Библиотеки Москвы: новый виток обновления

Практикум «Библиотеки_7» проходил в феврале-апреле, итоги подвели в начале мая. Теперь организаторы планируют открыть в Венеции выставку лучших работ, а некоторые участники уже начали реализацию. Публикуем 7 проектов, отобранных организаторами.

Автор текста:
Дарья Горелова

mainImg
В практикуме – который можно понять как очередной виток превращения столичных библиотек из устаревших мест, хранящих «бумагу», в многофункциональные общественные центры, – участвовали более сорока молодых архитекторов, каждая группа получила одну из 30 библиотек, выбранных московской ЦБС из более чем 400 имеющихся в ее распоряжении. В процессе участники общались с директорами библиотек и жителями, учитывали в проектах экономику; так что проекты вполне реальные. Итак, 7 проектов для библиотек:

№ 3 им. Добролюбова
Адрес: Москва, Смоленская пл., д.13/21
Авторы: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева, Творческое объединение «Дмитровка»

Библиотека №3 им. Добролюбова». Паблик центр. Лекторий. Авторы проекта: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева

Здание 1940-х – 1950-х годов на Смоленской площади нуждается в реставрации, авторы планируют провести ее в верхних этажах «взрослого» отделения, где интерьер сталинского времени сохранился, максимально бережно, лишь раскрыть часть заложенных проемов ради лучшей видимости и предложить несколько вариантов расстановки мебели. Интерьер нижнего яруса с так называемым паблик-центром, совмещающим экспозиционное пространство с помещениями для кружков, где историческая отделка не сохранилась, получает новый дизайн, никак прямо не связанный с историческим.
Библиотека №3 им. Добролюбова». Паблик центр. Лекторий. Авторы проекта: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева
Библиотека №3 им. Добролюбова». Паблик центр. Лекторий. Авторы проекта: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева
Архитектурная концепция реконструкции библиотеки №3 им. Добролюбова». Паблик-центр. Экспозиционный этаж. Зонирование экспозиционного этажа. Авторы проекта: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева
Библиотека №3 им. Добролюбова». Авторы проекта: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева
Архитектурная концепция реконструкции библиотеки №3 им. Добролюбова». Паблик центр. Лекторий. Авторы проекта: И. Матвеев, К. Ракова, С. Мальцева
***

№ 64
Адрес: Москва, Путевой проезд, 38А
Авторы проекта: А. Желтов, К. Грошелев, С. Сычугова
Библиотека №64. Авторы проекта: А. Желтов, К. Грошелев, С. Сычугова

На ступеньках входной группы авторы предлагают разместить летнее кафе, «где можно почитать книгу и пообщаться за чашкой чая или кофе». То же в вестибюле – стеллажи, кофемашина. Коворкинг разместили в цилиндрическом объеме посреди основного читального зала за поглощающими шум перегородками 1,5-метровой высоты – в проекте вообще активно используются шумопоглощающие перегородки, театральный зал может быть разделен на 2 части с двумя сценами в торцах, на каждой по краям – полукруглые кулисы.
Библиотека №64. Авторы проекта: А. Желтов, К. Грошелев, С. Сычугова
Библиотека №64. Авторы проекта: А. Желтов, К. Грошелев, С. Сычугова
Библиотека №64. Авторы проекта: А. Желтов, К. Грошелев, С. Сычугова
Библиотека №64. Авторы проекта: А. Желтов, К. Грошелев, С. Сычугова
***

Детская № 178 им. Агнии Барто
Адрес: ул. Дмитрия Ульянова, 24
Автор проекта: Н. Жернакова

Детская библиотека №178 им. Агнии Барто. Взрослый абонемент. Автор проекта: Н. Жернакова

Библиотека в «Генеральском доме» на улице Дмитрия Ульянова, часть престижного академического юго-запада, включает музей Агнии Барто, и довольно активно работает для взрослых и детей. В цокольном этаже с 1990-х существует выставочный зал. В то же время в библиотеке после того, как прорвало трубы, надо ремонтировать пол; нет мест для детских игр, тесно и книгам, и занятиям. Авторы предложили два образа, оба, надо сказать, очень спокойные в пику пестрому «детскому китчу». Один – «бабушкина библиотека», ностальгическая и продолжающая образ музея Барто. Второй – «навырост», основанный на деликатных пастельных цветах и «забавной и ироничной мебели». Место для игровых и занятий авторы проекта находят... за счет читальных залов: раньше они были разделены с абонементом, в проекте совмещены.
Детская библиотека №178 им. Агнии Барто. Взрослый абонемент. Автор проекта: Н. Жернакова
Детская библиотека №178 им. Агнии Барто. Детский абонемент. Автор проекта: Н. Жернакова
Детская библиотека №178 им. Агнии Барто. Студия детских кружков. Автор проекта: Н. Жернакова
Детская библиотека №178 им. Агнии Барто. План первого этажа. библиотеки. Проектное предложение. Автор проекта: Н. Жернакова
***

№ 85
Адрес: ул. 3-я Парковая, 26/2
Авторы проекта: Инна Сафиуллина, Оксана Базанова

Библиотека №85. Медиазал. Авторы проекта: Инна Сафиуллина, Оксана Базанова

Инна Сафиуллина и Оксана Базанова определили направленность библиотеки на 3-й Парковой как детскую, посвященную дизайну, и целью их проекта обновления стало – познакомить читателей с разными направлениями авангарда. Авангард важен для дизайна, но его «не проходят в школе», – объясняют авторы. Предложенный дизайн интерьера тоже вдохновлен принципами авангарда. Стеллажи в читальном зале решают в виде амфитеатра: можно сидеть на полках и перед ними, брать книги, здесь же читать, ставить на место. Вокруг опор тоже группируются стеллажи. Поскольку в библиотеке есть детский театр, для него оборудуется трансформируемое помещение со сценой-антресолью. Летом спектакли можно будет давать прямо в арке входа в библиотеку, там тоже мини-сцена, которая использует и ступеньки лестницы: кукольные, теневые и прочие спектакли должны привлечь внимание посетителей.
Библиотека №85. Зал выдачи книг. Вид на стойку рецепции. Авторы проекта: Инна Сафиуллина, Оксана Базанова
Библиотека №85. Читальный зал. Авторы проекта: Инна Сафиуллина, Оксана Базанова
Библиотека №85. Зал выдачи книг. Авторы проекта: Инна Сафиуллина, Оксана Базанова
Библиотека №85. Пространство «Театр». Зонирование помещений. Авторы проекта: Инна Сафиуллина, Оксана Базанова
***

№ 40
Адрес: ул. 1-я Хуторская д.2, к.2
​Авторы проекта: Точка Хайпа

Библиотека №40 © Точка Хайпа

Точка хайпа – это антикафе, клуб для разговоров по душам. В данной библиотеке уже есть много современных функций, и они скорее требуют оформления. Существует клуб подростковых разговоров и антикафе, вскоре планируются фото- и кинозал; задачей архитекторов было все это оформить, а не инициировать. Предложены цветные подвижные стулья и пуфики, стеллажи, столы и сиденья – в том числе из фанерных кассет-поддонов.
Библиотека №40 © Точка Хайпа
Библиотека №40 © Точка Хайпа
Библиотека №40 © Точка Хайпа
Библиотека №40 © Точка Хайпа
***

№ 2 им. Ю. В. Трифонова
Адрес: Москва, 4-я Тверская-Ямская улица, 26/8
Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов

Библиотека №2 им. Ю. В. Трифонова. Вход. Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов

Авторы назвали свой проект «библиотека мышления». Все книгохранилище они делают открытым и распределяют книжные стеллажи по вновь образованному в бывшем хранилище коворкингу, конференц-залу и «экономическому отделению». В зале периодики, тоже, видимо, распределенной по открытым залам, образуется переговорная, а в конференц-зале – небольшое кафе на месте кафедры выдачи книг, которая перемещается на место компьютерного зала, тоже распределенного по опен-спейсу. Стеллажи распределяются вдоль стен, изготавливаются по авторским проектам ради оптимального размещения, а иногда и согласно творческой фантазии – на лестнице стеллаж выпуклый как линза, над амфитеатром же стеллаж сливается с ребристым арочным потолком. Убирают облицовочные панели с потолка, стен, линолеум с пола, – все это позволит не только обновить ощущения от интерьера, но и выиграть пару сантиметров пространства за счет толщины облицовок.
Библиотека №2 им. Ю. В. Трифонова. Вход. Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов
Библиотека №2 им. Ю. В. Трифонова. Вход. Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов
Библиотека №2 им. Ю. В. Трифонова. Вход. Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов
Библиотека №2 им. Ю. В. Трифонова. Главный зал. Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов
Библиотека №2 им. Ю. В. Трифонова. Переговорная. Авторы проекта: М. Бахрамеева, Е. Ермакова, Д. Петухов
***

№ 106
Адрес: Москва, Шатурская улица, 49к1
Авторы проекта: ​Татьяна Скибо

Библиотека №106 © Татьяна Скибо

Библиотеке тесно, читальный зал, где должно быть тихо, совмещен с залом для занятий, по определению шумным, в одном пространстве. Татьяна Скирбо предлагает потеснить администрацию, которая сейчас заняла более половины помещений, устроить за счет ее площадей отдельный класс для занятий и расширить читальный зал. Тихий приватный уголок для чтения предусмотрен даже на лестнице, а на кровле входа Татьяна предложила разместить террасу с выходом на нее из читального зала, который остается многофункциональным, то есть в нем тоже можно проводить лекции и кинопоказы, сдвигая вместе мобильные части амфитеатра.
Библиотека №106. Цокольный этаж © Татьяна Скибо
Библиотека №106. Цокольный этаж © Татьяна Скибо
Библиотека №106. Цокольный этаж © Татьяна Скибо
Библиотека №106 © Татьяна Скибо

С противоположной стороны разместились кафе и его терраса, куда в случае праздников можно выносить стеллажи с книгами. Хранение книг оптимизировано: обычные стеллажи автор предлагает заменить автоматическими, потеснив таким образом не только администрацию, но и сами книги.

Помимо кафе функции дополнены копи-центром и йогой.
Библиотека №106 © Татьяна Скибо
Библиотека №106 © Татьяна Скибо
***

Организаторы:
Точка Роста архитектурные практики;
ГКУК г. Москвы «Дирекция культурных центров».

При поддержке:
Творческое объединение Дмитровка;
Архитектурное бюро Асадова;
Высшая школа урбанистки им. Высоковского НИУ ВШЭ.

Кураторы: Никита Асадов, Иван Матвеев, Елена Овденко.
Страница семинара: vk.com/biblioteki_7

 

01 Июня 2018

Автор текста:

Дарья Горелова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.