ВХУТЕМАС-музей: проекты победителей

В пятницу на фестивале Зодчество были объявлены результаты конкурса на гипотетическое здание музея ВХУТЕМАСа; задача, поставленная перед участниками, включала «бумажный» проект и выбор места для музея.

mainImg
В этом непростом году празднуют столетие главных школ авангарда: не только Баухауса, но и знаменитой школы авангарда советской России ВХУТЕМАС.

Юбилей, в числе прочего, отметили конкурсом «бумажных» проектов на музей ВХУТЕМАСа: в задачу участников входила как разработка проекта, так и выбор места предполагаемого музея из пяти возможных: в парках Музеон и Сокольники, на территории МАРХИ, во дворе дома Юшкова на Мясницкой-21, где располагались мастерские (и где сейчас находится академия Глазунова), а также в составе комплекса русского авангарда рядом с поселком Немчиново, по Минскому шоссе рядом с Мещерским парком. Площадь гипотетического музея – 2500–3000 м2. Победители должны получить премию: I место – 60 000 рублей, II место – 40 000 рублей, III место – 20 000 рублей, – благодаря поддержке бюро Wowhaus и АБТБ Тимура Башкаева. На конкурс поступил 61 проект. Результаты объявили 13 ноября на фестивале Зодчество.

Публикуем три победивших проекта и несколько работ, попавших в шорт-лист конкурса и награжденных дипломами. Проекты победителей предлагают разные площадки: Мясницкую-21, Рождественку-11 и парк Музеон. Но жюри всерьез обсуждало один из проектов, рассматривающий площадку в Сокольниках, и предложение реконструировать под музей ВХУТЕМАСа Шестигранник Жолтовского в парке Горького. Все три победивших проекта, как и часть других предложений участников конкурса, предполагают возрождение образовательной функции многофункциональных мастерских и различные общественные пространства.


I место

Музей-мастерская ВХУТЕМАС / Мясницкая-21
Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер / МАРХИ

Жюри обсуждало кандидатуру главного победителя достаточно долго, и в конце концов сошлось на «музее-мастерской» по нескольким причинам: проект достаточно смел, но не стилизует авангард 1920-х впрямую; предполагает возрождение старой функции – мастерских. Проект решает проблему размещения музея в центре города, как и несколько других предложений, через размещение его в основном в подземном пространстве. В отличие от многих других проектов того же конкурса, проект представлен подробным описанием; приводим его целиком вместе с иллюстрациями.
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Авторское описание проекта:
«Данный проект представляет собой антитезу классическому музею. Это не музей материального воплощения ВХУТЕМАСа, а место, где можно проникнуться духом и атмосферой знаменитого училища. Центр ВХУТЕМАСа – это креативное пространство для непрерывного создания городских ценностей, открытая лаборатория, где происходят исследовательские, образовательные и творческие процессы.
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Ключевыми элементами нашего комплекса стали мастерские. Это витрины, транслирующие дух ВХУТЕМАСа в пространство города. Они являются платформой, предоставляющей возможность для реализации творческого потенциала в целом комплексе направлений. Конечной целью работы в мастерских является создание сезонного арт-объекта и презентация идей начинающих художников городу.

Арт-объекты – это не просто музейный экспонат, а периодически обновляющиеся предметы искусства, созданные в рамках музейного конкурса. Это значит, что у комплекса нет постоянного облика и экспозиции, он адаптируется под непрерывно развивающийся мир искусства.
zooming
Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Вдохновляясь структурой обучения ВХУТЕМАСа, мы принимаем идею многопрофильности как основополагающую. В центре представлены следующие направления деятельности: скульптура, архитектура, промышленный дизайн, живопись, фотография. Все направления существуют в симбиозе на нижнем уровне и имеют четкое разделение на поверхности.

По своей объемно-пространственной композиции комплекс представляет собой преимущественно подземное пространство, распределенное под дворами кварталов улицы Мясницкая. В проекте мы использовали негативное пространство существующей застройки. На поверхности остаются 6 точек контакта с городом.
Мастерская скульптуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Под землей музей делится на череду связанных экспозиционно-исследовательских пространств, в которых обычные посетители, творцы и кураторы накапливают знания. Выше этих пространств располагаются помещения мастерских, в которых каждое из направлений деятельности начинает отделяться от остальных. В мастерских происходит сам процесс творчества, это оборудованные помещения, в которых художники воплощают свои идеи. Всё уличное пространство дворов приспособлено для демонстрации посетителям музея и прохожим арт-объектов – результата работы в мастерских.

Подобный комплекс способен стать не только исследовательским и творческим кластером, но и пропедевтической базой для креативной молодежи всего города.

Мастерская скульптуры
Мастерская расположена на театральной площади и больше всех прочих интегрирована в город. Горожане, прогуливающиеся по Мясницкой улице или выходящие со спектакля, смогут понаблюдать за процессом монтажа сменяемой экспозиции. Она объединяет площадку для творчества, экспозиционное пространство, лекторий и транзитный путь, связывающий комплекс со станцией метро Чистые пруды.
zooming
Мастерская скульптуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Мастерская архитектуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер

Кровли мастерских обеспечивают беспрепятственный подход к театру Еt Сеtera, не мешая естественным транзитным путям города.

Мастерская архитектуры
Мастерская расположена во дворе РАЖВиЗ, бывшего здания ВХУТЕМАСа. Размеры мастерской не ограничивают творцов и позволяют вместить поистине гигантские конструкции. Это позволяет увидеть объект в том числе и с улиц города. Движение в мастерской рассчитано так, чтобы зритель имел возможность осмотра экспозиции с максимального количества ракурсов. Миниатюры проектов, не победивших в конкурсе, размещаются в нишах стены, вдоль пандуса, опоясывающего мастерскую.
Мастерская архитектуры. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
  • zooming
    1 / 3
    Мастерская фотографии. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
    © Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
  • zooming
    2 / 3
    Мастерская фотографии. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
    © Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
  • zooming
    3 / 3
    Мастерская фотографии. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
    © Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Мастерская фотографии
Дом 21 на улице Мясницкая является местной достопримечательностью, ведь здесь жил знаменитый представитель ВХУТЕМАСа Александр Родченко. Именно
тут была сделана фотография «Пожарная лестница». Лестница, ведущая в музей-квартиру великого мастера, стала доминантой этой мастерской.
Мастерская живописи. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Мастерская живописи
Конструкции, поддерживающие мастерскую, примыкают к брандмауэрной стене жилого дома. Сама мастерская представляет собой стеклянную комнату, что в совокупности с расположением над уровнем земли обеспечивает уникальное освещение и обзор на панораму города.
Мастерская живописи. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Интерактивная площадь. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Интерактивная площадь
Пространство для местных жителей и гостей комплекса. К каждой из стел, ограничивающих пространство, прилагается QR-код, позволяющий ознакомиться с представителями ВХУТЕМАСа. Под площадью находится амфитеатр где могут проходить различные мероприятия.
zooming
Интерактивная площадь. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер
Мастерская промдизайна. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


Мастерская промдизайна
Здание является переосмыслением патерностера – лифта непрерывного действия. Каждая из кабинок это кафе, где расположен столик на двоих. Динамическая конструкция позволяет посетителям ознакомиться со всеми уровнями мастерской и понаблюдать процесс создания предметов обихода и мебели».
Мастерская промдизайна. Музей-мастерская ВХУТЕМАС
© Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер


II место

Механизированный музей ВХУТЕМАС / Рождественка-11 (МАРХИ)
Рашид Гильфанов / МАРХИ

Проект, поданный в стилистике ретроспекции авангарда, наследует и развивает идеи трансформируемости и многофункциональности, также как и футуристическую устремленность в будущее. Автор представляет музей как «машину в другие времена».
Механизированный музей ВХУТЕМАС
© Рашид Гильфанов

Авторское описание:
«В утверждении знаменитого архитектора, ученика ВХУТЕМАСА Леонида Павлова говорится: ".. Архитектура уже не способна быстро меняться с изменением функций, архитектура вынуждена обобщить весь функциональный процесс, она должна перейти к понятиям подвижной функции” Архитектурная идея механизированного музея «ВХУТЕМАС» соответствует принципам великого мастера : сооружение не имеет строго определенной функции, оно является лишь оболочкой для уникальных событий настоящего и будущего, о которых мы с Вами даже не догадываемся.

Именно поэтому в основу сооружения положены конструкции и механизмы, которые способны менять форму и конфигурацию пространств, трансформировать функцию объекта, и следовательно, способны подстраиваться к новым вызовам времени.
  • zooming
    1 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов
  • zooming
    2 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов
  • zooming
    3 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов
  • zooming
    4 / 4
    Механизированный музей ВХУТЕМАС
    © Рашид Гильфанов

Трансформации осуществляются посредством:

1. Горизонтального перемещения –экраносферы.Экраносфера может служить информационным экраном, киноэкраном или медиадекорацией при проведении различных мероприятий.

2. Вертикального перемещения уровней пола экспозиционного пространства (с передвижными павильонами на них) и фойе.

3. Продольного/поперечного телескопического расширения павильонов. Передвижные павильоны представляют собой модульные каркасы габаритами 3-3-3 метра, которые способны телескопически расширяться. Данные павильоны помещены на шасси с электромотором и блоком дистанционного управления и способны передвигаться по городу исходя из заданного алгоритма. Павильоны могут использоваться в качестве: экспозиционного пространства, рабочего пространства, коммуникационного пространства, читального зала и т.д.

В результате пользователи получают в распоряжение механизм, который готов чутко реагировать на их потребности и готов менять форму и функцию».


III место

Музей-фабрика ВХУТЕМАС / Музеон
М. А Щукина

Жюри сочло проект интересным, хотя и «сырым», недоработанным. Автор располагает музей в парке Музеон, трактует музей как «большие творческие мастерские» частично заглубляет под землю, и объединяет «производственную» часть с выставочной, совмещая три разных пути освоения пространства. Акцентировано, что здание высокое, но не спорит с ГТГ; внешний вид объемов продиктован их функцией. Девять блоков обозначают мастерские ВХУТЕМАСа.

Авторское описание:
«Музей-фабрика ВХУТЕМАС расположен в парке Музеон. Площадь участка 0,9 Га.
Музей имеет три варианта посещения: путь мастера (производство иммерсивность), путь посетителя (созерцание/осмысление) и совмещенный путь, когда посетитель посещает выставку и занимается производством, закрепляя свои знания.
Музей-фабрика ВХУТЕМАС
© Мария Щукина

Обоснование расположение музея в Москве
Градостроительные условия данного места диктуют высотность и интегрированность в природу будущего музейного комплекса. Решено создать такое здание, которое не будет конфликтовать с существующим зданием «Новой Третьяковской галереи», а также продолжить концепцию парка о создании на его территории больших творческих мастерских.
  • zooming
    1 / 6
    Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    2 / 6
    Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    3 / 6
    Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    4 / 6
    Разрез 1-1. Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    5 / 6
    Генплан. Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина
  • zooming
    6 / 6
    Концепция пути, образ. Музей-фабрика ВХУТЕМАС
    © Мария Щукина

Путь мастера начинается с уровня 1 этажа, на отметке +-0.000. Попадая во внутреннее пространство музея, посетитель видит ядро производства, где люди под руководством мастера создают будущие экспонаты выставочных залов. Смысл данного пути в иммерсивном подходе к выставке. Посетитель становится подмастерьем и под руководством мастера получает знания и опыт путем взаимодействия с элементами производства. Производственный блок имеет 4 этажа со своей функцией: мастерские, производство, архитектура и живопись.

Путь посетителя расположен на отметке -4100. Музей составляют 9 блоков = 9 факультетам ВХУТЕМАСа. Посетитель может пройти целый путь выставки и узнать про все факультеты или посетить интересующие его залы. Также из каждого зала есть проход в производственный блок, где люди могут на опыте закрепить свои полученные знания. Музей ВХУТЕМАС, должен ответить на современные потребности населения через призму образовательной системы и идеологии ВХУТЕМАСа».
Шорт-лист конкурса. Дипломы
Проект Анастасии Сибгатуллиной всерьез претендовал на одно из призовых мест, но не прошел по результатам голосования. Место в парке «Сокольники» автор обосновывает значением парка как знакового места для советской архитектуры. Полуподземный музей из 8 блоков, обозначающих факультеты ВХУТЕМАСа, вписан в протяженный прямоугольник на главной аллее, ведущей от входа в парк к знаменитому кругу. Поскольку музей заглублен, он не нарушает визуальную ось, а кровля используется как общественное пространство.
zooming
Музей ВХУТЕМАС в парке «Сокольники»
© Анастасия Сибгатуллина
Музей ВХУТЕМАС в парке «Сокольники»
© Анастасия Сибгатуллина
zooming
Музей ВХУТЕМАС в парке «Сокольники»
© Анастасия Сибгатуллина


Авторы следующего проекта предлагают музей на двух точках, ключевых в истории мастерских: на Рождественке возникает музей с подземным хранилищем и башней-акцентом, стеклянной, с балконами, обеспечивающими виды на памятники конструктивизма. На Мясницкой во дворе РФЖВиЗ имени Глазунова устанавливается «репликант», другая подобная башня-стела.
Музей ВХУТЕМАС
© Александр Лебедев, Ольга Середина, Александр Улько, Виктория Шуклина
Музей ВХУТЕМАС
© Александр Лебедев, Ольга Середина, Александр Улько, Виктория Шуклина


Проект М.Ш. Мусадаева не имеет экспликации и явно обозначенного местоположения, но очевидно, что он включает протяженное подземное пространство и возвышающийся кубический объем. Фасады куба, вероятно модульные, решены в духе абстрактных картин авангарда.
Музей ВХУТЕМАС
© Магомед Мусадаев
Музей ВХУТЕМАС
© Магомед Мусадаев


Исключительно смелый проект: башня в северном дворе ГТГ и половина шара на ее оси в Музеоне соединены навесным переходом.
  • zooming
    1 / 3
    Музей ВХУТЕМАС
    © Эльчин Акперов
  • zooming
    2 / 3
    Музей ВХУТЕМАС
    © Эльчин Акперов
  • zooming
    3 / 3
    Музей ВХУТЕМАС
    © Эльчин Акперов


Много споров вызвал проект Д.М. Яхно с предложением разместить музей в Шестиграннике Жолтовского в ЦПКиО. Предложение мотивировано фактом работы Ивана Жолтовского во ВХУТЕМАСе и Константина Мельникова – для парка Горького в 1920-е годы. Минус предложения в том, что восстановление Шестигранника уже ведет центр современного искусства «Гараж».
Музей ВХУТЕМАС
© Д. М. Яхно


Проект М. В. Согоян и А. И. Елистратовой – одно из альтернативных предложений: в качестве музея здесь рассмотрен пешеходный маршрут проходящий от Большого Кисельного переулка через лекторий галереи ВХУТЕМАС с завершением на крыше отеля Арарат. Плюс этого предложения – использование реально функционирующей гаререи, посвященной именно мастерским, также как и его реалистичность: как известно, ни денег, ни территории для строительства музея пока нет.
Пути ВХУТЕМАСа
© М. В. Согоян, А. И. Елистратова


Ниже еще несколько проектов, отмеченных дипломами жюри:
Музей ВХУТЕМАС в Сокольниках
© Инна Клименко
Музей ВХУТЕМАСа на Мясницкой
© Леон Сааков
Клуб-музей ВХУТЕМАС
© О. С. Калинина
Клуб-музей ВХУТЕМАС
© К. Д. Шаповалов


Состав жюри конкурса:
Е. Амаспюр, М. Лабазов, И. Заика ,С. Савин, М. Мериджи (Италия), О. Кабанова, А. Селиванова, С. Малахов, Ю. Тарабарина
Клуб-музей ВХУТЕМАС
© Елизавета Труб
Музей детям
© Д. М. Мингазова
Облако смыслов
© Сюзанна Дадашева

15 Ноября 2020

Похожие статьи
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Город без города
Григорий Дайнов спроектировал, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.