Поговорим о дереве: грани реставрации и современности

Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.

mainImg
Вручение 12 по счету премии АрхиWOOD прошло в ресторане Дом 12 в Мансуровском переулке, – в месте, где однажды, в 2017 году, премию уже вручали.  

 
Гран-при

Дача архитектора Г. П. Гольца

Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
Фотография © Владислав Ефимов

Реставрация загородного дома архитектора Гольца, о котором журнал AD вот в этой статье Олега Антонова пишет как о том, кто «в свое время считался надеждой советской архитектуры», «настоящем “бумажнике”» и «невостребованном классике в стране, где классика была главным стилем», – стала главным сюжетом премии АрхиWOOD 2021 года и заслуженным, пятым по счету в истории премии, гран-при.

По словам неизменного куратора премии и ведущего церемонии Николая Малинина, гран-при необязательная номинация и возникает только тогда, когда «все члены жюри вдруг хором, в унисон, ахают». 
  • zooming
    Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
    Фотография © Владислав Ефимов
  • zooming
    Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
    Фотография © Владислав Ефимов

Так вот, ахнули – дом не просто построен архитектором и сценографом Георгием Гольцем для своей семьи, не только принадлежал его дочери, известному книжному иллюстратору и автору фресок в музыкальном театре Натальи Сац Нике Гольц до ее смерти в 2012 году, но и отреставрирован, в том числе и согласно ее желанию, очень бережно.

Награду получала Елена Ольшанская, актриса, сценарист и основатель проекта «Белый город». Она владеет домом с 2013 года и все это время так или иначе занимается его реставрацией, начиная с поиска авторов проекта. По ее словам, поначалу архитекторы предлагали «разобрать и раскатать» дом по бревнышку, увезти и собрать заново, обшив заодно бревна на фасадах досками: «архитектор попался упрямый и доказывал, что Гольц планировал зашить фасады досками, но просто не успел», – рассказала Елена Ольшанская. 
Елена Ольшанская, заказчица и вдохновитель реставрации дома Г.П. Гольца
Фотография: Архи.ру

Затем Наталья Душкина посоветовала обратиться к Тапани Мустонену, финскому архитектору-реставратору, который какое время работал в бюро Алвара Аалто, а потом больше 20 лет реставрировал библиотеку Аалто в Выборге. Мустонен, взявшись за реставрацию дома, предложил очень деликатный подход – даже все замазки делались по рецептам, употреблявшимся в период его строительства и бытования: «в этом доме нет ни одного прямого угла, но мы его любим таким, какой он есть», – сказал архитектор, осмотрев дом. Интерьерами занималось бюро Александра Бродского, там, в частности, отреставрирован камин, спроектированный самим Гольцем.  
Дача архитектора Г. П. Гольца. Реставрация. Архитектор Тапани Мустонен, при участии бюро Александра Бродского
Фотография © Владислав Ефимов

Дом, однако, утеплили для того, чтобы в нем было жить зимой; одну из террас застеклили, чтобы разместить там сантехнические функции. 

По словам Елены Ольшанской, в одной из комнат она решила сделать музей Ники Гольц и уже начала собирать ее графику и книги с ее иллюстрациями. Кроме того дом Гольца уже стал своего рода музеем деревянной архитектуры: Николай Белоусов водит туда экскурсии своих студентов и показывает им узлы деревянных конструкций.

Словом, гран-при АрхиWOODа 2021 года – трогательная, долгая и интересная сохранения и реставрации дома, который, определенно, имеет некоторое музейное значение в контексте истории советской архитектуры. Для премии современной деревянной архитектуры, которая не хочет, однако разрывать связь со своим наследием и историческими корнями, такой дом и история его реставрации может быть своего рода символом. Интересно, что это не первый гран-при, полученный проектом реставрации, предыдущим был Осташевский терем XIX века, восстановленный в Чухломском районе. А предыдущий гран-при, 2020 года, можно было бы назвать контрастным – год назад он достался мосту группы Катарсис, сожженному на масленицу в Никола-Ленивце. 

 

Загородный дом

Выбор жюри
Дача архитектора
Архитектор: Рустам Керимов, конструктор: Александр Мотков
Дача архитектора. Архитектор: Рустам Керимов, конструктор: Александр Мотков
Фотография © Илья Столяров (ТВ-проект «Дачный ответ»)

Главную, после гран-при, премию АрхиWOODа получил Рустам Керимов за его собственный дачный дом, построенный в кооперации с телевизионной передачей «Дачный ответ». Вручая приз, Анна Щетинина подчеркнула, что жюри выбирало дом по принципу креативности, что в нем «много разных приемов», но самым интересным стала лестница-амфитеатр, ведущая на крышу. Автор в свою очередь объяснил, что лестницу хотела видеть в доме его жена, но поскольку дом одноэтажный, другой вариант был невозможен. И правда, какой дом без собственной легенды. 
Выбор народа
Siberian Retreat House
A61 architects. Гульнара Морозова, Дмитрий Морозов, Данил Девяшин
Siberian Retreat House. A61 architects. Гульнара Морозова, Дмитрий Морозов, Данил Девяшин
Фотография © Илья Иванов

Алексей Розенберг, вручая приз, признался, что он сам скептически относится к выбору народа, однако именно этот объект можно отнести «к категории этической» и признать знаковым: «потому что если сегодня много народу голосует за такую архитектуру, которую отличает легкость, простота, в какой-то степени минимализм, и, самое главное, самодостаточность. С точки зрения массового признания очень хороший объект».

Другие проекты шорт-листа в номинации Загородный дом:
D.O.M.+ ARCH.625 Nasedkin Sergey, 
Roma House Buro511
архитекторы: Артур Кариев, Ксения Кариева; конструктор: Алексей Князев (Norvex)
black house in the village BELYAEV, Федор Беляев
DomBro DomBro
Белый дом. Парящий над горой ISAEV architects Кирилл Исаев
Дом Игоря Маркина Архитектурная мастерская Белоусова Николай Белоусов, Владимир Белоусов, Ринат Гильмутдинов
Дом на Истре Le Atelier Антон Архипов, Сергей Колчин, Наталья Сенюгина
Жилой дом на Николиной горе Carton Group Алексей Любимкин, Антон Любимкин, Екатерина Любимкина, Владимир Беляков
Черный дом Мастерская Кашанин-А. Алексей Кашанин, Анна Кашанина

 

Общественные сооружения

В этой, второй по значению, номинации то ли внезапно, то ли предсказуемо победили два сооружения одинакового назначения – не кафе и не рестораны, символы комфортной среды, – а фанерные скейт-парки: места для занятий экстремальным спортом. Один в Казани, один в Краснодаре. Они впечатлили и жюри, и, по-видимому, народ своей оригинальной формой и подходом к конструкциям. 
Выбор жюри
«Эйр-парк Фанерное море» в крытом экстрим-парке УРАМ, Казань
Legato Sports Architecture. Мария Зельтен (Ларина)
Эйр-парк «Фанерное море» в крытом экстрим-парке УРАМ, Казань. Legato Sports Architecture. Мария Зельтен (Ларина)
Фотография © Даниил Шведов

Николай Малинин: «Представьте себе большой ангар, в котором сделан целый город, деревянный ландшафт, очень разный и сложный, который при этом функционален и предназначен для того, чтобы там молодые люди делали вот эти страшные движения». 
Егор Егорычев вручает приз за Эйр-парк Фанерное море в Казани
Фотография: Архи.ру
Выбор народа
Bowl Alvar Aalto
XSA Ramps, Alvar Aalto. Константин Таранов, Виктор Кваша
Bowl Alvar Aalto. XSA Ramps, Alvar Aalto. Константин Таранов, Виктор Кваша
Фотография © Александр Бивол

Проект-победитель по мнению народа вдохновлен Алваром Аалто, которого авторы даже вписали в авторский коллектив. Вручая премию Александр Ремизов подчеркнул, что скейт-парк напомнил ему Метрополь Парасол в Юргена Майера Севилье, и в целом – такие объекты интересны с конструктивной точки зрения, поэтому «очень жаль, что пока в архивуде нет номинации конструкции в архитектуре, потому что конструкции в дереве очень интересны». И напомнил о международной премии Archineering. 
Комплекс Metropol Parasol
© David Franck

По словам главы команды разработчиков Константина Таранова, объект создан для «его команды» скейтбордистов и вдохновлен как бассейном Алвара Аалто 1930-х годов в форме человеческой почки, так и историей появления скейтбординга в США после засухи 1973 года. Тогда бассейны, созданные под влиянием конструкции Аалто, стали выкапывать, переносить из задних дворов американских домов, и использовать для тренировок серферов, лишившихся из-за засухи волн на морском побережье.  Авторы нашли в выборгской библиотеке чертежи Аалто и воспользовались ими для конструирования собственного пула-«почки».
zooming
Александр Ремизов вручает приз Константину Таранову и Виктору Кваше
Фотография: Архи.ру

Получая приз, Константин Таранов также посвятил конструкцию своему кумиру Сергею Галицкому. 

Другие проекты шорт-листа в номинации Общественное сооружение:
Стадион «Енисей» ООО «Большепролет» Алексей Крицин (Нижний Новгород)
Смотровая площадка с видом на скалы «Усьвинские столбы» Ad Hoc Architecture Станислав Субботин,  Дарья Кириллова
ZILAIR IS THE MOST Руслан Тетерин, Мурат Богданов, Алексей Поздняков, 
Екатерина Соколова, Марина Байдерина
Арт-отель курорта «Конаково Ривер Клаб» METAHOUSE Марк Каганский, 
Екатерина Арефьева

 

Дизайн городской среды

Выбор жюри 
Общественное пространство в Никольских рядах
KATARSIS ab Пётр Советников, Вера Степанская
Общественное пространство в Никольских рядах. KATARSIS ab
Фотография © Григорий Соколинский

При вручении приза жюри было сказано немало теплых слов в адрес петербургского бюро KATARSIS Петра Советникова и Веры Степанской, – в прошлом году, напомним, они получили гран-при за сожженный на Масленицу мост. Причем хвалили авторов как Анна Щетинина, выручавшая награду, так и главный редактор журнала Проект Россия Юлия Шишалова, которая вышла получать премию за петербужцев. 
zooming
Юлия Шишалова получает премию за KATARSIS ab
Фотография: Архи.ру
zooming
Анна Щетинина вручает приз KATARSIS ab
Фотография: Архи.ру

По словам Анны Щетининой, проект городской среды – самое сложное, что может быть, а питерский проект интересен тем, что это была территория «брошенная и не очень красивая, а стала не брошенная и очень красивая».

У проекта есть летний и зимний вариант использования: зимой горка, летом амфитеатр с изобилием зелени.
Общественное пространство в Никольских рядах. KATARSIS ab
Фотография © Григорий Соколинский
Выбор народа
Сквер в микрорайоне Северный
Главархитектура Калуги Алексей Комов, Мария Покорная, Михаил Белозеров
Сквер в микрорайоне Северный. Главархитектура Калуги. Алексей Комов, Мария Покорная, Михаил Белозеров
Фотография © Даниил Арбатский, Юрий Бучарский, Анна Лысенко

Приз народа достался главному архитектору Калуги Алексею Комову. По его словам, сквер расположен в дальнем не очень ухоженном районе города и действительно порадовал людей, которые там живут: «Они рады не программам, они рады тому, что у них появилось это пространство. Мы много смотрим на Татарстан, на другие богатые регионы, смотрим на малые города, которые получают гранты... А вот просто русский народ, который хочет жить <...> никогда мы практически этого не касаемся. <...> Это спроектировали местные, молодые калужские архитекторы, не студенты за похлебку супа, а молодые калужские архитекторы. Бюджетники. Они делают красиво, правильно. Поэтому, друзья мои, любите свою страну», – резюмировал Алексей Комов. 
zooming
Алексей Комов получает премию за сквер в районе Северный
Фотография: Архи.ру
Александр Ремизов вручает премию Алексею Комову
Фотография: Архи.ру


Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн городской среды:
Территория релакса и активации диалога с природой – правобережная набережная Енисея АДМ (Архитектура Дизайн Методология)
Алексей Мякота (автор); Лидия Грибакина (соавтор); при участии: Елена Елизарова, Марина Туровинина
Прогулочный мост для ЖК «Румянцево Парк» Alpbau AFA Landscapes
Резиденции  волжских городов Архитектурное бюро Храмова Дмитрий Храмов, Мария Храмова, Армен Арутюнов, Алексей Есин, Михаил Мятежин, Елена Загороднева
Павильон в Саду имени Н.Э. Баумана Народный архитектор Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, Алексей Курков, Екатерина Макарова, Мария Нугаманов
Зимняя горка в сквере «Юбилейный» MAAN, Kidwill Юрий Ковалев, Надежда Теслер, Анастасия Зозуля
Архитектурный навес для парка Ingrad Alpbau бюро Citio

 

Малый объект

Выбор жюри
Баня и гостевой домик в Кавголово 
Архитектурное бюро​ ХВОЯ
Баня и гостевой домик в Кавголово. Архитектурное бюро​ ХВОЯ
Фотография © Григорий Соколинский

Второе молодое и знаменитое петербургское бюро – ХВОЯ (с ударением на последнем слоге, на чем авторы не перестают настаивать, а общественность обсуждать) жюри наградило за очень элегантный банный комплекс, совершенно не похожий на «типичную» баню. 
Выбор народа
Домик на сваях в сосновом лесу
Наталья Амирова, Дмитрий Целищев, Елена Макарова, Ирина Мамай
  • zooming
    Домик на сваях в сосновом лесу. Наталья Амирова, Дмитрий Целищев, Елена Макарова, Ирина Мамай
    Фотография © Кристина Мережко
  • zooming
    Домик на сваях в сосновом лесу. Наталья Амирова, Дмитрий Целищев, Елена Макарова, Ирина Мамай
    Фотография © Кристина Мережко

Достаточно парадоксальный проект: как будто фрагменты чеховский дачи перенесли в асимметричные «скворечники» игровых домиков, хорош для номинации «выбор народа», поскольку забавен снаружи и обаятелен с точки зрения уюта внутри. На мой вопрос, почему именно на ножках, авторы ответили, что так ближе к кронам и вообще они любят трудности, а заодно объявили залу, что работают с новыми проектами и ищут архитектора в свою команду. 

Другие объекты в шорт-листе номинации Малый объект:
Сарай Alexander Erman Architecture & Interior Design Саша Эрман
Садовый домик Snegiri Architects Никита Капитуров
Микродом-баня Архитектор Рустам Керимов, конструктор Александр Мотков
Дом-Антресоль Алексей Лука
Летний флигель Архитектурная мастерская Алексея Козыря Алексей Козырь, Илья Бабак

 
Реставрация

Сложная номинация, которая появилась в составе премии не сразу, но время от времени, как и в этом году (смотри выше) становится основой для гран-при. Экспертный совет не стал ничего отбирать и оставил в шорт-листе все 4 поданных на премию объекта, жюри наградило два проекта, один гран-при, другой в номинации, и народ выбрал третий. В шорт-листе остался всего лишь один объект.
Выбор жюри 
Мельница/толчея/столбовка
«Нагель» Антон Мальцев, Антон Мякише
Мельница / толчея / столбовка. Реставрация: «Нагель». Антон Мальцев, Антон Мякишев
Фотография © Антон Мальцев

По словам члена жюри архитектора Олега Попова, объекты очень разные, как типологически, так и технически, так что жюри очень долго обсуждало свой выбор.
Олег Попов вручает премию Антону Мальцеву
Фотография: Архи.ру

Выбрали мельницу-толчею, то есть такую, в которой не делали муку, а только дробили льняное семя на масло, восстановленную Антоном Мальцевым в музее Щелоковский хутор Нижегородской области. 

Как рассказал архитектор, который, в слову сказать, не впервые получает призы АрхиWOODа, таких мельниц было две – одну перевезли в музей, сохранили и отреставрировали, а вторая осталась на месте и уже утрачена. Что может служить аргументом в пользу перевоза памятников деревянной архитектуры в музеи – действия, в других отношениях спорного, поскольку постройки выпадают из контекста. Но в контексте они, как мы видим из примера, приведенного Мальцевым (и таких примеров немало) попросту исчезают. 
zooming
Антон Мальцев, автор реставрации мельницы-толчеи в музее Щелоковский хутор Нижегородской области
Фотография: Архи.ру
Выбор народа
Усадьба Тимохово-Салазкино
Palmira Group
Усадьба Тимохово-Салазкино. Palmira Group
Фотография © Palmira Group

Поскольку мне традиционно предлагают вручать приз за реставрацию, а как члену экспертного совета – народный, это наводит на мысли об отличии народных симпатий по отношению к реставрации, от профессиональных. Или отличиях реставрации «музейной», коим представителем, определенно, можно считать приведенную выше мельницу, и – реставрации, условно говоря, для прогулок населения. Первая сохраняет подлинные элементы, выделяет новые вкрапления, в случае талантливых авторов художественно обыгрывает их различие того и другого, подчеркивает патину и особенности старых частей как ценность. Вторая восстанавливает нам памятник на определенную эпоху, позволяя оценить его целостно, «как был», и погрузиться, в общем-то, в атмосферу. Между этими двумя полюсами есть достаточно много нюансов.

Усадьба Тимохово, тихо разрушавшаяся недалеко от МКАДа в Видном, восстановлена группой Пальмира, владельцем отеля, и проектной компанией GENPRO. Как подчеркнули на вручении представители Пальмиры Групп, все исторические постройки имели статус ОКН регионального значения, поэтому были реставрированы, а не реконструированы. Как написано, в частности, здесь, «восстановление происходило по всем стандартам реставрации исторических памятников <...> опираясь на архивные документы и фото». Сравнить, что было, и что стало, можно в публикации Вадима Разумова. По словам главного инженера проекта Веры Кабановой, к моменту реставрации усадьба сохраняла много подлинных частей. 

Сейчас она выглядит целой, но очень «новой». Возможно, наше сознание устроено так, что крашеный кирпич мы воспринимаем как исторический, а с крашеными досками все сложнее. Что затягивает нас в дискуссию о том, с какого момента восстановленное здание начинает казаться макетом, и, что особенно существенно при реставрации дерева – что делать с подгнивающими бревнами и досками, а особенно такой тонкой вещью, как дранка под штукатурку. Сохранять ли каждое едва целое бревно в составе сруба? Доску? Или показать людям, как ансамбль выглядел в целом? Ответа, строго говоря, нет, хотя я бы сохранила или воссоздала штукатурку фасадов деревянного главного дома – велика вероятность, что она существовала изначально в сочетании с деревянными рамами окон (что неплохо различимо на одной из фотографий 2014 года здесь). 

*** 

Таким образом – еще раз – опыт восстановления дачи архитектора Гольца, нынешний гран-при, и впрямь можно назвать близким к совершенству: там сохранено максимум подлинных фактур и элементов, и в то же время жилая функция осталась прежней, не говоря уже о некоем музейном флере, сопровождающем проект, воспоминаниях о Георгии Гольце, не последнем человеке в истории советской архитектуры, о запланированном музее его дочери Ники.

Так что любая реставрация – прежде всего факт культуры и отношения общества к предмету. И кажется, что выбор АрхиWOODа 2021 показал нам три разных примера такого отношения. 

Единственный оставшийся в шорт-листе объект номинации Реставрация:
Флигель усадьбы Масленниковых-Петуховых 
Вишневский и Компания / Степан Вишневский

Но вернемся к современным номинациям, а то один уважаемый архитектурный критик уже высказал мне удивление относительно того, что премия, вроде бы, призвана показывать путь развития – правильные примеры – по-настоящему современной деревянной архитектуры, устремленной, так сказать, в будущее. А премия дала гран-при дали за реставрацию, да еще и дачного дома с нотками любимой Гольцем классики. Мне же кажется, что идея сбрасывать наследие с парохода современности несколько устарела, что – будем объективны – все же не может быть поводом дать ему, наследию, себя поглотить.  


Дерево в отделке

Номинация, как в очередной раз признался Николай Малинин, двойственная и премия все никак не может придумать ей правильное определение: может показаться, что дерево в отделке это деревянные финтифлюшки типа пропильных наличников, а на самом деле тут имеется в виду другое – здания, конструктив которых не деревянный, но дерево между тем играет значительную роль в создании образа. 
Выбор жюри
Barn House
nefa architects. Дмитрий Овчаров
Barn House. Дмитрий Овчаров, nefa architects
Фотография © Илья Иванов

Дом построен в Подмосковье, но облицован досками столетней давности, привезенными с Севера России. Согласно авторскому описанию, данное решение – «гротеск в стремлении слиться с природой местности, но в реальности это имело нужный эффект...». Внутри в напольном камине использован шамотный кирпич, еще более старый, чем доски снаружи, 150-летней давности. 

Надо признать, дом оказался одним из редких объектов, который был представлен на премию с планами, которые показывают нам, в частности, винтовую лестницу в центре объема, соединяющую  два этажа. Получая премию, Дмитрий Овчаров в ответ на вопрос Николая Малинина признался, что «заказчик с домом скорее мучается». 
Дмитрий Овчаров, nefa architects
Фотография: Архи.ру


Относительно планов и архитектурной графики надо сделать небольшую ремарку. Кажется, в этом 2021 году и экспертный совет, и жюри особенно громко жаловались на то, что в большинстве представленных объектов нет планов. Кое-кто даже намекал, что жюри следовало бы осмотреть объекты в натуре, посетив их; интересно, как это сделать в Тюмени или на Камчатке. Надо признать, что нежелание публиковать планы – тенденция нашего времени. Не один раз мне приходилось сталкиваться с тем, что архитекторы не предоставляют графику, ссылаясь то на заказчика, который запретил, то на BIM, после которого долго и дорого чистить 2D чертежи... Впрочем к проектированию дачных домов BIM пока не очень относится. Но надо сказать еще следующее: как выяснилось в процессе, кое-кто из участников загружал на сайт премии планы, а они впоследствии не отобразились, и авторы получили упреки экспертов незаслуженно. Что-то со всем этим надо делать, и с желанием архитекторов показывать планы своих домов, и с системой загрузки, судя по всему.   
Выбор народа
Отель «Точка на карте. Приозерск»
Rhizome АО «НСБ»
Отель «Точка на карте», Rhizome АО «НСБ»
Фотография © АО «НСБ»

Представляя проект, главред «Архитектурного вестника» Дмитрий Фесенко вспомнил о столике для выпивания в Петербурге, сделанном теми же авторами – бюро Rhizome, также, некоторое время назад, отмеченном на АрхиWOODе.
Отель «Точка на карте», Rhizome АО «НСБ»
Фотография © АО «НСБ»

Отель уже был в прошлом году представлен на премии в виде входной группы, но теперь он доделан и получил премию, так сказать, целиком: домики, выстроившиеся в цепочку среди сосен, и общественная зона. Архитектура всех объемов очень лаконична: доски и стекло. Каждый домик имеет отдельный вход. 
zooming
Дмитрий Фесенко, главный редактор «Архитектурного вестника», вручает премию бюро Rhizome
Фотография: Архи.ру


Другие объекты шорт-листа в номинации Дерево в отделке:
Смотровая «Маяк»  АБ “MOST” Лилия Гиззятова, Карина Давлетьянова, Альфия Шафикова
Красная башня Мастерская Кашанин-А Алексей Кашанин, Анна Кашанина
Входная группа лесопарка «Дубрава» Творческая группа при мэрии города Казани Дарья Толовёнкова, Рузаль Фархуллин, Анастасия Развалова, Амир  Файзрахманов, Елизавета Строкина, Дарья Семко, Аделя Вахитова, Лейсан Минаева, Виталий Пантелеев
Беседка в парке X.Y.Z., архитектурная мастерская Светлана Головина
The Cabin Delo Design Арсений Бродач, Анастасия Гуляева

 
Интерьер

В 2021 году номинация Интерьер, традиционно подсобная и собирающая, в основном, интерьеры загородных домов и квартир, оказалась немногочисленной, но с очень контрастным набором сюжетов. Как прокомментировал состав номинации Николай Малинин: «вы понимаете, библиотека, потом музей, потом интерьер бани. Конечно, выбирать между этими объектами очень сложно».
Выбор жюри
Инфоцентр «Коммунарка»
NOYD collab Игорь Апарин
Инфоцентр «Коммунарка», NOYD Collab Игорь Апарин
Фотография © Серафима Тельканова

Инфоцентр – мини-музей расстрельного полигона «Спецобъект НКВД СССР Коммунарка» / дача Ягоды, создан по инициативе Фонда Памяти и Государственного музея истории ГУЛАГа. В нем собрана как общая информация о терроре, так и конкретная о полигоне и ведущихся на нем археологических работах. Согласно описанию, крашеная серой краской вагонка была переложена внутренней стороной вверх и покрыта серой морилкой, а простенки между окнами разобраны, чтобы создать длинное окно. В общем-то очевидно, что жюри не могло не отметить такой серьезный проект, ответивший на сложную задачу трагического музея строгим и лаконичным решением. 
Инфоцентр «Коммунарка», NOYD Collab Игорь Апарин
Фотография © Серафима Тельканова
Выбор народа
Библиотека для Классической гимназии
Архитектурное бюро 11. Анна Дельгядо, Александра Янкевич, Николай Конашенок, Александр Ломаев
Библиотека для Классической гимназии. Архитектурное бюро 11. Анна Дельгядо, Александра Янкевич, Николай Конашенок, Александр Ломаев
Фотография © Дмитрий Цыренщиков, Михаил Гринев

Николай Малинин, комментируя номинантов, признался в любви к книгам как предметам материального мира – было очевидно, что куратор рад вручить награду библиотеке. Интерьер библиотеки сконструирован для школы №610 в Санкт-Петербурге, причем дети активно участвовали в обсуждении, предложили столики на колесах и скамейки в окнах, кроме того, один из авторов проекта – выпускница той же школы, консультировалась со своими бывшими одноклассниками.  

«...если убрать из этой фотографии все книжки, то возможно, этот проект будет очень и очень простым. Сказать, что это плохое качество, нельзя, потому что как только появляется мусор, который должен наполнять все это, то и фотография получается высокохудожественная, как из большого кино», – сказал Алексей Розенберг, вручая премию.

Единственный объект,
оставшийся в шорт-листе номинации Интерьер:

Интерьер бани в «Лесном» Архитектурная мастерская
Антона Литовского / Антон Литовский

 

Предметный дизайн

Выбор жюри / выбор народа
Flexy
Daria Volkova Design Дарья Волкова
Стул Flexy. Дарья Волкова
Фотография © Дмитрий Цыренщиков

Единственная номинация, в которой мнение жюри на народа совпало. И жюри, и куратор назвали объект неожиданно элегантным в нашем российском контексте, который, по правилам Александра Ермолаева, должен быть сермяжным и кряжистым, а вовсе не таким вот красивым, тяготеющим к интернационализму. Но тенденции, судя по совпавшему выбору, меняются: не все же проектировать стул для лешего, можно и вот такое, легкое и изящное. 
zooming
Дарья Волкова, автор стула Flexy
Фотография: Архи.ру

Другие объекты шорт-листа в номинации Предметный дизайн:
Мебель для комнаты юноши Архитектурное бюро «ДИА» Дмитрий Быков, Евгения Фурменкова. Исполнение: Фаргат Галлимулин, Игорь Селивёрстов
Буханочка Дарья Литвак
19341 Console Fly Massive Millworks Макарий Щербаков
 

 
Арт-объект

Вручая премию, Владимир Кузьмин много говорил о девушках. На Байкале, при холодном ветре, команды, состоявшие почти только из представительниц слабого, а, может быть, сильного? – предположил архитектор, пола построили замечательные объекты – такие, как «Взлетающая рыба», или «Двумах», шевелящий «крыльями» при любом проходе по доскам под ними. Так или иначе, приз жюри получил «Омут» из Древолюции, а приз зрительских симпатий – байкальская «рыба».
Выбор жюри
Омут
Полина Минина, Настасья Иванова, Дмитрий Мухин, Настя Минина,  Полина Шевчук
Омут. Полина Минина, Настасья Иванова, Дмитрий Мухин, Настя Минина, Полина Шевчук
Фотография © Полина Шевчук, Настя Минина, Дмитрий Мухин, Настасья Иванова, Полина Минина

Объект, исполненный в рамках фестиваля Древолюция, и получивший по решению его жюри высшую награду. Он состоит из обычного пирса, который продолжается досками под водой, когда кто-то по ним идет, кажется, что он идет по воде. В конце пути – пень для, скажем так, чтобы избежать слова «медитация», то ли отдыха, то размышлений: "Садишься на пень. Может и закуриваешь. Может погружаешься в мысли. Может сидишь один в темноте под звёздами и над звёздами под ногами. А может просто ныряешь в холодную воду. Ныряешь в омут с головой". Как надо нырять, авторы показали на Древолюции. 
Авторы объекта «Омут», Древолюция 2021
Фотография: Архи.ру
Выбор народа
Взлетающая рыба
Анастасия Мина (руководитель группы  студентов Института бизнеса и дизайна), Анастасия Павлова, София Гнитеева, София Левчук, София Горячева, Екатерина Родичева, Таисия Лысенкова (студенты)
Взлетающая рыба. Анастасия Мина, Анастасия Павлова, София Гнитеева, София Левчук, София Горячева, Екатерина Родичева, Таисия Лысенкова
Фотография © Даниил Васильев

Скульптура «Взлетающая рыба» построена в рамках фестиваля АрхБухта, прошедшего в марте 2021 года. Каркасом головы и хвоста служат 2 кабельные катушки, а облицовка и обрешетка изготовлены из досок от сгоревшего рыбзавода на территории арт-резиденции «Порт Ольхон».
Авторы объекта «Взлетающая рыба»
Фотография: Архи.ру


Другие объекты шорт-листа в номинации Арт-объект:
Диафрагма Команда «КЛЕТКА» Антон Тендитный, Юлия Самарина, Виталия Григоренко, Вероника Брацихина
Двумах Валентина Синчурина, Алина Шевелёва, Виктория Анриянова, Мария Золотухина, Мария Рубанникова, Дарья Соколова


Премия имени Олега Паниткова 2021

Дом Игоря Маркина
Архитектурная мастерская Белоусова
Николай Белоусов, Владимир Белоусов,  Ринат Гильмутдинов

 
Специальный приз от компании HONKA

Siberian Retreat House
A61architects Гульнара Морозова, Дмитрий Морозов, Данил Девяшин

***

Жюри премии АрхиWOOD 2021 года:
Анна Щетинина, основатель творческого агентства TERRA
Борис Левянт, генеральный директор ABD architects
Лиза Фонская, архитектор
Егор Егорычев, инженер-архитектор
Нина Фролова, шеф-редактор Архи.ру
Николай Калошин, архитектор, дизайнер
Олег Попов, руководитель архитектурного бюро «Попов и Архитекторы»
 

27 Сентября 2021

Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Черный лес
Небольшое помещение инфоцентра от бюро NOYD не просто знакомит посетителя с историей бывшего расстрельного полигона, но и вызывает глубокий эмоциональный отклик.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.