English version

Гараж-гараж

Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)
Любят у нас презентовать проекты общественности, когда они уже готовы или близки к завершению. Вот и сейчас – стена в грунте под памятник уже подведена, начат монтаж отреставрированных конструкций на их прежнее место, – а нам показали эскизный проект приспособления Гаража грузовых машин Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27 под Музей транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Музей планируют открыть в 2024 году, проект первого этапа реставрации ДКН согласовал в 2019 году. Работа над проектом приспособления началась в 2020, решение о передаче гаража музею, по словам его директора Оксаны Бондаренко, принято в 2015–2017 годах, хотя указ мэр подписал в 2022. Баннер «нам по пути» висит уже несколько лет, работы активно идут. 
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, 1929–1931. В процессе обновления, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Грузовой гараж на Новорязанской улице. Константин Мельников, Владимир Шухов, 1929–1931. В процессе реконструкции, 06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гараж – ОКН регионального значения, в предмет охраны входит, по словам главного архитектора Музея транспорта Натальи Воронцовой, «композиция архитектурного ансамбля, материалы и композиция фасадов, архитектурно-планировочные решения». Реставрацией занимается мастерская «ФАРОС», музейной экспозицией Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент).

Но основным героем показа стал проект приспособления здания – его авторы Юрий Григорян и АБ Меганом. Мы спросили автора: стадии П и РД делает тоже Меганом.
Юрий Григорян на пресс-конференции 06.06.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В проект входит и 9 027 м2 нового строительства: гараж Мельникова состоит из полукольца-подковы или, по словам Юрия Григоряна, полутора, в котором собственно размещались машины. Полубублик гаража одноэтажный, стоит на земле; на оси циркумференции стоит здание ремонтных мастерских, оно двухэтажное, с подземным ярусом.

Согласно проекту под подкову гаража подводится новый подземный ярус, в нем разместится фойе и экспозиция, посвященная, что и логично, метро. Посетители будут попадать в нижний ярус через новый вход – треугольную в плане конструкцию с внушительным аттиком, пристраиваемую к гаражу с восточной стороны. В бывших мастерских – их еще называют «молотом», а гараж «серпом» – расположится медиацентр музея. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Вид на медиацентр в здании бывших автомастерских. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Входы в верхний ярус постоянной экспозиции – в гараж – с земли не предусмотрены, посетители будут подниматься снизу по эскалаторам, которые Юрий Григорян помещает в этакие узкие стенки-анты.
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лестницы тоже есть – они тянутся по внутренней дуге полукольца, и также присутствуют в секторообразном коммуникационном узле центральной части. Лестницы тоже отграничены лаконичной стенкой-«скорлупой» – она активно выстраивает пластику внутреннего пространства музея, дистанцируя внимание зрителя, поднимающегося в верхний зал, от фойе и экспозиции нижнего яруса. Через лестницы вниз попадет и немного дневного света, но,поскольку там внизу – «метро», то много света, вероятно, и по логике замысла не надо. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция постоянной экспозиции, 2020–2023
© АБ Меганом & Planet9 / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Минус первый этаж, на отметке -7.5 м. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
План на отметке 0. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Разрез. Красным – новые конструкции. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023. Красным – новое строительство
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Лифты и лестницы выводят посетителя наверх, в пространство собственно гаража-памятника. Мостики вверху, под конструкциями перекрытий здесь исторические, а винтовые лестницы к ним – добавление архитекторов. Экспозицию можно будет, таким образом, рассматривать и сверху. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В глубине двора планируется пятиугольный временный, по словам Юрия Григоряна, павильон учебных автомастерских, предназначенных для мастер-классов и обучения детей. 
zooming
Автолаборатория. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Но вернемся к новой входной группе. Павильон автомастерских пятиугольный, а вход, который, напомню, ведет под землю, в новый нижний этаж, треугольный – там и там простая, но энергичная геометрия служит парафразом творчества Мельникова, который, как мы помним, любил сильные формы.
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Кроме того, фасад аттика архитектор планирует покрыть специально изготовленным темным кирпичом вогнутой формы, который даст поверхность из лаконичных желобков-каннелюр, – поскольку, цитирую слова Юрия Григоряна, Мельников – архитектор ар-деко. 
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В принципе, вход получился как модернистская «балка», такое решение вполне представимо в каком-нибудь музее 1970-х, здесь почему-то хочется видеть бетон или металл. Интересно, как будет смотреться кирпич. 

Тезис об ар-деко несколько смутил моих коллег, а мне показался во многом верным. Мельников, конечно, далеко не самый типичный представитель, но ар-деко он любил (или полюбил в какой-то момент), а интересной пластикой интересовался всегда. В поисках наследственных желобков я открыла альбом Мельникова – нашла, как минимум, гараж Госплана. Почему бы не добавить желобки из одного гаража в другой? И полужелобки гаража Интуриста тоже вспоминаются. 
Константин Мельников. Гараж Госплана. Проект
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 119.

Реставрация исторической части делается по всем правилам под наблюдением ДКН. Вычинка кирпича, по словам Юрия Григоряна, коснулась где-то 7–8% кладки в верхней части, где она была особенно разрушена. Кроме того, обследуя здание, архитекторы обнаружили где-то вверху под фермами деревянные боковые окошки, давно закрытые, их планируется раскрыть. 

Металлические фермы было решено реставрировать не на месте, а в мастерской, сейчас напомню, их начали устанавливать. По словам главного архитектора Музея транспорта, в процессе вычинки пришлось добавить примерно 10% нового металла, остальной сохранен, «включая заклепки». Выходит, что общественность в декабре 2022 года волновалась зря. 

Относительно ферм есть еще одна, дополнительная, история. О них повсеместно говорят как о произведении Владимира Шухова. Эта информация восходит к книге Селима Хан-Магомедова (1990), однако, по словам Марка Акопяна, который курировал выставку Шухова 2019 года в Музее архитектуры, подтверждения участию Шухова нет ни здесь, ни в Бахметьевском гараже – в последнем случае историки изучили материалы в архиве ЦГА Москвы, и чертежи там подписаны Мельниковым, а подписи Шухова нет нигде. Послереволюционные работы Шухова, поясняет Марк Акопян, вообще сложно документируются: источников немного, и определять приходится по типу конструкции: запатентованный Шуховым сетчатый свод с большей вероятностью можно связать с ним, однако великий инженер занимался и расчетами более простых стропильных конструкций – вот как в грузовом гараже на Новорязанской. Между тем такой расчет мог сделать и другой инженер. 

Конструкции гаража, и то правда, достаточно простые, какой-то особенной инженерной красоты, как то бывало в выставочных павильонах XIX века, в них нет – все же вопрос был скорее техническим, их главное достоинство в том, что они перекрывали пролет 35 м без опор и позволяли грузовикам маневрировать более свободно. К слову, поначалу в гараже парковали 5-тонные немецкие грузовики, потом советские «полуторки», затем, во время войны, он служил ремонтной мастерской, и наконец после войны и до закрытия был 4 автобусным парком. 
Гараж на Новорязанской улице в 2022 году. Конструкции еще не разобраны
Фотография: Mos.ru / CC BY 4.0
Макет. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Еще одна часть проекта – благоустройство. На нем, как сейчас принято, особый акцент, тем более что музей место общественное и требует такого же пространства вокруг. К востоку от гаража планируется парк под названием Милютинский – не забываем о наркоме. Кроме того, улочку-циркумференцию между гаражом-музеем и бывшими мастерскими, а теперь медиацентром, планируется открыть для прогулок, – и вообще не обносить музей никакими заборами. «Город получит», как сейчас принято говорить, новый парк, тихую улицу, плюс благоустройство Новорязанской рядом с музеем. 
Генплан. Вверху пятиугольник мастерских, справа треугольник входа и парк. В центре. по дуге пешеходная улица. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Синим показаны сносимые поздние пристройки. Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

Таким образом, опасения общественности оказались, в основном, беспочвенными: гараж – памятник, его реставрируют, преодолевая попутно сложности, связанные с низким качеством технического строительства (все же гараж всего лишь гараж). Хотя нового строительства в проекте много, чуть меньше половины от исходной площади. Не очень понятно, почему проект показали так поздно – можно было бы и сразу всех успокоить? 

И еще. Хочется выгородить в музее транспорта каморку для экспозиции, посвященной гаражам Мельникова, все же – давайте не забывать об этом – гаражи были одной из специальных мельниковских тем. Для Парижа он спроектировал два гаража, один из них с консолями-пандусами над мостом через Сену, – в обоих, еще в 1925 году, предложил пресловутое прямоточное движение. Нет, оно не впервые у Мельникова на Новорязанской, это главный сюжет всех его гаражей – не заставлять машину сдавать задним ходом. Замечательны и очень фактурны слова, написанные Мельниковым во время проектирования гаража для английских автобусов на Ордынке (не реализован): «... это был не каприз и не самодурство, а дерзновенная сила красоты прекращать трату миллионов на уродов».
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция, 2020–2023
© АБ Меганом / предоставлено Музеем транспорта Москвы

В Москве Мельников спроектировал пять гаражей, а реализовал четыре: автобусный Бахметьевский, грузовой  Новорязанский, гараж Интуриста на Сущевском валу, гараж Госплана на Авиамоторной. Все они были с прямоточным движением, только организованным по-разному: Бахметьевский гараж ради удобства движения автобусов получил скошенные контуры, а Новорязанский – подковообразный план. Который, к слову, – если мы посмотрим на карту района в целом – очень похож, по форме и размеру, на паровозные круговые депо XIX века. К примеру, в 300 метрах от Новорязанского гаража, чуточку меньшее, но очень похожее по параметрам, депо 1890-х – источник вдохновения, помогший великому архитектору Мельникову справиться с треугольной формой участка? Как знать. Понятно, что там – локомотивы, которые ставили по радиусам для переподключения к составам, здесь другое, здесь грузовики, – и между тем: гараж на Новорязанской вполне себе находится в русле поисков архитектуры транспорта. 

Тут вспомнается музей Октябрьской железной дороги, спроектированный Никитой Явейном в железнодорожном депо в Петербурге и функционирующий с 2017 года. Есть между крупными транспортными музеями какая-то рифма. 

И между тем проект Музея транспорта в гараже Мельникова – масштабный, во многом уникальный и в русле современных трендов. Улица Новорязанская сейчас заметно развивается, перестает быть задворками Трех вокзалов, вот уже на ней открылся ресторанный комплекс Депо (в другом депо, трамвайном, не паровозном), вот ее вымостили гранитом, – скоро, по всей видимости, достроят и музей. И тогда заживем. Вот бы каморку экспозиции про гаражи еще. Для ликвидации безграмотности. 
Константин Мельников. Гараж над Сеной. Проект. 1925
Из книги: С.О. Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 1990. С. 103.
Архитектор:
Юрий Григорян
Агния Стерлигова
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
АРМ «Фарос»
Planet9
Проект:
Музей транспорта Москвы, эскизная концепция реконструкции Гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице
Россия, Москва

2022 — 1.2023

Реставрация – Фарос (Борис Савин)
Музейная экспозиция: Planet9 (дизайн), Pitch (мультимедиа), Solarsense (контент)

07 Июня 2023

Похожие статьи
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.