English version

Гараж-гараж

Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)
Любят у нас презентовать проекты общественности, когда они уже готовы или близки к завершению. Вот и сейчас – стена в грунте под памятник уже подведена, начат монтаж отреставрированных конструкций на их прежнее место, – а нам показали эскизный проект приспособления Гаража грузовых машин Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27 под Музей транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Музей планируют открыть в 2024 году, проект первого этапа реставрации ДКН согласовал в 2019 году. Работа над проектом приспособления началась в 2020, решение о передаче гаража музею, по словам его директора Оксаны Бондаренко, принято в 2015–2017 годах, хотя указ мэр подписал в 2022. Баннер «нам по пути» висит уже несколько лет, работы активно идут. 
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, Владимир Шухов, 1929–1931. В процессе реконструкции, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гараж – ОКН регионального значения, в предмет охраны входит, по словам главного архитектора Музея транспорта Натальи Воронцовой, «композиция архитектурного ансамбля, материалы и композиция фасадов, архитектурно-планировочные решения». Реставрацией занимается мастерская «ФАРОС», музейной экспозицией Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент).

Но основным героем показа стал проект приспособления здания – его авторы Юрий Григорян и АБ Меганом. Мы спросили автора: стадии П и РД делает тоже Меганом.
Юрий Григорян на пресс-конференции 06.06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В проект входит и 9 027 м2 нового строительства: гараж Мельникова состоит из полукольца-подковы или, по словам Юрия Григоряна, полутора, в котором собственно размещались машины. Полубублик гаража одноэтажный, стоит на земле; на оси циркумференции стоит здание ремонтных мастерских, оно двухэтажное, с подземным ярусом.

Согласно проекту под подкову гаража подводится новый подземный ярус, в нем разместится фойе и экспозиция, посвященная, что и логично, метро. Посетители будут попадать в нижний ярус через новый вход – треугольную в плане конструкцию с внушительным аттиком, пристраиваемую к гаражу с восточной стороны. В бывших мастерских – их еще называют «молотом», а гараж «серпом» – расположится медиацентр музея. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Вид на медиацентр в здании бывших автомастерских. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Входы в верхний ярус постоянной экспозиции – в гараж – с земли не предусмотрены, посетители будут подниматься снизу по эскалаторам, которые Юрий Григорян помещает в этакие узкие стенки-анты.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лестницы тоже есть – они тянутся по внутренней дуге полукольца, и также присутствуют в секторообразном коммуникационном узле центральной части. Лестницы тоже отграничены лаконичной стенкой-«скорлупой» – она активно выстраивает пластику внутреннего пространства музея, дистанцируя внимание зрителя, поднимающегося в верхний зал, от фойе и экспозиции нижнего яруса. Через лестницы вниз попадет и немного дневного света, но,поскольку там внизу – «метро», то много света, вероятно, и по логике замысла не надо. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция постоянной экспозиции, 2020–2023
© АБ Меганом & Planet9 / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Минус первый этаж, на отметке -7.5 м. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
План на отметке 0. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Разрез. Красным – новые конструкции. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лифты и лестницы выводят посетителя наверх, в пространство собственно гаража-памятника. Мостики вверху, под конструкциями перекрытий здесь исторические, а винтовые лестницы к ним – добавление архитекторов. Экспозицию можно будет, таким образом, рассматривать и сверху. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В глубине двора планируется пятиугольный временный, по словам Юрия Григоряна, павильон учебных автомастерских, предназначенных для мастер-классов и обучения детей. 
zooming
Автолаборатория. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Но вернемся к новой входной группе. Павильон автомастерских пятиугольный, а вход, который, напомню, ведет под землю, в новый нижний этаж, треугольный – там и там простая, но энергичная геометрия служит парафразом творчества Мельникова, который, как мы помним, любил сильные формы.
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Кроме того, фасад аттика архитектор планирует покрыть специально изготовленным темным кирпичом вогнутой формы, который даст поверхность из лаконичных желобков-каннелюр, – поскольку, цитирую слова Юрия Григоряна, Мельников – архитектор ар-деко. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В принципе, вход получился как модернистская «балка», такое решение вполне представимо в каком-нибудь музее 1970-х, здесь почему-то хочется видеть бетон или металл. Интересно, как будет смотреться кирпич. 

Тезис об ар-деко несколько смутил моих коллег, а мне показался во многом верным. Мельников, конечно, далеко не самый типичный представитель, но ар-деко он любил (или полюбил в какой-то момент), а интересной пластикой интересовался всегда. В поисках наследственных желобков я открыла альбом Мельникова – нашла, как минимум, гараж Госплана. Почему бы не добавить желобки из одного гаража в другой? И полужелобки гаража Интуриста тоже вспоминаются. 
Константин Мельников. Гараж Госплана. Проект
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 119.

Реставрация исторической части делается по всем правилам под наблюдением ДКН. Вычинка кирпича, по словам Юрия Григоряна, коснулась где-то 7–8% кладки в верхней части, где она была особенно разрушена. Кроме того, обследуя здание, архитекторы обнаружили где-то вверху под фермами деревянные боковые окошки, давно закрытые, их планируется раскрыть. 

Металлические фермы было решено реставрировать не на месте, а в мастерской, сейчас напомню, их начали устанавливать. По словам главного архитектора Музея транспорта, в процессе вычинки пришлось добавить примерно 10% нового металла, остальной сохранен, «включая заклепки». Выходит, что общественность в декабре 2022 года волновалась зря. 

Относительно ферм есть еще одна, дополнительная, история. О них повсеместно говорят как о произведении Владимира Шухова. Эта информация восходит к книге Селима Хан-Магомедова (1990), однако, по словам Марка Акопяна, который курировал выставку Шухова 2019 года в Музее архитектуры, подтверждения участию Шухова нет ни здесь, ни в Бахметьевском гараже – в последнем случае историки изучили материалы в архиве ЦГА Москвы, и чертежи там подписаны Мельниковым, а подписи Шухова нет нигде. Послереволюционные работы Шухова, поясняет Марк Акопян, вообще сложно документируются: источников немного, и определять приходится по типу конструкции: запатентованный Шуховым сетчатый свод с большей вероятностью можно связать с ним, однако великий инженер занимался и расчетами более простых стропильных конструкций – вот как в грузовом гараже на Новорязанской. Между тем такой расчет мог сделать и другой инженер. 

Конструкции гаража, и то правда, достаточно простые, какой-то особенной инженерной красоты, как то бывало в выставочных павильонах XIX века, в них нет – все же вопрос был скорее техническим, их главное достоинство в том, что они перекрывали пролет 35 м без опор и позволяли грузовикам маневрировать более свободно. К слову, поначалу в гараже парковали 5-тонные немецкие грузовики, потом советские «полуторки», затем, во время войны, он служил ремонтной мастерской, и наконец после войны и до закрытия был 4 автобусным парком. 
Гараж на Новорязанской улице в 2022 году. Конструкции еще не разобраны
Фотография: Mos.ru / CC BY 4.0
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Еще одна часть проекта – благоустройство. На нем, как сейчас принято, особый акцент, тем более что музей место общественное и требует такого же пространства вокруг. К востоку от гаража планируется парк под названием Милютинский – не забываем о наркоме. Кроме того, улочку-циркумференцию между гаражом-музеем и бывшими мастерскими, а теперь медиацентром, планируется открыть для прогулок, – и вообще не обносить музей никакими заборами. «Город получит», как сейчас принято говорить, новый парк, тихую улицу, плюс благоустройство Новорязанской рядом с музеем. 
Генплан. Вверху пятиугольник мастерских, справа треугольник входа и парк. В центре. по дуге пешеходная улица. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Синим показаны сносимые поздние пристройки. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Таким образом, опасения общественности оказались, в основном, беспочвенными: гараж – памятник, его реставрируют, преодолевая попутно сложности, связанные с низким качеством технического строительства (все же гараж всего лишь гараж). Хотя нового строительства в проекте много, чуть меньше половины от исходной площади. Не очень понятно, почему проект показали так поздно – можно было бы и сразу всех успокоить? 

И еще. Хочется выгородить в музее транспорта каморку для экспозиции, посвященной гаражам Мельникова, все же – давайте не забывать об этом – гаражи были одной из специальных мельниковских тем. Для Парижа он спроектировал два гаража, один из них с консолями-пандусами над мостом через Сену, – в обоих, еще в 1925 году, предложил пресловутое прямоточное движение. Нет, оно не впервые у Мельникова на Новорязанской, это главный сюжет всех его гаражей – не заставлять машину сдавать задним ходом. Замечательны и очень фактурны слова, написанные Мельниковым во время проектирования гаража для английских автобусов на Ордынке (не реализован): «... это был не каприз и не самодурство, а дерзновенная сила красоты прекращать трату миллионов на уродов».
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В Москве Мельников спроектировал пять гаражей, а реализовал четыре: автобусный Бахметьевский, грузовой  Новорязанский, гараж Интуриста на Сущевском валу, гараж Госплана на Авиамоторной. Все они были с прямоточным движением, только организованным по-разному: Бахметьевский гараж ради удобства движения автобусов получил скошенные контуры, а Новорязанский – подковообразный план. Который, к слову, – если мы посмотрим на карту района в целом – очень похож, по форме и размеру, на паровозные круговые депо XIX века. К примеру, в 300 метрах от Новорязанского гаража, чуточку меньшее, но очень похожее по параметрам, депо 1890-х – источник вдохновения, помогший великому архитектору Мельникову справиться с треугольной формой участка? Как знать. Понятно, что там – локомотивы, которые ставили по радиусам для переподключения к составам, здесь другое, здесь грузовики, – и между тем: гараж на Новорязанской вполне себе находится в русле поисков архитектуры транспорта. 

Тут вспомнается музей Октябрьской железной дороги, спроектированный Никитой Явейном в железнодорожном депо в Петербурге и функционирующий с 2017 года. Есть между крупными транспортными музеями какая-то рифма. 

И между тем проект Музея транспорта в гараже Мельникова – масштабный, во многом уникальный и в русле современных трендов. Улица Новорязанская сейчас заметно развивается, перестает быть задворками Трех вокзалов, вот уже на ней открылся ресторанный комплекс Депо (в другом депо, трамвайном, не паровозном), вот ее вымостили гранитом, – скоро, по всей видимости, достроят и музей. И тогда заживем. Вот бы каморку экспозиции про гаражи еще. Для ликвидации безграмотности. 
Константин Мельников. Гараж над Сеной. Проект. 1925
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 103.
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)

07 Июня 2023

Похожие статьи
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.