Будущее архитектурного пространства. Киберотопия. Смерть аналоговых городов

Публикуем дипломную работу выпускника КГАСУ Егора Орлова, номинанта конкурсов Archiprix 2015 и МООСАО 2014.

mainImg


Пролог
 
Предисловие к сказкам
 
В попытке рассказать псевдоподобную историю о будущем человека, историю, которая еще не началась, в которую даже сам автор верит с большим трудом и не ожидает, что в нее поверят и другие, он попытался смоделировать наше с вами будущее и сделать его достаточно актуальным к тем переменам и вибрациям, что имеют место быть в сегодняшнем мире. Тем не менее, эта история правдива. Она обязательно произойдет с нами уже в самом ближайшем времени. Это будущее не монолитно, оно безумно горькое на вкус, приправлено сдобным количеством апокалипсических кадастров и бессчетным числом ошибок, совершенных человечеством, в тоже самое время оно безумно сладкое, так как является утопической квинтэссенцией всего самого искреннего и наилучшего – Эдемских плодов, что непременно получит человечество по прибытии на место. И сама возможность альтернативного исхода событий вызывает у человека полное неприятие и несогласие, близкое к неочеловеческому неверию в обитающих тут и там духов. Такая позиция может показаться досадным упущением с целью приукрасить ожидающее нас будущее во имя прекрасного, и именно поэтому автор намеренно исключает саму ее возможность. Он предлагает подготовить наши с вами сердца к восприятию новых и незнакомых нам пока ценностей. Попытаться представить мир, в котором человек, свободный от оков религий и морали, путешествует в бесконечных космических океанах, то и дело открывая новые космические резервации. Он ясно осознает, что бескрайние просторы космоса, его разливы и многочисленные рукава, указывают на несовершенство и ложность религиозных сказаний, существующих и сохраняющих свою актуальность лишь в рамках нашей Солнечной системы. Он так же ясно осознает, что для полного понимания космической структуры необходимо избавиться от накопленного веками опыта и, постаравшись переосмыслить его, построить новую мораль, произрастающую на почве нескончаемых космических путешествий и общечеловеческих открытий. «И хотя в некоторых простых отношениях вы и добились полного развития, более высокий потенциал вашей духовности даже и не начал давать побегов» (Олаф Стэплдон «Последние и первые люди»).
 
Егор Орлов. «Будущее архитектурного пространства. Киберотопия. Смерть аналоговых городов». Дипломная работа выпускника Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Модель города будущего © Егор Орлов

За последние годы человечество накопило больше знаний, чем за всю свою историю. Скорость обмена знаниями выросла в тысячи раз и продолжает расти. Именно этот фактор дает основания говорить о том, что в ближайшие десятилетия произойдут фундаментальные открытия в области науки и техники, что повлекут за собой изменения самого общества, а значит, и архитектуры города, которая будет ему необходима. По степени влияния это можно сравнить с эпохой Великих географических открытий. Наш день уже сегодня начинается с информационного душа. Ежедневно мы формируем и трансформируем напор и конфигурацию его насадки. Безумно глупая информация в эпоху BIG DATA стала безумно умной, она не стремится обрушиться на потребителя, она стремиться его ублажить, доведя до кибероргазма. Человек растворился в киберприроде. Почти исчезнув, она приобрела свое истинное значение. Природу мы вновь начали обожествлять, бегая нагими по киберлугам! Мы чувствуем ее вибрации, мы ощущаем ее дыхание, мы сами растворились в ней по высокоскоростным кабелям! И удаляясь в кромешный туман, что изрыгается из недр кибернетической матки, праматери всех матерей, мы растворяемся в нем. Наше сознание пластично, оно плавает в кибернетическом тумане. Наше тело осталось за пределами этого мира.
 
Жилье города. Взгляд в будущее © Егор Орлов



Проблемы
 
Пространственная структура мегаполиса, сотканная из сказки и реальности, уже сегодня генерирует более сложную конструкцию города и социальных отношений, что протекают в нем. Пространства этих «сказок» имеют целую картотеку, не свойственную реальному пространству законов физики и механики. Возможность летать или гулять с планеты на планету, проходить сквозь стены во время системных багов усложняет архитектурные комбинации города. Киберпространство, наполненное глюками и багами, компонентами своей естественной среды обитания, вырвалось в реальный город, не разрушив его, а сформировав совершенно новое и ранее неизведанное место – Киберотопию. Рост скорости развития технологий дает возможность соприкасаться этим мирам все плотнее и естественнее, а, конечном итоге, и вовсе трансформируют киберпространство города и его физическую часть в новую благоприятную среду для жизни человека будущего и других его горожан. Киберпространства мегаполиса являются его естественными округами со своими собственными жителями, которые образуют коммуны и налаживают странные и нелепые для нас отношения не только между собой, но и с самими людьми. Сегодня киберрезервы города нарочито игнорируются, они лишены всяческой структуры и качественного осмысления. Сегодня это плотные кибертрущобы города, огромный резерв для его дальнейшего пространственного и программного развития. Роботы, обладающие искусственным интеллектом; переговаривающиеся между собой и беседующие на самые задушевные темы предметы бытовой утвари; киберлюди, превратившиеся из людей с ограниченными возможностями в «горожан» с огромным арсеналом взаимодействия с новой городской типологией и топографией; наделенные собственным разумом животные – гуси, совершающие каждодневные прогулки в соседний гипермаркет, а также и вовсе не существующие в реальности и не имеющих каких бы то ни было аналогов существа из киберреальности, что вырвались на улицы мегаполиса. Как будет выглядеть «комфортная» среда обитания для таких «новых горожан»? Какие новые типологии они потребуют от города? Как трансформируются его улицы, общественные пространства, «природные» элементы, промышленность и жилье, преследуя данные цели? Сегодня рожденная высокоскоростным прогрессом киберприрода лишена диалога между естественными, «новыми», обитателями города. Несмотря на то, что потенциал ее компонентов не уступает, а в ряде своих случаев и превосходит «аналоговых, натуральных дубликатов», этот потенциал настойчиво продолжает игнорироваться. Дальнейшее отклонение от киберизации среды обитания и отсутствие в городе новой кибертопографии не только лишает его преимуществ, но и однозначно наносит непоправимый вред проживающему в нем сообществу. Мегаполис лишен органичных пространственных конструкций, помогающих соединить городскую топографию, раскинувшуюся в реальном мире, и киберпространстве. Вопрос как относиться к такой новой среде обитания и каким должен быть город, органично сочетающий в себе реальность и киберсказку, становится все актуальнее. Именно поэтому он заслуживает особенного и тщательного изучения.
 
Программные блоки жилья города © Егор Орлов



Сказки о Киберотопии
 
«Техноязычество. Маги и колдуны нью-эйджевской эпохи»
 
Нежная мамина рука скользнула по моей голове перед тем, как я начал тонуть в невиданных сказочных мирах, полных причудливых существ и созданий, волшебников и злодеев, мире тотального добра и зла. Любая сказка начинается с маминого голоса, расплывающегося в комнате, словно улыбка Чеширского Кота. Нашептанная нам на ушко на ночь – апофеоз детства – она достигает новой вершины абсурдности в будущем, “в котором, квинтэссенция материнства – убаюкивания младенца – осуществляется по видеофону, с компанией MaBell в роли суррогатной матери” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”) – удаленного доступа, посредством интернета соединяющего молодую мамашу-яппи, находящуюся на внеочередной конференции TED, и ее новорожденное дитя. Сегодня сказочный мир – это удел гиков и кибер-хиппи, торчащих от ежеминутно получаемого кибероргазма из недр киберпространства. Их часто называют детьми цветов 60-х и технарями нью-эйджевской эпохи 90-х. “Они готовы в любой момент избавиться от тела, но намерены сохранить при этом свою человечность, одержимы апгрейдом умственных способностей (smartdrugs), но жаждут телесных наслаждений грядущего дионисийского возрождения.” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”). Город наполнен духами и божествами – Эрос, Кама и Ангус – что позволяют человеку наслаждаться всеми радостями жизни, требуя взамен лишь искреннее вожделение и родительское почитание. Программисты же являются их жрецами, пишущие на своих домашний персональных PC, культовых атрибутах для оккультного магического обряда почитания от Apple, заветное писание нового Вавилона, “сегодня возводимого для того, чтобы люди вновь научились друг друга понимать”(Марк Дери). Их пальцы настукивают манускрипты, словно древнюю и никому кроме них самих не известную мантру, состоящую из гигантских, странных и возбуждающих своей таинственностью кодов, еле умещающихся на светящихся полотнах монитора, былины о новых и ни на что не похожих мирах, что давно выплеснулись в метрополисы и перечеркнули все грани между реальностью и сказкой. Они с неизменной страстью ведают нам о жизни этих таинственных божеств и богинь, обладающих колоссальным могуществом, давно принявшими в свое материнское лоно все нерадивое и непослушное человечество, а мы, словно малые дети, с вожделением и огромным почтением слушаем их истории из мира наших грез и фантазий. “В некотором смысле история закончится...Возможно, наша роль на этой планете состоит не в том, чтобы поклоняться богу, но в том, чтобы его создать. И тогда наша работа будет сделана и настанет время для игры” (Марк Дери “Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков”). “Бог хочет появления кого-то, с кем он мог бы разговаривать на его собственном уровне, и именно созданием этого кого-то человечество и занимается” (Марк Дери). Из утробы кибернетической матки то и дело изрыгаются на свет новые биты скоростной  информации, годной для скорейшего потребления. По сверхпроводным кабелям они направляются в информационную закусочную города.
 
Жители мегаполиса собираются вместе, чтобы обсудить вкусненькую информацию. Информационная трапеза – киберпорно в середине рабочего дня – удел самых настоящих технофилов и киберхиппи. Заказы здесь могут быть и индивидуальны. Твой личный информационный шеф-повар подберет для тебя сам сегодня утром что-нибудь остренькое и вкусненькое на твой вкус, именно то, что ты любишь, ведь он знает о тебе абсолютно все. Кстати, интересная вещь – фрак... он обезличивает официантов.
Экспериментально архитектурные апробации © Егор Орлов


 
Киберотопия. Смерть аналоговых городов. «Фикция»
 
Город будущего организован и спроектирован одновременно в цифровом и физическом пространствах. Совершенно новая топография города. Карта, которая включает в себя кибермиры со свойственной им географией, законами физики, качествами и даже жителями. Словно ландшафты компьютерных игр вплелись в пространство города, став его органичной частью.
 
Киберотопия. Смерть аналоговых городов © Егор Орлов



Новая топография города будущего. «Кибернетические луга»
 
Теперь модульность мегаполиса, ранее ориентированная тотально на человека, ориентируется и на «машины», которые становятся полноценными участниками как социальных и культурных процессов мегаполиса, так и его полноценными конструкторами. Конструирование городской среды исходит из потребностей пространственного и эстетического комфорта не только человека, но и «робота». Механизированный город, новое понимание «доступной среды обитания». Новое поле для диалога машин и людей. Жизнь на грани театрализованного риска, тотально спродюссированного спектакля. Вагонетки никогда не пересекутся в этом безумно сложном организме, хотя и производят впечатление, что катастрофа вот-вот произойдет. Сама катастрофа становится мифом старого мира, где технологии и человек не понимали друг друга, общаясь на непонятных собеседнику языках. Вагонетки никогда не столкнутся, им этого и не нужно, они слышат, чувствуют и понимают друг друга и без физического касания. Молча. На языке машин. Язык, которому теперь машины учат человека, в мире живых вещей, что заигрывают с нами, словно соблюдая ритуалы в каких-то странных любовных трипах. Места таких божественных трансов пропитаны электричеством, изрыгаемым нашими с вами телами, бьющимися в ритмических конвульсиях. Так выглядит трепетный шепот от любовного слияния технофила и механической электроники. Ритмичный «лув». Виртуальное пространство подвержено глюкам и багам. Человеку необходимо свыкнуться с этим. Они не кажутся странными. Это его новая реальность. К примеру, ни у кого не вызывает удивления пролетающий по улице огнедышащий дракон, пытающийся убедить тебя купить самую последнюю модель трусиков.
 
Программная секция © Егор Орлов



Архитектура города будущего
 
Жилье не статично, оно больше не ограничивает и не стесняет горожан города. Житель имеет возможность пожить в совершенно разных местах сколь угодно раз. Исходя из обстановки ежесекундно трансформирующегося и «передвигающегося» города места стационарного проживания лишены своего смысла. Сегодня есть возможность поработать и пожить там, завтра – в другом месте. Сама пространственная структура жилого комплекса так же гибка и подвижна. Весь комплекс формируется вокруг каркасной структуры, по которой перемещаются краны, достраивающие и перемещающие целые блоки комплекса. Часть каркасной структуры может быть разобрана сразу же после достройки района жилого комплекса или же намеренно остаться облеченной в каркас для потенциальной возможности дальнейшей трансформации и изменения в будущем. Целые, достроенные районы жилого комплекса могут перемещаться в отдельный сектор, чтобы «не мешать» и «не стеснять» дальнейшую стройку или же вкрапляться прямо в каркасную структуру для трансформации программной палитры или ее намеренного уплотнения.
 
Серии каркасно-пространственных элементов, что сооружаются посредством 3D-принтинга или же с помощью дронового строительства выполняют роль структур для последующего локального уплотнения и изменения. Центральная ось комплекса, что объединяет серию жилых кварталов, содержит в себе монорельс, по которому передвигается принтер, допечатывающий, а в ряде случаев – стирающий пространственные структуры. Внутри этой протяженной коммуникации расположился внутриквартальный поезд, что с гигантской скоростью перемещает горожан из одной части города в другую. Технологии стали настолько безопасны и точны, что полностью слились с повседневной жизнью горожан. К примеру, если в семье появился ребенок, то она может заказать печать новой комнаты, расширив свою жилую площадь, и обживать эту комнату, пока она печатается, а повседневная жизнь течет своим чередом.
 
Модель потенциальных трансформаций © Егор Орлов



Образ жизни на строительной площадке.
 
Трансформации жилого комплекса четко спрограммированы и активируются по мере программной необходимости. Тем не менее, сам комплекс находится в постоянном динамическом росте и пространственном уплотнении. Такая динамическая палитра пространственных трансформаций не мешает естественной жизни внутри жилого комплекса. Растворившиеся в среде технологии, что никогда не дают сбоя, трансформировали опасную строительную площадку в новый формат общественного пространства мегаполиса: строительные леса становятся новыми временными улицами и площадями.
 
Силиконовая долина, квартал на периферии, привокзальный квартал, архивный квартал © Егор Орлов



Послесловие.
 
«Растворяясь в киберприроде».
 
“Мы поколение, которому выпало стать свидетелем космического богоявления. В нашем переселении из земного мира в киберпространство нам дано будет увидеть самые величайшие перемены с момента рождения нашей Вселенной» (Марк Дери).
 
Любая сказка заканчивается хорошо, и эта не исключение…
 
Мегаполисы наводнились существами из киберпространства. Бестиарий неестественной цифровой природы – существа из сказок, прочитанных нам на ночь.
 
Аксонометрический видовой кадр © Егор Орлов

29 Сентября 2014

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.