки в купальниках лежат на деревянном помосте без ковриков прямо среди гуляющей публики), канатную дорогу в Благовещенске и культурный центр Сбербанка, но проекты не были реализованы. Относительно Центра Сбербанка с зелеными садами в стеклянных объемах Прикс заметил, что работа и отдых в здании совмещены и нарисовал выразительную картину («ходят женщины в мехах, а мужики пьют водку»).

Затем онлайн-презентация подошла к главному блюду: к стадиону и музейно-театральным центрам, которые сейчас строятся в России. Надо сказать, что это крупнейшие сооружения.

Центры в Кемерово и в Севастополе – часть государственной программы президента Путина по развитию культуры в регионах. Стоит изумиться скрытому радикализму наших чиновников. То парк Зарядье у Кремля от самых отвязных концептуалистов Дилер и Скофидио, которые начинали карьеру со здания-облака, состоящего буквально из пара, на озере Нешатель. Теперь вот государственные музейно-театральные комплексы в регионах от революционных «детей 1968 года». Кстати, метафора облака к архитектуре CoopHimmelb(l)au очень подходит: их объемы как бы клубятся, сгущаются и разреживаются. Не зря же они назвались кооперативом небесного строительства.
  • zooming
    1 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

По поводу музейно-театрального центра в Кемерово, о котором мы уже писали, Прикс подчеркнул, что для него исключительно важно было создать общественное пространство и снаружи, и внутри – куда будут приходить люди, чтобы погулять и провести время. В комплексе разместятся филиал Мариинки, Русского музея и Кузбасского центра искусств. Музей и театр сначала планировались по отдельности, но потом их решили объединить общей крытой территорией. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заявил, что «у нас вообще есть идея сделать все в одном здании. Сейчас как раз идет проработка, чтобы наши женщины на каблуках и в красивых платьях смогли совершенно спокойно пойти в театр, Русский музей, потом посидеть в ресторане, зайти в Центр искусств. И все это – не выходя из одного здания». Рядом с музейно-театральным центром поставят башню отеля высотой 140 м, самую высокую в Сибири. Ансамбль планируют завершить в 2023 году.
  • zooming
    1 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 5
    Музейно-театральный комплекс в Кемерово
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 5
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Театральный комплекс с хореографической академией в Крыму в Севастополе – часть той же госпрограммы по развитию культуры в регионах России.

Хореографическую академию основал звезда мирового балета Сергей Полунин, танцовщик украинского происхождения, солист Лондонского королевского балета, бросивший миллионный контракт в Лондоне ради возвращения в Россию и реформ, которые он затеял в балетном мире. Кстати, Вольф Д. Прикс недавно прочел лекцию воспитанникам Академии, а учебный корпус с панорамными окнами на море будет готов раньше всего остального, к сентябрю 2022 года.

Театральный комплекс будет расположен в очень значимом для города месте, около скульптуры солдата и матроса, посвященной победе в Великой Отечественной войне. Вольф Д. Прикс отметил, что устремленность вперед, в будущее, которое есть в этой скульптуре, свойственна и зданиям театрального комплекса. Вокруг зданий будет опять-таки общественное пространство, открытое круглый год для всего города. Освещение в зале спроектировано с аллюзиями на форму винограда. Скульптура, любимая горожанами, останется центром композиции.
  • zooming
    1 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 7
    Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Стадин «СКА Арена» Вольф Д. Прикс строит на месте снесенного модернистского здания 1970–1979 годов – в 1988 году в Париже его признали одним из выдающихся зданий XX века, но тем не менее недавно снесли.

О том, что Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на новое здание на месте утраченного, стало известно в апреле 2021 года.

Вольф Прикс посвятил свое новое здание русским конструктивистам Владимиру Татлину и Элю Лисицкому, а также русскому хоккею и русскому фигурному катанию. От башни Татлина он взял решетчатую структуру, но она изогнута и приспособлена для ограждения периметра. Композиция Лисицкого вдохновила план благоустройства. В чем состоит влияние хоккея, можно лишь гадать: в презентации были показаны моменты рукопашной борьбы во время матча – спорт это и в самом деле суровый, почти военный. Из фигурного катания были взяты фигуры «высшего пилотажа», изобретенные русским фигуристом, контурами этих фигур украсили кассовые павильоны.
  • zooming
    1 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    2 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    3 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    4 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    5 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    6 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    7 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au
  • zooming
    8 / 8
    Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
    © предоставлено Coop Himmelb(l)au

Затем Вольф Д. Прикс ответил на вопросы модератора и журналистов. Вопросов было много, некоторое количество – нелицеприятных. Так, архитектора спросили, что он думает по поводу снесенного ради нового строительства стадиона СКК – памятника модернизма. На это Прикс ответил, что старый стадион уже разваливался, и новый будет лучше. Выяснилось, что глава Coop Himmelb(l)au не вовлечен в общественную дискуссию о ценности советского модернизма. Хотя некоторые здания, например шедевр брутализма в Тбилиси, знакомы ему по книгам и нравятся.

Также был задан вопрос про сложный городской контекст в Севастополе. Вольф Д. Прикс опять-таки оказался не слишком погружен во внутренние проблемы, зато рассказал, что постройке, к счастью, удалось избежать западных санкций, наложенных на Крым, потому что на культурные объекты санкции не распространяются. Однако ему все-таки звонил некий чиновник с Украины с угрозами («Он, наверно, хотел отправить меня в отпуск в Чернобыль», прокомментировал архитектор). Но «все обошлось».

Отвечая на мой вопрос о протестном содержании и о сравнении группы Coop Himmelb(l)au с рок-группой Роллинг Стоунз, Прикс аналогию не поддержал. Мы далеко не так известны и богаты, как Роллинг Стоунз, – сказал он. А горение архитектуры, к которому он призывал в молодости, он теперь понимает несколько иначе: архитектура должна приносить радостные ощущения, расширять горизонты сознания, привлекать людей – тут Прикс привел в пример свой Музей Конфлуанс в Лионе. На вопрос, кого из молодых архитекторов он считает своими единомышленниками, Прикс ответить отказался, чтобы никого не обижать. Среди любимых русских архитекторов прошлого в дополнение к упомянутым выше назвал еще Мельникова. Из российских городов похвалил за красоту Петербург и Севастополь, а Москву – за бурное развитие.

В заключение разговора Вольф Д. Прикс предложил поднять бокалы с вином и сам подал пример. А про лежащий перед ним круглый венский торт Прикс пошутил, что это символ старого питерского стадиона, «а мы сейчас его разрежем и насладимся его вкусом». И вонзил в него нож. На этом презентация завершилась.
Мастерская:
Coop Himmelb(l)au
Проект:
Церковь Мартина Лютера
Австрия, Хайнбург

2008 / 8.2010 — 4.2011

30 Ноября 2021

Похожие статьи
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.