Музей Мельникова

Проекты победителей и участников конкурса на концепцию музея «Дом Мельникова».

mainImg
В конце марта 2013 года Музей архитектуры совместно с журналом «Проект Россия» объявили конкурс на концепцию музея «Дома Мельникова». Вечером 16 июля в доме Мельникова были названы победители конкурса. Жюри выбрало три проекта: Citizenstudio (совместно с Ниной Федоровой), Студия АгитАрх и бюро Гинзбург Архитектс. Кроме того, музей присудил четыре специальные премии.

Всего в конкурсе участвовало 19 проектов, среди которых были как работы приглашенных именитых архитекторов, так и проекты менее известных, но неравнодушных специалистов, а также – студентов архитектурных вузов.

Формат соревнования – «конкурс-консультация», предполагает использование сразу нескольких проектов победителей во время работы над созданием музея. Основной задачей конкурсантов стало развитие музея Мельникова при бережном и очень деликатном отношении к знаменитому шедевру русского авангарда.

Представляем проекты победителей и участников конкурса с авторскими описаниями.
1 место. Бюро Citizenstudio
Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Музей Мельникова уже существует. Он функционирует с 1929-го года. И регулярно принимает посетителей. Сама идея этой постройки – это Дом-Музей. Музей архитектора, музей технологии строительства, музей индивидуализма в стране коллективизма. У музея сменяются смотрители, но не меняется его суть: это Музей-Дом. Шрифт на его фасаде гласит: Константин Мельников. Архитектор. И для других архитекторов здесь нет пространства для деятельности. Храм должен остаться храмом. Миссия архитектора не в попытке написания чужеродной истории места, но в поддержании жизни творения. Недопустимо даже минимальное вторжение в хрупкий мир памятника. Да, Дом требует спасения – от разрушения. И это дело для профессионалов – инженеров и реставраторов. Ситуация не терпит ни промедления, ни дилетантства! Это – медицина. В остальном музей готов.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

И мы видим для себя как для архитекторов только одну возможность поучаствовать в его жизнедеятельности: в нем не хватает тапочек. Мягких фланелевых тапочек поверх обуви, как в каждом доме – музее на пространстве бывшего СССР. Легчайший след, элемент, обретающий характер домашнего уюта, но призванный служить публике. Тапочки – и все. Музей Мельниковых открыт для посетителей».
2 место. Студия Агит Арх
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Главным экспонатом экспериментального дома-мастерской площадью 300 кв. м является сам дом, его пространство, игра попадающего внутрь дома света и возникающих внутри теней. Здесь можно познакомиться с историей строительства дома, увидеть документацию его непростой жизни в фотографиях Родченко и Пальмина, услышать живой голос самого Мельникова. Участок вокруг дома сплошь покрыт луговым газоном с несколькими фруктовыми деревьями, в зимнее время для экскурсантов в снегу протаптываются дорожки. Дом принимает часовые экскурсии по 7-10 человек. В год удивительный дом посещает 18 тыс. посетителей. Запись и оплата экскурсий производится на сайте Музея Архитектуры им. Щусева. Там же можно скачать бесплатное приложение для смартфонов «Архитектор Константин Мельников» с полным перечнем проектов и построек великого русского зодчего и навигацией по Москве. Фотографирование в доме разрешено, поощряется размещение сделанных фотографий в интернете.
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Фонд работ Константина Мельникова поступает в общий фонд Музея Архитектуры для скорейшего включения в выставочный и исследовательский оборот. Государство обязано немедленно принять завещанный дом и архив без всяких обременительных условий и обеспечить достойную защиту и содержание. У дома должен появиться попечительский совет и первое приглашение в него имеет право получить Сергей Гордеев, выкупивший у наследников и передавший значительную часть дома и архива государству».
zooming
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
3 место. Гинзбург Архитектс
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Предлагаемая структура Музея включает в себя 3 составляющих: галерея, сад и дом. В галерее кроме помещений утилитарного назначения (входная группа, касса, администратор) находится выставочное пространство, в котором демонстрируются макеты зданий, Мельникова, фотографии и рисунки, и магазин с книгами и сувенирами авангарда. Сад вокруг здания предполагает возможность проведения семинаров и выставок на открытом воздухе, также вокруг предусмотрена тропинка для осмотра Дома снаружи. Сам Дом планируют отреставрировать с восстановлением изначальной планировочной структуры и сохранением экспонатов быта семьи Мельниковых. Внутри будут организованы выставки оригиналов работ Мельникова».
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Специальными премиями музея архитектуры отмечены:

За широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова
АБ Народный архитектор
Архитекторы: Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, Тамара Стрелкова
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы разработали эскизный проект «галереи», опоясывающей двор дома за счет внешней прилегающей территории, оставляя свободным его внутреннее пространство, предоставляя возможность посетителям осмотреть памятник архитектуры со всех сторон. В галерее располагаются дополнительные площади для работников и посетителей музея: рецепция с вестибюлем, кафе, книжный магазин, зал с постоянной экспозицией, посвященной процессу создания дома, включающей эскизы, макеты, первоначальные варианты проекта. Узкие проходы между помещениями заполняются временными тематическими экспозициями. В летнее время пространство двора может служить продолжением зоны кафетерия, трансформироваться в лекторий. 
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В квартире дома №12 предполагается обустройство помещений для администрации, гардероба, санузлов, постоянной экспозиции, посвященной постройкам Мельникова в Москве. Непосредственно в самом доме Мельникова предполагается организация нескольких дополнительных экспозиционных и общественных помещений: на первом этаже – в помещениях кухни, столовой, детских – экспозиции на тему «конструктивистского» быта; в спальне на втором этаже мини экспозиции картин Виктора Мельникова, в гостиной живописи архитектора, в мастерской – пространства для проведения лекций и семинаров, а также установки не загромождающей помещение мобильной медийной экспозиции на тему творчества Константина Мельникова (проекции)».
zooming
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
АБ Рождественка
Архитекторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, Света Зезюкина, Глеб Галкин
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Устройство музея в современном понимании этой технологии в Доме невозможно, т.к. специальные инженерные коммуникации сильно ему бы повредили. Поэтому все организованные музейные функции – административную, хранение и т.п. – мы выносим в отдельный объем. Учитывая скромный размер участка, мы предлагаем создать своего рода «дом-забор», распластав его вдоль задних границ, выстроив его симметрично относительно оси Дома. По нашему ощущению этот новый объект не должен «дополнять» дом Мастера. Напротив, скорее должен быть частью «негативной» для дома окружающей застройки – поэтому материал – затертый кирпич, как на окружающих торцах, хотелось бы торцы объекта выполнить в один цвет. Проектируемый нами объем решает не только функциональные задачи, но  становится своего рода информационным и временным «порталом».
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Войдя на участок, через калитку, мы попадаем в мир Мастера, в его жизнь, в его время. Но не сразу входим в его дом. Начиная движение вдоль ограды, спускаясь по пандусу, мы заходим в пространство с панорамным окном, нам открывается вид на Дом. Вдоль панорамного окна на пюпитре демонстрируются чертежи дома, сделанные Мастером.

Здесь же находиться рецепция. Пройдя далее, к полукруглому стенду-книжке, мы знакомимся с творчеством Мельниковых. За стендом, в самом закрытом месте, находится зона лекций, семинаров и коворкинга. Изучая работы и двигаясь дальше, мы всегда видим Дом-Мастера, постепенно приближаясь к нему. Выйдя на улицу, у нас есть возможность пойти дальше в дом, или подняться на крышу-террасу».
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


За продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности
Арт-группа Камень
Архитекторы: Вадим Греков, Ирина Татаркина
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«На торцовой стене здания, примыкающего к участку дома Мельникова, размещена конструкция из металла и стекла, которая функционирует как галерея для музейных экспонатов и смотровая  площадка перед домом, который становится главным экспонатом. Зрители поднимаются на стеклянном лифте на верхний уровень конструкции-галереи, оттуда дом виден в плане. Затем они спускаются по лестнице вниз, обходя ярусы галереи, где расположены экспонаты -проекты, фотографии, эскизы, макеты.
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Дом архитектора открывается с разных точек и ракурсов. Форма музея (наклоненный фасад, сложная геометрия плана) обусловлена стремлением не «затеснить» пространство дома Мельникова. Силуэт музея на стене здания повторяет треугольный контур его верхней части (какой она была в 1920-е гг,). Воссоздана также оригинальная фактура и цвет кирпичной стены».
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


За деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника
Архитектурная мастерская АРТЭ+
Архитекторы: Владимир Юдинцев, Ирина Полянская
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Размещение музейного комплекса целесообразнее всего на участке возле дома Мельникова. Это обеспечит постоянный наружный обзор дома и посещение музея независимо от возможности посещения интерьеров дома. Северо-западная часть участка представляет собой зигзаг, абрис которого прочитывается как буква «М». Устройство в этом углу полуподземного музея может считаться минимальным вмешательством в окружение дома. Попадание в музей обеспечивается с двух сторон по периметральной обходной дорожке, дающей круговой обзор дома.
zooming
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Вход расположен на отм. -1.2 м, для чего дорожка опускается двумя короткими пандусами.С входной антресоли на отметку -3.85 м ведут 2 лестницы и подъемник для инвалидов. Под антресолью расположено хранилище музея. Наклонный амфитеатр может использоваться для экспонирования макетов и устройства зрительских мест. Все стены, кроме входного витража, предназначены для выставок и экранного показа. В целом музей должен иметь «домашний» характер. Общая площадь 188 м2».
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Другие участники конкурса:
ArchGroup
Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О.
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы считаем, что люди всего мира  должны иметь возможность близко изучать один из последних шедевров конструктивизма, одного из краеугольных камней современной архитектуры.  Для этого мы предлагаем перевезти его в крупный мировой музейный центр в Европе, отдав его в аренду на 499 лет под обязательство реставрировать его и открыть его как музей. Мы надеемся, что по истечению срока аренды ситуация на родине памятника изменится к лучшему и он сможет вернуться на свое место. А пока пусть его жизнь продолжится там, где он нужнее.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

На участке, где был дом Мельникова, вместо памятника архитектуры мы предлагаем создать памятник архитектуре. Это негатив, пустота, слепок с дома. Это инвертированное понятие архитектуры. Весь участок вокруг этой пустоты заполнен бетоном на всю высоту стоявшего здесь здания. Вход осуществляется по узкому коридору в толще бетонного объема. Пространство на месте дома Мельникова представляет собой внутренний двор внутри этого объема. Это окаменелость, память ушедшего времени. Бетонный массивный объем надежно защитит это память на долгие годы – тут больше нечему сломаться, испортиться, состариться. Этот монумент исключает этот участок из городской ткани, на долгие годы сохраняя память этого места и оставляя возможность когда-нибудь вернуть сам памятник из вынужденной иммиграции».
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
SPEECH
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Первоочередная задача при создании музея – не столько поиск возможности размещения музейных площадей, сколько спасение самого дома Мельникова. На сегодняшний день, маленький по сравнению с растущими вокруг объектами объем памятника, находится под постоянным разрушительным воздействием со стороны изменяющейся окружающей ситуации. Первостепенно, его необходимо оградить от этого воздействия, заключив в подземный бастион и создав под ним собственную безопасную высокопрочную фундаментную основу. Таким образом, памятник получит внешний защитный термос и перестанет подвергаться воздействию изменения уровня грунтовых вод или осадки грунтов в связи с соседним строительством. Полученное подземное пространство возможно использовать в качестве музейных площадей, для чего в дальней части двора предлагается разместить входной павильон, максимально корректно соседствующий с памятником.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Для предотвращения дальнейшей осадки и сопутствующих деформаций здания предлагается выполнить усиление фундаментных конструкций и «вывесить» здание на буро-инъекционных сваях. В случае значительного заглубления свай появляется возможность сооружения подземной части в границах участка под защитой ограждающей «стены в грунте», в том числе под существующим зданием. Технологическая последовательность выполнения строительных работ:  инъекционная цементация кладки фундаментов и верхних конструкций; выполнение буро-инъекционных свай с обеих сторон существующего ленточного фундамента, с заглублением конца свай ниже отметки дна будущего котлована; выполнение железобетонного ростверка-обоймы с передачей нагрузки от здания на ростверк через поперечные балки; выполнение ограждающей «стены в грунте» по периметру участка; разработка котлована с обеспечением устойчивости опирающегося на сваи существующего здания; строительство подземной части с поэтапным демонтажем временных конструкций».
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Winfried Brenne Architekten
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Для увековечивания имени Мельникова, его зданий и обширного творческого наследия, а также наследия его сына Виктора Константиновича, музей должен быть создан в пределах оригинального участка в Кривоарбатском переулке, для чего мы предлагаем проект развития владения с функциональным разделением на три части:

Дом Мельникова
Прямоугольный участок в Кривоарбатском переулке ориентирован узкой стороной к переулку. Слегка отступающие от улицы цилиндры Дома Мельникова расположены в середине участка. В задней части участка имеется небольшая поляна с 2-3-мя деревьями. Дом Мельникова как таковой, должен оставаться неизменным и автономным без придания ему дополнительных функций. Он должен быть отреставрирован в соответствии с общепризнанными научными принципами (Венецианская Хартия 1964 г., Мадридский Документ ИКОМОС о подходе к наследию 20-го века 2011 года и т.д.). Дом должен быть доступен индивидуально или небольшим группам до 5 человек в сопровождении экскурсовода. 
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Информационный Центр – Музей
Проект предполагает сооружение в задней части владения небольшого здания музея, в котором будет также располагаться и предусмотренный статусом Всемирного Наследия Информационный Центр (Visitors Center). Для того, чтобы не перегружать Дом Мельникова, максимальное количество посетителей не должно превышать 50 человек в день. Сначала экскурсанты будут направляться в Информационный Центр. Там, они смогут оставить верхнюю одежду и сумки в шкафчиках и осмотреть экспозицию посвященную творчеству Константина Мельникова, а также прослушать небольшую лекцию. При этом из выставочного зала будет открываться вид на задний фасад Дома Мельникова. В Центре также можно разместить небольшой сувенирный магазин и мини-кафе. 
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Использование площади в Кривоарбатском переулке, д. 12
В дополнительном пространстве в соседнем доме №12 по Кривоарбатскому переулку предлагается создать небольшой административный офис и хранилище для экспонатов и документов, которые не могут быть выставлены ни в Центре, ни в доме Мельникова. В частности там могут храниться оригинальные рисунки, которые пока представлены в копиях в самом Доме Мельникова. Кроме того, может быть предусмотрено создание небольшого научного центра для приглашенных исследователей с возможной гостевой комнатой. В Европе есть несколько примеров реализации аналогичной концепции (например Фонд Ле Корбюзье в Париже)».
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Александра Додонова, Арсений Бродач, Игорь Кокарев
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Дом, спроектированный и построенный Мельниковым, сам по себе является экспонатом, поэтому любое вторжение в его облик – недопустимо.  В исходное состояние стоит вернуть все интерьеры дома, избавив их от многолетних наслоений быта, воссоздать и отреставрировать предметы мебели и прочие объекты согласно задумке автора. Возможны незначительные интерпретации в отделочных материалах и освещении, технически эволюционировавших со времен постройки дома. 
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Предусмотренное концепцией мощение участка – бетонные плиты размером 1х1 м, образующие координатную сетку, позволяющую более остро чувствовать пространство. С мощения сетка переползает на вертикальную плоскость брандмауэра, являющего фоном для дома. Частично на стене, частично на прозрачной стеклянной конструкции изображена проекция детально вычерченного разреза, соотносящегося с домом по координатам. В некоторые плиты мощения интегрированы QR –коды, содержащие 3d-изображения, чертежи и прочую информацию о всех проектах Константина Мельникова. 
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В глубине двора располагается летнее кафе, рядом – сцена и посадочные места под навесом. Здесь могут проходить лекции и кинопоказы на тему архитектуры. Вне мероприятий двор становится  просто местом скопления и общения творческой молодежи.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Квартиру в доме 10 по Кривоарбатскому переулку  легко переоборудовать в выставочное пространство с временной экспзицией, не навязывая никаких радикальных перепланировок. Также в ней можно разместить кафе и лекционное пространство в зимний период. Кафе может так же функционировать как коворкинг для желающих поработать рядом с шедевром архитектуры.»
Егор Егорычев, Элина Мухарлямова, Николай Васильев
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Организация работы музея «Дом Мельниковых» должна базироваться на следующих принципах:
1.    Полное сохранение здания дома (Кривоарбатский переулок 10), включая мемориальные предметы быта и личные вещи жильцов, в первую очередь К. С. Мельникова и В. К. Мельникова;
2.    Ограничение одновременного доступа в дом в 7-8 человек в группе для гарантии сохранности физической целостности дома;
3.    Экспонирование графических, фото, живописных и других материалов в отдельном помещении;
4.    Хранение коллекции всего архива семьи, включая архитектурную проектную графику, в комплексе Музея;
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Ввиду невозможности нового масштабного капитального строительства на участке (и требованиям к сохранности материалов), экспонирование Фондов музея должно осуществляться методом постоянной ежемесячной смены экспозиции в относительно небольшом Павильоне.
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Павильон размещается на северной границе участка, по возможности без вырубки деревьев исторического сада. Здание Павильона без подвала и глубокого фундамента на лёгком стальном и/или деревянном каркасе. В верхнем ярусе павильона оборудуется также открытая терраса-смотровая площадка-летнее кафе. Часть конструкций Павильона могут быть использованы для демонстрации конструктивных решений и узлов выполненных Константином Мельниковым построек – выставочных павильонов Махорка, СССР на Парижской выставке 1925 года и в Салониках, а также в собственном доме-мастерской.»
Алексей Козырь
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«На время проведения научной реставрации и разрешения имущественных споров, мы предлагаем возвести вокруг здания многофункциональный павильон «Киот». 
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Быстровозводимый павильон представляет собой временное, некапитальное сооружение на сваях (безфундаментное), основные ограждающие конструкции которого – дерево и стекло. Кровля- рулонный алюминиевый лист. Внутренняя отделка – фанера (потолок) доска лиственница (пол) панели с холстом (стены).
Экспозиционное пространство построено про круговому принципу. При входе и выходе в павильон расположены технические помещения, кафе, киоск и санузлы».
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Архитектурная Политика
Архитекторы: Анна Медлева, В. Фомин, Д. Нуруллин
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Дом становится частью выставочной экспозиции, которая развивается на прилегаемой к дому территории. Мы предлагаем разместить музей Мельниковых в глубине владения 39, стр 1,2 и владения 41, где сейчас ведутся строительные работы. Часть осваиваемой территории, предполагается отдать под озеленение, организовав в непосредственной близости к музею небольшой зеленый оазис.
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В первом этаже вновь возводимого здания, планируется разместить административную и ознакомительную часть экспозиции. Здесь же планируется разместить книжный и сувенирный магазины, лекторий для проведения массовых мероприятий, лекций, презентаций, временных экспозиций, конкурсов. Отсюда, с первого этажа, можно попасть либо сразу на территорию Дома-музея, минуя экспозицию, посвященную творчеству Мельниковых, либо попасть, по галерее, в экспозиционное пространство.
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Второй этаж ( двухсветное пространство)  открывается для посетителей в виде открытой мобильной экспозиции архитектора Константина Мельникова, где представлены его проекты. Периметр этой экспозиции  ( стены галлереи) используются для экспонирования его произведений живописи и графики. В уровне второго этажа предлагается разместить кафе, у стеклянной стены здания, открывающей вид из здания музея на дом-музей. Оттуда же, из кафе, можно сразу спуститься во двор дома Мельникова».
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Обледенение архитекторов
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Константин Мельников придавал особое значение роли сна в жизни человека, и для того, чтобы полнее проникнуться смыслом его архитектуры, в доме необходимо переночевать, а лучше пожить и поработать. Мы предлагаем организовать в Доме Арт-резиденцию для художников и архитекторов с возможностью суточного или недельного проживания.
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Обступившие участок подземные паркинги перекрывают течение грунтовых вод. Бороться c этим нельзя, но жить c этим надо. Окружить фундамент Дома непромокаемыми стенами в грунте, весь участок откопать на необходимую глубину и дать залиться водой. Оставить пару возвышений-островов c садовыми деревьями. От калитки кинуть мостик к крыльцу. У крыльца привязать лодку. Дом превращается в зАмок-донжон. Красиво, как колокольня в Калязине. Под водой видны стены более древних строений. Пруд – результат войны c агрессивным окружением, становится оборонительным рвом от тех же обстоятельств».
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы предлагаем построить бетонную стену высотой соответствующей меньшему из прилегающих к участку зданий (около 10 метров). Ее задача защищать дом Мельникова от нападок непорядочных застройщиков, закрепляя непоколебимо границы участка. В стену встроен пандус по которому можно подняться и осмотреть дом Мельникова и окружающую застройку. Вход на пандус осуществляется через первый этаж(музей). Стена незамкнута со стороны Кривоарбатского переулка. Тем самым создается общественное пространство, которое служит местом отдыха для людей. На площадь не возможен доступ автомобилей благодаря скамейке, поставленной по кромке тротуара. Также благодаря этому не возможна парковка. Как площади перед готическими соборами доступны для всех, так и площадь на которой стоит дом Мельникова должна быть открытой для посещения круглосуточно. Скамейка имеет температуру по которой определяется состояние дома Мельникова. Нормальное состояние соответствует температуре 36,6 с. Чем хуже состояние дома, тем ближе температура лавки к температуре окружающей среды. Таким образом в любое время года можно узнать состояние дома присев на лавку.
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Также необходимо укрепить фундамент толстой монолитной железобетонной плитой. Как показало исследование грунты нестабильные, насыщенные обильно водой, поэтому мы предусматриваем устройство музея творчества Мельникова под домом в уровне существующего фундамента. Соответственно весь грунт выкапывается, и поверхность заменяется плитой на которой растет трава. В плите прорезь, где по пандусу можно попасть в пространство музея. Вход непосредственно в сам дом осуществляется по билетам группами не более 7 человек».
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Максим Хазанов
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Постоянная строительная активность в зоне Кривоарбатского переулка ,на ул. Арбат, в т.ч. На участках, смежных с владением, в котором расположен дом Мельникова, привели к серьезной дестабилизации конструкций памятника, и продолжает оказывать на него негативное воздействие.
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Мероприятия по защите конструкций памятника от дальнейших серьезных трансформаций необходимо скоординировать и увязать с продолжающимся строительством на участке, примыкающим к зоне ул. Арбат, а также с проблемой осуществления защитных мероприятий по сохранению зданий, расположенных на смежных с историческим владением дома Мельникова, участках (Кривоарбатский переулок).
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Учитывая предстоящий значительный объем капиталовложений, необходимых для проведения необходимых консервационных, реставрационных, реконструктивных, строительных работ, связанных с защитой существующих конструкций памятника и конструкций окружающей застройки, представляется целесообразным функциональное использование подземного пространства под историческим владением для размещения подземных помещений музея имени архитектора К.Мельникова. Подвальные помещения дома-музея предполагается соединить с подземными помещениями музея Мельникова. В случае передачи музею им. К.Мельникова квартиры, расположенной в соседнем доме и пространство этой квартиры, и подземное пространство под ней, также должны быть присоединены к музею».
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Четвертое Измерение
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия. Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня – полированного гранита темного, желательно графитового тона. Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом. Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену видов городской арбатской застройки того периода. С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии. По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять – в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади.
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки, на месте нынешнего забора. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича».
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
 
Евгения Щепенок и Александр Колганов
zooming
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы хотели бы сделать дом центральным объектом музейного показа небольшого комплекса. В первую очередь, необходима реставрация самого дома (нужно уделить особое внимание фундаментам и кровле). Все заменяемые конструкции должны быть выполнены из оригинальных материалов по оригинальным чертежам.
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Мы предполагаем возведение дополнительного легкого павильона  на участке, который мог бы заключать в себе экспозиционные пространства и лекционный зал. Вспоминая проект клуба имени Зуева, мы попытались использовать аналогичную схему: один цилиндр и павильон прямоугольной формы с круглой колоннадой, открывающей обзор на дом. Конструкция павильона из дерева не подразумевает устройства фундамента и подведения каких-либо коммуникаций кроме электричества. При этом все обслуживающие помещения, которые требуют подведения коммуникаций находятся на первых этажах соседнего здания по адресу Кривоарбатский переулок д. 12. Кроме того, нам хотелось бы, чтобы конструкция павильона демонстрировала конструктивные особенности демонстрируемого объекта: неподшитые ячеистые перекрытия и части перекрытий на первом и втором уровнях; часть кирпичной кладки в книжном магазине на первом уровне. В павильоне посетитель знакомится с творчеством архитектора: для этого на первом уровне предусмотрены выставочные пространства и книжная лавка,гардероб; второй уровень содержит в себе небольшой зрительный зал на 44 места с возможностью организации лекций или показов документального кино. И только потом зритель попадает внутрь дома Мельникова».
zooming
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
составила Настя Маврина
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

19 Июля 2013

Похожие статьи
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Пресса: «Линия жизни» Константина Мельникова
Дизайн-проект постоянной экспозиции Музея Константина и Виктора Мельниковых разработали архитекторы из бюро CitizenStudio, которые до этого выиграли конкурс на концепцию музея Дома Мельникова в Кривоарбатском переулке. Авторы проектов Михаил Бейлин и Даниил Никишин рассказали Порталу Архсовета, в чем секрет их успеха.
Пресса: Дома гениев: семь примеров для музея Мельникова
В этом обзоре мы выбрали небольшие дома знаменитых людей в сложившейся городской среде; по возможности, с маленьким садом при доме, как и в случае дома Мельникова. Интересно понять, как распоряжаются ими нынешние владельцы, как они превращают пространство, «где ступала нога», в одушевленный музей.
Пресса: Дом Мельникова спасут «Тапки»
Конкурс на концепцию музея «Дом Мельникова», выиграл проект с условным названием «Тапки» архитектурного бюро «Citizenstudio & Нина Федорова».
Пресса: Проект "Тапки" победил в конкурсе на концепцию музея...
Проект с условным названием "Тапки" архитектурного бюро "Citizenstudio & Нина Федорова" победил в благотворительном конкурсе на концепцию музея в столичном Доме Мельникова, сообщила журналистам на церемонии награждения директор музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.
Пресса: Вторая жизнь памятника советского авангарда
Дом Мельникова – знаменитый на весь мир памятник советского авангарда – находится в плачевном состоянии. Его судьбой обеспокоено все архитектурное сообщество, разговоры о создании музея в уникальном здании идут не один год. В Москве подвели итоги благотворительного конкурса на концепцию музея «Дом Мельникова». Свои проекты представили как профессиональные архитекторы, так и студенты. Рассказывают «Новости культуры».
Пресса: Каким будет музей «Дом Мельникова»: Огромный бетонный...
До 15 июля в Музее архитектуры им. Щусева можно посмотреть, как, по мнению московских архитекторов, должен выглядеть музей Констатина Мельникова. Среди предложений — выселение родственников вместе с мебелью, экспозиция под землей, бетонный слепок на месте дома и многое другое.
Пресса: Как превратить Дом Мельникова в музей
Музей архитектуры имени Щусева представил выставку проектов музея «Дом Мельникова». Архитекторы предложили концепции превращения жилого дома-мастерской в музей, доступный посетителям.
Пресса: Дом Мельникова станет музеем или развалиной
На общественной дискуссии «Дом Мельникова. Сценарии судьбы», в рамках XX международного фестиваля «Зодчество-2012», эксперты рассчитывали сдвинуть с мертвой точки дело о превращении шедевра архитектуры русского авангарда в федеральный музей. На словах все гладко, однако памятник пока в опасности.
Пресса: Музей Щусева объявил конкурс на концепцию музея в...
Государственный музей архитектуры имени Щусева объявил благотворительный конкурс-консультацию на создание концепции государственного музея в столичном Доме Мельникова, об этом во вторник в рамках фестиваля "Зодчество" рассказала директор музея им. Щусева Ирина Коробьина.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.