ВХУТЕМАС-музей: проекты победителей

В пятницу на фестивале Зодчество были объявлены результаты конкурса на гипотетическое здание музея ВХУТЕМАСа; задача, поставленная перед участниками, включала «бумажный» проект и выбор места для музея.

mainImg
В этом непростом году празднуют столетие главных школ авангарда: не только Баухауса, но и знаменитой школы авангарда советской России ВХУТЕМАС.

Юбилей, в числе прочего, отметили конкурсом «бумажных» проектов на музей ВХУТЕМАСа: в задачу участников входила как разработка проекта, так и выбор места предполагаемого музея из пяти возможных: в парках Музеон и Сокольники, на территории МАРХИ, во дворе дома Юшкова на Мясницкой-21, где располагались мастерские (и где сейчас находится академия Глазунова), а также в составе комплекса русского авангарда рядом с поселком Немчиново, по Минскому шоссе рядом с Мещерским парком. Площадь гипотетического музея – 2500–3000 м2. Победители должны получить премию: I место – 60 000 рублей, II место – 40 000 рублей, III место – 20 000 рублей, – благодаря поддержке бюро Wowhaus и АБТБ Тимура Башкаева. На конкурс поступил 61 проект. Результаты объявили 13 ноября на фестивале Зодчество.

Публикуем три победивших проекта и несколько работ, попавших в шорт-лист конкурса и награжденных дипломами. Проекты победителей предлагают разные площадки: Мясницкую-21, Рождественку-11 и парк Музеон. Но жюри всерьез обсуждало один из проектов, рассматривающий площадку в Сокольниках, и предложение реконструировать под музей ВХУТЕМАСа Шестигранник Жолтовского в парке Горького. Все три победивших проекта, как и часть других предложений участников конкурса, предполагают возрождение образовательной функции многофункциональных мастерских и различные общественные пространства.


I место

Музей-мастерская ВХУТЕМАС / Мясницкая-21
Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер / МАРХИ

Жюри обсуждало кандидатуру главного победителя достаточно долго, и в конце концов сошлось на «музее-мастерской» по нескольким причинам: проект достаточно смел, но не стилизует авангард 1920-х впрямую; предполагает возрождение старой функции – мастерских. Проект решает проблему размещения музея в центре города, как и несколько других предложений, через размещение его в основном в подземном пространстве. В отличие от многих других проектов того же конкурса, проект представлен подробным описанием; приводим его целиком вместе с иллюстрациями.
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Авторское описание проекта:
«Данный проект представляет собой антитезу классическому музею. Это не музей материального воплощения ВХУТЕМАСа, а место, где можно проникнуться духом и атмосферой знаменитого училища. Центр ВХУТЕМАСа – это креативное пространство для непрерывного создания городских ценностей, открытая лаборатория, где происходят исследовательские, образовательные и творческие процессы.
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Ключевыми элементами нашего комплекса стали мастерские. Это витрины, транслирующие дух ВХУТЕМАСа в пространство города. Они являются платформой, предоставляющей возможность для реализации творческого потенциала в целом комплексе направлений. Конечной целью работы в мастерских является создание сезонного арт-объекта и презентация идей начинающих художников городу.

Арт-объекты – это не просто музейный экспонат, а периодически обновляющиеся предметы искусства, созданные в рамках музейного конкурса. Это значит, что у комплекса нет постоянного облика и экспозиции, он адаптируется под непрерывно развивающийся мир искусства.
zooming
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Вдохновляясь структурой обучения ВХУТЕМАСа, мы принимаем идею многопрофильности как основополагающую. В центре представлены следующие направления деятельности: скульптура, архитектура, промышленный дизайн, живопись, фотография. Все направления существуют в симбиозе на нижнем уровне и имеют четкое разделение на поверхности.

По своей объемно-пространственной композиции комплекс представляет собой преимущественно подземное пространство, распределенное под дворами кварталов улицы Мясницкая. В проекте мы использовали негативное пространство существующей застройки. На поверхности остаются 6 точек контакта с городом.
Мастерская скульптуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Под землей музей делится на череду связанных экспозиционно-исследовательских пространств, в которых обычные посетители, творцы и кураторы накапливают знания. Выше этих пространств располагаются помещения мастерских, в которых каждое из направлений деятельности начинает отделяться от остальных. В мастерских происходит сам процесс творчества, это оборудованные помещения, в которых художники воплощают свои идеи. Всё уличное пространство дворов приспособлено для демонстрации посетителям музея и прохожим арт-объектов – результата работы в мастерских.

Подобный комплекс способен стать не только исследовательским и творческим кластером, но и пропедевтической базой для креативной молодежи всего города.

Мастерская скульптуры
Мастерская расположена на театральной площади и больше всех прочих интегрирована в город. Горожане, прогуливающиеся по Мясницкой улице или выходящие со спектакля, смогут понаблюдать за процессом монтажа сменяемой экспозиции. Она объединяет площадку для творчества, экспозиционное пространство, лекторий и транзитный путь, связывающий комплекс со станцией метро Чистые пруды.
zooming
Мастерская скульптуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Мастерская архитектуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Кровли мастерских обеспечивают беспрепятственный подход к театру Еt Сеtera, не мешая естественным транзитным путям города.

Мастерская архитектуры
Мастерская расположена во дворе РАЖВиЗ, бывшего здания ВХУТЕМАСа. Размеры мастерской не ограничивают творцов и позволяют вместить поистине гигантские конструкции. Это позволяет увидеть объект в том числе и с улиц города. Движение в мастерской рассчитано так, чтобы зритель имел возможность осмотра экспозиции с максимального количества ракурсов. Миниатюры проектов, не победивших в конкурсе, размещаются в нишах стены, вдоль пандуса, опоясывающего мастерскую.
Мастерская архитектуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
  • zooming
    1 / 3
    Мастерская фотографии. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
    © Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
  • zooming
    2 / 3
    Мастерская фотографии. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
    © Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
  • zooming
    3 / 3
    Мастерская фотографии. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
    © Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Мастерская фотографии
Дом 21 на улице Мясницкая является местной достопримечательностью, ведь здесь жил знаменитый представитель ВХУТЕМАСа Александр Родченко. Именно
тут была сделана фотография «Пожарная лестница». Лестница, ведущая в музей-квартиру великого мастера, стала доминантой этой мастерской.
Мастерская живописи. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Мастерская живописи
Конструкции, поддерживающие мастерскую, примыкают к брандмауэрной стене жилого дома. Сама мастерская представляет собой стеклянную комнату, что в совокупности с расположением над уровнем земли обеспечивает уникальное освещение и обзор на панораму города.
Мастерская живописи. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Интерактивная площадь. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Интерактивная площадь
Пространство для местных жителей и гостей комплекса. К каждой из стел, ограничивающих пространство, прилагается QR-код, позволяющий ознакомиться с представителями ВХУТЕМАСа. Под площадью находится амфитеатр где могут проходить различные мероприятия.
zooming
Интерактивная площадь. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Мастерская промдизайна. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Мастерская промдизайна
Здание является переосмыслением патерностера – лифта непрерывного действия. Каждая из кабинок это кафе, где расположен столик на двоих. Динамическая конструкция позволяет посетителям ознакомиться со всеми уровнями мастерской и понаблюдать процесс создания предметов обихода и мебели».
Мастерская промдизайна. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


II место

Механизированный музей ВХУТЕМАС / Рождественка-11 (МАРХИ)
Рашид Гильфанов / МАРХИ

Проект, поданный в стилистике ретроспекции авангарда, наследует и развивает идеи трансформируемости и многофункциональности, также как и футуристическую устремленность в будущее. Автор представляет музей как «машину в другие времена».
Механизированный музей ВХУТЕМАС
© Рашид Гильфанов

Авторское описание:
«В утверждении знаменитого архитектора, ученика ВХУТЕМАСА Леонида Павлова говорится: ".. Архитектура уже не способна быстро меняться с изменением функций, архитектура вынуждена обобщить весь функциональный процесс, она должна перейти к понятиям подвижной функции” Архитектурная идея механизированного музея «ВХУТЕМАС» соответствует принципам великого мастера : сооружение не имеет строго определенной функции, оно является лишь оболочкой для уникальных событий настоящего и будущего, о которых мы с Вами даже не догадываемся.

Именно поэтому в основу сооружения положены конструкции и механизмы, которые способны менять форму и конфигурацию пространств, трансформировать функцию объекта, и следовательно, способны подстраиваться к новым вызовам времени.
  • zooming
    1 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов
  • zooming
    2 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов
  • zooming
    3 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов
  • zooming
    4 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов

Трансформации осуществляются посредством:

1. Горизонтального перемещения –экраносферы.Экраносфера может служить информационным экраном, киноэкраном или медиадекорацией при проведении различных мероприятий.

2. Вертикального перемещения уровней пола экспозиционного пространства (с передвижными павильонами на них) и фойе.

3. Продольного/поперечного телескопического расширения павильонов. Передвижные павильоны представляют собой модульные каркасы габаритами 3-3-3 метра, которые способны телескопически расширяться. Данные павильоны помещены на шасси с электромотором и блоком дистанционного управления и способны передвигаться по городу исходя из заданного алгоритма. Павильоны могут использоваться в качестве: экспозиционного пространства, рабочего пространства, коммуникационного пространства, читального зала и т.д.

В результате пользователи получают в распоряжение механизм, который готов чутко реагировать на их потребности и готов менять форму и функцию».


III место

Музей-фабрика ВХУТЕМАС / Музеон
М. А Щукина

Жюри сочло проект интересным, хотя и «сырым», недоработанным. Автор располагает музей в парке Музеон, трактует музей как «большие творческие мастерские» частично заглубляет под землю, и объединяет «производственную» часть с выставочной, совмещая три разных пути освоения пространства. Акцентировано, что здание высокое, но не спорит с ГТГ; внешний вид объемов продиктован их функцией. Девять блоков обозначают мастерские ВХУТЕМАСа.

Авторское описание:
«Музей-фабрика ВХУТЕМАС расположен в парке Музеон. Площадь участка 0,9 Га.
Музей имеет три варианта посещения: путь мастера (производство иммерсивность), путь посетителя (созерцание/осмысление) и совмещенный путь, когда посетитель посещает выставку и занимается производством, закрепляя свои знания.
Музей-фабрика ВХУТЕМАС
© Мария Щукина

Обоснование расположение музея в Москве
Градостроительные условия данного места диктуют высотность и интегрированность в природу будущего музейного комплекса. Решено создать такое здание, которое не будет конфликтовать с существующим зданием «Новой Третьяковской галереи», а также продолжить концепцию парка о создании на его территории больших творческих мастерских.
  • zooming
    1 / 6
    Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    2 / 6
    Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    3 / 6
    Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    4 / 6
    Разрез 1-1. Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    5 / 6
    Генплан. Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    6 / 6
    Концепция пути, образ. Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина

Путь мастера начинается с уровня 1 этажа, на отметке +-0.000. Попадая во внутреннее пространство музея, посетитель видит ядро производства, где люди под руководством мастера создают будущие экспонаты выставочных залов. Смысл данного пути в иммерсивном подходе к выставке. Посетитель становится подмастерьем и под руководством мастера получает знания и опыт путем взаимодействия с элементами производства. Производственный блок имеет 4 этажа со своей функцией: мастерские, производство, архитектура и живопись.

Путь посетителя расположен на отметке -4100. Музей составляют 9 блоков = 9 факультетам ВХУТЕМАСа. Посетитель может пройти целый путь выставки и узнать про все факультеты или посетить интересующие его залы. Также из каждого зала есть проход в производственный блок, где люди могут на опыте закрепить свои полученные знания. Музей ВХУТЕМАС, должен ответить на современные потребности населения через призму образовательной системы и идеологии ВХУТЕМАСа».
Шорт-лист конкурса. Дипломы
Проект Анастасии Сибгатуллиной всерьез претендовал на одно из призовых мест, но не прошел по результатам голосования. Место в парке «Сокольники» автор обосновывает значением парка как знакового места для советской архитектуры. Полуподземный музей из 8 блоков, обозначающих факультеты ВХУТЕМАСа, вписан в протяженный прямоугольник на главной аллее, ведущей от входа в парк к знаменитому кругу. Поскольку музей заглублен, он не нарушает визуальную ось, а кровля используется как общественное пространство.
zooming
Музей ВХУТЕМАС в парке «Сокольники»
© Анастасия Сибгатуллина
Музей ВХУТЕМАС в парке «Сокольники»
© Анастасия Сибгатуллина
zooming
Музей ВХУТЕМАС в парке «Сокольники»
© Анастасия Сибгатуллина


Авторы следующего проекта предлагают музей на двух точках, ключевых в истории мастерских: на Рождественке возникает музей с подземным хранилищем и башней-акцентом, стеклянной, с балконами, обеспечивающими виды на памятники конструктивизма. На Мясницкой во дворе РФЖВиЗ имени Глазунова устанавливается «репликант», другая подобная башня-стела.
Музей ВХУТЕМАС
© Александр Лебедев, Ольга Середина, Александр Улько, Виктория Шуклина
Музей ВХУТЕМАС
© Александр Лебедев, Ольга Середина, Александр Улько, Виктория Шуклина


Проект М.Ш. Мусадаева не имеет экспликации и явно обозначенного местоположения, но очевидно, что он включает протяженное подземное пространство и возвышающийся кубический объем. Фасады куба, вероятно модульные, решены в духе абстрактных картин авангарда.
Музей ВХУТЕМАС
© Магомед Мусадаев
Музей ВХУТЕМАС
© Магомед Мусадаев


Исключительно смелый проект: башня в северном дворе ГТГ и половина шара на ее оси в Музеоне соединены навесным переходом.
  • zooming
    1 / 3
    Музей ВХУТЕМАС
    © Эльчин Акперов
  • zooming
    2 / 3
    Музей ВХУТЕМАС
    © Эльчин Акперов
  • zooming
    3 / 3
    Музей ВХУТЕМАС
    © Эльчин Акперов


Много споров вызвал проект Д.М. Яхно с предложением разместить музей в Шестиграннике Жолтовского в ЦПКиО. Предложение мотивировано фактом работы Ивана Жолтовского во ВХУТЕМАСе и Константина Мельникова – для парка Горького в 1920-е годы. Минус предложения в том, что восстановление Шестигранника уже ведет центр современного искусства «Гараж».
Музей ВХУТЕМАС
© Д. М. Яхно


Проект М. В. Согоян и А. И. Елистратовой – одно из альтернативных предложений: в качестве музея здесь рассмотрен пешеходный маршрут проходящий от Большого Кисельного переулка через лекторий галереи ВХУТЕМАС с завершением на крыше отеля Арарат. Плюс этого предложения – использование реально функционирующей гаререи, посвященной именно мастерским, также как и его реалистичность: как известно, ни денег, ни территории для строительства музея пока нет.
Пути ВХУТЕМАСа
© М. В. Согоян, А. И. Елистратова


Ниже еще несколько проектов, отмеченных дипломами жюри:
Музей ВХУТЕМАС в Сокольниках
© Инна Клименко
Музей ВХУТЕМАСа на Мясницкой
© Леон Сааков
Клуб-музей ВХУТЕМАС
© О. С. Калинина
Клуб-музей ВХУТЕМАС
© К. Д. Шаповалов


Состав жюри конкурса:
Е. Амаспюр, М. Лабазов, И. Заика ,С. Савин, М. Мериджи (Италия), О. Кабанова, А. Селиванова, С. Малахов, Ю. Тарабарина
Клуб-музей ВХУТЕМАС
© Елизавета Труб
Музей детям
© Д. М. Мингазова
Облако смыслов
© Сюзанна Дадашева

15 Ноября 2020

Похожие статьи
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.