Так что главной задачей, которую поставили перед собой в пилотном проекте реновации архитекторы «Остоженки», стало соединение разрозненных площадок нового строительства между собой – и оживление внутренней жизни района. А получившаяся концепция закономерно созвучна идеологии, которую архитекторы исповедовали с самого начала существования мастерской.
В каркасе «больших деревьев»
Назвав свой проект «Когда деревья стали большими», архитекторы подчеркнули значимость зеленого каркаса для своего проекта.Как известно, достоинства новых пятиэтажных районов в момент строительства – а здесь дома построили в 1962 году в чистом поле, на окраине рядом с Боровским шоссе – состояли в возможности получить собственную квартиру с удобствами вместо угла в коммуналке или деревянного барака. Вместе с домами появились прутики саженцев – со временем они разрослись и превратились в прекрасную рощу, в которой утонули дома. Со временем изменились и ценности: сейчас зеленый район – бесспорное преимущество.
«Существующее озеленение мы не разрушаем, а дополняем. Зеленые междомовые пространства стали своеобразным знаком: деревья – это стрелки часов, отсчитывающие время, – говорит Андрей Гнездилов – новые дома практически «садятся» на планировочную структуру с сохранением зеленых насаждений между ними. И надо отметить, что планировка 1960-х по-прежнему актуальна: расстановка домов с ориентацией север-юг удобна сегодня для строительства, так как соответствует современным нормам инсоляции».
Но строчный принцип застройки архитекторы изменяют: в глубине района относительно невысокие – до 8 этажей – дома формируют полузакрытые урбан-блоки, а у будущего ТПУ рядом со станцией метро и поблизости от проспекта Вернадского формируются новые кварталы с башенной застройкой. Таким образом они акцентируют значимые точки и поддерживают визуальное соотношение с существующим окружением – жилыми комплексами 2000-х.
Привязка зелени существующих дворов к новой планировочной единице района – урбан-блоку, соответствует первому принципу проекта, а именно:
Город вырастает из предпосылок,
а не на пустом месте
Озелененные междомовые территории – не единственная отправная точка проекта, связанная с природным каркасом территории. Отвечающие за комфортность проживания в урбан-блоках, они лишь часть системы градостроительного решения, предлагаемого «Остоженкой», во многом продиктованного природным окружением: коммерческая и рекреационная активности, заложенные в схему, так или иначе связаны с ним.К северу от проспекта Вернадского местный рельеф формируют русла и долины рек Самородинка и Раменка. Парки – Олимпийской деревни и 50 лет Октября – расположены в низинах на периферии участка реновации, а территории жилых кварталов постепенно поднимаются по холму, который служит водоразделом рек. Три пруда: Нижний, Средний и Верхний, относящиеся к бассейну реки Самородинки, расположены в глубине южного участка в районе дома 59А на проспекте Вернадского рядом с одним из кварталов реновации. Улица Семенова-Тян-Шанского и Проектируемый проезд 6640 между Самородинскими и Удальцовскими прудами проходят по водоразделу.
Для того, чтобы связать существующие рекреации в единую систему, в узловых точках архитекторы добавляют наземные пешеходные переходы через проспект Вернадского, предлагая синхронизировать с ними работу существующих светофоров – перейти по переходу, даже несколько удаленному от светофора, можно будет, пока машины стоят, но и движение по проспекту не сильно нарушится, так как новых светофоров авторы не предлагают, присоединяя свои переходы к существующим – надо признать, довольно тонкое решение.
Одна из особенностей проекта «Остоженки», которая вызвала оживленное обсуждение на выставке в «Доме на Брестской», – появление главной улицы района, буквально прорастающей из старого Боровского шоссе и других, уже освоенных жителями, но никак не осмысленных градостроительно, «народных троп». С шоссе совпадает лишь безымянный отрезок новой-главной улицы у МГИМО. Затем, у треугольной площади, улица поворачивает направо в центру деловой активности – метро и будущему ТПУ, где в проекте помещены офисные башни, пропорционально созвучные поздней застройке 2000-х на периферии территории.
Улица получает зигзагообразный и извилистый контур с несколькими ответвлениями-скверами, но очевидно, что основной стержень соединяет метро и МГИМО и совпадает с уже нахоженной, но не благоустроенной тропой. На его пути несколько школ и поликлиник, их общественные зоны согласно проекту должны быть расширены, и они, таким образом, оказываются не в глубине кварталов между заборами, а на оси городской активности. Продолжение главной улицы – за переходом через проспект, проходит по нынешней улице Семенова-Тян-шанского. Что еще интереснее, улицу Тян-шанского и проектируемый проезд 6640 с другой стороны у метро архитекторы предлагают связать автомобильным проездом, пересекающим проспект Вернадского – таким образом внутри появляется полноценная, связывающая две части территории, улица районного значения. Эта часть улицы проходит как раз по водоразделу.
Главная улица – часть предлагаемого каркаса. Его вторая часть – система существующих, и благоустраиваемых, конечно же, скверов и прудов в юго-восточной части. Их рекреационное полукольцо смыкается с новой городской осью через внутриквартальные проходы в конце улицы Семенова-Тян-шанского и, с другой стороны, у нового перехода через проспект за вереницей прудов. На схеме неплохо видно, как деловая функция плавно перерастает в рекреационную – они стали взаимопроникающими половинками одного кольца, чья цель – объединить две части района.
От периферии внутрь. Активация
Обнаружение улицы внутри района, ее усиление и нахождение связей, как ветвящихся, так и закольцованных, становится основой для активации внутриквартальных пространств. Сейчас активен контур территории, нужно активизировать ее середину, – это второй принцип реновации согласно проекту «Остоженки». Дополнениями основного «дерева» улицы и скверов станут внутриквартальные проезды, которых много больше в новой застройке, также как и переосмысленные тропинки и объезды, часть из которых становится пешеходной, часть, наоборот, усиливает свое автомобильное значение. Но катализатором должны стать намеченные артерии.
«Это очень похоже на мелиорацию. В болоте вода стоит, – комментирует проект Андрей Гнездилов, – мы создаем канал, и начинается движение. Нашу задачу мы видим в том, чтобы создать предпосылки для качественных изменений. Но мы видим потенциал использования этой улицы – как в плане коммерции, так и драйвера развития социальной жизни». Благодаря этому решению городская активность, прежде существовавшая преимущественно на периферии района, переносится внутрь, район словно «переворачивается наизнанку»: вдоль пути следования пешехода развивается инфраструктура – социальная и коммерческая, призванная насытить маршрут впечатлениями. Общий доступ в школьную библиотеку и спортивные залы усиливает социализацию района, способствуя созданию местных сообществ. Вместе с новой улицей развивается и дорожная сеть всего района, согласно третьему принципу:
Город – тело, улицы – вены
«Есть тело города, его каркас и вены – это улицы. По каркасу идут все сети – транспортные, пешеходные, инженерные, – объясняет Андрей Гнездилов, – подобно разным органам в организме, каждая из ячеек – урбан-блоков имеет свою функцию, общественную, жилую, коммерческую. Они могут смешиваться, но так или и иначе одна из них преобладает».Эта модель не нова – она лежит в основе новых московских стандартов качества жилой среды, где минимальной единицей являются урбан-блоки, складывающиеся в квартальную застройку, из которой формируются микрорайоны. Впрочем на той прошлогодней Арх Москве, где Москомархитектуры представлял свои нормативы, «Остоженка» показала основанные на собственных разработках принципы, и во многом они совпадают. Урбан-блоки – наименьшие элементы городской иерархии и самые закрытые, частные, их особенность – свободный от машин внутренний двор.
Парковка под улицей
В отношении кварталов на проспекте Вернадского проблема парковки особенно остра. Отвечая на этот вызов, архитекторы «Остоженки» предлагают вместо подземных паркингов под домами, которые зачастую усложняют архитектурно-планировочные решения квартир своим шагом колонн, размещение автостоянок под улицами и переулками.Рентабельность такого назначения улиц была рассчитана Институтом экономики города. С точки зрения девелопмента выгода очевидна – на сегодняшний день застройщики вынуждены продавать парковочные места вместе с квартирами, но даже при нынешнем уровне автомобилизации населения не все желают переплачивать за машиноместо. Еще интереснее это предложение для города – собственника транспортных артерий. Строительство подземных автостоянок можно совмещать с прокладкой коллекторов для общегородских коммуникаций, переводя в буквальное понимание принцип «улица-артерия». Такое совмещение облегчает эксплуатацию коммунальных сетей, а вырученные за аренду парковки деньги идут в бюджет города.
На протяжении многих лет «Остоженка» последовательно руководствуется многими из названных здесь принципов в своих проектах, реализуя их с успехом как в Москве, так и за ее пределами. Характерно, что визуализации, представленные бюро, отличались «живописной» условностью по сравнению с другими проектами, стремящимися к фотореалистичности. Хотя фасады объемов были лишь намечены, район в этих картинках ожил благодаря вывескам и персонажам, населившим его. В этом и есть главный принцип бюро – в проекте реновации их заботит главным образом создание среды, а не конкретных объектов. «Жизнь умнее нас: сложно предсказать ее точный сценарий, мы создаем лишь основу для качественных изменений, – пояснил это решение Андрей Гнездилов, – поэтому мы изобразили тех, кому предстоит изменить среду, жителей – полноправных участников этого процесса».