Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Онлайн-презентация была организована агентством «Правила общения». Вела мероприятие Александра Зинкевич, а модератором выступила директор Музея архитектура им Щусева Елизавета Лихачева. В небольшой преамбуле Елизавета Лихачева намекнула, что, архитектура, начиная с 1920-х годов из витрувианской триады «польза, прочность, красота» последнюю почти исключило, и что деконструктивизм, во всяком случае, претендует на выразительность, и что это – стиль архитектуры будущего. Затем слово взял Вольф Д. Прикс. На этот раз он был без сигары, в отличие от одного из первых приездов в Москву примерно в 2007 году, когда он курил во время лекции. Прикс восхитился тем, что Елизавета Лихачева имеет привилегию курить в своем директорском кабинете. Раскованность поддерживалась в течение всей онлайн-встречи, которая завершилась поднятием бокалов и разрезанием торта (см. ниже).
Австрийская группа Coop Himmelb(l)au была основана в революционном 1968 году, в момент взрыва в социуме, в искусстве и в сознании, и позиционировала себя как протест против бидермайера. Девиз «Архитектура должна гореть», высказанный членами группы, запомнился многим. Слово Himmelb(l)au переводится с немецкого как голубое небо, а без буквы L как небесное строительство. Другим важным событием в жизни группы стала выставка 1988 года в MOMA в Нью-Йорке, устроенная Филиппом Джонсоном и давшая название направлению деконструктивизма: в ней тогда приняли участие Coop Himmelb(l)au, Заха Хадид и другие будущие деконструктивисты. В попытке охарактеризовать архитектуру Coop Himmelb(l)au их сравнивали и с мятежными Роллинг Стоунз, и с автоматическим письмом сюрреализма, и с новой сложностью современной науки.
В ранних вещах Coop Himmelb(l)au типа здания на Falkestrasse в Вене или кинотеатра UFA в Дрездене очевидны протестные настроения, разорванные углы и полный отказ от классической тектоники и от ортогонального модернизма. Заметно это и в более поздней работе 2008-2011 года, интерпретирующей традиционную типологию церковного здания.
Позднее стиль группы стал мягче, сохранив динамику и устремленность в объемных композициях. Сегодня Coop Himmelb(l)au – респектабельная компания с 60 сотрудниками, работающая в 15 странах, построившая 1 500 000 м2 и спроектировавшая еще 650 000 м2. Она получает престижные заказы от правительств и корпораций. Наиболее известные произведения – штаб-квартира BMW в Мюнхене
Однако солидность солидностью, но огромное портфолио проектов бюро демонстрировалось все-таки под забойную рок-композицию.
В России Coop Himmelb(l)au спроектировали еще в 2007 коммуникационный центр «Константиновский» в Петербурге, Пушкинскую набережную в Парке культуры (в этом проекте девушки в купальниках лежат на деревянном помосте без ковриков прямо среди гуляющей публики), канатную дорогу в Благовещенске и культурный центр Сбербанка, но проекты не были реализованы. Относительно Центра Сбербанка с зелеными садами в стеклянных объемах Прикс заметил, что работа и отдых в здании совмещены и нарисовал выразительную картину («ходят женщины в мехах, а мужики пьют водку»).
Затем онлайн-презентация подошла к главному блюду: к стадиону и музейно-театральным центрам, которые сейчас строятся в России. Надо сказать, что это крупнейшие сооружения.
Центры в Кемерово и в Севастополе – часть государственной программы президента Путина по развитию культуры в регионах. Стоит изумиться скрытому радикализму наших чиновников. То парк Зарядье у Кремля от самых отвязных концептуалистов Дилер и Скофидио, которые начинали карьеру со здания-облака, состоящего буквально из пара, на озере Нешатель. Теперь вот государственные музейно-театральные комплексы в регионах от революционных «детей 1968 года». Кстати, метафора облака к архитектуре CoopHimmelb(l)au очень подходит: их объемы как бы клубятся, сгущаются и разреживаются. Не зря же они назвались кооперативом небесного строительства.
По поводу музейно-театрального центра в Кемерово, о котором мы уже писали, Прикс подчеркнул, что для него исключительно важно было создать общественное пространство и снаружи, и внутри – куда будут приходить люди, чтобы погулять и провести время. В комплексе разместятся филиал Мариинки, Русского музея и Кузбасского центра искусств. Музей и театр сначала планировались по отдельности, но потом их решили объединить общей крытой территорией. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев заявил, что «у нас вообще есть идея сделать все в одном здании. Сейчас как раз идет проработка, чтобы наши женщины на каблуках и в красивых платьях смогли совершенно спокойно пойти в театр, Русский музей, потом посидеть в ресторане, зайти в Центр искусств. И все это – не выходя из одного здания». Рядом с музейно-театральным центром поставят башню отеля высотой 140 м, самую высокую в Сибири. Ансамбль планируют завершить в 2023 году.
Театральный комплекс с хореографической академией в Крыму в Севастополе – часть той же госпрограммы по развитию культуры в регионах России.
Хореографическую академию основал звезда мирового балета Сергей Полунин, танцовщик украинского происхождения, солист Лондонского королевского балета, бросивший миллионный контракт в Лондоне ради возвращения в Россию и реформ, которые он затеял в балетном мире. Кстати, Вольф Д. Прикс недавно прочел лекцию воспитанникам Академии, а учебный корпус с панорамными окнами на море будет готов раньше всего остального, к сентябрю 2022 года.
Театральный комплекс будет расположен в очень значимом для города месте, около скульптуры солдата и матроса, посвященной победе в Великой Отечественной войне. Вольф Д. Прикс отметил, что устремленность вперед, в будущее, которое есть в этой скульптуре, свойственна и зданиям театрального комплекса. Вокруг зданий будет опять-таки общественное пространство, открытое круглый год для всего города. Освещение в зале спроектировано с аллюзиями на форму винограда. Скульптура, любимая горожанами, останется центром композиции.
Оперный театр, музейный комплекс и академия в Севастополе
Стадин «СКА Арена» Вольф Д. Прикс строит на месте снесенного модернистского здания 1970–1979 годов – в 1988 году в Париже его признали одним из выдающихся зданий XX века, но тем не менее недавно снесли.
О том, что Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на новое здание на месте утраченного, стало известно в апреле 2021 года.
Вольф Прикс посвятил свое новое здание русским конструктивистам Владимиру Татлину и Элю Лисицкому, а также русскому хоккею и русскому фигурному катанию. От башни Татлина он взял решетчатую структуру, но она изогнута и приспособлена для ограждения периметра. Композиция Лисицкого вдохновила план благоустройства. В чем состоит влияние хоккея, можно лишь гадать: в презентации были показаны моменты рукопашной борьбы во время матча – спорт это и в самом деле суровый, почти военный. Из фигурного катания были взяты фигуры «высшего пилотажа», изобретенные русским фигуристом, контурами этих фигур украсили кассовые павильоны.
Спортивно-концертный комплекс «СКА Арена» в Санкт-Петербурге
Затем Вольф Д. Прикс ответил на вопросы модератора и журналистов. Вопросов было много, некоторое количество – нелицеприятных. Так, архитектора спросили, что он думает по поводу снесенного ради нового строительства стадиона СКК – памятника модернизма. На это Прикс ответил, что старый стадион уже разваливался, и новый будет лучше. Выяснилось, что глава Coop Himmelb(l)au не вовлечен в общественную дискуссию о ценности советского модернизма. Хотя некоторые здания, например шедевр брутализма в Тбилиси, знакомы ему по книгам и нравятся.
Также был задан вопрос про сложный городской контекст в Севастополе. Вольф Д. Прикс опять-таки оказался не слишком погружен во внутренние проблемы, зато рассказал, что постройке, к счастью, удалось избежать западных санкций, наложенных на Крым, потому что на культурные объекты санкции не распространяются. Однако ему все-таки звонил некий чиновник с Украины с угрозами («Он, наверно, хотел отправить меня в отпуск в Чернобыль», прокомментировал архитектор). Но «все обошлось».
Отвечая на мой вопрос о протестном содержании и о сравнении группы Coop Himmelb(l)au с рок-группой Роллинг Стоунз, Прикс аналогию не поддержал. Мы далеко не так известны и богаты, как Роллинг Стоунз, – сказал он. А горение архитектуры, к которому он призывал в молодости, он теперь понимает несколько иначе: архитектура должна приносить радостные ощущения, расширять горизонты сознания, привлекать людей – тут Прикс привел в пример свой Музей Конфлуанс в Лионе. На вопрос, кого из молодых архитекторов он считает своими единомышленниками, Прикс ответить отказался, чтобы никого не обижать. Среди любимых русских архитекторов прошлого в дополнение к упомянутым выше назвал еще Мельникова. Из российских городов похвалил за красоту Петербург и Севастополь, а Москву – за бурное развитие.
В заключение разговора Вольф Д. Прикс предложил поднять бокалы с вином и сам подал пример. А про лежащий перед ним круглый венский торт Прикс пошутил, что это символ старого питерского стадиона, «а мы сейчас его разрежем и насладимся его вкусом». И вонзил в него нож. На этом презентация завершилась.