Город Глазов

Три проекта победителей конкурса на концепцию туристического кластера в удмуртском городе Глазове.

mainImg
Итоги открытого конкурса на концепцию его туристического кластера в городе Глазове на севере Удмуртии, были подведены 7 июня. Его результаты планируется развивать в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», рассчитанной на 2019–2025 годы. От участников требовалось непротиворечиво соединить в одной концепции несколько территорий, в том числе исторический центр с его «веерной» планировкой и достопримечательности – древние городища.

Было подано 27 заявок, в конкурсе участвовало 8 концепций. Победители получили премии: 600, 250 и 150 тысяч рублей за 1, 2 и 3 место соответственно.

 
1 место: «Глазов – город фестивалей»
MAYAK Architects, Санкт-Петербург: Елизавета Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко Анастасия Островая, Светлана Жегера, Александра Молодцова, Ксения Кузнецова 
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects

Главная идея победителей – фестивали. Именно они должны наполнить город жизнью – круглогодично. Каждая площадка в проекте так или иначе обустроена под фестивальную активность: «будь то фестиваль классической музыки или традиционный Удмуртский праздник, Масленица с огромными кострами или же фестиваль кораблей на реке Чепца. Каждый объект, разработанный в проекте, является необходимым элементом фестивализации, а это значит, что каждый из них уникален, эффектен, нацелен на произведение яркого впечатления на туристов».
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 10
    Транспортная схема. Схема связи центра города с парком и городищем. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 10
    Транспортная схема. Городская набережная и парк «Заречный». Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 10
    Фукнциональная сехма: городская набережная и парк «Заречный». Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects

Фестивали должны привлечь на первом этапе туристов, на втором инвесторов. Третий этап – самый интересный – по словам авторов проекта, должен быть связан с искренним и ненавязанным желанием людей остаться в городе и развивать его.

На набережной рядом с центральной площадью авторы предлагают два холма-амфитеатра, похожих на курганы и соединенных интригующими мостиками. В одном из холмов – культурно-образовательный центр, амфитеатр же образует оболочку его объема.
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Площадь
© Архитектурное бюро MAYAK Architects

Еще один пешеходный мост ведет отсюда на противоположный берег реки, в парк Заречный – с пятью прудами, соединенными каналами. Здесь помимо «тусовочной» зоны, детского аграрного парка, веревочного парка, ресторанов и прочего, запланированы американские горки, причем их мертвая петля проходит над водой, «что, конечно, добавит отдыхающим немало острых ощущений». В парке, как и в центре города, множество функций, а через реку Чепца возникает в конечном счете два пешеходных моста в дополнение к существующему автомобильному, ведущему к центральной площади.
  • zooming
    1 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный», типология прудов
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный». Смотровая башня с пирсом
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный». Водонапорная башня
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 6
    Маяк с театром: вдохновлено Альдо Росси, 1980. Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects

Проект предполагает «перспективную застройку»: один район восточнее центра, у набережной, с невысокими блокированными домами, и один – район коттеджей за городищем Индакар. Существующий парк в городище переосмысляется в виде длинного извилистого «пути», соединяющего достопримечательности и места различных активностей: «Главная ось основного маршрута представляет собой единую линию сложной геометрии».

«Очень важная составляющая концепции заключается в том, что каждый человек может не только посетить городище как турист, но и поселиться неподалеку, и своими руками выполнять весь спектр фермерских задач, какие только ему будут по душе. Результаты своего труда можно будет продать на местном рынке, или же приготовить на кухне, расположенной тут же», – уточняют авторы. Коттеджи за городищем – для путешественников.
  • zooming
    1 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Транспортная схема. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Функциональная схема. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Точки притяжения. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Зона исторического поселения. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    7 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    8 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    9 / 9
    Блокированная застройка на набережной. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
***


2 место
Уфимский государственный нефтяной технический университет: Ариадна Авсахова, Арина Боровикова
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Уфимский государственный нефтяной технический университет

Второй проект больше сосредоточен на развлекательной, собственно туристической функции – маршрутах, в которые входит город, местной идентичности, памятниках и музеях. Он рассматривает большую территорию, захватывая западную часть города – в частности, от западной границы до восточной границы территоии городища Индакар распространяется кольцо веломаршрута. Веерно-дуговую планировку города, которая столь удачно напоминает глаз, авторы кладут в основу логотипа своей концепции и предложенного ими туристического бренда, который включает, в числе прочего, мобильное приложение с путеводителем и квестами.
  • zooming
    1 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Целевые аудитории и их запросы
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Туристический маршрут
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема объектов культуры и развлечения
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема движения общественного транспорта
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Дизайн-код города
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Приложение города
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    9 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Проектная территория
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    10 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Площадки-удмуртские легенды как способ привлечения туристов
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    11 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Очереди строительства
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет

Отдельно предложены разнообразные МАФы, ларьки, остановки, скамейки. Сформулированы, на примере схем, остро напоминающих графику КБ «Стрелка», подходы к озеленению, благоустройству, дорогам, торговым точкам – говоря обобщенно, предложен дизайн-код всего города.
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Университетское побережье
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Рыбацкая пристань
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Новые символы города Глазов
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Спортивный комплекс
© Уфимский государственный нефтяной технический университет

На набережной появляется огромное в масштабе Глазова колесо обозрения в виде символического, возможно немного даже слишком «глаза». Амфитеатры и многоярусные набережные присутствуют в изобилии, появляются и новые пешеходные мосты через реку. Отдельное внимание местные проектировщики уделили проблеме затопляемости территории вдоль реки, часть конструкций приподнята для весеннего половодья. В зоне набережной появляются гидрогенераторы электричества.
  • zooming
    1 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Мастер-план территории набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Городская набережная сейчас
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зонирование территории проектирования
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Общая взрыв-схема
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Основные принципы проектирования набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Этапы реализации благоустройства набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Этапы реализации благоустройства набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет

Парк освоен менее интенсивно, чем у коллег из АБ MAYAK; его территория нанизана на зигзагообразный маршут пешеходного моста, который, по словам авторов проекта, претендует ни много ни мало на рекорд книги Гиннеса – самый длинный пешеходный мост (1520 м).

Территория городища, напротив, осваивается интенсивнее – здесь, в востчной части авторы предлагают соорудить филиал университета и студгородок.
  • zooming
    1 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Иднакар парк. Городище и прилегающие территории
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Культурно-туристический парк «Дондыдор»
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Мастер-план территории парка «Заречный» и площадки бывшей водонапорной башни
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Составные части проекта
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Площадка ТЭЦ
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Основные принципы проектирования парка «Заречный»
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Объекты развлечения и рекреации
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    9 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Объекты развлечения и рекреации на площадке «Водонапорная башня»0
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
***


3 место
«ПроектГрад», Екатеринбург: Анастасия Хромушкина , Олеся Гордейчук, Алена Лесная, Кристина Юдина, Виталий Гуляев, Анастасия Зуева
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© ПроектГрад

​Проект екатеринбургской команды деалает усиленный акцент на народной удмуртской культуре, также вспоминая о фестивалях, но преимущественно этнических, и рассматривая, как и команда, получившая второе место, точки притяжения туристов в широкой перспективе, глядя в числе прочего далеко за границы города. В итоге планы приобретают сходство со звездочками и цветами национальной вышивки и одновременно ортогональную жесткость, что неожиданно роднит проект с примерами планировок 1980-х – 1990-х годов.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема генерального плана проектируемой территории 1-4
    © ПроектГрад
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема генерального плана проектируемой территории 5-8
    © ПроектГрад
  • zooming
    3 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема расположения территории структуре города
    © ПроектГрад
  • zooming
    4 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Транспортная инфраструктура
    © ПроектГрад
  • zooming
    5 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Архитектурные решения по наружному освещению на площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема очередности строительства площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Концептуальная схем а проекта
    © ПроектГрад
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Концептуальная схем а проекта
    © ПроектГрад
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Архитектурно-художественные элементы фирменного стиля
    © ПроектГрад
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Описания проектных решений по улучшенпию туристского кластера Севера Удмуртской Республики
    © ПроектГрад

В проекте также присутствует колесо обозрения, большой луна-парк, американские горки, наряду с амфитеатрами и деревянными настилами набережных. Отдельное внимание уделено спортивному комплексу. Любопытен рассчет роста после реалзиации всех четырех очередей: 17 мрлд валовой выручки за 12 лет, 3,5 мрд рублей добавки налоговых поступлений – надо думать, за тот же период, +500 рабочих мест и увеличение туристического потока в 10 раз.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зона тематического кафе и детских площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © ПроектГрад
  • zooming
    3 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зона веревочного парка и выставочной аллеи
    © ПроектГрад
  • zooming
    4 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк аттракционов
    © ПроектГрад
  • zooming
    5 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Бывшая водонапорная башня
    © ПроектГрад
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парковая набережная
    © ПроектГрад
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © ПроектГрад
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Историко-культурный музей-заповедник УР Иднакар
    © ПроектГрад
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Историко-культурный музей-заповедник УР Иднакар. Спортивно-оздоровительный комплекс, конно-спортивный комплекс
    © ПроектГрад
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Жилой комплекс блокированной застройки
    © ПроектГрад

***
 
Организаторы конкурса:
Удмуртское региональное отделение Союза архитекторов России (УРООО СА России) при поддержке правительства Удмуртской республики,администрации г. Глазова, АО «ТВЭЛ», историко-культурного музея-заповедника Удмуртской Республики «Иднакар», центра культуры и туризма Глазовского района, Глазовского краеведческого музея. Заказчик: ООО НПФ «Трест Геопроектстрой».

Жюри конкурса: 
  • Елена Чугуевская, генеральный директор ОАО Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор Международной академии архитектуры (МААМ).
  • Сергей Коновалов, глава города Глазова.
  • Ольга Арекеева, директор БУК ИКМЗ УР «Иднакар».
  • Александр Суслопаров, начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации города Глазова.
  • Александр Зорин, председатель правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России, член правления Союза архитекторов России.
  • Николай Глазырин, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Дмитрий Максимов, директор архитектурного бюро MADE GROUP, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Владислав Поляков, директор архитектурного бюро «АП-ГРУПП», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Данил Шевкунов, директор архитектурного бюро «Архстройинвест», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики по вопросам развития городской среды, исполнительный директор АНО «Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения УР».
Подробнее о конкурсе >

14 Июля 2020

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.