Продолжается сбор заявок на участие в конкурсе концепций реорганизации территории завода «Серп и молот». Рассказываем о похожих конкурсах за рубежом и в Москве.
Комплексной реконструкцией пространств, которые еще недавно занимали производства, порты или железнодорожные узлы, сегодня озабочены практически все мегаполисы мира. Одни, как Гамбург, Нью-Йорк или Шанхай, добились на этом поприще поистине впечатляющих успехов, другие, как Москва, лишь переходят от теории к практике. Не претендуя на абсолютную полноту, мы выбрали несколько историй реорганизации промзон, оптимальный проект которых был получен с помощью конкурса. Надо сказать, для реорганизации промзон конкурсы проводятся далеко не всегда. Но в тех случаях, когда архитектурные соревнования все-таки случаются, они действительно помогают найти удачный результат: например, сохранить больше исторических построек или больше открыть для горожан.
У них
Парк в стиле индастриал / Дуйсбург, Германия, 1991 В 1991 в немецком Дуйсбурге был объявлен закрытый архитектурный конкурс на лучшее решение реорганизации громадной территории сталелитейного завода. Из вариантов пяти участников лучшим был признан проект бюро Latz + partner. В отличие от своих соперников, оно предложило сохранить большую часть индустриальных объектов –цеха, локомотивное депо, мосты и бункеры – и сделать их главной темой нового парка. Здесь были построены новые мосты, проложены пешеходные и велосипедные дорожки, высажены аллеи и рощи, организованы всевозможные площадки для активного и пассивного отдыха. Одна из доменных печей превращена в скалодром, на другой расположилась смотровая площадка, а в бывшем резервуаре для газа расположился дайвинг-центр.
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Latz + partner. Фото с сайта landezine.com
Город-порт / Гамбург, Германия, 1997–1999 Район Хафенсити в Гамбурге – едва ли не самый известный пример успешной реконструкции промзоны в Европе. После того, как в 1997 власти города приняли решение о выводе порта на Эльбе из центра Гамбурга, почти 155 га его территории были кардинально обновлены. Программа международного конкурса, объявленного в 1999 году, предписывала создать там новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры, а также связать его с центром города и скоростной автодорогой и благоустроить набережные общей протяженностью 10 км. Победили в этом состязании hamburgplan и Kees Christiaanse/ASTOC, и уже в 2000 году город принял разработанный ими генплан развития Хафенсити. В основе архитектурно-планировочной идеи победителей – максимальное сохранение топографии места. Хафенсити состоит из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней и поэтому обладает ярковыраженным «морским» характером. Этот проект позволил включить Эльбу в градостроительный контекст Гамбурга, который раньше всегда «отворачивался» от реки. На отдельные объекты Хафенсити также проводились международные конкурсы.
Хафенсити, Гамбург. Фото с сайта kcap.eu
Полуостров с видом / Осло, Норвегия, 2002 Осло расположено на берегу живописного фьорда, но доступ горожанам к воде до конца 20 века почти везде был закрыт портовыми сооружениями и верфями. Однако в 2000 году в норвежской столице стартовала масштабная программа реконструкции гавани «Город у фьорда», согласно которой полоса промзон должна превратиться в привлекательные районы с жильем, офисами, учреждениями культуры.
Одним из первых проектов стал район Тьювхольмен, в плане напоминающий вытянутый полуостров: в 2002-м на проект его реконструкции был проведен закрытый конкурс, который выиграл маститый норвежский архитектор Нильс Торп с концепцией «Панорамный вид»: территория района был поделен на сегменты каналами, вдоль которых открываются эффектные перспективы на фьорд и центр Осло. Тьювхольмен – почти полностью пешеходная зона, вдоль воды устроены набережные и площади, кафе и магазины на первых этажах зданий дополнены выше офисами и жильем в соотношении 1:2. На выдающемся в море «носу» района устроен городской пляж и возведен музей современного искусства.
Район Тьювхольмен в Осло. Фото с сайта skyscrapercity.com
Ворота в Страну Басков / Дюранго, Испания, 2004 Архитектурные конкурсы в профессиональной среде традиционно считаются «банками идей», однако эти творческие вклады как правило остаются в хранилище идей «до востребования». Случаи, когда все финалисты состязания продолжают развивать свои проекты или вместе принимаются за новое дело, крайне редки. Испанский город Дюранго относится к счастливому исключению из правил: состоявшийся здесь в 2004 конкурс на проект нового здания штаб-квартиры EuskoTren, государственного транспортного управления Баскской области Испании, стал импульсом для масштабных архитектурных перемен, в которых задействованы все участники состязания.
Преобразования начались с городских «ворот» – железнодорожного вокзала Дюранго, куда прибывают поезда направления «Бильбао – Сан-Себастьян». Закрытый конкурс на проект этого комплекса выиграло бюро Zaha Hadid Architects, предложив кардинальное градостроительное решение – расположить железнодорожные пути под землей, а здание вокзала выполнить в виде башни, которая будет служить для перрона глубокого заложения своеобразным световым колодцем. Использование подземных пространств высвободило в самом центре Дюранго огромные площади, которые город решил зарезервировать под строительство жилья и офисов. К их проектированию и были привлечены все участники конкурса – Эдуардо Арройо, FOA, Доминик Перро, Ercilla y Campo Arquitectura и, конечно, сама Заха Хадид.
Новый железнодорожный вокзал Дюранго. Zaha Hadid architects. Фото с сайта susaeta.net
Сады Гудзона / Нью-Йорк, США, 2007-2012 Крупнейший железнодорожный сортировочный узел Нью-Йорка располагается всего через три улицы от Мэдисон-Сквер-Гарден. Этот участок Манхэттена на протяжении десятилетий оставался последним неосвоенным куском земли на острове, пока девелоперская компания Extell Development Group не взялась за его застройку. Однако вокзал нельзя было просто ликвидировать – он нужен городу, – и потому было принято решение о перекрытии железнодорожного узла сверху. Предложенный план был прост: существующие железнодорожные ветки слегка заглубляются под землю, а сверху, на особо прочных платформах, служащих своеобразным акустическим кожухом, размещается многофункциональный комплекс Hudson Yards. В начале 2007 года был организован архитектурный конкурс на лучший мастер-план территории, в котором победило архитектурное бюро Стивена Холла. Однако в 2010-м управляющая компания сменилась – теперь реализацией проекта занимается Related Companies, которая, в свою очередь, пригласила к разработке мастер-плана нового района бюро Kohn Pedersen Fox Associates. И если первый проект предусматривал разделение территории на два «ярда», разрезанных диагональю бульвара, то теперь на платформе над железнодорожными путями планируется построить 16 небоскребов общей площадью чуть больше 1,8 миллиона кв.м., а пространство между ними озеленить. Официальный старт строительству был дан в декабре 2012 года.
Проект Hudson Yards. Фото с сайта kpf.com
У нас / Москва Московские промзоны занимают территорию, общая площадь которой больше 18,8 тысяч га. Первая программа их комплексной реконструкции была принята правительством Москвы еще в 2002 году, однако ее реализация тогда так толком и не началась. Этому помешало сразу несколько обстоятельств: и дорогостоящая подготовка загрязненных земель, и сложности перебазирования предприятий на новые территории, но, главное, конфликты собственников, которых на территориях бывших заводов, как правило, десятки. Впрочем, вывод заводов и реконструкция их территорий началась, а ко времени 2008 года дала первые плоды и даже приобрела популярность. Однако проводить громкие конкурсы на реконструкцию больших и сложных территорий промзон поначалу московские заказчики как правило не решались; впрочем, архитекторов приглашали как правило самых достойных.
Без конкурса Так, одним из первых воплощенных проектов переноса производств из Москвы стал вывод в 2008 году фабрики «Красная роза», фабрики «Красная роза» (5,89 га, градостроительная концепция – «Сергей Киселев и Партнеры»). Поначалу здесь возник, сразу ставший известным, московский центр Artplay с недорогими офисами для художников и архитекторов. Затем в 2008 году художников выселили, и в отстроенных заново корпусах поселился деловой центр «Морозов». Artplay переехал на Яузу, где освоил здания бывшего завода «Манометр» по соседству с другим арт-кластером – «Винзаводом», открытым годом ранее на территории пивоваренного завода «Московская Бавария» (проект реконструкции выполнил Александр Бродский). Еще один арт-кластер – дизайн-завод «Флакон», был обустроен в 2009 году по проекту бюро Archhelp. Впрочем, создание арт-кластеров – самый резонансный, но далеко не самый прибыльный способ реконструкции бывших заводов.
Деловой центр «Морозов». Корпус №8. Вид внутреннего двора. Проект © СКиП
Как правило на месте создают жилые и офисные кварталы. В 2012 году бюро «СКиП» завершило строительство как минимум двух деловых центров в промзонах: «Вивальди-плаза» на месте Фурнитурного завода и деловой центр на Новорязанской улице на территории завода «Мосавтотех». В последние несколько лет реконструкцией сравнительно небольших промзон также занимается московское бюро ADM architects: в прошлом году они закончили строительство первой очереди «Алкон-плаза» на месте завода «Изолятор» на Ленинградском проспекте, завершают реконструкцию бизнес-парка в Научном проезде на месте НИИ витаминов (девелопер Sminex, 36 га). Недавним событием московской архитектурной жизни стало завершение реконструкции фабрики Станиславского (2,88 га, девелопер Horus capital, бюро John McAslan + Partners). Разумеется, этот список – далеко на полный.
Между тем с начале 2000-х годов на реконструкцию промзон проводились и конкурсы. Как правило, это были совершенно не публичные, необъявленный соревнования, которые девелопер проводил «для себя», заказывая несколько проектов разным архитекторам, которые нередко узнавали о существовании «соперников» постфактум. Чаще архитекторы знали о том, что участвуют в необъявленном заказном конкурсе, но кроме участников никто об этом не знал. Уже упомянутое выше бюро «Сергей Киселев и Партнеры» сделало во второй половине 2000-х немногим меньше 10 таких проектов реконструкции промзон.
Москва / конкурсы Завод точных измерительных приборов / 0,74 га, 2002 Один из таких небольших необъявленных конкурсов дал Москве замечательное здание «Эрмитаж-плаза». Девелопер проекта, компания Forum Properties, пришел на участок еще в 1997 году, арендовав у руководства АОЗТ «Тизприбор» одно из зданий завода, которое впоследствии было реконструировано и сдано в аренду американской компании Caterpillar. За полномасштабную реконструкцию удалось взяться лишь несколько лет спустя, и сначала компания не планировала проводить полноценный архитектурный конкурс, а ограничилась тем, что заказала проекты сразу двум бюро – «Остоженке» и мастерской «Сергей Киселев и партнеры». Однако архитекторы узнали об этом друг от друга и для того, чтобы избежать двусмысленной ситуации, фактически вынудили Forum Properties превратить заказ в конкурс. Победителем в состязании стала мастерская «Сергей Киселев и партнеры», реализовавшая на данной площадке один из своих самых интересных объектов – офисный комплекс «Эрмитаж Плаза».
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза» © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Завод «Кристалл» / 50 га, 2004 Промзона завода «Кристалл» занимает 50 га. К востоку от нее проходит Волочаевская улица, к западу – изгибается Красноказарменная набережная. Конкурс был закрытым, к участию пригласили шесть команд – три из Москвы и три из Баварии. Первую премию разделили авторский коллектив под руководством Бориса Уборевича-Боровского («Моспроект-4») и архитектурное бюро Йозефа Петера Майера-Скупина из Мюнхена. Россияне предложили застроить территорию преимущественно жилыми домами – элитными двух-трехэтажными и менее дорогими высотными, расположенными вдоль Волочаевской улицы. Немцы, в свою очередь, сделали ставку на сохранение промзоны, в том числе складов, транспортных подъездов и цехов, которые предложили окружить парками и небольшими объектами типа кафе и гостиниц. Победители поделили премиальный фонд, однако больше об их проектах никто так и не вспомнил – реальный вывод «Кристалла» из Лефортова начался лишь в этом году.
Даниловская мануфактура / 8 га, сер. 2000-х – наст. вр. «Даниловская мануфактура» расположена у Третьего транспортного кольца между Варшавским шоссе и Новоданиловской набережной. Текстильная империя была основана в 1867 году купцом 1-й гильдии Василием Мещериным и к началу XX века разрослась настолько, что занимала территорию общей площадью около 8 га. В советское время фабрика носила имя Михаила Фрунзе и оставалась «крупнейшим передовым предприятием Москвы», а вот свободная конкуренция 1990-х, увы, положила конец успеху этого производства. В 1990-е помещения фабрики, в основном, сдавались в аренду, а последние несколько лет «Даниловская мануфактура» постепенно превращается в офисный лофт – вся ее территория реконструируется под бизнес-центры, коммерческие площади и апартаменты. Пожалуй, самым известным проектом, реализованным в рамках этой концепции, стал БЦ «Даниловский форт» Сергея Скуратова, отмеченный многими архитектурными наградами. Также здесь работали такие компании, как Архитектурная мастерская Сергея Эстрина, бюро Project_Z и мастерская «Сити-Арх». Управляет «Даниловской мануфактурой» компания KR Properties, которая проводит отдельные закрытые тендеры на реконструкцию каждого из объектов бывшей промзоны.
Прядильно-ткацкая фабрика «Гардтекс» / 1.5 га, 2010 Закрытый архитектурный конкурс на лучший проект жилого комплекса на месте фабрики, проведенный в 2010 году, стал лишь одним из этапов освоения этой площадки и, как это ни парадоксально, фактически никак не повлиял на ее дальнейшую судьбу. К участию в конкурсе были приглашены 4 архитектурных бюро – «Сергей Скуратов Architects», ТПО «Резерв», «Богачкин и Богачкин» и «Сергей Киселев и Партнеры». Последнее было знакомо с площадкой гораздо раньше (впервые к работе над участком на Саввинской оно было приглашено в 2002 году и по соседству успело построить прекрасный жилой дом, удостоившийся многих профессиональных наград), однако во второй тур не вышло. Три других бюро, наоборот, получили от организатора конкурса уведомление о скором проведении финала состязания, однако на этом его история и закончилась: спустя несколько месяцев архитекторы узнали, что разрабатывать концепцию реконструкции «Гардтекса» приглашено бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры».
Московский картонажно-полиграфический комбинат / 4,15 га, 2011 Закрытый конкурс на лучший проект реконструкции комбината в 2011 году провела компания AFI Development. Список участников не разглашается, хотя известно, что среди них были не только российские архитектурных мастерские, но и западные. Победителем стало бюро «Сергей Скуратов Architects», предложившее создать в бывшей промзоне своего рода кампус – удобный и стильный район, рассчитанный, в основном, на молодежь. Частью нового жилого комплекса стали промышленные постройки начала XX века, которые архитектор включил в проект по собственной инициативе, сохраняя «память места». Чрезвычайно эффектно смотрелся и предложенный «Сергей Скуратов Architects» новый пешеходный мост через Москву-реку, соединяющий квартал застройки с противоположным берегом и станцией метро «Автозаводская»: опоры ярко-красного цвета были «набраны» из отдельных полуовальных в плане пластин, а из воды навстречу им вырастали белоснежные полусферы. К сожалению, и этот мост, и сама идея кампуса так и остались на бумаге – в течение последующих двух лет победитель не раз перерабатывал проект по просьбе заказчика, постепенно повышая и класс жилья, которое планируется создать на Павелецкой набережной, и его плотность.
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант © Сергей Скуратов architects
Бережковская набережная / 26 га, 2013 В марте этого года в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Участок общей площадью 26 га сегодня занят преимущественно складами и сервисами, а в будущем должен превратиться в многофункциональный район, насыщенный и жильем, и офисами, и всей сопутствующей инфраструктурой. Конкурс был закрытым, к участию в нем организатор – инвестиционно-финансовая компания LIRAL – пригласил семь команд: «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Победителем было признано бюро «Меганом», сделавшее ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров.
Концепция реорганизации промзоны на Бережковской набережной. «Проект Меганом»
Садовые кварталы / 13 га, 2007–наст. вр. Методом строительства отдельных кварталов-очередей с 2007 года реализуется проект «Садовые кварталы» – жилой комплекс, который строится между станциями метро Фрунзенская и Спортивная на месте бывшего завода «Каучук». Девелопер – управляющая компания «Уникор» – начал работу над проектом с заказного конкурса на градостроительную концепцию развития территории. В нем победили две мастерские – «Меганом» и «Сергей Скуратов architects». Затем заказчики устроили собеседование и остановили свой выбор на мастерской Скуратова, которой было предложено разработать градостроительную концепцию и сделать проекты большей части домов. Оставшаяся часть, около 10 % от общего объема, поделена между другими известными архитекторами – уже упомянутым «Меганомом», а также группой «А-Б», Александром Бродским, Алексеем Куренным, Владимиром Плоткиным, Александром Скоканом и Сергеем Чобаном.
Садовые кварталы. Сергей Скуратов Architects
Красный Октябрь / 48 га, 2002–наст. вр. До сих пор ведется дискуссия о будущем фабрики «Красный Октябрь», территорией которой с 2002 года управляет компания «ГУТА-Девелопмент». В 2003-м году было принято постановление правительства Москвы, утверждающее программу «Золотой остров». Проект обещал стать первым в центральной части Москвы примером комплексного развития территории: на 48 га острова собирались построить более 1 млн кв. м. недвижимости – в основном, жилья и офисов, однако реализовать столь амбициозный проект так и не удалось, хотя он несколько раз становился предметом конкурсов, в том числе и международных. К участию в них привлекались Жан-Мишель Вильмотт, Норман Фостер, MacAdam Architects, Jan Störmer and partners, Эрик ван Эгераат, но полученные проекты были столь экстравагантны и далеки от истории «шоколадного» острова, что проект передали в «Моспроект-2», который разработал градостроительную концепцию развития всей территории фабрики. После экономического кризиса 2008 года «Гута» вернулась к идее конкурсов, но уже закрытых и на отдельные небольшие участки – например, 16 E и 17 F, или 18-20G на Болотной набережной. Впрочем, и эти проекты пока остались на бумаге. В мае этого года появилась информация о том, что окончательно определена судьба лишь 15 га – кварталов № 360 и 361 на Берсеневской набережной, где будут построены жилье и объекты культуры.
Концепция строительства двух жилых зданий на Болотной набережной (территория «Красного Октября»). Сергей Скуратов Architects
ЗиЛ / 430 га, 2013 Среди проектов новейшего времени самым крупным и значимым для города, безусловно, является реконструкция территории завода «ЗИЛ» (430 га, см. подборку статей на эту тему). В начале 2012 года при поддержке Правительства Москвы был проведен международный конкурс с целью определения наиболее эффективного сценария развития территории АМО ЗИЛ. Запрос на участие был разослан в 27 ведущих архитектурных компаний России и мира, 17 из которых изъявили желание принять участие. Во второй тур конкурса были отобраны 4 команды: Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды), Uberbau Architecture and Urbanism (Германия) и «Проект Меганом» (Россия; см. рассказ о проектах, победивших в первом туре конкурса). Две последних и были признаны победителями конкурса, предложив в рамках своих концепций многообразие сценариев по интеграции депрессивных неэффективно используемых территорий в экономическую, общественную и культурную жизнь Москвы. Впрочем, на этом конкурс не закончился – финалисты должны были доработать свои проекты и представить на окончательный суд жюри, но заключительное его заседание так и не состоялось. Параллельно с конкурсом по заказу Москомархитектуры ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» вел разработку проекта планировали ЗИЛ. Была проведена совместная работа проектного бюро «Меганом» и 15 зональной мастерской ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», в результате которой концепция развития завода ЗИЛ была представлена мэру и одобрена.
Концепция реконструкции территории завода ЗиЛ. «Проект Меганом»
***
Проведенный летом и осенью 2012 года при поддержке НИиПИ Генплана конкурс «Большая Москва» – фактически, не столько конкурс, сколько серия семинаров, гигантский мозговой штурм с участием множества иностранных знаменитостей и самых квалифицированных в градостроительных вопросах русских архитекторов, – показал, что реконструкция промзон остается одной из больных тем города. Пока что освоено немного, на карте города остается множество «серых» промышленных пятен, мешающих и жизни, и автомобильному движению. Конкурс на концепцию территории «Серпа и молота», инициированный архитектурным советом весной, – может стать одним из шагов в сторону цивилизованной работы с промышленными территориями. К концу года мы узнаем, чем он завершится.
|