В пятницу на фестивале Зодчество были объявлены результаты конкурса на гипотетическое здание музея ВХУТЕМАСа; задача, поставленная перед участниками, включала «бумажный» проект и выбор места для музея.
В этом непростом году празднуют столетие главных школ авангарда: не только Баухауса, но и знаменитой школы авангарда советской России ВХУТЕМАС.
Юбилей, в числе прочего, отметили конкурсом «бумажных» проектов на музей ВХУТЕМАСа: в задачу участников входила как разработка проекта, так и выбор места предполагаемого музея из пяти возможных: в парках Музеон и Сокольники, на территории МАРХИ, во дворе дома Юшкова на Мясницкой-21, где располагались мастерские (и где сейчас находится академия Глазунова), а также в составе комплекса русского авангарда рядом с поселком Немчиново, по Минскому шоссе рядом с Мещерским парком. Площадь гипотетического музея – 2500–3000 м2. Победители должны получить премию: I место – 60 000 рублей, II место – 40 000 рублей, III место – 20 000 рублей, – благодаря поддержке бюро Wowhaus и АБТБ Тимура Башкаева. На конкурс поступил 61 проект. Результаты объявили 13 ноября на фестивале Зодчество.
Публикуем три победивших проекта и несколько работ, попавших в шорт-лист конкурса и награжденных дипломами. Проекты победителей предлагают разные площадки: Мясницкую-21, Рождественку-11 и парк Музеон. Но жюри всерьез обсуждало один из проектов, рассматривающий площадку в Сокольниках, и предложение реконструировать под музей ВХУТЕМАСа Шестигранник Жолтовского в парке Горького. Все три победивших проекта, как и часть других предложений участников конкурса, предполагают возрождение образовательной функции многофункциональных мастерских и различные общественные пространства.
I место
Музей-мастерская ВХУТЕМАС / Мясницкая-21
Юлия Гришина, Иван Заикин, Елизавета Кестер / МАРХИ
Жюри обсуждало кандидатуру главного победителя достаточно долго, и в конце концов сошлось на «музее-мастерской» по нескольким причинам: проект достаточно смел, но не стилизует авангард 1920-х впрямую; предполагает возрождение старой функции – мастерских. Проект решает проблему размещения музея в центре города, как и несколько других предложений, через размещение его в основном в подземном пространстве. В отличие от многих других проектов того же конкурса, проект представлен подробным описанием; приводим его целиком вместе с иллюстрациями.
Авторское описание проекта: «Данный проект представляет собой антитезу классическому музею. Это не музей материального воплощения ВХУТЕМАСа, а место, где можно проникнуться духом и атмосферой знаменитого училища. Центр ВХУТЕМАСа – это креативное пространство для непрерывного создания городских ценностей, открытая лаборатория, где происходят исследовательские, образовательные и творческие процессы.
Ключевыми элементами нашего комплекса стали мастерские. Это витрины, транслирующие дух ВХУТЕМАСа в пространство города. Они являются платформой, предоставляющей возможность для реализации творческого потенциала в целом комплексе направлений. Конечной целью работы в мастерских является создание сезонного арт-объекта и презентация идей начинающих художников городу.
Арт-объекты – это не просто музейный экспонат, а периодически обновляющиеся предметы искусства, созданные в рамках музейного конкурса. Это значит, что у комплекса нет постоянного облика и экспозиции, он адаптируется под непрерывно развивающийся мир искусства.
Вдохновляясь структурой обучения ВХУТЕМАСа, мы принимаем идею многопрофильности как основополагающую. В центре представлены следующие направления деятельности: скульптура, архитектура, промышленный дизайн, живопись, фотография. Все направления существуют в симбиозе на нижнем уровне и имеют четкое разделение на поверхности.
По своей объемно-пространственной композиции комплекс представляет собой преимущественно подземное пространство, распределенное под дворами кварталов улицы Мясницкая. В проекте мы использовали негативное пространство существующей застройки. На поверхности остаются 6 точек контакта с городом.
Под землей музей делится на череду связанных экспозиционно-исследовательских пространств, в которых обычные посетители, творцы и кураторы накапливают знания. Выше этих пространств располагаются помещения мастерских, в которых каждое из направлений деятельности начинает отделяться от остальных. В мастерских происходит сам процесс творчества, это оборудованные помещения, в которых художники воплощают свои идеи. Всё уличное пространство дворов приспособлено для демонстрации посетителям музея и прохожим арт-объектов – результата работы в мастерских.
Подобный комплекс способен стать не только исследовательским и творческим кластером, но и пропедевтической базой для креативной молодежи всего города.
Мастерская скульптуры Мастерская расположена на театральной площади и больше всех прочих интегрирована в город. Горожане, прогуливающиеся по Мясницкой улице или выходящие со спектакля, смогут понаблюдать за процессом монтажа сменяемой экспозиции. Она объединяет площадку для творчества, экспозиционное пространство, лекторий и транзитный путь, связывающий комплекс со станцией метро Чистые пруды.
Кровли мастерских обеспечивают беспрепятственный подход к театру Еt Сеtera, не мешая естественным транзитным путям города.
Мастерская архитектуры Мастерская расположена во дворе РАЖВиЗ, бывшего здания ВХУТЕМАСа. Размеры мастерской не ограничивают творцов и позволяют вместить поистине гигантские конструкции. Это позволяет увидеть объект в том числе и с улиц города. Движение в мастерской рассчитано так, чтобы зритель имел возможность осмотра экспозиции с максимального количества ракурсов. Миниатюры проектов, не победивших в конкурсе, размещаются в нишах стены, вдоль пандуса, опоясывающего мастерскую.
Мастерская фотографии Дом 21 на улице Мясницкая является местной достопримечательностью, ведь здесь жил знаменитый представитель ВХУТЕМАСа Александр Родченко. Именно тут была сделана фотография «Пожарная лестница». Лестница, ведущая в музей-квартиру великого мастера, стала доминантой этой мастерской.
Мастерская живописи Конструкции, поддерживающие мастерскую, примыкают к брандмауэрной стене жилого дома. Сама мастерская представляет собой стеклянную комнату, что в совокупности с расположением над уровнем земли обеспечивает уникальное освещение и обзор на панораму города.
Интерактивная площадь Пространство для местных жителей и гостей комплекса. К каждой из стел, ограничивающих пространство, прилагается QR-код, позволяющий ознакомиться с представителями ВХУТЕМАСа. Под площадью находится амфитеатр где могут проходить различные мероприятия.
Мастерская промдизайна Здание является переосмыслением патерностера – лифта непрерывного действия. Каждая из кабинок это кафе, где расположен столик на двоих. Динамическая конструкция позволяет посетителям ознакомиться со всеми уровнями мастерской и понаблюдать процесс создания предметов обихода и мебели».
Механизированный музей ВХУТЕМАС / Рождественка-11 (МАРХИ)
Рашид Гильфанов / МАРХИ
Проект, поданный в стилистике ретроспекции авангарда, наследует и развивает идеи трансформируемости и многофункциональности, также как и футуристическую устремленность в будущее. Автор представляет музей как «машину в другие времена».
Авторское описание: «В утверждении знаменитого архитектора, ученика ВХУТЕМАСА Леонида Павлова говорится: ".. Архитектура уже не способна быстро меняться с изменением функций, архитектура вынуждена обобщить весь функциональный процесс, она должна перейти к понятиям подвижной функции” Архитектурная идея механизированного музея «ВХУТЕМАС» соответствует принципам великого мастера : сооружение не имеет строго определенной функции, оно является лишь оболочкой для уникальных событий настоящего и будущего, о которых мы с Вами даже не догадываемся.
Именно поэтому в основу сооружения положены конструкции и механизмы, которые способны менять форму и конфигурацию пространств, трансформировать функцию объекта, и следовательно, способны подстраиваться к новым вызовам времени.
1. Горизонтального перемещения –экраносферы.Экраносфера может служить информационным экраном, киноэкраном или медиадекорацией при проведении различных мероприятий.
2. Вертикального перемещения уровней пола экспозиционного пространства (с передвижными павильонами на них) и фойе.
3. Продольного/поперечного телескопического расширения павильонов. Передвижные павильоны представляют собой модульные каркасы габаритами 3-3-3 метра, которые способны телескопически расширяться. Данные павильоны помещены на шасси с электромотором и блоком дистанционного управления и способны передвигаться по городу исходя из заданного алгоритма. Павильоны могут использоваться в качестве: экспозиционного пространства, рабочего пространства, коммуникационного пространства, читального зала и т.д.
В результате пользователи получают в распоряжение механизм, который готов чутко реагировать на их потребности и готов менять форму и функцию».
III место
Музей-фабрика ВХУТЕМАС / Музеон
М. А Щукина
Жюри сочло проект интересным, хотя и «сырым», недоработанным. Автор располагает музей в парке Музеон, трактует музей как «большие творческие мастерские» частично заглубляет под землю, и объединяет «производственную» часть с выставочной, совмещая три разных пути освоения пространства. Акцентировано, что здание высокое, но не спорит с ГТГ; внешний вид объемов продиктован их функцией. Девять блоков обозначают мастерские ВХУТЕМАСа.
Авторское описание: «Музей-фабрика ВХУТЕМАС расположен в парке Музеон. Площадь участка 0,9 Га. Музей имеет три варианта посещения: путь мастера (производство иммерсивность), путь посетителя (созерцание/осмысление) и совмещенный путь, когда посетитель посещает выставку и занимается производством, закрепляя свои знания.
Обоснование расположение музея в Москве Градостроительные условия данного места диктуют высотность и интегрированность в природу будущего музейного комплекса. Решено создать такое здание, которое не будет конфликтовать с существующим зданием «Новой Третьяковской галереи», а также продолжить концепцию парка о создании на его территории больших творческих мастерских.
Путь мастера начинается с уровня 1 этажа, на отметке +-0.000. Попадая во внутреннее пространство музея, посетитель видит ядро производства, где люди под руководством мастера создают будущие экспонаты выставочных залов. Смысл данного пути в иммерсивном подходе к выставке. Посетитель становится подмастерьем и под руководством мастера получает знания и опыт путем взаимодействия с элементами производства. Производственный блок имеет 4 этажа со своей функцией: мастерские, производство, архитектура и живопись.
Путь посетителя расположен на отметке -4100. Музей составляют 9 блоков = 9 факультетам ВХУТЕМАСа. Посетитель может пройти целый путь выставки и узнать про все факультеты или посетить интересующие его залы. Также из каждого зала есть проход в производственный блок, где люди могут на опыте закрепить свои полученные знания. Музей ВХУТЕМАС, должен ответить на современные потребности населения через призму образовательной системы и идеологии ВХУТЕМАСа».
Шорт-лист конкурса. Дипломы
Проект Анастасии Сибгатуллиной всерьез претендовал на одно из призовых мест, но не прошел по результатам голосования. Место в парке «Сокольники» автор обосновывает значением парка как знакового места для советской архитектуры. Полуподземный музей из 8 блоков, обозначающих факультеты ВХУТЕМАСа, вписан в протяженный прямоугольник на главной аллее, ведущей от входа в парк к знаменитому кругу. Поскольку музей заглублен, он не нарушает визуальную ось, а кровля используется как общественное пространство.
Авторы следующего проекта предлагают музей на двух точках, ключевых в истории мастерских: на Рождественке возникает музей с подземным хранилищем и башней-акцентом, стеклянной, с балконами, обеспечивающими виды на памятники конструктивизма. На Мясницкой во дворе РФЖВиЗ имени Глазунова устанавливается «репликант», другая подобная башня-стела.
Проект М.Ш. Мусадаева не имеет экспликации и явно обозначенного местоположения, но очевидно, что он включает протяженное подземное пространство и возвышающийся кубический объем. Фасады куба, вероятно модульные, решены в духе абстрактных картин авангарда.
Много споров вызвал проект Д.М. Яхно с предложением разместить музей в Шестиграннике Жолтовского в ЦПКиО. Предложение мотивировано фактом работы Ивана Жолтовского во ВХУТЕМАСе и Константина Мельникова – для парка Горького в 1920-е годы. Минус предложения в том, что восстановление Шестигранника уже ведет центр современного искусства «Гараж».
Проект М. В. Согоян и А. И. Елистратовой – одно из альтернативных предложений: в качестве музея здесь рассмотрен пешеходный маршрут проходящий от Большого Кисельного переулка через лекторий галереи ВХУТЕМАС с завершением на крыше отеля Арарат. Плюс этого предложения – использование реально функционирующей гаререи, посвященной именно мастерским, также как и его реалистичность: как известно, ни денег, ни территории для строительства музея пока нет.