Промзоны и конкурсы

Продолжается сбор заявок на участие в конкурсе концепций реорганизации территории завода «Серп и молот». Рассказываем о похожих конкурсах за рубежом и в Москве.

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
Мастерская:
Latz + Partner
0 Комплексной реконструкцией пространств, которые еще недавно занимали производства, порты или железнодорожные узлы, сегодня озабочены практически все мегаполисы мира. Одни, как Гамбург, Нью-Йорк или Шанхай, добились на этом поприще поистине впечатляющих успехов, другие, как Москва, лишь переходят от теории к практике. Не претендуя на абсолютную полноту, мы выбрали несколько историй реорганизации промзон, оптимальный проект которых был получен с помощью конкурса. Надо сказать, для реорганизации промзон конкурсы проводятся далеко не всегда. Но в тех случаях, когда архитектурные соревнования все-таки случаются, они действительно помогают найти удачный результат: например, сохранить больше исторических построек или больше открыть для горожан.

У них

Парк в стиле индастриал / Дуйсбург, Германия, 1991
В 1991 в немецком Дуйсбурге был объявлен закрытый архитектурный конкурс на лучшее решение реорганизации громадной территории сталелитейного завода. Из вариантов пяти участников лучшим был признан проект бюро Latz + partner. В отличие от своих соперников, оно предложило сохранить большую часть индустриальных объектов –цеха, локомотивное депо, мосты и бункеры – и сделать их главной темой нового парка. Здесь были построены новые мосты, проложены пешеходные и велосипедные дорожки, высажены аллеи и рощи, организованы всевозможные площадки для активного и пассивного отдыха. Одна из доменных печей превращена в скалодром, на другой расположилась смотровая площадка, а в бывшем резервуаре для газа расположился дайвинг-центр.
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Latz + partner. Фото с сайта landezine.com

Город-порт / Гамбург, Германия, 1997–1999
Район Хафенсити в Гамбурге – едва ли не самый известный пример успешной реконструкции промзоны в Европе. После того, как в 1997 власти города приняли решение о выводе порта на Эльбе из центра Гамбурга, почти 155 га его территории были кардинально обновлены. Программа международного конкурса, объявленного в 1999 году, предписывала создать там новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры, а также связать его с центром города и скоростной автодорогой и благоустроить набережные общей протяженностью 10 км. Победили в этом состязании hamburgplan и Kees Christiaanse/ASTOC, и уже в 2000 году город принял разработанный ими генплан развития Хафенсити. В основе архитектурно-планировочной идеи победителей – максимальное сохранение топографии места. Хафенсити состоит из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней и поэтому обладает ярковыраженным «морским» характером. Этот проект позволил включить Эльбу в градостроительный контекст Гамбурга, который раньше всегда «отворачивался» от реки. На отдельные объекты Хафенсити также проводились международные конкурсы.
Хафенсити, Гамбург. Фото с сайта kcap.eu

Полуостров с видом / Осло, Норвегия, 2002
Осло расположено на берегу живописного фьорда, но доступ горожанам к воде до конца 20 века почти везде был закрыт портовыми сооружениями и верфями. Однако в 2000 году в норвежской столице стартовала масштабная программа реконструкции гавани «Город у фьорда», согласно которой полоса промзон должна превратиться в привлекательные районы с жильем, офисами, учреждениями культуры. 

Одним из первых проектов стал район Тьювхольмен, в плане напоминающий вытянутый полуостров: в 2002-м на проект его реконструкции был проведен закрытый конкурс, который выиграл маститый норвежский архитектор Нильс Торп с концепцией «Панорамный вид»: территория района был поделен на сегменты каналами, вдоль которых открываются эффектные перспективы на фьорд и центр Осло. Тьювхольмен – почти полностью пешеходная зона, вдоль воды устроены набережные и площади, кафе и магазины на первых этажах зданий дополнены выше офисами и жильем в соотношении 1:2. На выдающемся в море «носу» района устроен городской пляж и возведен музей современного искусства.
Район Тьювхольмен в Осло. Фото с сайта skyscrapercity.com

Ворота в Страну Басков / Дюранго, Испания, 2004
Архитектурные конкурсы в профессиональной среде традиционно считаются «банками идей», однако эти творческие вклады как правило остаются в хранилище идей «до востребования». Случаи, когда все финалисты состязания продолжают развивать свои проекты или вместе принимаются за новое дело, крайне редки. Испанский город Дюранго относится к счастливому исключению из правил: состоявшийся здесь в 2004 конкурс на проект нового здания штаб-квартиры EuskoTren, государственного транспортного управления Баскской области Испании, стал импульсом для масштабных архитектурных перемен, в которых задействованы все участники состязания.

Преобразования начались с городских «ворот» – железнодорожного вокзала Дюранго, куда прибывают поезда направления «Бильбао – Сан-Себастьян». Закрытый конкурс на проект этого комплекса выиграло бюро Zaha Hadid Architects, предложив кардинальное градостроительное решение – расположить железнодорожные пути под землей, а здание вокзала выполнить в виде башни, которая будет служить для перрона глубокого заложения своеобразным световым колодцем. Использование подземных пространств высвободило в самом центре Дюранго огромные площади, которые город решил зарезервировать под строительство жилья и офисов. К их проектированию и были привлечены все участники конкурса –  Эдуардо Арройо, FOA, Доминик Перро, Ercilla y Campo Arquitectura и, конечно, сама Заха Хадид.
zooming
Новый железнодорожный вокзал Дюранго. Zaha Hadid architects. Фото с сайта susaeta.net

Сады Гудзона / Нью-Йорк, США, 2007-2012
Крупнейший железнодорожный сортировочный узел Нью-Йорка располагается всего через три улицы от Мэдисон-Сквер-Гарден. Этот участок Манхэттена на протяжении десятилетий оставался последним неосвоенным куском земли на острове, пока девелоперская компания Extell Development Group не взялась за его застройку. Однако вокзал нельзя было просто ликвидировать – он нужен городу, – и потому было принято решение о перекрытии железнодорожного узла сверху. Предложенный план был прост: существующие железнодорожные ветки слегка заглубляются под землю, а сверху, на особо прочных платформах, служащих своеобразным акустическим кожухом, размещается многофункциональный комплекс Hudson Yards. В начале 2007 года был организован архитектурный конкурс на лучший мастер-план территории, в котором победило архитектурное бюро Стивена Холла. Однако в 2010-м управляющая компания сменилась  – теперь реализацией проекта занимается Related Companies, которая, в свою очередь, пригласила к разработке мастер-плана нового района бюро Kohn Pedersen Fox Associates. И если первый проект предусматривал разделение территории на два «ярда», разрезанных диагональю бульвара, то теперь на платформе над железнодорожными путями планируется построить 16 небоскребов общей площадью чуть больше 1,8 миллиона кв.м., а пространство между ними озеленить. Официальный старт строительству был дан в декабре 2012 года. 
zooming
Проект Hudson Yards. Фото с сайта kpf.com

У нас / Москва
Московские промзоны занимают территорию, общая площадь которой больше 18,8 тысяч га. Первая программа их комплексной реконструкции была принята правительством Москвы еще в 2002 году, однако ее реализация тогда так толком и не началась. Этому помешало сразу несколько обстоятельств: и дорогостоящая подготовка загрязненных земель, и сложности перебазирования предприятий на новые территории, но, главное, конфликты собственников, которых на территориях бывших заводов, как правило, десятки. Впрочем, вывод заводов и реконструкция их территорий началась, а ко времени 2008 года дала первые плоды и даже приобрела популярность. Однако проводить громкие конкурсы на реконструкцию больших и сложных территорий промзон поначалу московские заказчики как правило не решались; впрочем, архитекторов приглашали как правило самых достойных.

Без конкурса
Так, одним из первых воплощенных проектов переноса производств из Москвы стал вывод в 2008 году фабрики «Красная роза», фабрики «Красная роза» (5,89 га, градостроительная концепция – «Сергей Киселев и Партнеры»). Поначалу здесь возник, сразу ставший известным, московский центр Artplay с недорогими офисами для художников и архитекторов. Затем в 2008 году художников выселили, и в отстроенных заново корпусах поселился деловой центр «Морозов». Artplay переехал на Яузу, где освоил здания бывшего завода «Манометр» по соседству с другим арт-кластером – «Винзаводом», открытым годом ранее на территории пивоваренного завода «Московская Бавария» (проект реконструкции выполнил Александр Бродский). Еще один арт-кластер – дизайн-завод «Флакон», был обустроен в 2009 году по проекту бюро Archhelp. Впрочем, создание арт-кластеров – самый резонансный, но далеко не самый прибыльный способ реконструкции бывших заводов.
zooming
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Как правило на месте создают жилые и офисные кварталы. В 2012 году бюро «СКиП» завершило строительство как минимум двух деловых центров в промзонах: «Вивальди-плаза» на месте Фурнитурного завода и деловой центр на Новорязанской улице на территории завода «Мосавтотех». В последние несколько лет реконструкцией сравнительно небольших промзон также занимается московское бюро ADM architects: в прошлом году они закончили строительство первой очереди «Алкон-плаза» на месте завода «Изолятор» на Ленинградском проспекте, завершают реконструкцию бизнес-парка в Научном проезде на месте НИИ витаминов (девелопер Sminex, 36 га). Недавним событием московской архитектурной жизни стало завершение реконструкции фабрики Станиславского (2,88 га, девелопер Horus capital, бюро John McAslan + Partners). Разумеется, этот список – далеко на полный.

Между тем с начале 2000-х годов на реконструкцию промзон проводились и конкурсы. Как правило, это были совершенно не публичные, необъявленный соревнования, которые девелопер проводил «для себя», заказывая несколько проектов разным архитекторам, которые нередко узнавали о существовании «соперников» постфактум. Чаще архитекторы знали о том, что участвуют в необъявленном заказном конкурсе, но кроме участников никто об этом не знал. Уже упомянутое выше бюро «Сергей Киселев и Партнеры» сделало во второй половине 2000-х немногим меньше 10 таких проектов реконструкции промзон.

Москва / конкурсы
Завод точных измерительных приборов / 0,74 га, 2002
Один из таких небольших необъявленных конкурсов дал Москве замечательное здание «Эрмитаж-плаза». Девелопер проекта, компания Forum Properties, пришел на участок еще в 1997 году, арендовав у руководства АОЗТ «Тизприбор» одно из зданий завода, которое впоследствии было реконструировано и сдано в аренду американской компании Caterpillar. За полномасштабную реконструкцию удалось взяться лишь несколько лет спустя, и сначала компания не планировала проводить полноценный архитектурный конкурс, а ограничилась тем, что заказала проекты сразу двум бюро – «Остоженке» и мастерской «Сергей Киселев и партнеры». Однако архитекторы узнали об этом друг от друга и для того, чтобы избежать двусмысленной ситуации, фактически вынудили Forum Properties превратить заказ в конкурс. Победителем в состязании стала мастерская «Сергей Киселев и партнеры», реализовавшая на данной площадке один из своих самых интересных объектов – офисный комплекс «Эрмитаж Плаза».
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects

Завод «Кристалл» / 50 га, 2004 
Промзона завода «Кристалл» занимает 50 га. К востоку от нее проходит Волочаевская улица, к западу – изгибается Красноказарменная набережная. Конкурс был закрытым, к участию пригласили шесть команд – три из Москвы и три из Баварии. Первую премию разделили авторский коллектив под руководством Бориса Уборевича-Боровского («Моспроект-4») и архитектурное бюро Йозефа Петера Майера-Скупина из Мюнхена. Россияне предложили застроить территорию преимущественно жилыми домами – элитными двух-трехэтажными и менее дорогими высотными, расположенными вдоль Волочаевской улицы. Немцы, в свою очередь, сделали ставку на сохранение промзоны, в том числе складов, транспортных подъездов и цехов, которые предложили окружить парками и небольшими объектами типа кафе и гостиниц. Победители поделили премиальный фонд, однако больше об их проектах никто так и не вспомнил – реальный вывод «Кристалла» из Лефортова начался лишь в этом году.

Даниловская мануфактура / 8 га, сер. 2000-х – наст. вр.
«Даниловская мануфактура» расположена у Третьего транспортного кольца между Варшавским шоссе и Новоданиловской набережной. Текстильная империя была основана в 1867 году купцом 1-й гильдии Василием Мещериным и к началу XX века разрослась настолько, что занимала территорию общей площадью около 8 га. В советское время фабрика носила имя Михаила Фрунзе и оставалась «крупнейшим передовым предприятием Москвы», а вот свободная конкуренция 1990-х, увы, положила конец успеху этого производства. В 1990-е помещения фабрики, в основном, сдавались в аренду, а последние несколько лет «Даниловская мануфактура» постепенно превращается в офисный лофт – вся ее территория реконструируется под бизнес-центры, коммерческие площади и апартаменты. Пожалуй, самым известным проектом, реализованным в рамках этой концепции, стал БЦ «Даниловский форт» Сергея Скуратова, отмеченный многими архитектурными наградами. Также здесь работали такие компании, как Архитектурная мастерская Сергея Эстрина, бюро Project_Z и мастерская «Сити-Арх». Управляет «Даниловской мануфактурой» компания KR Properties, которая проводит отдельные закрытые тендеры на реконструкцию каждого из объектов бывшей промзоны.

Прядильно-ткацкая фабрика «Гардтекс» / 1.5 га, 2010
Закрытый архитектурный конкурс на лучший проект жилого комплекса на месте фабрики, проведенный в 2010 году, стал лишь одним из этапов освоения этой площадки и, как это ни парадоксально, фактически никак не повлиял на ее дальнейшую судьбу. К участию в конкурсе были приглашены 4 архитектурных бюро – «Сергей Скуратов Architects»,  ТПО «Резерв», «Богачкин и Богачкин»  и «Сергей Киселев и Партнеры». Последнее было знакомо с площадкой гораздо раньше (впервые к работе над участком на Саввинской оно было приглашено в 2002 году и по соседству успело построить прекрасный жилой дом, удостоившийся многих профессиональных наград), однако во второй тур не вышло. Три других бюро, наоборот, получили от организатора конкурса уведомление о скором проведении финала состязания, однако на этом его история и закончилась: спустя несколько месяцев архитекторы узнали, что разрабатывать концепцию реконструкции «Гардтекса» приглашено бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры».

Московский картонажно-полиграфический комбинат / 4,15 га, 2011
Закрытый конкурс на лучший проект реконструкции комбината в 2011 году провела компания AFI Development. Список участников не разглашается, хотя известно, что среди них были не только российские архитектурных мастерские, но и западные. Победителем стало бюро «Сергей Скуратов Architects», предложившее создать в бывшей промзоне своего рода кампус – удобный и стильный район, рассчитанный, в основном, на молодежь. Частью нового жилого комплекса стали промышленные постройки начала XX века, которые архитектор включил в проект по собственной инициативе, сохраняя «память места». Чрезвычайно эффектно смотрелся и предложенный «Сергей Скуратов Architects» новый пешеходный мост через Москву-реку, соединяющий квартал застройки с противоположным берегом и станцией метро «Автозаводская»: опоры ярко-красного цвета были «набраны» из отдельных полуовальных в плане пластин, а из воды навстречу им вырастали белоснежные полусферы. К сожалению, и этот мост, и сама идея кампуса так и остались на бумаге – в течение последующих двух лет победитель не раз перерабатывал проект по просьбе заказчика, постепенно повышая и класс жилья, которое планируется создать на Павелецкой набережной, и его плотность. 
Концепция реорганизации промзоны на Бережковской набережной. «Проект Меганом»

Бережковская набережная / 26 га, 2013
В марте этого года в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Участок общей площадью 26 га сегодня занят преимущественно складами и сервисами, а в будущем должен превратиться в многофункциональный район, насыщенный и жильем, и офисами, и всей сопутствующей инфраструктурой. Конкурс был закрытым, к участию в нем организатор –  инвестиционно-финансовая компания LIRAL – пригласил семь команд: «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Победителем было признано бюро «Меганом», сделавшее ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров.
Садовые кварталы. “Сергей Скуратов Architects”

Садовые кварталы / 13 га, 2007–наст. вр.
Методом строительства отдельных кварталов-очередей с 2007 года реализуется проект «Садовые кварталы»  – жилой комплекс, который строится между станциями метро Фрунзенская и Спортивная на месте бывшего завода «Каучук». Девелопер – управляющая компания «Уникор» – начал работу над проектом с заказного конкурса на градостроительную концепцию развития территории. В нем победили две мастерские – «Меганом» и «Сергей Скуратов architects». Затем заказчики устроили собеседование и остановили свой выбор на мастерской Скуратова, которой было предложено разработать градостроительную концепцию и сделать проекты большей части домов. Оставшаяся часть, около 10 % от общего объема, поделена между другими известными архитекторами – уже упомянутым «Меганомом», а также группой «А-Б», Александром Бродским, Алексеем Куренным, Владимиром Плоткиным, Александром Скоканом и Сергеем Чобаном.
Концепция строительства двух жилых зданий на Болотной набережной (территория «Красного Октября»). “Сергей Скуратов Architects”

Красный Октябрь / 48 га, 2002–наст. вр.
До сих пор ведется дискуссия о будущем фабрики «Красный Октябрь», территорией которой с 2002 года управляет компания «ГУТА-Девелопмент». В 2003-м году было принято постановление правительства Москвы, утверждающее программу «Золотой остров». Проект обещал стать первым в центральной части Москвы примером комплексного развития территории: на 48 га острова собирались построить более 1 млн кв. м. недвижимости – в основном, жилья и офисов, однако реализовать столь амбициозный проект так и не удалось, хотя он несколько раз становился предметом конкурсов, в том числе и международных. К участию в них привлекались Жан-Мишель Вильмотт, Норман Фостер, MacAdam Architects, Jan Störmer and partners, Эрик ван Эгераат, но полученные проекты были столь экстравагантны и далеки от истории «шоколадного» острова, что проект передали в «Моспроект-2», который разработал градостроительную концепцию развития всей территории фабрики. После экономического кризиса 2008 года «Гута» вернулась к идее конкурсов, но уже закрытых и на отдельные небольшие участки – например, 16 E и 17 F, или 18-20G на Болотной набережной. Впрочем, и эти проекты пока остались на бумаге. В мае этого года появилась информация о том, что окончательно определена судьба лишь 15 га – кварталов № 360 и 361 на Берсеневской набережной, где будут построены жилье и объекты культуры.
zooming
Концепция реконструкции территории завода ЗиЛ. «Проект Меганом»

ЗиЛ / 430 га, 2013
Среди проектов новейшего времени самым крупным и значимым для города, безусловно, является реконструкция территории завода «ЗИЛ» (430 га, см. подборку статей на эту тему). В начале 2012 года при поддержке Правительства Москвы был проведен международный конкурс с целью определения наиболее эффективного сценария развития территории АМО ЗИЛ. Запрос на участие был разослан в 27 ведущих архитектурных компаний России и мира, 17 из которых изъявили желание принять участие. Во второй тур конкурса  были отобраны 4 команды: Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды), Uberbau Architecture and Urbanism (Германия) и «Проект Меганом» (Россия; см. рассказ о проектах, победивших в первом туре конкурса). Две последних и были признаны победителями конкурса, предложив в рамках своих концепций многообразие сценариев по интеграции депрессивных неэффективно используемых территорий в экономическую, общественную и культурную жизнь Москвы. Впрочем, на этом конкурс не закончился – финалисты должны были доработать свои проекты и представить на окончательный суд жюри, но заключительное его заседание так и не состоялось. Параллельно с конкурсом по заказу Москомархитектуры ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» вел разработку проекта планировали ЗИЛ. Была проведена совместная работа проектного бюро «Меганом» и 15 зональной мастерской ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», в результате которой концепция развития завода ЗИЛ была представлена мэру и одобрена.

***

Проведенный летом и осенью 2012 года при поддержке НИиПИ Генплана конкурс «Большая Москва» – фактически, не столько конкурс, сколько серия семинаров, гигантский мозговой штурм с участием множества иностранных знаменитостей и самых квалифицированных в градостроительных вопросах русских архитекторов, – показал, что реконструкция промзон остается одной из больных тем города. Пока что освоено немного, на карте города остается множество «серых» промышленных пятен, мешающих и жизни, и автомобильному движению. Конкурс на концепцию территории «Серпа и молота», инициированный архитектурным советом весной, – может стать одним из шагов в сторону цивилизованной работы с промышленными территориями. К концу года мы узнаем, чем он завершится.
 
Мастерская:
Latz + Partner

24 Октября 2013

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Нюансы сохранения
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Пресса: Проект планировки территории завода «Серп и Молот»...
Компания «Донстрой» в целом согласовала с LDA Design и UHA London, которые победили в конкурсе на архконцепцию реорганизуемой территории завода «Серп и Молот» в Москве, схему генерального плана застройки этой территории.
Пресса: «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис
25 апреля состоялось официальное подведение итогов международного конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Серп и Молот», проведенного при поддержке Москомархитектуры и Стройкомплекса столицы. Речь идет об одной из самых обширных московских промышленных зон, расположившейся на площади 87 га к юго-востоку от исторического центра столицы в непосредственном соседстве с историческими районами Лефортово и Рогожской слободы.
Пресса: Строительство на территории промзоны «Серп и молот»...
В конкурсе концепций освоения территории завода «Серп и молот» победил проект команды архитекторов из Нидерландов, предложивший сохранить в новой застройке элементы стальных конструкций промзоны. Концепцию ждет доработка, а к строительству приступят не ранее 2015 года.
Пресса: Жюри конкурса на реконструкцию завода «Серп и молот»...
Сегодня были объявлены результаты Международного конкурса на архитектурно-планировочную концепцию территории завода «Серп и Молот». По решению жюри победителем стал проект, представленный знаменитым нидерландским бюро MVRDV из Нидерландов. Однако, решение не окончательное.
Пресса: На месте промзоны «Серп и молот» появятся парки и...
В пятницу, 25 апреля, станет известен победитель международного архитектурного конкурса на концепцию развития промзоны «Серп и молот» - на ее месте появится новый жилой квартал с офисами, парками и всей необходимой инфраструктурой.
Пресса: Как закалялась сталь «Серпа и молота»
Через несколько лет одно из старейших промышленных предприятий Москвы металлургический завод «Серп и молот» исчезнет с карты города, уступив место новому городскому кварталу. «Ъ» проник за охраняемую проходную завода, прошелся по заброшенным цехам и узнал, как выплавлялась сталь. Последние дни завода – в репортаже «Ъ».
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.