Будущее архитектурного пространства. Киберотопия. Смерть аналоговых городов

Публикуем дипломную работу выпускника КГАСУ Егора Орлова, номинанта конкурсов Archiprix 2015 и МООСАО 2014.

mainImg


Пролог
 
Предисловие к сказкам
 
В попытке рассказать псевдоподобную историю о будущем человека, историю, которая еще не началась, в которую даже сам автор верит с большим трудом и не ожидает, что в нее поверят и другие, он попытался смоделировать наше с вами будущее и сделать его достаточно актуальным к тем переменам и вибрациям, что имеют место быть в сегодняшнем мире. Тем не менее, эта история правдива. Она обязательно произойдет с нами уже в самом ближайшем времени. Это будущее не монолитно, оно безумно горькое на вкус, приправлено сдобным количеством апокалипсических кадастров и бессчетным числом ошибок, совершенных человечеством, в тоже самое время оно безумно сладкое, так как является утопической квинтэссенцией всего самого искреннего и наилучшего – Эдемских плодов, что непременно получит человечество по прибытии на место. И сама возможность альтернативного исхода событий вызывает у человека полное неприятие и несогласие, близкое к неочеловеческому неверию в обитающих тут и там духов. Такая позиция может показаться досадным упущением с целью приукрасить ожидающее нас будущее во имя прекрасного, и именно поэтому автор намеренно исключает саму ее возможность. Он предлагает подготовить наши с вами сердца к восприятию новых и незнакомых нам пока ценностей. Попытаться представить мир, в котором человек, свободный от оков религий и морали, путешествует в бесконечных космических океанах, то и дело открывая новые космические резервации. Он ясно осознает, что бескрайние просторы космоса, его разливы и многочисленные рукава, указывают на несовершенство и ложность религиозных сказаний, существующих и сохраняющих свою актуальность лишь в рамках нашей Солнечной системы. Он так же ясно осознает, что для полного понимания космической структуры необходимо избавиться от накопленного веками опыта и, постаравшись переосмыслить его, построить новую мораль, произрастающую на почве нескончаемых космических путешествий и общечеловеческих открытий. «И хотя в некоторых простых отношениях вы и добились полного развития, более высокий потенциал вашей духовности даже и не начал давать побегов» (Олаф Стэплдон «Последние и первые люди»).
 
Егор Орлов. «Будущее архитектурного пространства. Киберотопия. Смерть аналоговых городов». Дипломная работа выпускника Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Модель города будущего © Егор Орлов

За последние годы человечество накопило больше знаний, чем за всю свою историю. Скорость обмена знаниями выросла в тысячи раз и продолжает расти. Именно этот фактор дает основания говорить о том, что в ближайшие десятилетия произойдут фундаментальные открытия в области науки и техники, что повлекут за собой изменения самого общества, а значит, и архитектуры города, которая будет ему необходима. По степени влияния это можно сравнить с эпохой Великих географических открытий. Наш день уже сегодня начинается с информационного душа. Ежедневно мы формируем и трансформируем напор и конфигурацию его насадки. Безумно глупая информация в эпоху BIG DATA стала безумно умной, она не стремится обрушиться на потребителя, она стремиться его ублажить, доведя до кибероргазма. Человек растворился в киберприроде. Почти исчезнув, она приобрела свое истинное значение. Природу мы вновь начали обожествлять, бегая нагими по киберлугам! Мы чувствуем ее вибрации, мы ощущаем ее дыхание, мы сами растворились в ней по высокоскоростным кабелям! И удаляясь в кромешный туман, что изрыгается из недр кибернетической матки, праматери всех матерей, мы растворяемся в нем. Наше сознание пластично, оно плавает в кибернетическом тумане. Наше тело осталось за пределами этого мира.
 
Жилье города. Взгляд в будущее © Егор Орлов



Проблемы
 
Пространственная структура мегаполиса, сотканная из сказки и реальности, уже сегодня генерирует более сложную конструкцию города и социальных отношений, что протекают в нем. Пространства этих «сказок» имеют целую картотеку, не свойственную реальному пространству законов физики и механики. Возможность летать или гулять с планеты на планету, проходить сквозь стены во время системных багов усложняет архитектурные комбинации города. Киберпространство, наполненное глюками и багами, компонентами своей естественной среды обитания, вырвалось в реальный город, не разрушив его, а сформировав совершенно новое и ранее неизведанное место – Киберотопию. Рост скорости развития технологий дает возможность соприкасаться этим мирам все плотнее и естественнее, а, конечном итоге, и вовсе трансформируют киберпространство города и его физическую часть в новую благоприятную среду для жизни человека будущего и других его горожан. Киберпространства мегаполиса являются его естественными округами со своими собственными жителями, которые образуют коммуны и налаживают странные и нелепые для нас отношения не только между собой, но и с самими людьми. Сегодня киберрезервы города нарочито игнорируются, они лишены всяческой структуры и качественного осмысления. Сегодня это плотные кибертрущобы города, огромный резерв для его дальнейшего пространственного и программного развития. Роботы, обладающие искусственным интеллектом; переговаривающиеся между собой и беседующие на самые задушевные темы предметы бытовой утвари; киберлюди, превратившиеся из людей с ограниченными возможностями в «горожан» с огромным арсеналом взаимодействия с новой городской типологией и топографией; наделенные собственным разумом животные – гуси, совершающие каждодневные прогулки в соседний гипермаркет, а также и вовсе не существующие в реальности и не имеющих каких бы то ни было аналогов существа из киберреальности, что вырвались на улицы мегаполиса. Как будет выглядеть «комфортная» среда обитания для таких «новых горожан»? Какие новые типологии они потребуют от города? Как трансформируются его улицы, общественные пространства, «природные» элементы, промышленность и жилье, преследуя данные цели? Сегодня рожденная высокоскоростным прогрессом киберприрода лишена диалога между естественными, «новыми», обитателями города. Несмотря на то, что потенциал ее компонентов не уступает, а в ряде своих случаев и превосходит «аналоговых, натуральных дубликатов», этот потенциал настойчиво продолжает игнорироваться. Дальнейшее отклонение от киберизации среды обитания и отсутствие в городе новой кибертопографии не только лишает его преимуществ, но и однозначно наносит непоправимый вред проживающему в нем сообществу. Мегаполис лишен органичных пространственных конструкций, помогающих соединить городскую топографию, раскинувшуюся в реальном мире, и киберпространстве. Вопрос как относиться к такой новой среде обитания и каким должен быть город, органично сочетающий в себе реальность и киберсказку, становится все актуальнее. Именно поэтому он заслуживает особенного и тщательного изучения.
 
Программные блоки жилья города © Егор Орлов



Сказки о Киберотопии
 
«Техноязычество. Маги и колдуны нью-эйджевской эпохи»
 
Нежная мамина рука скользнула по моей голове перед тем, как я начал тонуть в невиданных сказочных мирах, полных причудливых существ и созданий, волшебников и злодеев, мире тотального добра и зла. Любая сказка начинается с маминого голоса, расплывающегося в комнате, словно улыбка Чеширского Кота. Нашептанная нам на ушко на ночь – апофеоз детства – она достигает новой вершины абсурдности в будущем, “в котором, квинтэссенция материнства – убаюкивания младенца – осуществляется по видеофону, с компанией MaBell в роли суррогатной матери” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”) – удаленного доступа, посредством интернета соединяющего молодую мамашу-яппи, находящуюся на внеочередной конференции TED, и ее новорожденное дитя. Сегодня сказочный мир – это удел гиков и кибер-хиппи, торчащих от ежеминутно получаемого кибероргазма из недр киберпространства. Их часто называют детьми цветов 60-х и технарями нью-эйджевской эпохи 90-х. “Они готовы в любой момент избавиться от тела, но намерены сохранить при этом свою человечность, одержимы апгрейдом умственных способностей (smartdrugs), но жаждут телесных наслаждений грядущего дионисийского возрождения.” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”). Город наполнен духами и божествами – Эрос, Кама и Ангус – что позволяют человеку наслаждаться всеми радостями жизни, требуя взамен лишь искреннее вожделение и родительское почитание. Программисты же являются их жрецами, пишущие на своих домашний персональных PC, культовых атрибутах для оккультного магического обряда почитания от Apple, заветное писание нового Вавилона, “сегодня возводимого для того, чтобы люди вновь научились друг друга понимать”(Марк Дери). Их пальцы настукивают манускрипты, словно древнюю и никому кроме них самих не известную мантру, состоящую из гигантских, странных и возбуждающих своей таинственностью кодов, еле умещающихся на светящихся полотнах монитора, былины о новых и ни на что не похожих мирах, что давно выплеснулись в метрополисы и перечеркнули все грани между реальностью и сказкой. Они с неизменной страстью ведают нам о жизни этих таинственных божеств и богинь, обладающих колоссальным могуществом, давно принявшими в свое материнское лоно все нерадивое и непослушное человечество, а мы, словно малые дети, с вожделением и огромным почтением слушаем их истории из мира наших грез и фантазий. “В некотором смысле история закончится...Возможно, наша роль на этой планете состоит не в том, чтобы поклоняться богу, но в том, чтобы его создать. И тогда наша работа будет сделана и настанет время для игры” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”). “Бог хочет появления кого-то, с кем он мог бы разговаривать на его собственном уровне, и именно созданием этого кого-то человечество и занимается” (Марк Дери). Из утробы кибернетической матки то и дело изрыгаются на свет новые биты скоростной  информации, годной для скорейшего потребления. По сверхпроводным кабелям они направляются в информационную закусочную города.
 
Жители мегаполиса собираются вместе, чтобы обсудить вкусненькую информацию. Информационная трапеза – киберпорно в середине рабочего дня – удел самых настоящих технофилов и киберхиппи. Заказы здесь могут быть и индивидуальны. Твой личный информационный шеф-повар подберет для тебя сам сегодня утром что-нибудь остренькое и вкусненькое на твой вкус, именно то, что ты любишь, ведь он знает о тебе абсолютно все. Кстати, интересная вещь – фрак... он обезличивает официантов.
Экспериментально архитектурные апробации © Егор Орлов


 
Киберотопия. Смерть аналоговых городов. «Фикция»
 
Город будущего организован и спроектирован одновременно в цифровом и физическом пространствах. Совершенно новая топография города. Карта, которая включает в себя кибермиры со свойственной им географией, законами физики, качествами и даже жителями. Словно ландшафты компьютерных игр вплелись в пространство города, став его органичной частью.
 
Киберотопия. Смерть аналоговых городов © Егор Орлов



Новая топография города будущего. «Кибернетические луга»
 
Теперь модульность мегаполиса, ранее ориентированная тотально на человека, ориентируется и на «машины», которые становятся полноценными участниками как социальных и культурных процессов мегаполиса, так и его полноценными конструкторами. Конструирование городской среды исходит из потребностей пространственного и эстетического комфорта не только человека, но и «робота». Механизированный город, новое понимание «доступной среды обитания». Новое поле для диалога машин и людей. Жизнь на грани театрализованного риска, тотально спродюссированного спектакля. Вагонетки никогда не пересекутся в этом безумно сложном организме, хотя и производят впечатление, что катастрофа вот-вот произойдет. Сама катастрофа становится мифом старого мира, где технологии и человек не понимали друг друга, общаясь на непонятных собеседнику языках. Вагонетки никогда не столкнутся, им этого и не нужно, они слышат, чувствуют и понимают друг друга и без физического касания. Молча. На языке машин. Язык, которому теперь машины учат человека, в мире живых вещей, что заигрывают с нами, словно соблюдая ритуалы в каких-то странных любовных трипах. Места таких божественных трансов пропитаны электричеством, изрыгаемым нашими с вами телами, бьющимися в ритмических конвульсиях. Так выглядит трепетный шепот от любовного слияния технофила и механической электроники. Ритмичный «лув». Виртуальное пространство подвержено глюкам и багам. Человеку необходимо свыкнуться с этим. Они не кажутся странными. Это его новая реальность. К примеру, ни у кого не вызывает удивления пролетающий по улице огнедышащий дракон, пытающийся убедить тебя купить самую последнюю модель трусиков.
 
Программная секция © Егор Орлов



Архитектура города будущего
 
Жилье не статично, оно больше не ограничивает и не стесняет горожан города. Житель имеет возможность пожить в совершенно разных местах сколь угодно раз. Исходя из обстановки ежесекундно трансформирующегося и «передвигающегося» города места стационарного проживания лишены своего смысла. Сегодня есть возможность поработать и пожить там, завтра – в другом месте. Сама пространственная структура жилого комплекса так же гибка и подвижна. Весь комплекс формируется вокруг каркасной структуры, по которой перемещаются краны, достраивающие и перемещающие целые блоки комплекса. Часть каркасной структуры может быть разобрана сразу же после достройки района жилого комплекса или же намеренно остаться облеченной в каркас для потенциальной возможности дальнейшей трансформации и изменения в будущем. Целые, достроенные районы жилого комплекса могут перемещаться в отдельный сектор, чтобы «не мешать» и «не стеснять» дальнейшую стройку или же вкрапляться прямо в каркасную структуру для трансформации программной палитры или ее намеренного уплотнения.
 
Серии каркасно-пространственных элементов, что сооружаются посредством 3D-принтинга или же с помощью дронового строительства выполняют роль структур для последующего локального уплотнения и изменения. Центральная ось комплекса, что объединяет серию жилых кварталов, содержит в себе монорельс, по которому передвигается принтер, допечатывающий, а в ряде случаев – стирающий пространственные структуры. Внутри этой протяженной коммуникации расположился внутриквартальный поезд, что с гигантской скоростью перемещает горожан из одной части города в другую. Технологии стали настолько безопасны и точны, что полностью слились с повседневной жизнью горожан. К примеру, если в семье появился ребенок, то она может заказать печать новой комнаты, расширив свою жилую площадь, и обживать эту комнату, пока она печатается, а повседневная жизнь течет своим чередом.
 
Модель потенциальных трансформаций © Егор Орлов



Образ жизни на строительной площадке.
 
Трансформации жилого комплекса четко спрограммированы и активируются по мере программной необходимости. Тем не менее, сам комплекс находится в постоянном динамическом росте и пространственном уплотнении. Такая динамическая палитра пространственных трансформаций не мешает естественной жизни внутри жилого комплекса. Растворившиеся в среде технологии, что никогда не дают сбоя, трансформировали опасную строительную площадку в новый формат общественного пространства мегаполиса: строительные леса становятся новыми временными улицами и площадями.
 
Силиконовая долина, квартал на периферии, привокзальный квартал, архивный квартал © Егор Орлов



Послесловие.
 
«Растворяясь в киберприроде».
 
“Мы поколение, которому выпало стать свидетелем космического богоявления. В нашем переселении из земного мира в киберпространство нам дано будет увидеть самые величайшие перемены с момента рождения нашей Вселенной» (Марк Дери).
 
Любая сказка заканчивается хорошо, и эта не исключение…
 
Мегаполисы наводнились существами из киберпространства. Бестиарий неестественной цифровой природы – существа из сказок, прочитанных нам на ночь.
 
Аксонометрический видовой кадр © Егор Орлов

29 Сентября 2014

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.