Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.07.2017

Как жить?

Алла Павликова

Жить в постоянном движении, в единении с природой или наедине с собой, погружаясь в мир спорта, музыки, театра или бросаясь на поиски собственного пути. Двенадцатый фестиваль «Архстояние» завершил свою программу в Никола-Ленивце.

Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов

«Как жить?» – вопрос актуальный во все времена. Как образ жизни, сфера деятельности человека и его философия отражаются на типологии жилища, эволюционирующего или, напротив, возвращающегося к истокам? Двенадцатый фестиваль «Архстояние» поставил этот вопрос в продолжение темы «Убежище». По словам куратора фестиваля Антона Кочуркина, поднятая в прошлом году тема себя еще не исчерпала до конца. Однако теперь к ней подошли более архитектурно. «Несмотря на традиционную многожанровость фестиваля, в этом году в Никола-Ленивце появились подлинные архитектурные объекты, – говорит Кочуркин. – Это дома, пригодные для постоянного или временного проживания. У них, в отличие от произведений искусства, которые по своей сути бесполезны, есть функция, цель и область применения». Авторы проектов попытались представить свое видение пространства для жизни, придумали материальную оболочку для собственной системы ценностей и увлечений. Получился некий срез знаний об образе жизни отдельных сообществ – спортивных, театральных, музыкальных.

На территории арт-парка, действительно, появилось несколько новых домов разного масштаба – от самого маленького, пригодного разве что для ночлега, условно-абстрактного, подразумевающего, что природа и есть наш дом, до полноценного жилого дома с канализацией и отоплением.
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов

Самый миниатюрный дом – «Конура», созданная Викторией Чупахиной из глины, веток и собачьей шерсти. Волонтеры, которых удалось застать возле шарообразного домика с небольшим круглым отверстием-входом, рассказали, что художница собирала шерсть в питомниках и зоосадах. Материалом для строительства поделились больше двухсот собак, но, как уверяют создатели арт-объекта, ни одно животное не пострадало. Конура, способная вместить только собаку и его хозяина, покрыта шерстью как внутри, так и снаружи. Дно выстлано соломой, отчего в домике достаточно тепло, несмотря на отсутствие двери. Говорят, что кое-кто из сотрудников фестиваля уже опробовал жилище, случайно заночевав в «Конуре» и после признавался, что спать там оказалось достаточно комфортно. Посетители также охотно забирались в домик – кто-то ради эффектной фотографии, а кто и просто погреться.
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
«Конура». Автор проекта Виктория Чупахина. Фотография © Дмитрий Павликов
***

«Дом», придуманный командой АБ «Рождественка», несмотря на свое прямолинейное название, к дому в буквальном смысле слова имеет наименьшее отношение. На деле это сад, появившийся в поле, на углу которого одиноко растут береза и ольха. Сад было предложено создать руками посетителей за три фестивальных дня. Любой желающий мог выбрать саженец и посадить его в границах выделенного участка. Результатом такого перформанса стала новая для фестиваля структура. Арт-парк, который в Никола-Ленивце создается вот уже двенадцатый год, никогда прежде не затрагивал природное окружение. Появление новых пород деревьев, ранее не произраставших в этих местах, искусственно созданная человеком центричная форма сада – это новый шаг в развитии территории – неоднозначный, но смелый. Организаторы неслучайно назвали этот проект наиболее важным для фестиваля, поскольку год от года он будет развиваться, меняя пространство вокруг себя. Напомним, что концепция «дома»-сада стала победителем конкурса Open Call 2017, в результате чего и получила право на реализацию.
***

Вилла ПО-2. Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов
Вилла ПО-2. Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов

Вилла ПО-2 – тоже не столько дом, сколько инсталляция, предвосхищающая появление дома. Антон Кочуркин поделился планами строительства большой виллы по проекту Александра Бродского уже в будущем году. Сегодняшняя инсталляция – лишь размышление о том, какой она будет. Инсталляция собрана из бетонных плит заборов ПО-2, которые обычно ограждают промышленные территории или железную дорогу. В данном случае плиты с вырезанными в них отверстиями-окнами поставлены вокруг скопления деревьев на лужайке. Таким образом Бродский эстетизирует советское прошлое, меняет ассоциативный ряд, делает глухой забор проницаемым, а холодный механистичный материал – живым и тактильным.
Вилла ПО-2. Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов
Вилла ПО-2. Автор проекта Александр Бродский. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Наиболее определенно на вопрос «как жить?» отвечает дом-рампа, созданный молодым архитектурным коллективом «Алыча». Сами авторы называют постройку «Штабом», а посетители окрестили ее скейтспотом. Дом, иллюстрирующий стиль жизни сообщества скейтбордистов, располагается на территории кемпинга, рядом с прудом. Место более чем оживленное, но новому сооружению удается спрятаться среди деревьев. К пруду объем развернут прозрачной витриной. Последняя, как выяснилось в ходе мастер-класса по катанию на скейте, легко снимается, превращая дом в сцену. Кататься могли все желающие, организаторы брались обучить новичков основам данного вида спорта.
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча».Фотография © Дм итрий Павликов
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча».Фотография © Дм итрий Павликов
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча». Фотография © Дмитрий Павликов
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча». Фотография © Дмитрий Павликов

Один из авторов проекта Алексей Папин объяснил, что идея создания уединенного пространства для катания возникла давно. Был даже придуман новый термин, определяющий философию проекта – аскейтизм. Никола-Ленивец стал идеальным местом для реализации замысла. «Сначала мы нарисовали рампу, – рассказал Алексей Папин, – Потом добавили жилые помещения – спальню, санузел, гостиную с гамаком. Все это завернули в оболочку из фанеры – особо значимого материала для скейтбордистов. Предусмотрели канализацию, освещение и отопление. И получили комфортное жилое пространство». Идея завернуть функцию в оболочку, как утверждают авторы, заимствована у конструктивистов. Форма постройки тоже выдержана в духе нового конструктивизма – лаконичная, но запоминающаяся.
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча». Фотография © Дмитрий Павликов
«Штаб». Авторы проекты бюро «Алыча». Фотография © Дмитрий Павликов
***

Помимо «Штаба» возле пруда разместились еще два жилых дома – «Кибитка» Юрия Муравицкого и Рустама Керимова, и «Дом с люстрой», придуманный петербургским бюро «Хвоя». Молодые архитекторы из северной столицы очень правильно почувствовали место – на кромке воды. Здесь они построили дом без единого окна. Свет внутрь проникает сквозь небольшое отверстие в кровле, по подобию швейцарской часовни брата Клауса Петера Цумтора. Днем это естественный солнечный свет, а ночью – свет люстры, установленной внутри стеклянного колпака. Люстра освещает как внутреннее пространство, так и улицу, выступая в роли фонаря. Замкнутый объем словно бы противопоставлен открытым пространствам Никола-Ленивца. Входя внутрь, посетитель оказывается отрезанным от окружения, наедине со своими мыслями. Иначе решена внешняя граница дома. Здесь, на деревянном помосте, выходящем прямо на воду, создано полноценное общественное пространство, которое позволяет в полной мере насладиться окружением, свесить ноги в воду, позагорать или проследить за закатом солнца.
«Дом с люстрой». Бюро «Хвоя». Фотография © Дмитрий Павликов
«Дом с люстрой». Бюро «Хвоя». Фотография © Дмитрий Павликов
«Дом с люстрой». Бюро «Хвоя». Фотография © Дмитрий Павликов
«Дом с люстрой». Бюро «Хвоя». Фотография © Дмитрий Павликов
***

К созданию дома-кибитки Антон Кочуркин привлек режиссера Юрия Муравицкого и архитектора Рустама Керимова, возглавляющего бюро А-ГА. В таком тандеме было создано произведение, иллюстрирующее кочевой образ жизни человека, не способного сидеть на одном месте. Страсть к передвижению кибитка, собранная на базе старого автобуса, охотно демонстрировала, прокатываясь по берегу пруда под музыкальный аккомпанемент. Другая идейная составляющая дома-кибитки – жизнь напоказ. Одна из ее стен, по замыслу авторов, превращена в огромную стеклянную витрину, сквозь которую можно наблюдать за жизнью актеров, населяющих дом. В каком-то смысле,это обычное состояние современного человека, ежедневно демонстрирующего свою жизнь в соцсетях и там же наблюдающего за жизнью других людей. Но основное наполнение кибитки – репетиция спектакля «Три сестры». В течение всех фестивальных дней актеры репетировали на глазах у зрителя, из-за чего сам процесс репетиции превратился в некий спектакль.
«Кибитка». Юрий Муравицкий и бюро А-ГА. Фотография © Дмитрий Павликов
«Кибитка». Юрий Муравицкий и бюро А-ГА. Фотография © Дмитрий Павликов
«Кибитка». Юрий Муравицкий и бюро А-ГА. Фотография © Дмитрий Павликов
«Кибитка». Юрий Муравицкий и бюро А-ГА. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Рядом с «Кибиткой» разместилась инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Это продолжение проекта «Ментальные дрова», предполагающего демонстративное сожжение скульптур из древесины. В этом году из старых досок было собрано сто фигурок животных. Собаки, суслики, олени на деревянных подиумах-кострищах заняли большое поле за кафе «Угра». Издали рассредоточенные фигурки напоминали покосившиеся деревянные кресты заброшенного кладбища. Ассоциация, наверное, неслучайная, учитывая дальнейшую судьбу инсталляции.
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Пепелище. Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Пепелище. Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Пепелище. Фотография © Дмитрий Павликов
Временная инсталляция Алексея Мартинса «Быть вместе». Пепелище. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Иное настроение задавал перформанс Сергея Катрана, который в игровой форме предложил посетителям выбрать свой жизненный путь. Суть своего экспериментального проекта «Дети гениев отдыхают на природе» автор объяснил на примере всем известных легенд о Диогене, проповедующих идеи воздержания и самоограничения. Ограничить человека Катран предложил вполне буквально, с помощью препарированной бочки. Бочек оказалось много и каждая с неповторяющимися отверстиями. Любой желающий мог выбрать себе бочку по вкусу, просунуть в нее ногу, руку или одеть на голову. Выбирая ту или иную бочку, человек, по замыслу автора, определял свою жизненную философию и степень самоограничения.
Перформанс Сергея Катрана. Справа: Сергей Катран. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Справа: Сергей Катран. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Фотография © Дмитрий Павликов
Перформанс Сергея Катрана. Фотография © Дмитрий Павликов
***

Помимо посещения арт-объектов гостям фестиваля была предложена обширная лекционная программа. К примеру, 22 июля в лектории состоялся большой круглый стол на тему «Как жить?» с участием авторов проектов и приглашенных экспертов. Свою образовательную программу в «Лесной школе», устроенной в Ленивом Зиккурате, провел Пахом. Молодые кинокритики подготовили ночные кинопоказы. В поле транслировались фильмы с 33-миллиметровой пленки на передвижном кинооборудовании прошлого века. Одним из главных инструментов поиска ответа на вечный вопрос стала музыка. Центр «Наука и Искусство» собрал пятьдесят музыкантов из США, Европы и России. Не отставали и гости «Архстояния», приехавшие с гитарами, барабанами, варганами и совершенно экзотическими музыкальными инструментами, не стихавшими до рассвета.
«Лесная школа». Фотография © Дмитрий Павликов
«Лесная школа». Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов
Фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце. Фотография © Дмитрий Павликов

Как признался Антон Кочуркин, жилые дома стали для фестиваля настоящим вызовом, ведь в рамках «Архстояния» никогда прежде не создавалась «полезная архитектура». Но несмотря на все трудности, включая постоянные дожди, мешавшие реализовывать проекты, все получилось. Дома надолго заняли свое место в парке. И органичность их существования в природном окружении перестала вызывать какие-либо сомнения, когда на предзакатный Никола-Ленивец опустился молочно-белый туман, растушевал все острые углы и стер все вопросительные знаки.