Точка отсчета

Архитектурное бюро «Остоженка» и ЮниКредит Банк отметили двадцатилетнюю годовщину здания банка на Пречистенской набережной, собравшего в свое время немалый урожай профессиональных и государственных наград.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg

Мастерская:

АБ Остоженка

Проект:

Международный Московский Банк
Россия, Москва, Пречистенская набережная, вл. 9

Авторский коллектив:
А. Скокан, В. Каняшин, Р. Баишев, «J.Pallasmaa architects»: Davidson & Lindeberg (Финляндия)

заказчик – ЗАО Международный Московский Банк
В эпоху перемен, в которую все мы имеем спорное счастье жить, двадцать лет – годовщина солидная. Если эту дату отмечают, значит, юбиляр не только все еще существует, но и вписался в новые времена, ничем себя не скомпрометировал, уважаем и даже, видимо, любим. Все это, оказывается, вполне применимо не только к какой-нибудь организации или, скажем, должностному лицу, но и к архитектурному произведению. Во всяком случае, во время празднования двадцатилетия со дня окончания строительства здания Международного московского банка на Пречистенской набережной слова любви и благодарности звучали очень искренне. Работники банка – с 2007 года он носит название ЮниКредит – гордятся местом, в котором работают, и называют его родным домом. Куратор Александр Балашов, собравший за эти годы небольшую, но убедительную коллекцию русской живописи и графики 1920-1930-х годов, вдохновенно продолжает работу над ее пополнением.
zooming
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка

Что же касается автора проекта Александра Скокана, то для него здание на Пречистенской набережной, 9 стало первым значительным проектом – и сразу же крупной удачей. И не только для Скокана и его мастерской этот объект оказался знаковым. Это было первое построенное в России после Октябрьской революции здание коммерческого банка (так же как и сам Международный московский стал первым на постсоветском пространстве негосударственным банком, обладателем лицензии № 1). А главное – самый первый проект, с которого началась комплексная реконструкция Остоженки, превратившая богатый историческими ассоциациями, но совершенно запущенный «микрорайон № 17» в пресловутую «золотую милю» – средоточие престижной недвижимости и самый компактный на постсоветском пространстве полигон передовой архитектуры.
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка

Они вообще очень удачно нашли друг друга – архитектор Александр Скокан и Остоженка. Старомосковскому району, где к концу 1980-х за худо-бедно приличными фасадами тогда еще Метростроевской улицы скрывалась путаница полубарачных переулков, посчастливилось найти бережного реформатора – каким бы оксюмороном ни выглядело это словосочетание. Архитектор, начавший заниматься комплексной реконструкцией Остоженки еще в 1989 году, в составе Научно-проектного центра МАрхИ, сделал эту миссию, без преувеличения, делом своей жизни, что и закреплено в названии образованного тремя годами позже бюро. В течение десяти лет АБ «Остоженка» выполняло функцию генпроектировщика района и возводило здесь объект за объектом. Конечно, здесь строили и строят и другие отличные архитекторы, а география проектов «Остоженки» давно вышла за пределы одноименной территории, но их «роман» продолжается. Да что там роман – налицо все приметы счастливого брака: и «фамилия» общая, и фарфоровый юбилей вот отпраздновали. Чтобы уже завершить семейную тему, упомянем, что сам Скокан с удовольствием называет здание банка своим «первенцем».

Дом на Пречистенской набережной уникален еще и тем, что вызванный им общественный резонанс развивался в направлении, противоположном привычному. Чаще всего же как бывает – если здание интересное, о нем начинают говорить еще на этапе проекта, к завершению строительства обсуждение кипит вовсю, а потом все привыкают, переключаются на другие объекты. Но в момент, когда со здания Международного Московского банка сняли леса, общественность его попросту… не заметила – настолько органично это современное, ни капли не архаичное здание вписалось в панораму Пречистенской набережной. Для Скокана с его программной контекстуальностью такая «незаметность» – лучший комплимент. Тем более что, присмотревшись, проект высоко оценили не только коллеги и публика, но и официальные лица: в 1996 году здание получило Государственную премию, а в 1997 по итогам «Московского рейтинга» было признано лучшей постройкой десятилетия.
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ «Остоженка»
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ «Остоженка»
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка

Не превышать высотность, не заступать за красную линию и вообще по возможности не слишком «высовываться» – в рамках всех этих ограничений, обязательных для исторического центра, «Остоженка» существует естественно, как, может быть, ни одна другая московская мастерская, и, более того, каждый раз выстраивает на их основе внятное и вполне бескомпромиссное художественное качество. Здание банка, например, при беглом взгляде с противоположной стороны реки как-то умудряется выглядеть близнецом стоящего рядом здания Технического училища имени Ермакова архитекторов Фалеева и Маркова, хотя ничего у них, казалось бы, не может быть общего: одно постройки 1905 года, другое – 1995-го, одно – классический московский модерн, другое – абсолютно актуальная для рубежа XX-XXI столетий европейского вида постройка с элементами конструктивизма. Компактный ортогональный фасад из гладкого гранита, со строгими рядами прямоугольных окон и широкими пилонами в высоту двух этажей мог был показаться скучноватым без венчающей его легкой стеклянной конструкции, отступающей от уровня красной линии на глубину просторной террасы. Здесь, наверху, расположились представительские помещения и апартаменты руководства банка, что и подчеркнуто конструктивными различиями, а терраса с захватывающим дух видом на широкую панораму Москвы-реки моментально вызывает ассоциации с корабельной палубой. Верхнюю границу объема образует двойное подчеркивание линии кровли, «перекликающейся своим покатым округлым силуэтом с вантами Крымского моста» (Александр Скокан), и проходящего под ней стеклянного навеса.

Что касается внутренней архитектуры, то она строится вокруг пронизывающего все этажи атриума, перекрытого стеклянной крышей с полотняными солнцезащитными шторками сложного серо-мандаринового оттенка. Именно это многосветное пространство, образующее нечто вроде городской площади внутри здания, создает главный wow-эффект проекта. Воздух, свет, пешеходные мостики и лестницы, под разными углами пересекающие атриум, много зелени, как в зимнем саду, – здесь дышишь полной грудью, а взгляд не устает следить за пересечениями уровней и проекций, с каждого этажа открывающимися по-новому. Корабельная тема продолжается в оформлении мостиков, металлические стойки и канаты тонко взаимодействуют с тиковым деревом перил и стеклоблоками, из которых сложена большая часть внутренних перегородок. Настоящая роскошь для офисного здания, где обычно принято экономить каждый метр полезного пространства.
zooming
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной. Фасад © АБ «Остоженка»
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной. Разрез © АБ «Остоженка»

Будучи «пионером» новой Остоженки, здание взяло на себя функцию точки отсчета, то есть уже само по себе стало контекстом для всех последующих построек. В том числе, разумеется, и для проектов бюро «Остоженка». И когда через полтора десятилетия банк заказал архитекторам возведение второго здания, которое должно было расположиться позади первого, на углу Коробейникова и Бутиковского переулков, им пришлось не просто вписываться, но и некоторым образом конкурировать с собственным проектом, да еще таким успешным и знаменитым. Решение было найдено очень изящное, легкое до невесомости – стеклянные фасады, декорированные горизонтальными пластиковыми ламелями, точно попадающими в цвет кирпича главного офиса, создают ощущение, что массивный объем расслаивается, распадается на штрихи, а дальше и вовсе растворяется в московском воздухе. С оглядкой на здание банка проектировался и жилой комплекс «Кленовый дом», занявший соседнее владение дальше по набережной (объект трудной судьбы, но не будем отвлекаться от темы).
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка

На юбилее, как водится, с удовольствием вспоминали кажущиеся теперь особенно забавными истории двадцатилетней давности. Как первые лица молодого тогда еще банка просто с улицы зашли в мастерскую поинтересоваться, нет ли поблизости хорошего места для банковского здания. («Отчего же нет», – отозвались архитекторы и вскоре получили заказ.) Как авторы проекта, увлеченные идеей поддержать утраченную за годы советской власти преемственность, настаивали на классическом фасаде с пилястрами, и заказчики не поленились собрать аж целое правление, чтобы объяснить архитекторам: это дорого, это нецелесообразно, это не нужно. («И спасибо им за этот подзатыльник», – комментирует Скокан.) Как на одном из мостиков не шутя собирались установить штурвал, чтобы «капитан» управлял вверенным ему учреждением, как большим кораблем. Еще одна смешная история обернулась в результате серьезной удачей. Поскольку президент банка хотел, чтобы из его кабинета открывалась полномасштабная, от пола до потолка, панорама Москвы-реки, он настоял на замене соответствующего фрагмента кирпичного парапета на стекло. Получившаяся асимметричная выемка, этакий легкий ироничный штрих, стала отличительной чертой здания, придала ему живость и обаяние, словно мушка над губой красавицы. История, кстати, имела продолжение: точно такую же панораму правление захотело иметь и в зале заседаний, но тут уж архитекторы парапет отстояли, сравнив для убедительности фасад здания с мужским костюмом: вот, мол, у вас на пиджаке кармашек с платочком, и это хорошо, а представьте себе два кармашка с двумя платочками?
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка

Александр Скокан не устает повторять, что эта работа стала для его мастерской отличной школой – и благодаря совместной работе с западными коллегами (в проектировании участвовал финский архитектор Юхан Паласмаа, строительством занималась итальянская фирма «Кодест Инжиниринг»), и потому, что удалось поработать над проектом с начала до самого конца, вплоть до размещения картин и выбора растений для атриума. И все это – в условиях доверительных, по-настоящему партнерских отношений с заказчиком, о каких в настоящее время архитекторам можно только мечтать. Вполне возможно, кстати, что этот фактор стал одной из причин успеха проекта, – вот и еще повод и порадоваться, и поностальгировать, и задуматься.
zooming
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ «Остоженка»


Мастерская:

АБ Остоженка

Проект:

Международный Московский Банк
Россия, Москва, Пречистенская набережная, вл. 9

Авторский коллектив:
А. Скокан, В. Каняшин, Р. Баишев, «J.Pallasmaa architects»: Davidson & Lindeberg (Финляндия)

заказчик – ЗАО Международный Московский Банк

13.7.2015

Автор текста:

Лилия Аронова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
Baumit Klima: чистый воздух в вашем доме
Продукты линейки Baumit Klima на натуральной известковой основе очищают воздух в помещении, не содержат вредных примесей и поддерживают влажность на оптимальном уровне.

Сейчас на главной

МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой студенты 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.
Пресса: Как город соединит виртуальное с реальным
Интернет, как мы уже тут неоднократно обсудили, лишает город многих его преимуществ перед не-городом, но он же сделает города центрами своего всевластия и всеведения.
Холм в кольце
Смотровая терраса по проекту архитекторов WaterScales у средневекового замка на юге Испании помещает посетителей в контекст исторического ландшафта.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Архи-события: 23–29 сентября
Открытие лекционного сезона в Музее архитектуры, мероприятия «Открытого города», новый учебный год в Ре-школе и экскурсия на курорт «ПИРогово».
Материальность модулей
Центр искусств Aranya на китайском курорте Циньхуандао по проекту бюро Neri&Hu получил «орнаментальный» фасад из стеклофибробетонных модулей.
Единый язык
Квартал Polaris в Нанте по мастерплану бюро LAN объединил колледж гостинично-ресторанного бизнеса, доступное жилье и офисы.
Красота: возвращение отвергнутой
«Красота имеет значение» – так звучит тема V Таллинской архитектурной биеннале. Серьезный разговор о роли архитектуры в возрождении красоты, о новой эстетике, примирении природы и машин, интуиции как способе познания, поддержан обилием VR-реальности и компьютерных моделей: старое понятие красоты возрождают при посредстве новейших технологий.
Футуристическая сеть
Автомобильный мост как место для пешеходных прогулок и созерцания, сеть пешеходных артерий и капилляров, насыщенных зеленью и предназначенных для передвижения и общения. А также сеть «интеллектуальных устройств», помогающих человеку – проект “Linked city”.
Восемь навыков архитектора будущего
Коротко: он должен не просто многое уметь, но и быстро осваивать новое в режиме бесконечного стресса, не снимая улыбки с лица. Рассматриваем советы и предсказания двухдневной конференции «Архитектор будущего» в институте «Стрелка».
Вместо парковки
Каким будет Стокгольм будущего? Эко-коммуна для свободных людей, остров memento mori или экспериментальная площадка для всего на свете? На этот вопрос попытались ответить восемь архитектурных команд из Швеции.