Прения о шаре

История о взаимодействии авторов и профессиональной этике: с хорошим концом на примере Даниловского рынка и с плохим – на примере Перовского. В переписке Феликса Новикова и Александры Чечеткиной, с экскурсами в 1980-е.

mainImg
Недавно мы опубликовали павильон-шар, построенный перед московским Даниловским рынком студентами и кураторами AA Visiting School Moscow, временное сооружение для лекций и мастер-классов. Через некоторое время мы получили письмо от соавтора рынка, известного советского архитектора и историка модернизма Феликса Новикова: автор здания, назвав шар «замечательным», попенял студентам и кураторам на то, что они выстроили его без взаимодействия с авторским коллективом, и предложил ввести в архитектурных институтах курс профессиональной этики. Мы предоставили руководителю курса AA Visiting School Moscow возможность ответить, и в итоге завязалась переписка, в ходе которой Феликс Новиков еще раз похвалил павильон, предложил сделать его постоянным и похвалил недавнюю реконструкцию Даниловского рынка, возрожденного, по его словам, «как Феникс из пепла». И, кроме того, рассказал историю другого спроектированного им рынка – существенно искаженного Перовского.

Редакция, наблюдая за перепиской, решила устроить опрос и собрать примеры полярного отношения к памятникам модернизма: уважительного сохранения с одной стороны, и неуважительных искажений или утрат – с другой. Coming soon. Предлагаем делиться в комментариях примерами, но обязательно от каждого комментатора – парными, хорошего и плохого. Пока же публикуем, с разрешения авторов, переписку.
Павильон ШАР. 2018 © AA Visiting School Moscow
zooming
Феликс Новиков, 07.07.18: 

Реплика автора
«Замечательный шар поставили перед Даниловским рынком прекрасные студенты и великолепные тьютеры, но все-таки при здравствующих авторах, одним из которых являюсь я, а другим конструктор Виктор Федорович Шабля, следовало бы как-то с нами взаимодействовать. Впрочем, когда я учился в МАрхИ во второй половине 40-х прошлого века курс профессиональной этики нам не читали и сейчас его тоже нет в учебной программе. Будь на то моя воля, я бы непременно учредил его во всех художественных учебных заведениях России. Его полезно прослушать после защиты диплома и перед вручением этого документа.
 
Кстати сказать, курс этот был бы весьма увлекательным.
Вы только представьте себе, какое множество обид нанесли друг другу архитекторы, художники, литераторы, актеры за многие века истории человечества. Сколько несправедливых суждений, скандалов, драк и дуэлей случалось по разным поводам в процессе развития мировой культуры в этом весьма почтенном интеллигентном кругу.
 
Феликс Новиков».
 
 
zooming
Александра Чечёткина: 

«Уважаемый Феликс Аронович,

Из редакции archi.ru нам прислали Ваш комментарий относительно проекта павильона у Даниловского рынка. Прежде всего хочу признаться, что мы совсем не ожидали столь заинтересованного внимания от Вас к нашей временной постройке. Благодарим за это! Студенты спроектировали и собрали павильон своими руками всего лишь за две недели, а простоит павильон около трех месяцев.

К сожалению Ваша ремарка опередила наше приглашение Вам прочитать лекцию о процессе проектирования и строительства Даниловского рынка. В рамках этого же мероприятия мы просили бы Вас дать свою оценку проектному решению павильона, отправной точкой которого, конечно же, стала архитектура и детали Даниловского рынка. Именно это предложение мы и направили администрации Даниловского рынка на рассмотрение и ждали их ответа, прежде чем написать Вам. Думаю такое событие стало бы вдохновляющим как для открытой публики, так и для профессионального сообщества. Особенно ценным такой опыт был бы для нас – участников образовательного курса. Было бы Вам интересно такое взаимодействие?

Александра Чечёткина».


Феликс Новиков:

«Уважаемая Александра Игоревна!

Ваше письмо убедило меня в том, что Вы не имели в виду игнорировать здравствующих авторов рынка – меня и конструктора Виктора Федоровича Шабля, а напротив, планировали нашу встречу и обстоятельный разговор об истории и инженерной сущности этого сооружения. А я поспешил со своей репликой. Поскольку я не предполагаю в ближайшее время посетить Москву, расскажу здесь кое-что о своеобразной истории этого проекта. Она началась 68 лет тому назад, когда я – студент Московского архитектурного, будучи в 1949-м году на VI курса института, выбрал в качестве темы своего преддипломного проекта «Крытый рынок в Москве».

Один из эскизов, который у меня сохранился, был представлен в виде купольного сооружения, приподнятого на стилобат и имеющего восемь распалубок. Мои педагоги – академик Иван Николаевич Соболев и Степан Христофорович Сатунц, сочли его препочтительным и я, выполнив этот проект, получил за него отличную оценку.
zooming
Эскиз крытого рынка в Москве. Студент VI курса Ф. Новиков. 1949 г. / предоставлено Феликсом Новиковым
Прошло тридцать лет. В 1979 я был руководителем мастерской № 5 МНИИТЭП и тогда же получил заказ на проектирование Даниловского рынка. Я знал, что научное отделение института занимается проектированием купольного покрытия спортивного зала «Дружба», строившегося тогда в Лужниках к олимпиаде 1980 года и экспериментальная база института выполняет его конструктивные элементы. Часто проезжая по метромосту, я видел стройку и мне казалось, что с распалубками это сооружение было бы интересней.

И тогда, имея в виду, что участок строительства это позволяет, я обратился к руководителю научного отделения института Г. Н. Львову с предложением спроектировать Даниловский рынок в виде купольного сооружения с распалубками. Последнее было моим обязательным условием. Герман Николаевич сразу согласился. В дальнейшем совместно с архитектором научного отделения Гавриилом Акуловым мы определили параметры купола и моя мастерская в том же году выпустила проект этого объекта, который был утвержден. Авторами проекта были также архитекторы Г. Акулов и Л. Гильбурд – знаток технологии рынков и конструкторы научного отделения Э. Жуковский и В. Шабля. В дальнейшем рабочее проектирование и надзор за монтажем конструкций вело научное отделение.

А теперь, Александра Игоревна, я обращусь к произведению, которым Вы и двадцать Ваших студентов обогатили Даниловский рынок. Мне это сразу понравилось. Скажу больше, как говорится, это то, «что доктор прописал». И еще более того – его тут нехватало. Шар дополняет композицию купольного сооружения, подчеркивает его масштаб и я бы хотел продлить его пребывание на этом месте. Думаю, что за три месяца и москвичи привыкнут к нему и, если он исчезнет, будут с грустью вспоминать песенку Булата Окуджавы «Девочка плачет, шарик улетел...». Давайте предложим дирекции рынка заменить его более долгопрочной конструкцией. Думаю, что шар может круглый год служить рекламным целям и даже снежная «тюбетейка» в зимнее время его по-своему украсит.

Что же касается назидательной части моего ответа – предложения о преподавании курса профессиональной этики, то она не случайна. Даниловскому рынку повезло в том, что он спустя тридцать лет эксплуатации был подвергнут высокопрофессиональной реконструкции, освобожден от всех окружавших его безобразных построек и предстал в обновленном виде, как Феникс из пепла.

Но у меня был и другой рынок в Москве – Перовский – спроектированный годом раньше Даниловского и построенный в 1982 году на четыре года раньше. Здесь был треугольный участок, определивший форму сооружения и эстакада, пересекающая железную дорогу, с которой он смотрелся сверху, стала поводом к созданию пятого фасада, воспринимаемого при движении по ней. Ступенчатое покрытие здания выполнено из легких металлических структур обозримых извне и изнутри, а тыльный фасад гостиницы защищал жилой квартал от шумов дебаркадеров.

Я не знаю, когда здание стало «Гипермаркетом автозапчастей», кто делал проект реконструкции (ко мне никто не обращался), но оно покалечено наглухо закрытым треугольником летней торговли, разными пристройками, разрушившими всю логику построения объекта и дизайн рекламы, как и само словосочетание, демонстрируют вкусы моих незваных соавторов.
zooming
Макет Перовского рынка. 1978 – 1982 гг. Арх. Ф. Новиков, Л. Гильбурд, Ю. Москвитин, констр. Ю. Ионов, В. Гнедин / предоставлено Феликсом Новиковым
План Перовского рынка и гостиницы / предоставлено Феликсом Новиковым
zooming
Перовский рынок в 1982 году / предоставлено Феликсом Новиковым
Интерер Перовского рынка / предоставлено Феликсом Новиковым
Интерер Перовского рынка / предоставлено Феликсом Новиковым
«Гипермаркет автозапчастей» в Перовском рынке / предоставлено Феликсом Новиковым


17 Июля 2018

Беседовали:

Феликс Новиков, Александра Чечёткина
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Советский модернизм

Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Прения о шаре
История о взаимодействии авторов и профессиональной этике: с хорошим концом на примере Даниловского рынка и с плохим – на примере Перовского. В переписке Феликса Новикова и Александры Чечеткиной, с экскурсами в 1980-е.
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Тотальный театр
Публикуем фрагмент о советской театральной архитектуре 1960–1980-х годов из книги Владимира Иванова «Архитектура, вдохновлённая космосом. Образ будущего в позднесоветской архитектуре.»
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Музей Ленина в Горках
Музей В.И. Ленина в Горках по проекту Леонида Павлова в контексте «ленинианы» его автора: публикация исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.
Пансионат «Дружба»
Пансионат «Дружба» в Курпатах близ Ялты по проекту Игоря Василевского, его конструктивные особенности и использование при проектировании САПР – в развернутой публикации исследователя архитектуры и фотографа Константина Антипина.

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.