English version

Гараж-гараж

Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)
Любят у нас презентовать проекты общественности, когда они уже готовы или близки к завершению. Вот и сейчас – стена в грунте под памятник уже подведена, начат монтаж отреставрированных конструкций на их прежнее место, – а нам показали эскизный проект приспособления Гаража грузовых машин Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27 под Музей транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Музей планируют открыть в 2024 году, проект первого этапа реставрации ДКН согласовал в 2019 году. Работа над проектом приспособления началась в 2020, решение о передаче гаража музею, по словам его директора Оксаны Бондаренко, принято в 2015–2017 годах, хотя указ мэр подписал в 2022. Баннер «нам по пути» висит уже несколько лет, работы активно идут. 
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, Владимир Шухов, 1929–1931. В процессе реконструкции, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гараж – ОКН регионального значения, в предмет охраны входит, по словам главного архитектора Музея транспорта Натальи Воронцовой, «композиция архитектурного ансамбля, материалы и композиция фасадов, архитектурно-планировочные решения». Реставрацией занимается мастерская «ФАРОС», музейной экспозицией Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент).

Но основным героем показа стал проект приспособления здания – его авторы Юрий Григорян и АБ Меганом. Мы спросили автора: стадии П и РД делает тоже Меганом.
Юрий Григорян на пресс-конференции 06.06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В проект входит и 9 027 м2 нового строительства: гараж Мельникова состоит из полукольца-подковы или, по словам Юрия Григоряна, полутора, в котором собственно размещались машины. Полубублик гаража одноэтажный, стоит на земле; на оси циркумференции стоит здание ремонтных мастерских, оно двухэтажное, с подземным ярусом.

Согласно проекту под подкову гаража подводится новый подземный ярус, в нем разместится фойе и экспозиция, посвященная, что и логично, метро. Посетители будут попадать в нижний ярус через новый вход – треугольную в плане конструкцию с внушительным аттиком, пристраиваемую к гаражу с восточной стороны. В бывших мастерских – их еще называют «молотом», а гараж «серпом» – расположится медиацентр музея. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Вид на медиацентр в здании бывших автомастерских. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Входы в верхний ярус постоянной экспозиции – в гараж – с земли не предусмотрены, посетители будут подниматься снизу по эскалаторам, которые Юрий Григорян помещает в этакие узкие стенки-анты.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лестницы тоже есть – они тянутся по внутренней дуге полукольца, и также присутствуют в секторообразном коммуникационном узле центральной части. Лестницы тоже отграничены лаконичной стенкой-«скорлупой» – она активно выстраивает пластику внутреннего пространства музея, дистанцируя внимание зрителя, поднимающегося в верхний зал, от фойе и экспозиции нижнего яруса. Через лестницы вниз попадет и немного дневного света, но,поскольку там внизу – «метро», то много света, вероятно, и по логике замысла не надо. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция постоянной экспозиции, 2020–2023
© АБ Меганом & Planet9 / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Минус первый этаж, на отметке -7.5 м. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
План на отметке 0. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Разрез. Красным – новые конструкции. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лифты и лестницы выводят посетителя наверх, в пространство собственно гаража-памятника. Мостики вверху, под конструкциями перекрытий здесь исторические, а винтовые лестницы к ним – добавление архитекторов. Экспозицию можно будет, таким образом, рассматривать и сверху. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В глубине двора планируется пятиугольный временный, по словам Юрия Григоряна, павильон учебных автомастерских, предназначенных для мастер-классов и обучения детей. 
zooming
Автолаборатория. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Но вернемся к новой входной группе. Павильон автомастерских пятиугольный, а вход, который, напомню, ведет под землю, в новый нижний этаж, треугольный – там и там простая, но энергичная геометрия служит парафразом творчества Мельникова, который, как мы помним, любил сильные формы.
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Кроме того, фасад аттика архитектор планирует покрыть специально изготовленным темным кирпичом вогнутой формы, который даст поверхность из лаконичных желобков-каннелюр, – поскольку, цитирую слова Юрия Григоряна, Мельников – архитектор ар-деко. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В принципе, вход получился как модернистская «балка», такое решение вполне представимо в каком-нибудь музее 1970-х, здесь почему-то хочется видеть бетон или металл. Интересно, как будет смотреться кирпич. 

Тезис об ар-деко несколько смутил моих коллег, а мне показался во многом верным. Мельников, конечно, далеко не самый типичный представитель, но ар-деко он любил (или полюбил в какой-то момент), а интересной пластикой интересовался всегда. В поисках наследственных желобков я открыла альбом Мельникова – нашла, как минимум, гараж Госплана. Почему бы не добавить желобки из одного гаража в другой? И полужелобки гаража Интуриста тоже вспоминаются. 
Константин Мельников. Гараж Госплана. Проект
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 119.

Реставрация исторической части делается по всем правилам под наблюдением ДКН. Вычинка кирпича, по словам Юрия Григоряна, коснулась где-то 7–8% кладки в верхней части, где она была особенно разрушена. Кроме того, обследуя здание, архитекторы обнаружили где-то вверху под фермами деревянные боковые окошки, давно закрытые, их планируется раскрыть. 

Металлические фермы было решено реставрировать не на месте, а в мастерской, сейчас напомню, их начали устанавливать. По словам главного архитектора Музея транспорта, в процессе вычинки пришлось добавить примерно 10% нового металла, остальной сохранен, «включая заклепки». Выходит, что общественность в декабре 2022 года волновалась зря. 

Относительно ферм есть еще одна, дополнительная, история. О них повсеместно говорят как о произведении Владимира Шухова. Эта информация восходит к книге Селима Хан-Магомедова (1990), однако, по словам Марка Акопяна, который курировал выставку Шухова 2019 года в Музее архитектуры, подтверждения участию Шухова нет ни здесь, ни в Бахметьевском гараже – в последнем случае историки изучили материалы в архиве ЦГА Москвы, и чертежи там подписаны Мельниковым, а подписи Шухова нет нигде. Послереволюционные работы Шухова, поясняет Марк Акопян, вообще сложно документируются: источников немного, и определять приходится по типу конструкции: запатентованный Шуховым сетчатый свод с большей вероятностью можно связать с ним, однако великий инженер занимался и расчетами более простых стропильных конструкций – вот как в грузовом гараже на Новорязанской. Между тем такой расчет мог сделать и другой инженер. 

Конструкции гаража, и то правда, достаточно простые, какой-то особенной инженерной красоты, как то бывало в выставочных павильонах XIX века, в них нет – все же вопрос был скорее техническим, их главное достоинство в том, что они перекрывали пролет 35 м без опор и позволяли грузовикам маневрировать более свободно. К слову, поначалу в гараже парковали 5-тонные немецкие грузовики, потом советские «полуторки», затем, во время войны, он служил ремонтной мастерской, и наконец после войны и до закрытия был 4 автобусным парком. 
Гараж на Новорязанской улице в 2022 году. Конструкции еще не разобраны
Фотография: Mos.ru / CC BY 4.0
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Еще одна часть проекта – благоустройство. На нем, как сейчас принято, особый акцент, тем более что музей место общественное и требует такого же пространства вокруг. К востоку от гаража планируется парк под названием Милютинский – не забываем о наркоме. Кроме того, улочку-циркумференцию между гаражом-музеем и бывшими мастерскими, а теперь медиацентром, планируется открыть для прогулок, – и вообще не обносить музей никакими заборами. «Город получит», как сейчас принято говорить, новый парк, тихую улицу, плюс благоустройство Новорязанской рядом с музеем. 
Генплан. Вверху пятиугольник мастерских, справа треугольник входа и парк. В центре. по дуге пешеходная улица. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Синим показаны сносимые поздние пристройки. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Таким образом, опасения общественности оказались, в основном, беспочвенными: гараж – памятник, его реставрируют, преодолевая попутно сложности, связанные с низким качеством технического строительства (все же гараж всего лишь гараж). Хотя нового строительства в проекте много, чуть меньше половины от исходной площади. Не очень понятно, почему проект показали так поздно – можно было бы и сразу всех успокоить? 

И еще. Хочется выгородить в музее транспорта каморку для экспозиции, посвященной гаражам Мельникова, все же – давайте не забывать об этом – гаражи были одной из специальных мельниковских тем. Для Парижа он спроектировал два гаража, один из них с консолями-пандусами над мостом через Сену, – в обоих, еще в 1925 году, предложил пресловутое прямоточное движение. Нет, оно не впервые у Мельникова на Новорязанской, это главный сюжет всех его гаражей – не заставлять машину сдавать задним ходом. Замечательны и очень фактурны слова, написанные Мельниковым во время проектирования гаража для английских автобусов на Ордынке (не реализован): «... это был не каприз и не самодурство, а дерзновенная сила красоты прекращать трату миллионов на уродов».
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В Москве Мельников спроектировал пять гаражей, а реализовал четыре: автобусный Бахметьевский, грузовой  Новорязанский, гараж Интуриста на Сущевском валу, гараж Госплана на Авиамоторной. Все они были с прямоточным движением, только организованным по-разному: Бахметьевский гараж ради удобства движения автобусов получил скошенные контуры, а Новорязанский – подковообразный план. Который, к слову, – если мы посмотрим на карту района в целом – очень похож, по форме и размеру, на паровозные круговые депо XIX века. К примеру, в 300 метрах от Новорязанского гаража, чуточку меньшее, но очень похожее по параметрам, депо 1890-х – источник вдохновения, помогший великому архитектору Мельникову справиться с треугольной формой участка? Как знать. Понятно, что там – локомотивы, которые ставили по радиусам для переподключения к составам, здесь другое, здесь грузовики, – и между тем: гараж на Новорязанской вполне себе находится в русле поисков архитектуры транспорта. 

Тут вспомнается музей Октябрьской железной дороги, спроектированный Никитой Явейном в железнодорожном депо в Петербурге и функционирующий с 2017 года. Есть между крупными транспортными музеями какая-то рифма. 

И между тем проект Музея транспорта в гараже Мельникова – масштабный, во многом уникальный и в русле современных трендов. Улица Новорязанская сейчас заметно развивается, перестает быть задворками Трех вокзалов, вот уже на ней открылся ресторанный комплекс Депо (в другом депо, трамвайном, не паровозном), вот ее вымостили гранитом, – скоро, по всей видимости, достроят и музей. И тогда заживем. Вот бы каморку экспозиции про гаражи еще. Для ликвидации безграмотности. 
Константин Мельников. Гараж над Сеной. Проект. 1925
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 103.
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)

07 Июня 2023

Похожие статьи
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.