Город Глазов

Три проекта победителей конкурса на концепцию туристического кластера в удмуртском городе Глазове.

mainImg
Итоги открытого конкурса на концепцию его туристического кластера в городе Глазове на севере Удмуртии, были подведены 7 июня. Его результаты планируется развивать в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», рассчитанной на 2019–2025 годы. От участников требовалось непротиворечиво соединить в одной концепции несколько территорий, в том числе исторический центр с его «веерной» планировкой и достопримечательности – древние городища.

Было подано 27 заявок, в конкурсе участвовало 8 концепций. Победители получили премии: 600, 250 и 150 тысяч рублей за 1, 2 и 3 место соответственно.

 
1 место: «Глазов – город фестивалей»
MAYAK Architects, Санкт-Петербург: Елизавета Бриллиантова, Александр Мешин, Галина Войтенко Анастасия Островая, Светлана Жегера, Александра Молодцова, Ксения Кузнецова 
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects

Главная идея победителей – фестивали. Именно они должны наполнить город жизнью – круглогодично. Каждая площадка в проекте так или иначе обустроена под фестивальную активность: «будь то фестиваль классической музыки или традиционный Удмуртский праздник, Масленица с огромными кострами или же фестиваль кораблей на реке Чепца. Каждый объект, разработанный в проекте, является необходимым элементом фестивализации, а это значит, что каждый из них уникален, эффектен, нацелен на произведение яркого впечатления на туристов».
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 10
    Транспортная схема. Схема связи центра города с парком и городищем. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 10
    Транспортная схема. Городская набережная и парк «Заречный». Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 10
    Фукнциональная сехма: городская набережная и парк «Заречный». Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects

Фестивали должны привлечь на первом этапе туристов, на втором инвесторов. Третий этап – самый интересный – по словам авторов проекта, должен быть связан с искренним и ненавязанным желанием людей остаться в городе и развивать его.

На набережной рядом с центральной площадью авторы предлагают два холма-амфитеатра, похожих на курганы и соединенных интригующими мостиками. В одном из холмов – культурно-образовательный центр, амфитеатр же образует оболочку его объема.
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Архитектурное бюро MAYAK Architects
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Площадь
© Архитектурное бюро MAYAK Architects

Еще один пешеходный мост ведет отсюда на противоположный берег реки, в парк Заречный – с пятью прудами, соединенными каналами. Здесь помимо «тусовочной» зоны, детского аграрного парка, веревочного парка, ресторанов и прочего, запланированы американские горки, причем их мертвая петля проходит над водой, «что, конечно, добавит отдыхающим немало острых ощущений». В парке, как и в центре города, множество функций, а через реку Чепца возникает в конечном счете два пешеходных моста в дополнение к существующему автомобильному, ведущему к центральной площади.
  • zooming
    1 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный», типология прудов
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный». Смотровая башня с пирсом
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный». Водонапорная башня
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 6
    Маяк с театром: вдохновлено Альдо Росси, 1980. Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 6
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк «Заречный»
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects

Проект предполагает «перспективную застройку»: один район восточнее центра, у набережной, с невысокими блокированными домами, и один – район коттеджей за городищем Индакар. Существующий парк в городище переосмысляется в виде длинного извилистого «пути», соединяющего достопримечательности и места различных активностей: «Главная ось основного маршрута представляет собой единую линию сложной геометрии».

«Очень важная составляющая концепции заключается в том, что каждый человек может не только посетить городище как турист, но и поселиться неподалеку, и своими руками выполнять весь спектр фермерских задач, какие только ему будут по душе. Результаты своего труда можно будет продать на местном рынке, или же приготовить на кухне, расположенной тут же», – уточняют авторы. Коттеджи за городищем – для путешественников.
  • zooming
    1 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Транспортная схема. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    2 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Функциональная схема. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    3 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Точки притяжения. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    4 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Зона исторического поселения. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    5 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    6 / 9
    Городище Индакар и коттеджный поселок. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    7 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    8 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
  • zooming
    9 / 9
    Блокированная застройка на набережной. Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Архитектурное бюро MAYAK Architects
***


2 место
Уфимский государственный нефтяной технический университет: Ариадна Авсахова, Арина Боровикова
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© Уфимский государственный нефтяной технический университет

Второй проект больше сосредоточен на развлекательной, собственно туристической функции – маршрутах, в которые входит город, местной идентичности, памятниках и музеях. Он рассматривает большую территорию, захватывая западную часть города – в частности, от западной границы до восточной границы территоии городища Индакар распространяется кольцо веломаршрута. Веерно-дуговую планировку города, которая столь удачно напоминает глаз, авторы кладут в основу логотипа своей концепции и предложенного ими туристического бренда, который включает, в числе прочего, мобильное приложение с путеводителем и квестами.
  • zooming
    1 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Целевые аудитории и их запросы
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Туристический маршрут
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема объектов культуры и развлечения
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема движения общественного транспорта
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Дизайн-код города
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Приложение города
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    9 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Проектная территория
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    10 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Площадки-удмуртские легенды как способ привлечения туристов
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    11 / 11
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Очереди строительства
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет

Отдельно предложены разнообразные МАФы, ларьки, остановки, скамейки. Сформулированы, на примере схем, остро напоминающих графику КБ «Стрелка», подходы к озеленению, благоустройству, дорогам, торговым точкам – говоря обобщенно, предложен дизайн-код всего города.
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Университетское побережье
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Рыбацкая пристань
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Новые символы города Глазов
© Уфимский государственный нефтяной технический университет
Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Спортивный комплекс
© Уфимский государственный нефтяной технический университет

На набережной появляется огромное в масштабе Глазова колесо обозрения в виде символического, возможно немного даже слишком «глаза». Амфитеатры и многоярусные набережные присутствуют в изобилии, появляются и новые пешеходные мосты через реку. Отдельное внимание местные проектировщики уделили проблеме затопляемости территории вдоль реки, часть конструкций приподнята для весеннего половодья. В зоне набережной появляются гидрогенераторы электричества.
  • zooming
    1 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Мастер-план территории набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Городская набережная сейчас
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зонирование территории проектирования
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Общая взрыв-схема
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Основные принципы проектирования набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Этапы реализации благоустройства набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 8
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Этапы реализации благоустройства набережной
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет

Парк освоен менее интенсивно, чем у коллег из АБ MAYAK; его территория нанизана на зигзагообразный маршут пешеходного моста, который, по словам авторов проекта, претендует ни много ни мало на рекорд книги Гиннеса – самый длинный пешеходный мост (1520 м).

Территория городища, напротив, осваивается интенсивнее – здесь, в востчной части авторы предлагают соорудить филиал университета и студгородок.
  • zooming
    1 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Иднакар парк. Городище и прилегающие территории
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    2 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Культурно-туристический парк «Дондыдор»
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    3 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Мастер-план территории парка «Заречный» и площадки бывшей водонапорной башни
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    4 / 9
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    5 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Составные части проекта
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    6 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Площадка ТЭЦ
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    7 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Основные принципы проектирования парка «Заречный»
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    8 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Объекты развлечения и рекреации
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • zooming
    9 / 9
    Концепция туристского кластера Глазов 2020. Объекты развлечения и рекреации на площадке «Водонапорная башня»0
    © Уфимский государственный нефтяной технический университет
***


3 место
«ПроектГрад», Екатеринбург: Анастасия Хромушкина , Олеся Гордейчук, Алена Лесная, Кристина Юдина, Виталий Гуляев, Анастасия Зуева
Концепция туристского кластера. Глазов 2020
© ПроектГрад

​Проект екатеринбургской команды деалает усиленный акцент на народной удмуртской культуре, также вспоминая о фестивалях, но преимущественно этнических, и рассматривая, как и команда, получившая второе место, точки притяжения туристов в широкой перспективе, глядя в числе прочего далеко за границы города. В итоге планы приобретают сходство со звездочками и цветами национальной вышивки и одновременно ортогональную жесткость, что неожиданно роднит проект с примерами планировок 1980-х – 1990-х годов.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема генерального плана проектируемой территории 1-4
    © ПроектГрад
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема генерального плана проектируемой территории 5-8
    © ПроектГрад
  • zooming
    3 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема расположения территории структуре города
    © ПроектГрад
  • zooming
    4 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Транспортная инфраструктура
    © ПроектГрад
  • zooming
    5 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Архитектурные решения по наружному освещению на площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Схема очередности строительства площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Концептуальная схем а проекта
    © ПроектГрад
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Концептуальная схем а проекта
    © ПроектГрад
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Архитектурно-художественные элементы фирменного стиля
    © ПроектГрад
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Описания проектных решений по улучшенпию туристского кластера Севера Удмуртской Республики
    © ПроектГрад

В проекте также присутствует колесо обозрения, большой луна-парк, американские горки, наряду с амфитеатрами и деревянными настилами набережных. Отдельное внимание уделено спортивному комплексу. Любопытен рассчет роста после реалзиации всех четырех очередей: 17 мрлд валовой выручки за 12 лет, 3,5 мрд рублей добавки налоговых поступлений – надо думать, за тот же период, +500 рабочих мест и увеличение туристического потока в 10 раз.
  • zooming
    1 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зона тематического кафе и детских площадок
    © ПроектГрад
  • zooming
    2 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © ПроектГрад
  • zooming
    3 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Зона веревочного парка и выставочной аллеи
    © ПроектГрад
  • zooming
    4 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парк аттракционов
    © ПроектГрад
  • zooming
    5 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Бывшая водонапорная башня
    © ПроектГрад
  • zooming
    6 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Парковая набережная
    © ПроектГрад
  • zooming
    7 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020
    © ПроектГрад
  • zooming
    8 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Историко-культурный музей-заповедник УР Иднакар
    © ПроектГрад
  • zooming
    9 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Историко-культурный музей-заповедник УР Иднакар. Спортивно-оздоровительный комплекс, конно-спортивный комплекс
    © ПроектГрад
  • zooming
    10 / 10
    Концепция туристского кластера. Глазов 2020. Жилой комплекс блокированной застройки
    © ПроектГрад

***
 
Организаторы конкурса:
Удмуртское региональное отделение Союза архитекторов России (УРООО СА России) при поддержке правительства Удмуртской республики,администрации г. Глазова, АО «ТВЭЛ», историко-культурного музея-заповедника Удмуртской Республики «Иднакар», центра культуры и туризма Глазовского района, Глазовского краеведческого музея. Заказчик: ООО НПФ «Трест Геопроектстрой».

Жюри конкурса: 
  • Елена Чугуевская, генеральный директор ОАО Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), профессор Международной академии архитектуры (МААМ).
  • Сергей Коновалов, глава города Глазова.
  • Ольга Арекеева, директор БУК ИКМЗ УР «Иднакар».
  • Александр Суслопаров, начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации города Глазова.
  • Александр Зорин, председатель правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России, член правления Союза архитекторов России.
  • Николай Глазырин, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Дмитрий Максимов, директор архитектурного бюро MADE GROUP, член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Владислав Поляков, директор архитектурного бюро «АП-ГРУПП», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Данил Шевкунов, директор архитектурного бюро «Архстройинвест», член правления Удмуртского регионального отделения Союза архитекторов России.
  • Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртской Республики по вопросам развития городской среды, исполнительный директор АНО «Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения УР».
Подробнее о конкурсе >

14 Июля 2020

Похожие статьи
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.