Лефортовский парк: прошлое, настоящее, будущее

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева прошла конференция по проблемам сохранения парков и ландшафтной архитектуры в России и Нидерландах, а также была представлена русскоязычная версия "Культурно-исторического атласа Лефортовского парка".

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
0 Международная научно-практическая конференция проходила во флигеле «Руина», где несколькими днями раньше открылась выставка голландской ландшафтной архитектуры «Диалог с водой». Мероприятие растянулось на целый день, но его более чем насыщенная содержанием программа стоила потраченного времени. Конференция состояла из двух основных частей, разграниченных показом увлекательного короткометражного фильма ландшафтного архитектора из бюро Novascape Евы Радионовой «Возрождая Яузу. Объединенная московская акватория». Первая часть конференции была посвящена докладам специалистов, историков и искусствоведов, непосредственно учавствовавших в создании Атласа. В своих выступлениях они затронули не только долгую и сложную историю парка в Лефортово, но также представили наиболее яркие примеры обновления исторических парков в Нидерландах. Вторая часть состояла из трех круглых столов, в ходе которых обсуждались  конкретные практические шаги по преобразованию московского парка – уже сделанные и те, что еще только предстоит предпринять.

Приятно, что каждый из присутствовавших в зале имел возможность полистать страницы презентуемого уникального издания, напечатанного на больших листах формата А3, с огромным количеством архивных материалов, карт, рисунков и чертежей, а также современными фотографиями Лефортовского парка и научными изысканиями, напрямую связанными с его спасением.
Обложка Атласа Лефортовского парка
Лефортовский парк сегодня. Материалы из Атласа Лефортовского парка
 
Вступительная часть
Начало конференции, посвщенной презентации Атласа Лефортовского парка. Фотография А.Павликовой

Открыл конференцию
Рон ван Дартел,
Посол Королевства Нидерландов в России,
который подчеркнул важность сохранения исторического наследия и отметил особую роль Лефортовского парка – уникального по своей планировке и объединяющего традиции двух стран – России и Нидерландов. Как известно, первоначальная планировка парка была создана голландским лейб-медиком Петра Великого, Николасом Бидлоо. Сегодня парк признан объектом совместного культурного наследия России и Голландии.

Вопрос особой историко-культурной и археологической ценности Лефортовского парка был поднят еще в сентябре 2011 г. в рамках выставки Denkmal-Москва. Итогом этого стало спустя три года совместное издание – Атлас Лефортовского парка, в котором исследуется его эволюция и уцелевшие фрагменты первоначальной планировки.
Вид на Головинский пруд в современном Лефортово. Материалы из Атласа Лефортовского парка

Сергей Худяков,
директор МГОМЗ «Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино»,
напомнил, что Лефортовский парк вошел в состав музейного комплекса «Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино» в 2005 году, но достался он руководству музея в весьма плачевном состоянии. С тех пор постоянно ведутся противоаварийные работы по поддержанию парка, но, конечно, этого недостаточно. Первостепенной задачей Худяков видит включение парка в контекст города: «Парк должен стать общедоступным, а в его воссоздании должны принять участие и городские власти, и общественность».
Грот в Лефортовском парке. Источник: wikimedia.org

Елена Верховская,
заместитель директора МГОМЗ «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино» по образовательной и просветительской работе,
отметила, что нынешнее состояние парка является результатом градостроительной политики конца XIX – начала XX вв. Дальнейшие губительные изменения были связаны с решением городских властей провести по парковой территории участок ТТК. Тогда общественность ывступила в защиту парка, и трассу убрали в тоннель, что, однако, не спасло зеленую зону от перемен к худшему.
 
Серия докладов

Доклад Марике Кёйперс. Фотография А.Павликовой

Марике Кёйперс,
профессор Культурного наследия Делфтского технического университета, ведущий специалист Государственной службы Нидерландов по культурному наследию,
представила доклад «Голландские парадизы в прошлом и настоящем России»:

«Прошлое Голландии и России тесно переплетается. В истории развития двух стран есть очень много общего. Особенно явными пересечения двух культур становятся во времена правления Петра I, который долгое время находился в Голландии, изучая основы кораблестроения, знакомясь с культурой и традициями страны. Голландские архитекторы всегда активно работали с водой, поскольку вся территория Нидерландов располагается ниже уровня моря. Для освоения земель приходилось буквально отвоевывать сушу, прорывая каналы, строя мосты, плотины и дамбы. Эта практика очень заинтересовала Петра I, и подобные приемы управления землей и строительства городов он пытался перенести на российскую почву. Кроме того, находясь в Нидерландах, Петр Великий неоднократно посещал знаменитые усадьбы нашей страны, изучал, как устроены ландшафтные парки и ботанические сады с экзотическими растениями, которые купцы привозили  из дальних странствий. Такие сады были типичны для Голландии. И уже тогда Петр I понял, что с помощью сада можно подчеркнуть значимость любой постройки.
Рисунок «увеселительного сада» Принца Маурица в Гааге (1622). Партер Головина с двойными кругами напоминает сад принца Маурица. Материалы из Атласа Лефортовского парка

Очевидно, что уже в то время происходил активный обмен опытом. Из Голландии российский царь привозил не только книги, но и специалистов, в числе которых был и Николас Бидлоо. Последний после завершения своей деятельности в качестве военного медика получил разрешение от государя построить собственную усадьбу с большим парком на берегу реки Яузы. В архивах мы нашли план водного парка времен Петра I. За основу Лефортовского парка был взят традиционный голландский сад с водными каскадами. Одним из возможных источников вдохновения мог служить город Розендаль, расположенный на возвышенности и активно использующий водные каскады. Кроме того, надо учесть, что Бидлоо был сыном ботаника и аптекаря, поэтому, конечно, очень много знал об устройстве садов и парков. К сожалению, сегодня от парка петровского времени практически ничего не осталось. И наша задача – попытаться сохранить уцелевшие фрагменты истории, а по возможности воссоздать некогда утраченное».
Водная структура парка Лефортово. На территории всего 9 прудов, 5 из них заложил сам Бидлоо в 1723 г. Материалы Атласа Лефортовского парка

Мариэль Кок,
старший консультант по архитектурному наследию и историческим паркам Государственной службы Нидерландов по культурному наследию,
не стала затрагивать проблемы Лефортовского парка. Она предложила участникам конференции самостоятельно провести параллели между ним и реализованными проектами преобразования исторических парков в Голландии.

«В Нидерландах сегодня 63 тысячи объектов, находящихся под охраной государства, из них 500 являются объектами садово-паркового искусства. В случае необходимости внесения изменений в тот или иной объект наследия мы начинаем работу с поиска оптимально сбалансированного решения, учитывающего прошлое, настоящее и будущее памятника. В первую очередь изучается его история, археология, архивы. Формируется команда единомышленников, объединяющая специалистов из самых разных областей. Тщательный анализ историко-культурной ценности места позволяет получить представление о перспективах его развития.
Усадьба Сингравен сегодня. Источник: wikimedia.org

Приведу один пример. Усадьба Сингравен расположена в провинции Оверэйсел в деревне Денекамп. Это средневековая постройка с характерными для того времени архитектурными особенностями. Перед усадьбой всегда располагался большой и красивый парк. Но за долгие годы своего существования он ни раз подвергался значительным изменениям. Примерно 10 лет назад усадьбе была дана новая жизнь. В 2004 г. был создан план развития усадьбы, здание отреставрировали и открыли для посещения, существующие постройки приспособили под современные функции. Кроме того, были построены новые объекты. Открылись магазины, пункты проката велосипедов и даже появилось жилье.
Усадьба Сингравен. Водный каркас парка. Источник: www.hoogeveenonline.nl

Отдельный проект был разработан для воссоздания парка, пересеченного рекой. И здесь, как и в случае с Лефортовским парком, самым важным аспектом было управление водой. Река Сингравена имеет особое значение для нашей страны в силу своего возраста – она очень старая, слои отложений там насчитывают более 10 тысяч лет. На территории усадьбы река управлялась дамбами, что также позволяло установить вдоль ее берегов водяные мельницы. Некоторые мельницы до сих пор функционируют, а дамбы были отремонтированы. Но в прежние времена территория усадьбы из-за проходящей здесь реки часто страдала от наводнений. Строительство дамб позволило сделать уровень воды стабильным, однако это нарушило естественный природный баланс. Дискуссия о том, каким образом организовать водную систему, ведется до сих пор. Сегодня можно говорить только о начальном этапе работы, на котором мы пытаемся осознать значение воды для усадьбы, без которой у этого места нет души».

Ханк ван Тилборг,
ландшафтный архитектор, директор студии «Ландшафтные архитекторы H+N+S», Нидерланды
подробнее остановился на содержании представленного публике Атласа:
Разворот Атласа Лефортовского парка

«Атлас призван дать толчок к дальнейшему преобразованию и восстановлению территории парка Лефортово. В этот процесс вовлечено огромное количество специалистов с обеих сторон. Все началось три года назад с обсуждения и поиска путей реализации и партнеров. Была проведена исследовательская работа, результатом которой стал Атлас, состоящий из трех основных частей. В первой – описывается позиция Лефортово в историческом контексте усадеб Голландии и России. Во второй части большое внимание уделяется роли Петра I и Николаса Бидлоо. Акцент сделан именно на этих двух фигурах, их творческом подходе, нашедшем отражение в парке. Третья часть дает представление о том, как, используя исторические знания, можно увидеть будущее парка.
«Большая закладка маленького Эрмитажа» Бидлоо, оригинальный рисунок Бидлоо перовского периода (1723 г.). Источник: архив РГАДА, Москва

Доминирующий временной слой – слой времен Петра Великого, поэтому мне кажется правильным именно этот слой использовать как основной при восстановлении парка. Сохранились карты, позволяющие понять наследие Петра I и Николаса Бидлоо. На Яузе располагался военный госпиталь, а выше по течению – прекрасный сад. Для строительства в Лефортово был спроектирован уникальный крестовый пруд по голландскому образцу, который сегодня утрачен.
От исторического парка Бидлоо сохранились остатки прудов, аллей, видовые линии и др. Декоративные элементы практически полностью исчезли. Материалы Атласа Лефортовского парка

В Атласе описаны основные принципы проектирования Бидлоо, использовавшего математические соотношения осей и пропорций, благодаря которым был создан поражающий воображение сад с неожиданно возникающими перспективами. Главную роль в формировании этого образа играла воды, водные каскады и, конечно, душа парка – река Яуза, выступающая связующим и объединяющим элементом. Целостность места была связана с огромным количеством мостов – слой, который тоже полностью исчез. Важно еще и то, что даже в Голландии каскадные парки практически нигде не сохранились, большинство из них были переделаны в ландшафтные. В связи с этим значение парка Лефортово еще более возрастает.
Крестовый пруд в «маленьком Эрмитаже» Бидлоо (1730 г.). Пруд сильно напоминает Крестовый пруд, спроектированный для Петра и располагавшийся в нескольких сотнях метров. Материалы Атласа Лефортовского парка

Особое внимание в Атласе уделено эволюционному развитию парка, который в разные времена использовался для самых разнообразных нужд – от элемента дворцового ансамбля и сада при кадетском корпусе до запущенного городского парка районного значения. Исследуются методы работы проектировщиков, принимавших участие в судьбе этого места. От этих и многих других факторов зависит, как и в какой мере возможно восстановить парк сегодня.
Екатерининский дворец, фрагмент юго-восточного фасада. Источник: wikimedia.org

Мне кажется важным в первую очередь сохранить то, что еще осталось. Но в связи с тем, что парк является городским, необходимо обращать внимание на доступность, устройство дополнительные входов, подготовку программы использования и функционирования. Надо учитывать сегодняшние требования, черпая вдохновение из прошлого».
 
Круглые столы

После подробных и увлекательных докладов приглашенных экспертов, были проведены круглые столы, посвященные археологическим исследованиям территории парка, вопросам регенерации исторических ландшафтно-парковых ансамблей и их градостроительному планированию, а также современному подходу к культурно-историческому анализу объектов садово-паркового искусства.

Профессор Александр Векслер,
руководитель секции «Сохранение объектов археологического наследия Москвы» Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия Москвы,
рассказывая об археологической части исследования Лефортовского парка, назвал Лефортово уникальным в ряду других парков столицы с точки зрения археологии:
Конференция во флигеле «Руина» музея им. Щусева. Фотография А.Павликовой

«Это первый регулярный парк России, созданный на основе парка Головиных. Сегодня он занимает нижнюю террасу. За время своего существования в этом месте произошел целый комплекс серьезных изменений, пришедшихся на эпоху правления Елизаветы, Павла I, ранний период творчества Растрелли и т.д. В связи с этим здесь можно обнаружить многочисленные временные наносы, которые сегодня возможно изучить только с помощью археологических исследований. Археологические работы на данной территории велись начиная с 1930-х гг., затем они были возобновлены во время строительства ТТК. Масштабные археологические исследования проводились и в период с 1998 по 2003 г. Я участвовал в исследовании водных территорий парка, осушенных на время работ. Все это позволило последовательно вскрыть основные этапы развития места, а значит – получить исходные данные для разработки проекта возрождения. На сегодняшний день у нас имеется серьезная коллекция археологических находок, которые следовало бы музеефицировать и представить на территории парка».
Археологические исследования на территории парка Лефортово в 1999-2003 гг. Материалы Атласа Лефортовского парка. Источник: Археологические исследования Москвы (Векслер, Воронин, Пирогов «Парк Лефортово в Москве – исторический обзор и материал археологического исследования», 2004 г.)

Марина Ляпина,
начальник Управления популяризации объектов культурного наследия и информационного обеспечения Мосгорнаследия:

«На втором этапе археологического исследования встала задача изучить наземные структуры парка, его планировки и остатки сооружений. Так, нас интересовала Аннегофская «кашкада», расположенная на восточной берегу Аннегофского канала и служившая верхней террасой и подпорной стеной. Нами было обнаружено ее северное крыло из белого камня высотой порядка 1 метра. Центральная часть не сохранилась. Еще одной интересной зоной исследования стала территория Головинского дворца. Нам удалось обнаружить остатки его фундамента из белокаменных блоков, а также лестницу. Раскопки среднего партера прямоугольного острова выявили дорожки середины XVIII века. В центре парка была обнаружена беседка.
Археологические исследования на территории парка Лефортово в 1999-2003 гг. Материалы Атласа Лефортовского парка. Источник: Археологические исследования Москвы (Векслер, Воронин, Пирогов «Парк Лефортово в Москве – исторический обзор и материал археологического исследования», 2004 г.)

Все археологические работы дают совершенно определенное представление о том, насколько серьезно сегодняшний рельеф  отличается от исторического. Наверное, ни один парк в Москве не был исследован более тщательно, чем Лефортово, что особенно важно, учитывая, что его ландшафт был изменен практически на 100%. Но есть здесь и положительный момент: археология показала, что исторические архивные документы верны и реконструкция парка на их основании возможна».

Елена Царева,
НПО «Исторические зоны» ГУП Генплана Москвы,
высказала убеждение, что Лефортовский парк должен быть включен в общий контекст зеленых зон и усадеб, расположенных вдоль Яузы, начиная от сквера Васильевский луг в устье реки и оканчивая парком Сокольники.

«Существующая культурная ось парков вдоль Москвы-реки от Воробьевых гор через Нескучный сад и парк Зарядье должна перекинуться дальше на Васильевский луг к Яузе. Такой способ включения мы видели на примере Парка Горького. Только став частью общей зеленой линии, парк стал работать.
Разворот Атласа Лефортовского парка. Изображение Анненгофа с высоты птичьего полета.

Важно также рассмотреть окружение Лефортово. На самом деле, парк – это только часть великолепного дворцового ансамбля, включающего сам дворец, оранжерейный комплекс, храм Свв. Петра и Павла, растреллиевские корпуса и т.д. Поэтому наша задача состоит не только в воссоздании парка, но и в возвращении ему утраченных зданий и сооружений. Без этого говорить о возрождении парка бессмысленно.

Семь лет назад институт Генплана работал над проектом планировки парка. Тогда мы насчитали на его территории около 20 пользователей и предполагали вывод всех этих организаций, а дворец планировали превратить в музей. Были даже начаты переговоры с Департаментом  имущества. Но все наши усилия разбились о нежелание собственников пойти навстречу и отсутствие заинтересованности со стороны властей.  

Лефортово – тот самый объект, где можно выявить все присутствовавшие здесь слои. В основе – парк Бидлоо, дальше – Головинский дворец, который мы мечтали восстановить или хотя бы экспонировать его фундаменты, слои XIX века, отражающие период нахождения здесь кадетского корпуса и возникновение пейзажного парка. Даже элементы Лефортовского сада, дворец которого находился на противоположном берегу Яузы, можно было бы рассматривать сегодня как часть единого ансамбля».

Ярослав Ковальчук,
ГУП Генплана Москвы,
рассказал об идее создания рекреационной оси вдоль Яузы более подробно.

«Берега Яузы – это очень разнообразное и многофункциональное городское пространство. В нижнем течении реки есть масса объектов культурного наследия – церкви, промышленные сооружения XIX – начала XX веков, жилые дома разных периодов. Одним словом, это крайне насыщенная и зеленая территория, которая при этом долгие годы пребывает в критическом состоянии и крайне мало используется городом. Если за парком Лефортова в последнее время еще хоть как-то следят музейные сотрудники, то другие культурные объекты, скажем, усадьба Разумовского, совершенно запущены. Набережные служат магистралями, а памятники вдоль реки никак не связаны друг с другом. Ключевая проблема – отсутствие доступа: нет общественного транспорта, парковок и даже пешеходных маршрутов. Еще один момент – слишком малый процент жилых районов. Если парк сегодня будет восстановлен, то непонятно, кто им будет пользоваться. ведь вокруг практически никто не живет. Нужно не только задаться целью воссоздания Лефортово, нужно развивать весь район, ведь потенциально он мог бы стать одним из лучших мест Москвы».

Елена Игнатьева,
главный инженер «Эководстройпроект»,
рассказала о перспективах восстановления водной структуры парка. Она высказала убеждение, что измененный уровень воды можно вернуть в исторические отметки, даже не сбрасывая воду в Яузу. Кроме того, сегодня уже согласован проект реставрации плотины Головинского пруда. Возможно осуществить санитарный водообмен и оборотное водоснабжение, в котором сможет участвовать и Овальный пруд. Не будет проблемой и восстановление всех исторических контуров водоемов. Елена Игнатьева подчеркнула, что начинать реставрацию парка однозначно надо с водной системы.
Картина заросшего большого пруда (1910 г.). Материалы Атласа Лефортовского парка

По словам Ольги Жибуртович
из Моспроект-2,
парку необходима согласованная градостроительная и транспортная документация, а также утверждение предметов охраны по территории памятника с фиксацией найденных археологами ценностей. Параллельно необходимо разрабатывать серьезный проект реставрации, наметив этапы реализации работ.

Марина Плужникова,
Москомархитектура,
предложила прорабатывать вопрос преобразования парка в рамках актуализации генерального плана города, не ограничиваясь только проектом планировки.
Бетонные берега реки Яуза. Середина XX века. Источник: www.retromap.ru

Итогом конференции стало решение направить властям Москвы официальное письмо от общественности с целью привлечения их внимания к судьбе Лефортовского парка.

09 Июня 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Пресса: «Ландшафтная архитектура Нидерландов» представлена...
Географическое положение Нидерландов предопределило образ жизни людей, особенности экономики, культурное своеобразие. Уже несколько веков голландцы воюют с морем за сушу. Но со временем пришлось признать, что борьба с природой не так продуктивна, как диалог с ней. Выставка в Музее архитектуры имени Щусева так и называется – «Диалог с водой. Ландшафтная архитектура Нидерландов».
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.