English version

Гараж-гараж

Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)
Любят у нас презентовать проекты общественности, когда они уже готовы или близки к завершению. Вот и сейчас – стена в грунте под памятник уже подведена, начат монтаж отреставрированных конструкций на их прежнее место, – а нам показали эскизный проект приспособления Гаража грузовых машин Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27 под Музей транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Музей планируют открыть в 2024 году, проект первого этапа реставрации ДКН согласовал в 2019 году. Работа над проектом приспособления началась в 2020, решение о передаче гаража музею, по словам его директора Оксаны Бондаренко, принято в 2015–2017 годах, хотя указ мэр подписал в 2022. Баннер «нам по пути» висит уже несколько лет, работы активно идут. 
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, Владимир Шухов, 1929–1931. В процессе реконструкции, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гараж – ОКН регионального значения, в предмет охраны входит, по словам главного архитектора Музея транспорта Натальи Воронцовой, «композиция архитектурного ансамбля, материалы и композиция фасадов, архитектурно-планировочные решения». Реставрацией занимается мастерская «ФАРОС», музейной экспозицией Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент).

Но основным героем показа стал проект приспособления здания – его авторы Юрий Григорян и АБ Меганом. Мы спросили автора: стадии П и РД делает тоже Меганом.
Юрий Григорян на пресс-конференции 06.06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В проект входит и 9 027 м2 нового строительства: гараж Мельникова состоит из полукольца-подковы или, по словам Юрия Григоряна, полутора, в котором собственно размещались машины. Полубублик гаража одноэтажный, стоит на земле; на оси циркумференции стоит здание ремонтных мастерских, оно двухэтажное, с подземным ярусом.

Согласно проекту под подкову гаража подводится новый подземный ярус, в нем разместится фойе и экспозиция, посвященная, что и логично, метро. Посетители будут попадать в нижний ярус через новый вход – треугольную в плане конструкцию с внушительным аттиком, пристраиваемую к гаражу с восточной стороны. В бывших мастерских – их еще называют «молотом», а гараж «серпом» – расположится медиацентр музея. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Вид на медиацентр в здании бывших автомастерских. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Входы в верхний ярус постоянной экспозиции – в гараж – с земли не предусмотрены, посетители будут подниматься снизу по эскалаторам, которые Юрий Григорян помещает в этакие узкие стенки-анты.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лестницы тоже есть – они тянутся по внутренней дуге полукольца, и также присутствуют в секторообразном коммуникационном узле центральной части. Лестницы тоже отграничены лаконичной стенкой-«скорлупой» – она активно выстраивает пластику внутреннего пространства музея, дистанцируя внимание зрителя, поднимающегося в верхний зал, от фойе и экспозиции нижнего яруса. Через лестницы вниз попадет и немного дневного света, но,поскольку там внизу – «метро», то много света, вероятно, и по логике замысла не надо. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция постоянной экспозиции, 2020–2023
© АБ Меганом & Planet9 / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Минус первый этаж, на отметке -7.5 м. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
План на отметке 0. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Разрез. Красным – новые конструкции. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лифты и лестницы выводят посетителя наверх, в пространство собственно гаража-памятника. Мостики вверху, под конструкциями перекрытий здесь исторические, а винтовые лестницы к ним – добавление архитекторов. Экспозицию можно будет, таким образом, рассматривать и сверху. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В глубине двора планируется пятиугольный временный, по словам Юрия Григоряна, павильон учебных автомастерских, предназначенных для мастер-классов и обучения детей. 
zooming
Автолаборатория. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Но вернемся к новой входной группе. Павильон автомастерских пятиугольный, а вход, который, напомню, ведет под землю, в новый нижний этаж, треугольный – там и там простая, но энергичная геометрия служит парафразом творчества Мельникова, который, как мы помним, любил сильные формы.
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Кроме того, фасад аттика архитектор планирует покрыть специально изготовленным темным кирпичом вогнутой формы, который даст поверхность из лаконичных желобков-каннелюр, – поскольку, цитирую слова Юрия Григоряна, Мельников – архитектор ар-деко. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В принципе, вход получился как модернистская «балка», такое решение вполне представимо в каком-нибудь музее 1970-х, здесь почему-то хочется видеть бетон или металл. Интересно, как будет смотреться кирпич. 

Тезис об ар-деко несколько смутил моих коллег, а мне показался во многом верным. Мельников, конечно, далеко не самый типичный представитель, но ар-деко он любил (или полюбил в какой-то момент), а интересной пластикой интересовался всегда. В поисках наследственных желобков я открыла альбом Мельникова – нашла, как минимум, гараж Госплана. Почему бы не добавить желобки из одного гаража в другой? И полужелобки гаража Интуриста тоже вспоминаются. 
Константин Мельников. Гараж Госплана. Проект
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 119.

Реставрация исторической части делается по всем правилам под наблюдением ДКН. Вычинка кирпича, по словам Юрия Григоряна, коснулась где-то 7–8% кладки в верхней части, где она была особенно разрушена. Кроме того, обследуя здание, архитекторы обнаружили где-то вверху под фермами деревянные боковые окошки, давно закрытые, их планируется раскрыть. 

Металлические фермы было решено реставрировать не на месте, а в мастерской, сейчас напомню, их начали устанавливать. По словам главного архитектора Музея транспорта, в процессе вычинки пришлось добавить примерно 10% нового металла, остальной сохранен, «включая заклепки». Выходит, что общественность в декабре 2022 года волновалась зря. 

Относительно ферм есть еще одна, дополнительная, история. О них повсеместно говорят как о произведении Владимира Шухова. Эта информация восходит к книге Селима Хан-Магомедова (1990), однако, по словам Марка Акопяна, который курировал выставку Шухова 2019 года в Музее архитектуры, подтверждения участию Шухова нет ни здесь, ни в Бахметьевском гараже – в последнем случае историки изучили материалы в архиве ЦГА Москвы, и чертежи там подписаны Мельниковым, а подписи Шухова нет нигде. Послереволюционные работы Шухова, поясняет Марк Акопян, вообще сложно документируются: источников немного, и определять приходится по типу конструкции: запатентованный Шуховым сетчатый свод с большей вероятностью можно связать с ним, однако великий инженер занимался и расчетами более простых стропильных конструкций – вот как в грузовом гараже на Новорязанской. Между тем такой расчет мог сделать и другой инженер. 

Конструкции гаража, и то правда, достаточно простые, какой-то особенной инженерной красоты, как то бывало в выставочных павильонах XIX века, в них нет – все же вопрос был скорее техническим, их главное достоинство в том, что они перекрывали пролет 35 м без опор и позволяли грузовикам маневрировать более свободно. К слову, поначалу в гараже парковали 5-тонные немецкие грузовики, потом советские «полуторки», затем, во время войны, он служил ремонтной мастерской, и наконец после войны и до закрытия был 4 автобусным парком. 
Гараж на Новорязанской улице в 2022 году. Конструкции еще не разобраны
Фотография: Mos.ru / CC BY 4.0
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Еще одна часть проекта – благоустройство. На нем, как сейчас принято, особый акцент, тем более что музей место общественное и требует такого же пространства вокруг. К востоку от гаража планируется парк под названием Милютинский – не забываем о наркоме. Кроме того, улочку-циркумференцию между гаражом-музеем и бывшими мастерскими, а теперь медиацентром, планируется открыть для прогулок, – и вообще не обносить музей никакими заборами. «Город получит», как сейчас принято говорить, новый парк, тихую улицу, плюс благоустройство Новорязанской рядом с музеем. 
Генплан. Вверху пятиугольник мастерских, справа треугольник входа и парк. В центре. по дуге пешеходная улица. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Синим показаны сносимые поздние пристройки. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Таким образом, опасения общественности оказались, в основном, беспочвенными: гараж – памятник, его реставрируют, преодолевая попутно сложности, связанные с низким качеством технического строительства (все же гараж всего лишь гараж). Хотя нового строительства в проекте много, чуть меньше половины от исходной площади. Не очень понятно, почему проект показали так поздно – можно было бы и сразу всех успокоить? 

И еще. Хочется выгородить в музее транспорта каморку для экспозиции, посвященной гаражам Мельникова, все же – давайте не забывать об этом – гаражи были одной из специальных мельниковских тем. Для Парижа он спроектировал два гаража, один из них с консолями-пандусами над мостом через Сену, – в обоих, еще в 1925 году, предложил пресловутое прямоточное движение. Нет, оно не впервые у Мельникова на Новорязанской, это главный сюжет всех его гаражей – не заставлять машину сдавать задним ходом. Замечательны и очень фактурны слова, написанные Мельниковым во время проектирования гаража для английских автобусов на Ордынке (не реализован): «... это был не каприз и не самодурство, а дерзновенная сила красоты прекращать трату миллионов на уродов».
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В Москве Мельников спроектировал пять гаражей, а реализовал четыре: автобусный Бахметьевский, грузовой  Новорязанский, гараж Интуриста на Сущевском валу, гараж Госплана на Авиамоторной. Все они были с прямоточным движением, только организованным по-разному: Бахметьевский гараж ради удобства движения автобусов получил скошенные контуры, а Новорязанский – подковообразный план. Который, к слову, – если мы посмотрим на карту района в целом – очень похож, по форме и размеру, на паровозные круговые депо XIX века. К примеру, в 300 метрах от Новорязанского гаража, чуточку меньшее, но очень похожее по параметрам, депо 1890-х – источник вдохновения, помогший великому архитектору Мельникову справиться с треугольной формой участка? Как знать. Понятно, что там – локомотивы, которые ставили по радиусам для переподключения к составам, здесь другое, здесь грузовики, – и между тем: гараж на Новорязанской вполне себе находится в русле поисков архитектуры транспорта. 

Тут вспомнается музей Октябрьской железной дороги, спроектированный Никитой Явейном в железнодорожном депо в Петербурге и функционирующий с 2017 года. Есть между крупными транспортными музеями какая-то рифма. 

И между тем проект Музея транспорта в гараже Мельникова – масштабный, во многом уникальный и в русле современных трендов. Улица Новорязанская сейчас заметно развивается, перестает быть задворками Трех вокзалов, вот уже на ней открылся ресторанный комплекс Депо (в другом депо, трамвайном, не паровозном), вот ее вымостили гранитом, – скоро, по всей видимости, достроят и музей. И тогда заживем. Вот бы каморку экспозиции про гаражи еще. Для ликвидации безграмотности. 
Константин Мельников. Гараж над Сеной. Проект. 1925
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 103.
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)

07 Июня 2023

Похожие статьи
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.