Точка отсчета

Архитектурное бюро «Остоженка» и ЮниКредит Банк отметили двадцатилетнюю годовщину здания банка на Пречистенской набережной, собравшего в свое время немалый урожай профессиональных и государственных наград.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg
Проект:
Международный Московский Банк
Россия, Москва, Пречистенская набережная, вл. 9

Авторский коллектив:
А. Скокан, В. Каняшин, Р. Баишев, «J.Pallasmaa architects»: Davidson & Lindeberg (Финляндия)

1991 — 1993 / 1993 — 1995

заказчик – ЗАО Международный Московский Банк
В эпоху перемен, в которую все мы имеем спорное счастье жить, двадцать лет – годовщина солидная. Если эту дату отмечают, значит, юбиляр не только все еще существует, но и вписался в новые времена, ничем себя не скомпрометировал, уважаем и даже, видимо, любим. Все это, оказывается, вполне применимо не только к какой-нибудь организации или, скажем, должностному лицу, но и к архитектурному произведению. Во всяком случае, во время празднования двадцатилетия со дня окончания строительства здания Международного московского банка на Пречистенской набережной слова любви и благодарности звучали очень искренне. Работники банка – с 2007 года он носит название ЮниКредит – гордятся местом, в котором работают, и называют его родным домом. Куратор Александр Балашов, собравший за эти годы небольшую, но убедительную коллекцию русской живописи и графики 1920-1930-х годов, вдохновенно продолжает работу над ее пополнением.
zooming
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка

Что же касается автора проекта Александра Скокана, то для него здание на Пречистенской набережной, 9 стало первым значительным проектом – и сразу же крупной удачей. И не только для Скокана и его мастерской этот объект оказался знаковым. Это было первое построенное в России после Октябрьской революции здание коммерческого банка (так же как и сам Международный московский стал первым на постсоветском пространстве негосударственным банком, обладателем лицензии № 1). А главное – самый первый проект, с которого началась комплексная реконструкция Остоженки, превратившая богатый историческими ассоциациями, но совершенно запущенный «микрорайон № 17» в пресловутую «золотую милю» – средоточие престижной недвижимости и самый компактный на постсоветском пространстве полигон передовой архитектуры.
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка

Они вообще очень удачно нашли друг друга – архитектор Александр Скокан и Остоженка. Старомосковскому району, где к концу 1980-х за худо-бедно приличными фасадами тогда еще Метростроевской улицы скрывалась путаница полубарачных переулков, посчастливилось найти бережного реформатора – каким бы оксюмороном ни выглядело это словосочетание. Архитектор, начавший заниматься комплексной реконструкцией Остоженки еще в 1989 году, в составе Научно-проектного центра МАрхИ, сделал эту миссию, без преувеличения, делом своей жизни, что и закреплено в названии образованного тремя годами позже бюро. В течение десяти лет АБ «Остоженка» выполняло функцию генпроектировщика района и возводило здесь объект за объектом. Конечно, здесь строили и строят и другие отличные архитекторы, а география проектов «Остоженки» давно вышла за пределы одноименной территории, но их «роман» продолжается. Да что там роман – налицо все приметы счастливого брака: и «фамилия» общая, и фарфоровый юбилей вот отпраздновали. Чтобы уже завершить семейную тему, упомянем, что сам Скокан с удовольствием называет здание банка своим «первенцем».

Дом на Пречистенской набережной уникален еще и тем, что вызванный им общественный резонанс развивался в направлении, противоположном привычному. Чаще всего же как бывает – если здание интересное, о нем начинают говорить еще на этапе проекта, к завершению строительства обсуждение кипит вовсю, а потом все привыкают, переключаются на другие объекты. Но в момент, когда со здания Международного Московского банка сняли леса, общественность его попросту… не заметила – настолько органично это современное, ни капли не архаичное здание вписалось в панораму Пречистенской набережной. Для Скокана с его программной контекстуальностью такая «незаметность» – лучший комплимент. Тем более что, присмотревшись, проект высоко оценили не только коллеги и публика, но и официальные лица: в 1996 году здание получило Государственную премию, а в 1997 по итогам «Московского рейтинга» было признано лучшей постройкой десятилетия.
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ «Остоженка»
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ «Остоженка»
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка

Не превышать высотность, не заступать за красную линию и вообще по возможности не слишком «высовываться» – в рамках всех этих ограничений, обязательных для исторического центра, «Остоженка» существует естественно, как, может быть, ни одна другая московская мастерская, и, более того, каждый раз выстраивает на их основе внятное и вполне бескомпромиссное художественное качество. Здание банка, например, при беглом взгляде с противоположной стороны реки как-то умудряется выглядеть близнецом стоящего рядом здания Технического училища имени Ермакова архитекторов Фалеева и Маркова, хотя ничего у них, казалось бы, не может быть общего: одно постройки 1905 года, другое – 1995-го, одно – классический московский модерн, другое – абсолютно актуальная для рубежа XX-XXI столетий европейского вида постройка с элементами конструктивизма. Компактный ортогональный фасад из гладкого гранита, со строгими рядами прямоугольных окон и широкими пилонами в высоту двух этажей мог был показаться скучноватым без венчающей его легкой стеклянной конструкции, отступающей от уровня красной линии на глубину просторной террасы. Здесь, наверху, расположились представительские помещения и апартаменты руководства банка, что и подчеркнуто конструктивными различиями, а терраса с захватывающим дух видом на широкую панораму Москвы-реки моментально вызывает ассоциации с корабельной палубой. Верхнюю границу объема образует двойное подчеркивание линии кровли, «перекликающейся своим покатым округлым силуэтом с вантами Крымского моста» (Александр Скокан), и проходящего под ней стеклянного навеса.

Что касается внутренней архитектуры, то она строится вокруг пронизывающего все этажи атриума, перекрытого стеклянной крышей с полотняными солнцезащитными шторками сложного серо-мандаринового оттенка. Именно это многосветное пространство, образующее нечто вроде городской площади внутри здания, создает главный wow-эффект проекта. Воздух, свет, пешеходные мостики и лестницы, под разными углами пересекающие атриум, много зелени, как в зимнем саду, – здесь дышишь полной грудью, а взгляд не устает следить за пересечениями уровней и проекций, с каждого этажа открывающимися по-новому. Корабельная тема продолжается в оформлении мостиков, металлические стойки и канаты тонко взаимодействуют с тиковым деревом перил и стеклоблоками, из которых сложена большая часть внутренних перегородок. Настоящая роскошь для офисного здания, где обычно принято экономить каждый метр полезного пространства.
zooming
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной. Фасад © АБ «Остоженка»
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной. Разрез © АБ «Остоженка»

Будучи «пионером» новой Остоженки, здание взяло на себя функцию точки отсчета, то есть уже само по себе стало контекстом для всех последующих построек. В том числе, разумеется, и для проектов бюро «Остоженка». И когда через полтора десятилетия банк заказал архитекторам возведение второго здания, которое должно было расположиться позади первого, на углу Коробейникова и Бутиковского переулков, им пришлось не просто вписываться, но и некоторым образом конкурировать с собственным проектом, да еще таким успешным и знаменитым. Решение было найдено очень изящное, легкое до невесомости – стеклянные фасады, декорированные горизонтальными пластиковыми ламелями, точно попадающими в цвет кирпича главного офиса, создают ощущение, что массивный объем расслаивается, распадается на штрихи, а дальше и вовсе растворяется в московском воздухе. С оглядкой на здание банка проектировался и жилой комплекс «Кленовый дом», занявший соседнее владение дальше по набережной (объект трудной судьбы, но не будем отвлекаться от темы).
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка
Офисное здание в Бутиковском переулке © АБ Остоженка

На юбилее, как водится, с удовольствием вспоминали кажущиеся теперь особенно забавными истории двадцатилетней давности. Как первые лица молодого тогда еще банка просто с улицы зашли в мастерскую поинтересоваться, нет ли поблизости хорошего места для банковского здания. («Отчего же нет», – отозвались архитекторы и вскоре получили заказ.) Как авторы проекта, увлеченные идеей поддержать утраченную за годы советской власти преемственность, настаивали на классическом фасаде с пилястрами, и заказчики не поленились собрать аж целое правление, чтобы объяснить архитекторам: это дорого, это нецелесообразно, это не нужно. («И спасибо им за этот подзатыльник», – комментирует Скокан.) Как на одном из мостиков не шутя собирались установить штурвал, чтобы «капитан» управлял вверенным ему учреждением, как большим кораблем. Еще одна смешная история обернулась в результате серьезной удачей. Поскольку президент банка хотел, чтобы из его кабинета открывалась полномасштабная, от пола до потолка, панорама Москвы-реки, он настоял на замене соответствующего фрагмента кирпичного парапета на стекло. Получившаяся асимметричная выемка, этакий легкий ироничный штрих, стала отличительной чертой здания, придала ему живость и обаяние, словно мушка над губой красавицы. История, кстати, имела продолжение: точно такую же панораму правление захотело иметь и в зале заседаний, но тут уж архитекторы парапет отстояли, сравнив для убедительности фасад здания с мужским костюмом: вот, мол, у вас на пиджаке кармашек с платочком, и это хорошо, а представьте себе два кармашка с двумя платочками?
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка
Александр Скокан – руководитель АБ Остоженка © АБ Остоженка

Александр Скокан не устает повторять, что эта работа стала для его мастерской отличной школой – и благодаря совместной работе с западными коллегами (в проектировании участвовал финский архитектор Юхан Паласмаа, строительством занималась итальянская фирма «Кодест Инжиниринг»), и потому, что удалось поработать над проектом с начала до самого конца, вплоть до размещения картин и выбора растений для атриума. И все это – в условиях доверительных, по-настоящему партнерских отношений с заказчиком, о каких в настоящее время архитекторам можно только мечтать. Вполне возможно, кстати, что этот фактор стал одной из причин успеха проекта, – вот и еще повод и порадоваться, и поностальгировать, и задуматься.
zooming
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ Остоженка
ЮниКредит Банк на Пречистенской набережной © АБ «Остоженка»
Проект:
Международный Московский Банк
Россия, Москва, Пречистенская набережная, вл. 9

Авторский коллектив:
А. Скокан, В. Каняшин, Р. Баишев, «J.Pallasmaa architects»: Davidson & Lindeberg (Финляндия)

1991 — 1993 / 1993 — 1995

заказчик – ЗАО Международный Московский Банк

13 Июля 2015

Автор текста:

Лилия Аронова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Градсовет Петербурга 17.02.2021
Тот день, когда Градсовет критиковал признанного архитектора и хвалил работу молодого. Но все равно согласовал первого, а второго отправил на доработку.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.