English version

Профиль города

Дом «ASTRA», построенный по концепции бюро SYNCHROTECTURE в самом центре Перми – здание достаточно известное, показанное на нескольких фестивалях. Архитекторам удалось найти общий язык и с жителями, и с природой, и с историческим городом, вернув к жизни два памятника архитектуры XIX века.

author pht

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
Архитектор:
Антон Барклянский
Мастерская:
SYNCHROTECTURE
Проект:
ЖК ASTRA и реконструкция торговых пассажей XIX века
Россия, Пермь, Тополевый пер., 5

Авторский коллектив:
Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Михаил Федотов, Марина Букина

– 2016

Заказчик, девелопер: ГК «КОРТРОС»

Смежники:
Генеральный проектировщик – новое строительство: ООО «ПЕРМОБЛПРОЕКТ», Пермь
Генеральный проектировщик – пассажи: ООО «НППКБ», Пермь
ЖК ASTRA получил множество премий. Действительно, вещь получилась с оригинальными идеями и ясным пластическим воплощением. К тому же в ней чувствуется не провинциальный масштаб. Антон Барклянский родился в Перми, учился в Екатеринбурге, но успел поработать в известных западных и московских бюро. А сама Пермь в пору губернаторства Олега Чиркунова была форпостом современной архитектуры и урбанизма. И мастерплан голландцев KCAP, и международный конкурс на музей современного искусства PERMM с участием Питера Цумтора, и другие события создали питательный информационный контекст, куда ASTRA вписывается своим голландско-скандинавским колоритом.
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами

Архитекторы бюро SYNCHROTECTURE считают, что есть три пункта, которыми можно гордиться в ЖК ASTRA. Первый – градостроительный: построить в историческом центре довольно большой жилой дом, встроив его в сложившуюся панораму и выдержав объем жилой площади заданной в ТЗ. Второй – социальный: сохранить участок доступным для всех горожан, которое будет их радовать – для этого вдоль исторических пассажей устроены пешеходные улочки.

Антон Барклянский: «Первый и главный вопрос, который перед нами стоял, градостроительный: как поставить в этом месте что-то большое? Затем нас интересовало, что это место даст будущим жителям дома и что оно даст жителям города».
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
zooming
Элитный ЖК ASTRA и реконструкция торговых пассажей XIX века © Synchrotecture

Участок находится в центре Перми, на месте бывшего «Черного рынка», названного так потому, что его приходилось очищать от заболачивания. План центра города был составлен в 1784 году архитектором Иваном Лемом (который работал в Комиссии строений Санкт-Петербурга и способствовал распространению по России регулярных городов екатерининского классицизма). На старых чертежах это выглядит, как Манхэттен: правильные кварталы, поделенные на лоты. Два исторических корпуса конца XIX века архитектора Василия Потапенко как раз вписаны в такой квартал, образуют две его стороны. Это памятники архитектуры. Изначально здесь находились торговые ряды с периметральным обходом: лавки в первых этажах, конторы и склады во вторых. В советские времена в них устроили типографию и табачную фабрику, вся территория кварталов была занята пристройками. Дворовые фасады застроили, многие арки заложили, кирпичные стены закрасили.
Торговые ряды, Пермь. Историческая фотография. Предоставлена SYNCHROTECTURE
Торговые ряды, Пермь. Историческая фотография. Предоставлена SYNCHROTECTURE

Антон Барклянский: «В любом случае памятник для девелопера – обременение. Реконструкция дороже, чем новая постройка, но заказчик был готов к этому. Мы открыли периметральный обход, восстановили проемы и приспособили здания под сегодняшние требования эвакуации, предусмотрели дополнительные лестницы, но так, чтобы их не было видно снаружи. Восстановили рисунок расстекловки. Мы вели эти пассажи с начала до конца, настояли на аккуратном восстановлении кирпичной кладки – отслеживали процесс на всех этапах».
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами

Реконструкция пассажей повышала ценность территории. Главная же задача состояла в том, чтобы построить жилой дом на участке между двумя пассажам и офисным кирпичным зданием 1990-х годов. С учетом того, что это исторический район, недалеко Спасо-Преображенский собор с колокольней (памятник федерального значения), был сделан ландшафтно-визуальный анализ. «С центром охраны памятников мы проверяли точки, где нельзя перекрывать панораму города с видом на собор», – говорит Антон. И вот тут и появилась главная находка – силуэт крыши.
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами

«Есть скатные крыши пассажей, и мы от них постепенно движемся вверх, сохраняя диалог с историей за счет крыш жилого здания. Эта форма современная, но в ней есть явный диалог с историей». Это очень круто придумано. Силуэт выглядит на схеме как обозначение города на дорожных знаках. Причем это традиционный город с возвышающимся над ним шпилем собора. Скатные крыши в историческом городе в целом смотрятся лучше, чем плоские. А здесь, что неожиданно, они еще и дали оптимальный выход площадей. А это значит, что по этому пути смогут идти дальше многие.

Многоскатная крыша ЖК ASTRA получилась амбивалентной: если смотреть из города, в ней есть явная связь с силуэтом исторических крыш, если смотреть из двора – с силуэтом скал. Конструкция крыши выполнена из бетона. Чтобы избежать протечек на сгибах, архитекторы предусмотрели мероприятия по водосбору и подогреву кровли.Сама кровля предполагалась в плоскости фасада с небольшим водосборным лотком по периметру. Вынос кровли не планировался, но появился, как это бывает, в процессе.

Фасад облицован плиткой нескольких песочных оттенков, которая создает эффект живой природной поверхности.
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами

Двор, напоминающий поляну среди скал – изюминка проекта. Он был задуман с деревьями, зелень которых отражалась бы в полностью (!) стеклянных фасадах. Получалось архитектурно-природное пространство для медитации. В Норвегии вечером после работы люди молча сидят и смотрят на лес – это национальная традиция. Деревья и геопластику сделать (пока) не удалось, но зеркальные фасады зрительно увеличивают небольшой двор путем бесконечных отражений. К тому же линия крыши у двух противоположных частей дома по форме не совпадают, и в отражениях эти силуэты причудливо изломаны. Чтобы освободить двор от машин и осуществлять подъезд машин, в том числе пожарных, только с внешней стороны здания, архитекторы тщательно продумали планировки, выведя все квартиры на внешний периметр. Планировки квартир – от студий до двухкомнатных, квартир с террасой на кровле и с мансардными окнами.
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
Жилой комплекс «ASTRA». Витраж в пространстве двора. Фотография © Дмитрий Шардаков
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами

Итак, в ЖК ASTRA несколько важных идей. Многоскатная крыша, которую можно запатентовать как «небесную линию Барклянского», дробление объема на несколько разновысотных частей, двор-оазис без машин с зеркальными фасадами и валоризация территории. Главной мне кажется крыша.
ЖК ASTRA и реконструкция пассажей XIX в. в Перми. SYNCHROTECTURE © Предоставлено архитекторами

Образ здания со скатной крышей, но модернистской пластикой фасада вполне жизнеспособен и мог бы стать мейнстримом наших городов. Потому что у таких зданий есть историческая память, и они избегают символической бедности многих современных построек. Не случайно бюро SYNCHROTECTURE применило скатные крыши и в другом пермском проекте, связанном с исторической средой. Дома со скатными крышами могли бы образовать ту самую ткань города, которая современной архитектуре пока не удается. И тенденция есть.

Поставщики, технологии

Архитектор:
Антон Барклянский
Мастерская:
SYNCHROTECTURE
Проект:
ЖК ASTRA и реконструкция торговых пассажей XIX века
Россия, Пермь, Тополевый пер., 5

Авторский коллектив:
Антон Барклянский, Станислав Ширяев, Михаил Федотов, Марина Букина

– 2016

Заказчик, девелопер: ГК «КОРТРОС»

Смежники:
Генеральный проектировщик – новое строительство: ООО «ПЕРМОБЛПРОЕКТ», Пермь
Генеральный проектировщик – пассажи: ООО «НППКБ», Пермь

16 Октября 2018

author pht

Автор текста:

Лара Копылова
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.