English version

Гараж-гараж

Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)
Любят у нас презентовать проекты общественности, когда они уже готовы или близки к завершению. Вот и сейчас – стена в грунте под памятник уже подведена, начат монтаж отреставрированных конструкций на их прежнее место, – а нам показали эскизный проект приспособления Гаража грузовых машин Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27 под Музей транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Музей планируют открыть в 2024 году, проект первого этапа реставрации ДКН согласовал в 2019 году. Работа над проектом приспособления началась в 2020, решение о передаче гаража музею, по словам его директора Оксаны Бондаренко, принято в 2015–2017 годах, хотя указ мэр подписал в 2022. Баннер «нам по пути» висит уже несколько лет, работы активно идут. 
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, Владимир Шухов, 1929–1931. В процессе реконструкции, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гараж – ОКН регионального значения, в предмет охраны входит, по словам главного архитектора Музея транспорта Натальи Воронцовой, «композиция архитектурного ансамбля, материалы и композиция фасадов, архитектурно-планировочные решения». Реставрацией занимается мастерская «ФАРОС», музейной экспозицией Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент).

Но основным героем показа стал проект приспособления здания – его авторы Юрий Григорян и АБ Меганом. Мы спросили автора: стадии П и РД делает тоже Меганом.
Юрий Григорян на пресс-конференции 06.06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В проект входит и 9 027 м2 нового строительства: гараж Мельникова состоит из полукольца-подковы или, по словам Юрия Григоряна, полутора, в котором собственно размещались машины. Полубублик гаража одноэтажный, стоит на земле; на оси циркумференции стоит здание ремонтных мастерских, оно двухэтажное, с подземным ярусом.

Согласно проекту под подкову гаража подводится новый подземный ярус, в нем разместится фойе и экспозиция, посвященная, что и логично, метро. Посетители будут попадать в нижний ярус через новый вход – треугольную в плане конструкцию с внушительным аттиком, пристраиваемую к гаражу с восточной стороны. В бывших мастерских – их еще называют «молотом», а гараж «серпом» – расположится медиацентр музея. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Вид на медиацентр в здании бывших автомастерских. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Входы в верхний ярус постоянной экспозиции – в гараж – с земли не предусмотрены, посетители будут подниматься снизу по эскалаторам, которые Юрий Григорян помещает в этакие узкие стенки-анты.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лестницы тоже есть – они тянутся по внутренней дуге полукольца, и также присутствуют в секторообразном коммуникационном узле центральной части. Лестницы тоже отграничены лаконичной стенкой-«скорлупой» – она активно выстраивает пластику внутреннего пространства музея, дистанцируя внимание зрителя, поднимающегося в верхний зал, от фойе и экспозиции нижнего яруса. Через лестницы вниз попадет и немного дневного света, но,поскольку там внизу – «метро», то много света, вероятно, и по логике замысла не надо. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция постоянной экспозиции, 2020–2023
© АБ Меганом & Planet9 / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Минус первый этаж, на отметке -7.5 м. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
План на отметке 0. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Разрез. Красным – новые конструкции. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лифты и лестницы выводят посетителя наверх, в пространство собственно гаража-памятника. Мостики вверху, под конструкциями перекрытий здесь исторические, а винтовые лестницы к ним – добавление архитекторов. Экспозицию можно будет, таким образом, рассматривать и сверху. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В глубине двора планируется пятиугольный временный, по словам Юрия Григоряна, павильон учебных автомастерских, предназначенных для мастер-классов и обучения детей. 
zooming
Автолаборатория. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Но вернемся к новой входной группе. Павильон автомастерских пятиугольный, а вход, который, напомню, ведет под землю, в новый нижний этаж, треугольный – там и там простая, но энергичная геометрия служит парафразом творчества Мельникова, который, как мы помним, любил сильные формы.
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Кроме того, фасад аттика архитектор планирует покрыть специально изготовленным темным кирпичом вогнутой формы, который даст поверхность из лаконичных желобков-каннелюр, – поскольку, цитирую слова Юрия Григоряна, Мельников – архитектор ар-деко. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В принципе, вход получился как модернистская «балка», такое решение вполне представимо в каком-нибудь музее 1970-х, здесь почему-то хочется видеть бетон или металл. Интересно, как будет смотреться кирпич. 

Тезис об ар-деко несколько смутил моих коллег, а мне показался во многом верным. Мельников, конечно, далеко не самый типичный представитель, но ар-деко он любил (или полюбил в какой-то момент), а интересной пластикой интересовался всегда. В поисках наследственных желобков я открыла альбом Мельникова – нашла, как минимум, гараж Госплана. Почему бы не добавить желобки из одного гаража в другой? И полужелобки гаража Интуриста тоже вспоминаются. 
Константин Мельников. Гараж Госплана. Проект
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 119.

Реставрация исторической части делается по всем правилам под наблюдением ДКН. Вычинка кирпича, по словам Юрия Григоряна, коснулась где-то 7–8% кладки в верхней части, где она была особенно разрушена. Кроме того, обследуя здание, архитекторы обнаружили где-то вверху под фермами деревянные боковые окошки, давно закрытые, их планируется раскрыть. 

Металлические фермы было решено реставрировать не на месте, а в мастерской, сейчас напомню, их начали устанавливать. По словам главного архитектора Музея транспорта, в процессе вычинки пришлось добавить примерно 10% нового металла, остальной сохранен, «включая заклепки». Выходит, что общественность в декабре 2022 года волновалась зря. 

Относительно ферм есть еще одна, дополнительная, история. О них повсеместно говорят как о произведении Владимира Шухова. Эта информация восходит к книге Селима Хан-Магомедова (1990), однако, по словам Марка Акопяна, который курировал выставку Шухова 2019 года в Музее архитектуры, подтверждения участию Шухова нет ни здесь, ни в Бахметьевском гараже – в последнем случае историки изучили материалы в архиве ЦГА Москвы, и чертежи там подписаны Мельниковым, а подписи Шухова нет нигде. Послереволюционные работы Шухова, поясняет Марк Акопян, вообще сложно документируются: источников немного, и определять приходится по типу конструкции: запатентованный Шуховым сетчатый свод с большей вероятностью можно связать с ним, однако великий инженер занимался и расчетами более простых стропильных конструкций – вот как в грузовом гараже на Новорязанской. Между тем такой расчет мог сделать и другой инженер. 

Конструкции гаража, и то правда, достаточно простые, какой-то особенной инженерной красоты, как то бывало в выставочных павильонах XIX века, в них нет – все же вопрос был скорее техническим, их главное достоинство в том, что они перекрывали пролет 35 м без опор и позволяли грузовикам маневрировать более свободно. К слову, поначалу в гараже парковали 5-тонные немецкие грузовики, потом советские «полуторки», затем, во время войны, он служил ремонтной мастерской, и наконец после войны и до закрытия был 4 автобусным парком. 
Гараж на Новорязанской улице в 2022 году. Конструкции еще не разобраны
Фотография: Mos.ru / CC BY 4.0
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Еще одна часть проекта – благоустройство. На нем, как сейчас принято, особый акцент, тем более что музей место общественное и требует такого же пространства вокруг. К востоку от гаража планируется парк под названием Милютинский – не забываем о наркоме. Кроме того, улочку-циркумференцию между гаражом-музеем и бывшими мастерскими, а теперь медиацентром, планируется открыть для прогулок, – и вообще не обносить музей никакими заборами. «Город получит», как сейчас принято говорить, новый парк, тихую улицу, плюс благоустройство Новорязанской рядом с музеем. 
Генплан. Вверху пятиугольник мастерских, справа треугольник входа и парк. В центре. по дуге пешеходная улица. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Синим показаны сносимые поздние пристройки. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Таким образом, опасения общественности оказались, в основном, беспочвенными: гараж – памятник, его реставрируют, преодолевая попутно сложности, связанные с низким качеством технического строительства (все же гараж всего лишь гараж). Хотя нового строительства в проекте много, чуть меньше половины от исходной площади. Не очень понятно, почему проект показали так поздно – можно было бы и сразу всех успокоить? 

И еще. Хочется выгородить в музее транспорта каморку для экспозиции, посвященной гаражам Мельникова, все же – давайте не забывать об этом – гаражи были одной из специальных мельниковских тем. Для Парижа он спроектировал два гаража, один из них с консолями-пандусами над мостом через Сену, – в обоих, еще в 1925 году, предложил пресловутое прямоточное движение. Нет, оно не впервые у Мельникова на Новорязанской, это главный сюжет всех его гаражей – не заставлять машину сдавать задним ходом. Замечательны и очень фактурны слова, написанные Мельниковым во время проектирования гаража для английских автобусов на Ордынке (не реализован): «... это был не каприз и не самодурство, а дерзновенная сила красоты прекращать трату миллионов на уродов».
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В Москве Мельников спроектировал пять гаражей, а реализовал четыре: автобусный Бахметьевский, грузовой  Новорязанский, гараж Интуриста на Сущевском валу, гараж Госплана на Авиамоторной. Все они были с прямоточным движением, только организованным по-разному: Бахметьевский гараж ради удобства движения автобусов получил скошенные контуры, а Новорязанский – подковообразный план. Который, к слову, – если мы посмотрим на карту района в целом – очень похож, по форме и размеру, на паровозные круговые депо XIX века. К примеру, в 300 метрах от Новорязанского гаража, чуточку меньшее, но очень похожее по параметрам, депо 1890-х – источник вдохновения, помогший великому архитектору Мельникову справиться с треугольной формой участка? Как знать. Понятно, что там – локомотивы, которые ставили по радиусам для переподключения к составам, здесь другое, здесь грузовики, – и между тем: гараж на Новорязанской вполне себе находится в русле поисков архитектуры транспорта. 

Тут вспомнается музей Октябрьской железной дороги, спроектированный Никитой Явейном в железнодорожном депо в Петербурге и функционирующий с 2017 года. Есть между крупными транспортными музеями какая-то рифма. 

И между тем проект Музея транспорта в гараже Мельникова – масштабный, во многом уникальный и в русле современных трендов. Улица Новорязанская сейчас заметно развивается, перестает быть задворками Трех вокзалов, вот уже на ней открылся ресторанный комплекс Депо (в другом депо, трамвайном, не паровозном), вот ее вымостили гранитом, – скоро, по всей видимости, достроят и музей. И тогда заживем. Вот бы каморку экспозиции про гаражи еще. Для ликвидации безграмотности. 
Константин Мельников. Гараж над Сеной. Проект. 1925
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 103.
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)

07 Июня 2023

Похожие статьи
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.