Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.12.2019

Волны в степи

Алёна Кузнецова
Объект:
Аэропорт «Платов»
Адрес:
Россия, Ростов-на-Дону.
Архитектор:
Алекс Битус
Мэтт Кортрайт
Мастерская:
Cladding Solutions
Larta Glass Ramenskoe
Twelve architects
Авторский коллектив:
Генеральный проектировщик, стадия «проект»: Assmann Beraten+Planen (Германия)
Разработка мастер-плана: Lufthansa Consulting company
Архитектурная концепция, ландшафт, благоустройство, дизайн фасадов и интерьеров
общественных зон, стадия «рабочая документация»: Twelve Architects & Masterplanners
Рабочее проектирование технических зон: R1

Архитекторы:
руководитель группы: М. Кортрайт
руководитель проекта: А. Битус
ГАП: В. Васильев
Р. Беард, Н. Виас, Ю. Мосунова,
Е. Рудик, Д. Финк, И. Худяков

Интерьеры зон повышенного комфорта и priority pass: VOX Architects; Nefa architects.

Здание VIP-терминала (отдельностоящее): Nefa architects, Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова; Мария Насонова, Дмитрий Триденов, Сергей Курепин.
 

«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.

Аэропорт, названный по фамилии атамана Донского казачьего войска, строили к Чемпионату мира по футболу 2018 года в «чистом поле», в 30 км от Ростова-на-Дону. Проект во многом уникальный: начиная с того факта, что это первый аэропорт в новейшей истории России, не реконструированный, а построенный с нуля, заканчивая тем, что руководителей проекта из иностранного бюро почти два года жил на стройке, присматривая за должным исполнением работ. Сегодня «Платов» способен принимать до пяти миллионов пассажиров в год, заложенные в нем архитектурные решения позволяют расширяться, а яркий образ и дальнейшее развитие инфраструктуры наделяют потенциалом к превращению в многофункциональный «аэрополис».

Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Конкурс на проект объявили в 2013 году, до этого компания Lufthansa помогла выбрать подходящий участок, учитывая розу ветров и перспективное строительство второй взлетно-посадочной полосы. На первом этапе участвовало 27 бюро, затем отобрали 11 проектов, в итоге победило предложение Twelve Architects & Masterplanners. Руководитель проекта Алекс Битус рассказывает, что выиграть помогла в некотором смысле дерзость: по техзаданию кровля должна была быть плоской, что сводило всю борьбу до конкурса на лучший фасад. Бюро решило обойти это условие, обосновало подход, подсчитало, что удорожания не будет. В результате оказалось, что остальные участники следовали поставленной задаче, а проект Twelve Architects на их фоне выгодно отличался.

Архитекторы рассматривали будущий аэропорт как «мост в небо», связывающий города и страны. Из этой идеи родились параболические арки на кровле, три из которых приподнимаются и выдвигаются на площадь перед терминалом, обозначая основные входы и зоны: прилета, международных и внутренних вылетов. Арки оказались емким образом, не удивительно, что впоследствии появились и другие интерпретации: жителям в них видятся скорее волны Дона или степные холмы.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Основное тело аэропорта – простой прямоугольник с галереей и посадочными «рукавами» вдоль летного поля. Сложности и динамики ему придает именно изогнутая кровля из вальцованного алюминия. Примерно посередине здания, там, где выдвигается к площади средняя арка, кровлю на всю длину «рассекает» световой фонарь шириной восемь метров. Он не только наполняет помещение дневным светом, но и служит элементом навигации, поскольку разделяет терминал на залы международных и внутренних вылетов. На «глухие» боковые фасады выходят два зала повышенной комфортности, еще один располагается в центре зала.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Внутри терминала архитекторы хотели создать уютную и спокойную атмосферу, поскольку для многих людей путешествие – это стресс. Задача, как оказалось, не самая простая, учитывая, что использовать можно только негорючие материалы, выбор которых весьма ограничен. Нужного результата добились с помощью теплых оттенков, кадок с растениями и отсылающих к местному колориту деталей. Для арендаторов спроектировали домики-павильоны, напоминающие «казачьи хаты». Их зеленая кровля – самая настоящая: живые нолины поддерживает система автополива, интегрированная в домики.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © VOX Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© VOX Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону  © VOX Architects
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© VOX Architects

Ландшафтный дизайн, в том числе каскадные водоемы, в которых здание аэропорта эффектно отражается, разработало также Twelve Architects. А схема мощения и посадки деревьев принята из концепции благоустройства, которую подготовило бюро Wowhaus.
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
Аэропорт «Платов», Ростов-на-Дону
© Twelve Architects

Здание аэропорта вписано в ортогональную сетку с ячейками размером 16х16 м, конструктивно и технологически оно спроектировано так, что можно расширять вправо и влево не только «короб»-процессор, но и галереи, увеличивая количество контактных стоянок для самолетов.

Алекс Битус подчеркивает: «Расширение, безусловно, возможно, но с точки зрения сегодняшней авиационной технологии. Какой она будет через 20-30 лет, мы точно не знаем. Технология авиационных перевозок меняется очень быстро, появляется новое оборудование, требования, возможности. Все может кардинально измениться. В этой связи хороший пример – здание Пулково-1, проект реконструкции которого мы сделали в прошлом году. Этой постройке скоро будет 50 лет, для здания срок совсем небольшой, но мы видим гигантскую пропасть с точки зрения технологии перевозок пассажиров тогда и сейчас. Расширять это здание практически невозможно, да и технологические процессы из него полностью убрали из-за несовместимости планировочных решений и требований технологии, оставив только посадку пассажиров и бизнес-залы».

Тот же опыт показывает Великобритания: после реконструкции от аэропортов, построенных в 90-е годы прошлого века, остаются только колонны, фасады и кровля. Архитектор считает, что «по-хорошему, здание аэровокзала должно быть ангаром с возможностью изменения начинки, этого требует постоянно совершенствующаяся технология».
Генеральный план.
Аэропорт «Платов» предоставлено Twelve Architects
Генеральный план. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм.
Аэропорт «Платов» предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм.
Аэропорт «Платов» предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм.
Аэропорт «Платов» предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм.
Аэропорт «Платов» предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал отм. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects

«Платов» рассчитан на пассажиропоток в пять миллионов человек в год, но пока что работает не на полную мощность: полноценному развитию аэропорта и, как следствие, его инфраструктуры, препятствует закрытая воздушная зона над Донбассом. «Ее облет для европейских компаний увеличивает расходы, в результате авиаперевозчики не рассматривают это направление как коммерчески привлекательное», – поясняет Алекс Битус.
Пассажирский терминал разрез.
Аэропорт «Платов»
Пассажирский терминал разрез. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал фасад в осях.
Аэропорт «Платов»
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал фасад в осях.
Аэропорт «Платов»
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects
Пассажирский терминал фасад в осях.
Аэропорт «Платов»
Пассажирский терминал фасад в осях. Аэропорт «Платов»
предоставлено Twelve Architects

Гостиница и регулярное сообщение в виде железной или монорельсовой дороги должны появится, когда загрузка аэропорта достигнет планируемых показателей, а рейсы станут наполняемыми и регулярными. Алекс Битус уверен, что со временем это неизбежно произойдет, и вокруг аэропорта появятся логистические центры.