Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.04.2014

Триумфальная и Ходынка: подробности

Алла Павликова
Мастерская:
BuroMoscow
Артеза

Репортаж о подведении итогов двух московских конкурсов: на архитектурную концепцию комплексного благоустройства Триумфальной площади и проект парка на Ходынском поле.

Ранее мы уже публиковали проекты финалистов обоих конкурсов, выстроенные согласно составленным жюри рейтингам работ (см проекты для Ходынки и для Триумфальной). Однако окончательных победителей этих конкурсов определяли не судьи конкурса, а заказчик и профильные департаменты. На пресс-конференции в Москомархитектуре 7 апреля 2014 было объявлено, что в конкурсе на Ходынское поле первое место занял проект, разработанный итальянской компанией LAND Milano Srl, который был первым и по итогам предварительного голосования (в эту команду также входили архитекторы Mario Cucinella Architects, графические дизайнеры LeftLoft и художник Томас Шёнауер, Thomas Schönauer). А во втором конкурсе – на Триумфальную площадь – победила концепция, представленная российской мастерской Buromoscow, Юлией Бурдовой и Ольгой Алексаковой, разработанная совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza.

Пресс-конференция, посвященная подведению итогов конкурсов на Ходынское поле и Триумфальную площадь. На фото: Евгения Муринец, Олег Ларин, Сергей Капков, Сергей Кузнецов, Антон Кльбачевский. Фотография А.Павликовой
Пресс-конференция, посвященная подведению итогов конкурсов на Ходынское поле и Триумфальную площадь. На фото: Евгения Муринец, Олег Ларин, Сергей Капков, Сергей Кузнецов, Антон Кльбачевский. Фотография А.Павликовой

Ходынка
Напомним, что конкурс на архитектурную концепцию парка на Ходынском поле, организованный ГК «ИНТЕКО» при поддержке Москомархитектуры, проходил в два этапа: со 2 сентября по 15 ноября 2013 состоялся первый отборочный тур, затем, 19 декабря, определилась десятка финалистов, а 31 марта был объявлен итоговый рейтинг, в котором три призовых места заняли компании LAND Milano Srl, Perkins Eastman и студия ландшафтной архитектуры Максима Коцюбы, соответственно. Все десять проектов финалистов мы уже представляли на нашем сайте, а еще раньше писали о реализованном проекте LAND Milano Srl и Чарльза Дженкса – парке в новом районе Милана.
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL, 2014

Как отметил в ходе пресс-конференции главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выбор заказчика и профильных департаментов лишь подтвердил составленный высокопрофессиональным международным жюри рейтинг. Сергей Кузнецов так прокомментировал это решение: «Наш выбор был продиктован такими явными преимуществами проекта, как бережная интеграция существующей инфраструктуры и благоустройства в структуру создаваемого парка. Особенно ценно здесь – грамотное включение объектов культуры, в частности – будущего ГЦСИ. Парк активно взаимодействует с ними, предлагает различные сценарии использования своих площадок для проведения фестивалей, размещения всевозможных инсталляций и т.д.
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL
Концепция парка «Ходынское поле» © Land Milano SRL

Для данного района не характерны водоемы, поэтому и среди проектов конкурсантов мы отмечали те, которые компенсировали отсутствие фонтанов и прочих водных элементов, кажущихся здесь слишком искусственными и надуманными, например, активной работой с ландшафтом и рельефом. Особенно выразительно и ярко это получилось как раз у итальянцев. Их предложение довольно просто реализовать, а в отличие от зеленых насаждений, вырастить которые можно только спустя годы, рельеф сразу дает видимый и эффектный результат. Безусловно, в парке будет много деревьев, но вырастут они не сразу. А работа с рельефом дает разнообразные сценарии времяпрепровождения в парке. Нам важна и зимняя программа использования – катание с горок на лыжах, санках, ледяной каток.

Еще одним существенным плюсом проекта стало предложение по очередности реализации, которое позволит очень быстро приступить к работе, правильно распределить ресурсы и завершить проект в обозначенные сроки. Учтены были даже такие факторы, как сооружаемая рядом станция метро, которая занимает довольно большую территорию под строительную площадку.

И, конечно, нас не оставили равнодушными такие милые идеи, как привлечение к процессу создания парка жителей данного района, которые, например, сами смогут посадить в парке деревья и кустарники. Одним словом, концепция итальянского бюро оказалась самой продуманной из всех».
Концепция парка «Ходынское поле». Амфитеатр © Land Milano SRL
Концепция парка «Ходынское поле». Амфитеатр © Land Milano SRL

Антон Кульбачевский, глава столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, напомнил о прошлом Ходынки, которая прежде служила аэродромом. Сегодня на смену летной тематике пришло современное искусство: исходя из этого и нужно было проектировать парк. «В проекте-победителе мы не видим естественного ландшафта, близкого к природному, нет и слишком активного озеленения, – прокомментировал Кульбачевский. – Эти территории требуют несколько иного подхода. Бюджет проекта не позволяет высадить сразу крупномерные деревья. Да и в целом, Москва – город, богатый зелеными территориями, идти по пути создания в центральных ее частях девственной природы не совсем верно. Поэтому современный и необычный проект парка итальянской компании нам всем показался самым актуальным».
Сергей Кузнецов и Антон Кульбачевский. Фотография А.Павликовой
Сергей Кузнецов и Антон Кульбачевский. Фотография А.Павликовой
Сергей Капков. Фотография А.Павликовой
Сергей Капков. Фотография А.Павликовой

Сергею Капкову, главе Департамента культуры Москвы, в проекте итальянцев понравился амфитеатр для представлений на открытом воздухе, а также концепция парка как рекреационной зоны перед музеем современного искусства, обозначающей зеленой линией подступы к столь значимому для города объекту. Но, по мнению Капкова, это парк в первую очередь – местного значения, столь необходимый жителям этого довольно молодого района Москвы.
Евгения Муринец и Олег Ларин. Фотография А.Павликовой
Евгения Муринец и Олег Ларин. Фотография А.Павликовой

«Для города это редкая возможность создать парк практически с нуля, – заметил Сергей Капков. – Жители района ждали этого более 13 лет. Ведь в районе Ходынского поля сегодня проживает около 30 тысяч молодых семей, и при этом им совершенно негде элементарно погулять с детьми. Жители хотят получить уникальный и большой парк. Поэтому нашей первостепенной задачей было создание места отдыха для жителей района. При этом парк имеет очень высокую смысловую нагрузку, почему и было так важно провести серьезный конкурс. По своей значимости этот проект практически не уступает парку Зарядье».

Надо сказать, что идея создания парка на Ходынском поле была очень активно поддержана самими жителями, имевшими возможность участвовать в выборе проекта-победителя и открыто выражать свое мнение. В пресс-конференции принял участие один из членов жюри, лидер общественного движения «За парк» Олег Ларин, который с удовольствием отметил, что мнение жителей полностью совпало с выбором судей: они почти единодушно высказались за концепцию LAND Milano Srl. При этом он выразил надежду, что реализация будет не хуже представленных картинок.

Компания-победитель будет воплощать проект парка совместно с Департаментом культуры Москвы. Прежде всего пройдет тендер по выбору российской команды, которая займется адаптацией проекта. Сергей Капков наметил даже сроки реализации – в районе двух лет, с 2014 по 2016 годы, и обозначил стоимость проекта – около 536 млн рублей.

Триумфальная
Что касается конкурса на разработку архитектурной концепции комплексного благоустройства и перспективного развития Триумфальной площади, то здесь выиграл проект, продемонстрировавший наиболее тактичное отношение к этой давно сложившейся и исторически важной части города. Сергей Капков подчеркнул, что Триумфальная площадь – это очень сложный объект, который долго обсуждался как профессионалами, так и общественностью: «Одно дело – разбить парк на пустыре (имеется в виду Ходынское поле – прим. автора), и совсем другое – преобразовать многослойное пространство старого города. Цель настоящей пресс-конференции – показать самую щадящую, по мнению жюри, концепцию из всех представленных на конкурс».

Конкурс проходил в сжатые сроки: официальный старт ему был дан 22 января, а работы принимались до 23 февраля 2014 года включительно. За это время поступило 127 заявок на участие и было сделано 44 проекта. Заказчиками конкурса выступила ГКУ «Дирекция капитального ремонта», которая и будет отвечать за реализацию проекта, организаторами – Департамент капитального ремонта и Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. С финалистами конкурса, которыми стали бюро ST Raum A, занявшее в рейтинге жюри первую строчку, Buromoscow и Wowhaus, мы уже знакомили наших читателей.

Итак, победителем стала команда, которая в рейтинге располагалась на втором месте. Как пояснил Сергей Кузнецов, по количеству и качеству возможных доработок концепция Buromoscow показалась самой реалистичной. Ранее все три проекта финалистов были оценены как нуждающиеся в доработке, и в целом конкурс был направлен на поиск идеи, которая стала бы основой для реализации замысла. Детальный анализ ситуации, по словам Кузнецова, показал, что именно компания Buromoscow предложила оптимальный вариант дальнейшего развития площади.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

«Девизом проекта мы выбрали девиз легендарной литературной группы СМОГ: Смелость, Мысль, Образ, Глубина, – рассказывает автор проекта Ольга Алексакова. – Смелость – в масштабе площади, знакового пространства городской пустоты, которое необходимо максимально сохранить. Мысль – в возможности многофункционального использования площади. Образ Триумфальной площади – площадь молодости, свободы и романтики. Глубина подхода –  результат внимательного и многоуровневого дизайна».
Триумфальная площадь. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
Триумфальная площадь. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Высокую оценку получило решение по озеленению в форме каре из крупномерных деревьев, окаймляющих все пространство Триумфальной площади. Первоначальный проект предполагал несколько иное решение, но после выхода в финал авторы немного доработали свой проект. «Мы хотели подчеркнуть то потрясающее пространство, которое образует площадь, для этого мы предложили выровнять ее и придать более четкую форму. Кулисы из лип и каштанов акцентируют первый план, сохраняя вид на перспективу Садового кольца, – рассказывает Юлия Бурдова, – а за счет дополнительных павильонов площадь стала более функциональной». Антон Кульбачевский подчеркнул, что «это будет единственный зеленый островок на Тверской улице, которая, к сожалению, утратила всю свою зелень. Здесь будут высаживаться уже взрослые, крупномерные растения – липы и ясени». Помимо расположенных по периметру деревьев также будет устроен сквер перед гостиницей «Пекин».
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Кроме того, победивший проект предложил разнообразные идеи по наполнению площади всевозможными событиями, а ведь одна из первостепенных задач города как раз и состоит в оживлении общественных пространств, в привлечении горожан на улицы столицы. Buromoscow предложило самые интересные сценарии, в том числе – круглогодичного использования. По замечанию Кузнецова, очень красивая, «архитектурная» работа бюро ST Raum a. с точки зрения массового использования не обладает достаточным потенциалом. Элементов, побуждающих провести время на площади, в проекте Buromoscow оказалось в несколько раз больше: здесь и многофункциональные павильоны, и навесы с качелями, и круглогодичные кафе, и объекты городской информации для туристов. Все это позволит проводить на площади ежегодные рождественские и новогодние ярмарки, праздники с уличными музыкантами и т.п.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Сергей Капков выделил в качестве существенного преимущества проекта-победителя попытку создать в центре шумного мегаполиса живое, но достаточно тихое, «тактильное» место. Сквер, окружающий памятник Маяковскому, хорошо взаимодействует с такими значимыми городскими объектами, как привлекающие ежедневно тысячи людей Концертный зал им. Чайковского и театры Сатиры и Моссовета, не говоря уже о расположенной здесь станции метро, создающей сквозное транзитное движение. По мнению Капкова, предложенное решение позволит площади функционировать по принципу обжитого и комфортного пешеходного пространства, свободного от автомобилей и насыщенного зеленью и городской мебелью.
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza
Концепция благоустройства Триумфальной площади. Buromoscow совместно с Мастерской ландшафтного дизайна Arteza

Реализовать проект предполагается стремительно – до конца текущего года. Архитекторы Buromoscow в кратчайшие сроки должны доработать проект, и уже в мае он будет представлен для общественного обсуждения со всеми внесенными корректировками. Доработки затронут преимущественно детали, например, типологию павильонов; суть же идеи будет сохранена. Сергей Капков пообещал, что будут по возможности учтены замечания и пожелания населения. Также спикеры заверили, что строительные работы не предполагают даже временного демонтажа памятника Маяковскому: он останется на своем месте. Существенно не изменится и транспортная схема, поворот на 1-ю Брестскую улицу будет сохранен, как и закрытый для обычных автомобилей технический выезд на Тверскую улицу, проезд же между площадью и Концертным залом им. Чайковского также станет техническим. Под сквером перед гостиницей предполагается устроить подземный паркинг.