14.07.2017

АрхиWOOD отчетный

Вручили второй в истории гран-при, подвели итоги 8 лет, добавили в число достижений основательную книгу о деревянной архитектуре и ничего не сказали про будущее.

информация:

Николай Малинин презентует книгу «Современное деревянное». Предоставлено АрхиWOOD
Николай Малинин презентует книгу «Современное деревянное». Предоставлено АрхиWOODоткрыть большое изображение

Премию АрхиWOOD вручают восьмой год, и главным сюжетом текущего года стало подведение итогов – Николай Малинин представил свежеизданный каталог, названный по аналогии с выставкой 2009 года «Современное деревянное». Выставка называлась «новое», а теперь уже не новое, теперь «современное», фактически, второй том каталога той выставки – не устает объяснять куратор премии Николай Малинин. В книге собраны победители премии за 8 лет, но не только они: кое-что не победившее тоже попало, как например «Перипетр» Александра Купцова, никогда не бывший и даже участником, построенный как выставочный стенд премии в колоннаде ЦДХ, нежно любимый организаторами и теперь разобранный. Другие проекты-не-победители узнать несложно, они подписаны «шорт-лист». Части победителей тоже, совершенно очевидно, нет: «механизм «народного голосования имеет свои издержки», – поясняет Николай Малинин во вступлении. Так что книга – еще и в некоторой степени результат судейства куратора, авторского произвола по части восстановления справедливости. А и хорошо. Сто тридцать объектов, отобраны на основе АрхиWOODa, но творчески. Жюри и эксперты, к слову сказать, бывают и строптивы, и субъективны. Теперь же к двухголовому выбору жюри-народа добавился третий – выбор книги.
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Еще больше радует вступительная часть книги, где коротко, но емко выстроены типологические ряды, совпадающие с номинациями премии лишь частично. Здесь Николай Малинин легко и ненавязчиво встраивает свой материал в контекст заметных деревянных построек 1990-х и 2000-х – до основания премии, и использует (вместо номинаций) такие акварельные термины, как «олонецкий брутализм», «рублевский минимализм», и искусствоведчески-выставочные – например «лирический экспрессионизм», возводя их к историческим прообразам ветвисто, а иногда произвольно: почему, к примеру, «деревянное временное» происходит из церквей? Нет ответа. Но получается кружевно, тенисто, живо – именно такое авторское вступление делает каталог книгой, превращая из отчетно-перевыборного издания в исследование эссеистического плана, но основательное и помнящее о корнях. Измученная реальностью голова прямо-таки перестает болеть от такого чтения. Ну и разумеется ясно, что вступление – выжимка замечательных по сочетанию глубины освоения материала и артистической простоте изложения вступлений Николая Малинина к ежегодным награждениям АрхиWOOD. Отличная, словом, книга. Из-за того, что ее требовалось доделать, церемонию награждения перенесли с мая на июнь и провели не в большом зале Арх Москвы, а в ресторане «дом 12» в Мансуровском переулке, в тесной компании «своих».

Гран-при / реставрация
В этом году АрхиWOOD присудил второй в истории премии гран-при (первый в 2015 получил Алексей Розенберг за дом в Духанино) – причем главная награда досталась вовсе не современной архитектуре, а отреставрированному Осташевскому терему; он же получил приз народного голосования в номинации «Реставрация». Гран-при вручала Юлия Зинкевич, директор пиар-агентства «Правила общения» – вдохновительница и даже «мама», как прозвучало, премии. Терем всеми любим, история его возрождения – по нашим временам почти фантастическая и неплохо бы ей стать образцовой, пока еще остались в губерниях терема – но в кулуарах слышался легкий ропот в том смысле, что не призывают ли нас вернуться к ропетовскому историзму на волне патриотизма.
Асташевский терем. Архитекторы: Александр Попов (РЦАПО), Антон Мальцев, Антон Бабичев; заказчики: Андрей Павличенков, Ольга Головичер
Асташевский терем. Архитекторы: Александр Попов (РЦАПО), Антон Мальцев, Антон Бабичев; заказчики: Андрей Павличенков, Ольга Головичероткрыть большое изображение
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Да нет, надо думать, все-таки нет. Все же речь о реставрации. Приз жюри в этой номинации получил дом Черноглазова в Вологде – редкий пример настоящего восстановления в городе, полном покрытых досками бетонных муляжей.

Загородный дом
Главный приз после резного гран-при получили два дома архитектуры достаточно лаконичной. Приз жюри достался «дому у моря» в поселке Прибылово, построенному архитекторами бюро «Хвоя» – надо сказать, Николай Малинин сразу же, еще до голосования жюри, выделил его среди номинантов и сравнил с первым в мире образцом постмодернизма – домом [1964], который Роберт Вентури построил для своей мамы». В каталоге сравнил довольно подробно, и сходства, и различия – все налицо.
Дом у моря. Ленинградская область, Выборгский район, пос. Прибылово. Бюро «ХВОЯ». Фотография © Дмитрий Цыренщиков
Дом у моря. Ленинградская область, Выборгский район, пос. Прибылово. Бюро «ХВОЯ». Фотография © Дмитрий Цыренщиковоткрыть большое изображение
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Народный приз получил «жилой дом с баней», в ходе строительства, по признанию авторов, превратившийся из бани в дом, от бюро «Тандем» – без признаков постмодернизма, наоборот, типичный представитель новой деревянной архитектуры продвигаемой АрхиWOODом; с модным скатным силуэтом, обобщенным реечной штриховкой на торцевых срезах.
Зимний дом с баней. Московская область, Истринский район.  Денис Чернов, Татьяна Панченко (бюро «Тандем»)
Зимний дом с баней. Московская область, Истринский район. Денис Чернов, Татьяна Панченко (бюро «Тандем»)открыть большое изображение

 
Общественное сооружение
Главным общественным сооружением-2017 названа «Утиная Венеция» Елены Макаровой, причем мнение жюри и народа совпало. А вот экспертный совет, помнится, не слишком стремился включить его в шорт-лист. В каталог «Венеция» не попала. Вторая очередь «Городской фермы на ВДНХ» архитекторов Wowhaus, наоборот, попала.
Гостевой дом «Утиная Венеция» на «Болотов.Даче». Елена Макарова
Гостевой дом «Утиная Венеция» на «Болотов.Даче». Елена Макароваоткрыть большое изображение
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Современное деревянное. АРХИWOOD: лучшее. 2009-2017». автор-составитель Николай Малинин, дизайнер Антон Милин. Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.руоткрыть большое изображение

Малый объект
Здесь мнение жюри и результат народного голосования также совпали и двойную премию получил дом-пристройка ярославского архитектора Григория Дайнова, похожий то ли на змею со стеклянным лицом-окном, то ли на бабочку, пригвожденную к старому дому анкером коридора с гвоздем металлического водостока на конце. Тоже вот, не попал в каталог. Вообще надо сказать, не столь многие из победителей 2017 года попали в книгу.
Extention #1. Пристройка к дому. Григорий Дайнов
Extention #1. Пристройка к дому. Григорий Дайнов открыть большое изображение

Дизайн городской среды
Номинация появилась на год позже премии, в 2010 году, и с тех пор остается созвучной всему самому передовому в смысле актуальной, если не сказать страшно модной, темы комфортного города.

Жюри выбрало общественное пространство фабрики «Заря» во Владивостоке, созданное архитекторами студий ConcreteJungle + Skameyka architects. Деревянные помосты, реечные фасады, скамейки формата «полулежа, но не заснуть», ржавый металл, бетон и швейная машинка из фанеры на входе – налицо все признаки общественного пространства столичного формата. Во Владивостоке неплохая школа – прозвучало на награждении.
Фабрика «Заря», Владивосток. Бюро Конкрит Джангл: Машков Ф.Э., Ефимченко М. В. Бурлака Е. А., Бурлака А.А., Силин Е.А., Герасименко В.И. Фотографии: Бурлака Е.А. Силин Е.А.
Фабрика «Заря», Владивосток. Бюро Конкрит Джангл: Машков Ф.Э., Ефимченко М. В. Бурлака Е. А., Бурлака А.А., Силин Е.А., Герасименко В.И. Фотографии: Бурлака Е.А. Силин Е.А.открыть большое изображение
Фабрика «Заря», Владивосток. Бюро Конкрит Джангл: Машков Ф.Э., Ефимченко М. В. Бурлака Е. А., Бурлака А.А., Силин Е.А., Герасименко В.И. Фотографии: Бурлака Е.А. Силин Е.А.
Фабрика «Заря», Владивосток. Бюро Конкрит Джангл: Машков Ф.Э., Ефимченко М. В. Бурлака Е. А., Бурлака А.А., Силин Е.А., Герасименко В.И. Фотографии: Бурлака Е.А. Силин Е.А.открыть большое изображение

Народное голосование присудило приз команде, обустроившей в Кукморе набережную реки Нурминка. Бюро «Архитектурный десант» из Казани работало под руководством Евгения Асса – этим многое сказано; «мы приблизили набережную к реке», – так прокомментировали авторы свой проект на церемонии.
Набережная реки Нурминка. Республика Татарстан, пгт. Кукмор «Архитектурный десант»: куратор: Евгений Асс; участники: Анна Картавая, Екатерина Демина, Вероника Чуракова, Константин Самарцев, Малыхин Артем, Лейсан Юртаева; разработка эскизного проекта, ведение рабочего проекта, авторский надзор: «Архитектурный десант»; архитекторы: Малыхин Артем, Константин Самарцев; руководитель архитектурной мастерской: Дарья Толовенкова; рабочее проектирование: СТК «Акварей». Фотография © Даниил Шведов
Набережная реки Нурминка. Республика Татарстан, пгт. Кукмор «Архитектурный десант»: куратор: Евгений Асс; участники: Анна Картавая, Екатерина Демина, Вероника Чуракова, Константин Самарцев, Малыхин Артем, Лейсан Юртаева; разработка эскизного проекта, ведение рабочего проекта, авторский надзор: «Архитектурный десант»; архитекторы: Малыхин Артем, Константин Самарцев; руководитель архитектурной мастерской: Дарья Толовенкова; рабочее проектирование: СТК «Акварей». Фотография © Даниил Шведовоткрыть большое изображение

Арт-объект
Одна из ярких вещей в числе победителей – деревенский туалет, построенный Иваном и Дмитрием Кожиными на собственной даче: в виде цилиндра с окошком, намекающим на «Кин дза дзу» (в представлении авторов это яхтенный иллюминатор). Экспертный совет перенес его из «малых объектов» в «арт», чему авторы были заметно рады. В том смысле, что: о да, пусть наш туалет будет арт-объектом. Народ же назвал победителем в номинации арт-объектов «Гигантские грибы», сооруженные бюро «Чехарда» в Казани. Внутри самого большого гриба – канатный туннель с сеткой-гамаком для отдыха под ним.
Цилиндр на даче. Ленинградская область, пос. Петяярви. Иван Кожин, Дмитрий Кожин
Фотография © Иван Кожин
Цилиндр на даче. Ленинградская область, пос. Петяярви. Иван Кожин, Дмитрий Кожин Фотография © Иван Кожиноткрыть большое изображение
Гигантские грибы. Казань, детская площадка «Сказочный лес» в городском парке «Горкинско-Ометьевский Лес». Архитектурное бюро «Чехарда»: Дарья Бычкова, Мария Помелова, Белла и Николай Филатовы. Фотография: Пресс-служба программы «Развития общественных пространств в Республике Татарстан»
Гигантские грибы. Казань, детская площадка «Сказочный лес» в городском парке «Горкинско-Ометьевский Лес». Архитектурное бюро «Чехарда»: Дарья Бычкова, Мария Помелова, Белла и Николай Филатовы. Фотография: Пресс-служба программы «Развития общественных пространств в Республике Татарстан»открыть большое изображение

Интерьеры
Жюри выбрало мастерскую студентки-архитектора, обустроенную в переоборудованном гараже архитекторами RueTemple: пространство, разделенное на две части стеллажом для рисунков и гипсовых голов, где стол не стоит посередине, а вытянут, как подоконник, вдоль окон.
Мастерская архитектора. Истра. RueTemple: Александр Кудимов, Дарья Бутахина
Мастерская архитектора. Истра. RueTemple: Александр Кудимов, Дарья Бутахинаоткрыть большое изображение

Алексей Розенберг, получив приз народного голосования за интерьер квартиры NagatinSky, стал лауреатом премии седьмой раз.
NagatinSky. Алексей Розенберг. Фотография © Виктор Чернышев
NagatinSky. Алексей Розенберг. Фотография © Виктор Чернышевоткрыть большое изображение

Дерево в отделке
Лучшим примером использования дерева в отделке жюри назвало входную группу – по совместительству архитектурно-образовательное пространство BFFT.space в Казанском университете – стеклянный объем, окруженный деревянными ламелями, ритм которых напоминает павильон Сергея Чобана на Экспо-2015 в Милане. Народ избрал «Клинику на краю земли», построенную Михаилом и Елизаветой Шишиной не где-нибудь, а в Гватемале.
Входная группа архитектурно-образовательного пространства BFFT.space. Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Ильнар и Резеда Ахтямовы. Фотография © Ильнар Ахтямов
Входная группа архитектурно-образовательного пространства BFFT.space. Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Ильнар и Резеда Ахтямовы. Фотография © Ильнар Ахтямовоткрыть большое изображение
Клиника на Краю Земли. Гватемала, Момостенанго. Фотография © Михаил Шишин
Клиника на Краю Земли. Гватемала, Момостенанго. Фотография © Михаил Шишиноткрыть большое изображение

Предметный дизайн
Сложнее всего, по признанию куратора, чувствует себя номинация «Предметный дизайн», созданная в 2014 году – ее даже не включили в каталог. В этом году в шорт-лист попало лишь два объекта, которые по-братски поделили между собой награды: жюри отметило столик-конструктор «Табльдот», представленный бюро KONTORA, народ – «игровую комнату Егора» Марии Анисимовой-Карасик, Андрея Анисимова и Романа Рауха, впервые участвующих в АрхиWOODе. Им же жюри вручило спецприз за деревянную собаку, вдохновленную бронзовым прототипом станции метро «Площадь революции».
Стол «Табльдот». Бюро KONTORA: Дима Барьюдин, Игорь Апарин; текст: Егор Ларичев; работы по дереву: Александр Ермилов; графика: Григорий Сидяков; производство «Д Дерево». Фотография © fxk2m
Стол «Табльдот». Бюро KONTORA: Дима Барьюдин, Игорь Апарин; текст: Егор Ларичев; работы по дереву: Александр Ермилов; графика: Григорий Сидяков; производство «Д Дерево». Фотография © fxk2mоткрыть большое изображение


Набор неплохой. Разве что не представлены Николай Белоусов и Тотан Кузембаев, и еще среди победителей маловато фестивальных объектов. Несложно заметить рост актуальности дизайна общественных пространств – то ли еще будет, также как и распространение премии «вширь»: в этом году среди победителей всего один московский объект – квартира Алексея Розенберга. Казалось бы, расти и расти. Но на церемонии то и дело слышались опасливые нотки – а не последний ли год вручается премия? Выступающие бросали многозначительные взгляды в сторону руководителя компании «РОССА РАКЕННЕ СПб», (HONKA), главного спонсора и автора идеи и организатора премии Александра Львовского, но ответ остался неясен. Неужели последняя?

***
Состав жюри АрхиWOOD 2017:

  • Ксения Харитонова и Александр Рябский (бюро FAS(t)),
  • Ольга Алексакова и Юлия Бурдова (BUROMOSCOW),
  • Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения,
  • Антон Кочуркин, куратор фестиваля «АрхСтояние»,
  • Роман Леонидов, архитектор.

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Сергей Переслегин
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Николай Переслегин
  • Наталия Шилова
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Евгений Герасимов
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Васильев
  • Алексей Гинзбург
  • Алексей Иванов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Магда Кмита
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Андрей Асадов
  • Юлия Тряскина
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Владимир Биндеман
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Олег Мединский
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Сергей Чобан
  • Сергей Кузнецов
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Магда Чихонь
  • Павел Андреев
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Арсений Леонович
  • Андрей Романов
  • Лукаш Качмарчик
  • Левон Айрапетов
  • Георгий Трофимов
  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Попов
  • Петр Фонфара
  • Никита Бирюков
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Никита Токарев
  • Екатерина Грень
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи