Музей Мельникова

Проекты победителей и участников конкурса на концепцию музея «Дом Мельникова».

mainImg
В конце марта 2013 года Музей архитектуры совместно с журналом «Проект Россия» объявили конкурс на концепцию музея «Дома Мельникова». Вечером 16 июля в доме Мельникова были названы победители конкурса. Жюри выбрало три проекта: Citizenstudio (совместно с Ниной Федоровой), Студия АгитАрх и бюро Гинзбург Архитектс. Кроме того, музей присудил четыре специальные премии.

Всего в конкурсе участвовало 19 проектов, среди которых были как работы приглашенных именитых архитекторов, так и проекты менее известных, но неравнодушных специалистов, а также – студентов архитектурных вузов.

Формат соревнования – «конкурс-консультация», предполагает использование сразу нескольких проектов победителей во время работы над созданием музея. Основной задачей конкурсантов стало развитие музея Мельникова при бережном и очень деликатном отношении к знаменитому шедевру русского авангарда.

Представляем проекты победителей и участников конкурса с авторскими описаниями.

1 место. Бюро Citizenstudio
Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Музей Мельникова уже существует. Он функционирует с 1929-го года. И регулярно принимает посетителей. Сама идея этой постройки – это Дом-Музей. Музей архитектора, музей технологии строительства, музей индивидуализма в стране коллективизма. У музея сменяются смотрители, но не меняется его суть: это Музей-Дом. Шрифт на его фасаде гласит: Константин Мельников. Архитектор. И для других архитекторов здесь нет пространства для деятельности. Храм должен остаться храмом. Миссия архитектора не в попытке написания чужеродной истории места, но в поддержании жизни творения. Недопустимо даже минимальное вторжение в хрупкий мир памятника. Да, Дом требует спасения – от разрушения. И это дело для профессионалов – инженеров и реставраторов. Ситуация не терпит ни промедления, ни дилетантства! Это – медицина. В остальном музей готов.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Citizenstudio. Архитекторы: Михаил Бейлин, Даниил Никишин, при участии Нины Федоровой. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
И мы видим для себя как для архитекторов только одну возможность поучаствовать в его жизнедеятельности: в нем не хватает тапочек. Мягких фланелевых тапочек поверх обуви, как в каждом доме – музее на пространстве бывшего СССР. Легчайший след, элемент, обретающий характер домашнего уюта, но призванный служить публике. Тапочки – и все. Музей Мельниковых открыт для посетителей.»

2 место. Студия Агит Арх
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Главным экспонатом экспериментального дома-мастерской площадью 300 кв. м является сам дом, его пространство, игра попадающего внутрь дома света и возникающих внутри теней. Здесь можно познакомиться с историей строительства дома, увидеть документацию его непростой жизни в фотографиях Родченко и Пальмина, услышать живой голос самого Мельникова. Участок вокруг дома сплошь покрыт луговым газоном с несколькими фруктовыми деревьями, в зимнее время для экскурсантов в снегу протаптываются дорожки. Дом принимает часовые экскурсии по 7-10 человек. В год удивительный дом посещает 18 тыс. посетителей. Запись и оплата экскурсий производится на сайте Музея Архитектуры им. Щусева. Там же можно скачать бесплатное приложение для смартфонов «Архитектор Константин Мельников» с полным перечнем проектов и построек великого русского зодчего и навигацией по Москве. Фотографирование в доме разрешено, поощряется размещение сделанных фотографий в интернете.
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Фонд работ Константина Мельникова поступает в общий фонд Музея Архитектуры для скорейшего включения в выставочный и исследовательский оборот. Государство обязано немедленно принять завещанный дом и архив без всяких обременительных условий и обеспечить достойную защиту и содержание. У дома должен появиться попечительский совет и первое приглашение в него имеет право получить Сергей Гордеев, выкупивший у наследников и передавший значительную часть дома и архива государству.»
zooming
Проект победителей конкурса. Студия Агит Арх Архитекторы: Юрий Аввакумов, Татьяна Сошенина. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


3 место. Гинзбург Архитектс
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Предлагаемая структура Музея включает в себя 3 составляющих: галерея, сад и дом.
В галерее кроме помещений утилитарного назначения (входная группа, касса, администратор) находится выставочное пространство, в котором демонстрируются макеты зданий, Мельникова, фотографии и рисунки, и магазин с книгами и сувенирами авангарда. Сад вокруг здания предполагает возможность проведения семинаров и выставок на открытом воздухе, также вокруг предусмотрена тропинка для осмотра Дома снаружи. Сам Дом планируют отреставрировать с восстановлением изначальной планировочной структуры и сохранением экспонатов быта семьи Мельниковых. Внутри будут организованы выставки оригиналов работ Мельникова.»
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект победителей конкурса. Гинзбург Архитектс. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Специальными премиями музея архитектуры отмечены:

За широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова
АБ Народный архитектор

Архитекторы: Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, Тамара Стрелкова
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Мы разработали эскизный проект «галереи», опоясывающей двор дома за счет внешней прилегающей территории, оставляя свободным его внутреннее пространство, предоставляя возможность посетителям осмотреть памятник архитектуры со всех сторон. В галерее располагаются дополнительные площади для работников и посетителей музея: рецепция с вестибюлем, кафе, книжный магазин, зал с постоянной экспозицией, посвященной процессу создания дома, включающей эскизы, макеты, первоначальные варианты проекта. Узкие проходы между помещениями заполняются временными тематическими экспозициями. В летнее время пространство двора может служить продолжением зоны кафетерия, трансформироваться в лекторий.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В квартире дома №12 предполагается обустройство помещений для администрации, гардероба, санузлов, постоянной экспозиции, посвященной постройкам Мельникова в Москве. Непосредственно в самом доме Мельникова предполагается организация нескольких дополнительных экспозиционных и общественных помещений: на первом этаже – в помещениях кухни, столовой, детских – экспозиции на тему «конструктивистского» быта; в спальне на втором этаже мини экспозиции картин Виктора Мельникова, в гостиной живописи архитектора, в мастерской – пространства для проведения лекций и семинаров, а также установки не загромождающей помещение мобильной медийной экспозиции на тему творчества Константина Мельникова (проекции).»
zooming
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Народный архитектор. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


АБ Рождественка
Архитекторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, Света Зезюкина, Глеб Галкин
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

«Устройство музея в современном понимании этой технологии в Доме невозможно, т.к. специальные инженерные коммуникации сильно ему бы повредили. Поэтому все организованные музейные функции – административную, хранение и т.п. – мы выносим в отдельный объем. Учитывая скромный размер участка, мы предлагаем создать своего рода «дом-забор», распластав его вдоль задних границ, выстроив его симметрично относительно оси Дома. По нашему ощущению этот новый объект не должен «дополнять» дом Мастера. Напротив, скорее должен быть частью «негативной» для дома окружающей застройки – поэтому материал – затертый кирпич, как на окружающих торцах, хотелось бы торцы объекта выполнить в один цвет. Проектируемый нами объем решает не только функциональные задачи, но  становится своего рода информационным и временным «порталом».
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Войдя на участок, через калитку, мы попадаем в мир Мастера, в его жизнь, в его время. Но не сразу входим в его дом. Начиная движение вдоль ограды, спускаясь по пандусу, мы заходим в пространство с панорамным окном, нам открывается вид на Дом. Вдоль панорамного окна на пюпитре демонстрируются чертежи дома, сделанные Мастером.
Здесь же находиться рецепция. Пройдя далее, к полукруглому стенду-книжке, мы знакомимся с творчеством Мельниковых. За стендом, в самом закрытом месте, находится зона лекций, семинаров и коворкинга. Изучая работы и двигаясь дальше, мы всегда видим Дом-Мастера, постепенно приближаясь к нему. Выйдя на улицу, у нас есть возможность пойти дальше в дом, или подняться на крышу-террасу.»
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за широкомасштабный охват творческого наследия Константина Мельникова. АБ Рождественка. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


За продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности
Арт-группа Камень

Архитекторы: Вадим Греков, Ирина Татаркина
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«На торцовой стене здания, примыкающего к участку дома Мельникова, размещена конструкция из металла и стекла, которая функционирует как галерея для музейных экспонатов и смотровая  площадка перед домом, который становится главным экспонатом. Зрители поднимаются на стеклянном лифте на верхний уровень конструкции-галереи, оттуда дом виден в плане. Затем они спускаются по лестнице вниз, обходя ярусы галереи, где расположены экспонаты -проекты, фотографии, эскизы, макеты.
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Дом архитектора открывается с разных точек и ракурсов. Форма музея (наклоненный фасад, сложная геометрия плана) обусловлена стремлением не «затеснить» пространство дома Мельникова. Силуэт музея на стене здания повторяет треугольный контур его верхней части (какой она была в 1920-е гг,). Воссоздана также оригинальная фактура и цвет кирпичной стены.»
Премия за продолжение традиции артистического соединения дерзости и рациональности. Арт-группа Камень. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


За деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника
Архитектурная мастерская АРТЭ+

Архитекторы: Владимир Юдинцев, Ирина Полянская
zooming
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Размещение музейного комплекса целесообразнее всего на участке возле дома Мельникова. Это обеспечит постоянный наружный обзор дома и посещение музея независимо от возможности посещения интерьеров дома. Северо-западная часть участка представляет собой зигзаг, абрис которого прочитывается как буква «М». Устройство в этом углу полуподземного музея может считаться минимальным вмешательством в окружение дома. Попадание в музей обеспечивается с двух сторон по периметральной обходной дорожке, дающей круговой обзор дома.
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Вход расположен на отм. -1.2 м, для чего дорожка опускается двумя короткими пандусами.С входной антресоли на отметку -3.85 м ведут 2 лестницы и подъемник для инвалидов. Под антресолью расположено хранилище музея. Наклонный амфитеатр может использоваться для экспонирования макетов и устройства зрительских мест. Все стены, кроме входного витража, предназначены для выставок и экранного показа. В целом музей должен иметь «домашний» характер. Общая площадь 188 м2
Премия за деликатную основательность внедрения в зону влияния памятника. Архитектурная мастерская АРТЭ+. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Другие участники конкурса:

ArchGroup
Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Мы считаем, что люди всего мира  должны иметь возможность близко изучать один из последних шедевров конструктивизма, одного из краеугольных камней современной архитектуры.  Для этого мы предлагаем перевезти его в крупный мировой музейный центр в Европе, отдав его в аренду на 499 лет под обязательство реставрировать его и открыть его как музей. Мы надеемся, что по истечению срока аренды ситуация на родине памятника изменится к лучшему и он сможет вернуться на свое место. А пока пусть его жизнь продолжится там, где он нужнее.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
На участке, где был дом Мельникова, вместо памятника архитектуры мы предлагаем создать памятник архитектуре. Это негатив, пустота, слепок с дома. Это инвертированное понятие архитектуры. Весь участок вокруг этой пустоты заполнен бетоном на всю высоту стоявшего здесь здания. Вход осуществляется по узкому коридору в толще бетонного объема. Пространство на месте дома Мельникова представляет собой внутренний двор внутри этого объема. Это окаменелость, память ушедшего времени. Бетонный массивный объем надежно защитит это память на долгие годы – тут больше нечему сломаться, испортиться, состариться. Этот монумент исключает этот участок из городской ткани, на долгие годы сохраняя память этого места и оставляя возможность когда-нибудь вернуть сам памятник из вынужденной иммиграции.»
Проект ArchGroup. Архитекторы: Крымов М.Д., Горяинов А.В., Шапкин Т. О. . Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Speech
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Первоочередная задача при создании музея – не столько поиск возможности размещения музейных площадей, сколько спасение самого дома Мельникова. На сегодняшний день, маленький по сравнению с растущими вокруг объектами объем памятника, находится под постоянным разрушительным воздействием со стороны изменяющейся окружающей ситуации. Первостепенно, его необходимо оградить от этого воздействия, заключив в подземный бастион и создав под ним собственную безопасную высокопрочную фундаментную основу. Таким образом, памятник получит внешний защитный термос и перестанет подвергаться воздействию изменения уровня грунтовых вод или осадки грунтов в связи с соседним строительством. Полученное подземное пространство возможно использовать в качестве музейных площадей, для чего в дальней части двора предлагается разместить входной павильон, максимально корректно соседствующий с памятником.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Для предотвращения дальнейшей осадки и сопутствующих деформаций здания предлагается выполнить усиление фундаментных конструкций и «вывесить» здание на буро-инъекционных сваях. В случае значительного заглубления свай появляется возможность сооружения подземной части в границах участка под защитой ограждающей «стены в грунте», в том числе под существующим зданием. Технологическая последовательность выполнения строительных работ:  инъекционная цементация кладки фундаментов и верхних конструкций; выполнение буро-инъекционных свай с обеих сторон существующего ленточного фундамента, с заглублением конца свай ниже отметки дна будущего котлована; выполнение железобетонного ростверка-обоймы с передачей нагрузки от здания на ростверк через поперечные балки; выполнение ограждающей «стены в грунте» по периметру участка; разработка котлована с обеспечением устойчивости опирающегося на сваи существующего здания; строительство подземной части с поэтапным демонтажем временных конструкций.»
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро SPEECH. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Winfried Brenne Architekten
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Для увековечивания имени Мельникова, его зданий и обширного творческого наследия, а также наследия его сына Виктора Константиновича, музей должен быть создан в пределах оригинального участка в Кривоарбатском переулке, для чего мы предлагаем проект развития владения с функциональным разделением на три части:

Дом Мельникова

Прямоугольный участок в Кривоарбатском переулке ориентирован узкой стороной к переулку. Слегка отступающие от улицы цилиндры Дома Мельникова расположены в середине участка. В задней части участка имеется небольшая поляна с 2-3-мя деревьями. Дом Мельникова как таковой, должен оставаться неизменным и автономным без придания ему дополнительных функций. Он должен быть отреставрирован в соответствии с общепризнанными научными принципами (Венецианская Хартия 1964 г., Мадридский Документ ИКОМОС о подходе к наследию 20-го века 2011 года и т.д.). Дом должен быть доступен индивидуально или небольшим группам до 5 человек в сопровождении экскурсовода.
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Информационный Центр - Музей
Проект предполагает сооружение в задней части владения небольшого здания музея, в котором будет также располагаться и предусмотренный статусом Всемирного Наследия Информационный Центр (Visitors Center). Для того, чтобы не перегружать Дом Мельникова, максимальное количество посетителей не должно превышать 50 человек в день. Сначала экскурсанты будут направляться в Информационный Центр. Там, они смогут оставить верхнюю одежду и сумки в шкафчиках и осмотреть экспозицию посвященную творчеству Константина Мельникова, а также прослушать небольшую лекцию. При этом из выставочного зала будет открываться вид на задний фасад Дома Мельникова. В Центре также можно разместить небольшой сувенирный магазин и мини-кафе.
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Использование площади в Кривоарбатском переулке, д. 12
В дополнительном пространстве в соседнем доме №12 по Кривоарбатскому переулку предлагается создать небольшой административный офис и хранилище для экспонатов и документов, которые не могут быть выставлены ни в Центре, ни в доме Мельникова. В частности там могут храниться оригинальные рисунки, которые пока представлены в копиях в самом Доме Мельникова. Кроме того, может быть предусмотрено создание небольшого научного центра для приглашенных исследователей с возможной гостевой комнатой. В Европе есть несколько примеров реализации аналогичной концепции (например Фонд Ле Корбюзье в Париже).»
Проект бюро Winfried Brenne Architekten. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Александра Додонова, Арсений Бродач, Игорь Кокарев
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Дом, спроектированный и построенный Мельниковым, сам по себе является экспонатом, поэтому любое вторжение в его облик – недопустимо.  В исходное состояние стоит вернуть все интерьеры дома, избавив их от многолетних наслоений быта, воссоздать и отреставрировать предметы мебели и прочие объекты согласно задумке автора. Возможны незначительные интерпретации в отделочных материалах и освещении, технически эволюционировавших со времен постройки дома.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Предусмотренное концепцией мощение участка – бетонные плиты размером 1х1 м, образующие координатную сетку, позволяющую более остро чувствовать пространство. С мощения сетка переползает на вертикальную плоскость брандмауэра, являющего фоном для дома. Частично на стене, частично на прозрачной стеклянной конструкции изображена проекция детально вычерченного разреза, соотносящегося с домом по координатам. В некоторые плиты мощения интегрированы QR –коды, содержащие 3d-изображения, чертежи и прочую информацию о всех проектах Константина Мельникова.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

В глубине двора располагается летнее кафе, рядом – сцена и посадочные места под навесом. Здесь могут проходить лекции и кинопоказы на тему архитектуры. Вне мероприятий двор становится  просто местом скопления и общения творческой молодежи.
Проект Александры Додоновой, Арсения Бродача, Игоря Кокарева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Квартиру в доме 10 по Кривоарбатскому переулку  легко переоборудовать в выставочное пространство с временной экспзицией, не навязывая никаких радикальных перепланировок. Также в ней можно разместить кафе и лекционное пространство в зимний период. Кафе может так же функционировать как коворкинг для желающих поработать рядом с шедевром архитектуры.»

Егор Егорычев, Элина Мухарлямова, Николай Васильев
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Организация работы музея «Дом Мельниковых» должна базироваться на следующих принципах:
1.    Полное сохранение здания дома (Кривоарбатский переулок 10), включая мемориальные предметы быта и личные вещи жильцов, в первую очередь К. С. Мельникова и В. К. Мельникова;
2.    Ограничение одновременного доступа в дом в 7-8 человек в группе для гарантии сохранности физической целостности дома;
3.    Экспонирование графических, фото, живописных и других материалов в отдельном помещении;
4.    Хранение коллекции всего архива семьи, включая архитектурную проектную графику, в комплексе Музея;
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Ввиду невозможности нового масштабного капитального строительства на участке (и требованиям к сохранности материалов), экспонирование Фондов музея должно осуществляться методом постоянной ежемесячной смены экспозиции в относительно небольшом Павильоне.
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Егора Егорычева, Элины Мухарлямовой, Николая Васильева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Павильон размещается на северной границе участка, по возможности без вырубки деревьев исторического сада. Здание Павильона без подвала и глубокого фундамента на лёгком стальном и/или деревянном каркасе. В верхнем ярусе павильона оборудуется также открытая терраса-смотровая площадка-летнее кафе. Часть конструкций Павильона могут быть использованы для демонстрации конструктивных решений и узлов выполненных Константином Мельниковым построек – выставочных павильонов Махорка, СССР на Парижской выставке 1925 года и в Салониках, а также в собственном доме-мастерской.»

Алексей Козырь
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«На время проведения научной реставрации и разрешения имущественных споров, мы предлагаем возвести вокруг здания многофункциональный павильон «Киот».
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Быстровозводимый павильон представляет собой временное, некапитальное сооружение на сваях (безфундаментное), основные ограждающие конструкции которого – дерево и стекло. Кровля- рулонный алюминиевый лист. Внутренняя отделка – фанера (потолок) доска лиственница (пол) панели с холстом (стены).
Экспозиционное пространство построено про круговому принципу. При входе и выходе в павильон расположены технические помещения, кафе, киоск и санузлы.»
Проект Алексей Козыря. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Архитектурная Политика
Архитекторы: Анна Медлева, В. Фомин, Д. Нуруллин
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Дом становится частью выставочной экспозиции, которая развивается на прилегаемой к дому территории. Мы предлагаем разместить музей Мельниковых в глубине владения 39, стр 1,2 и владения 41, где сейчас ведутся строительные работы. Часть осваиваемой территории, предполагается отдать под озеленение, организовав в непосредственной близости к музею небольшой зеленый оазис.
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
В первом этаже вновь возводимого здания, планируется разместить административную и ознакомительную часть экспозиции. Здесь же планируется разместить книжный и сувенирный магазины, лекторий для проведения массовых мероприятий, лекций, презентаций, временных экспозиций, конкурсов. Отсюда, с первого этажа, можно попасть либо сразу на территорию Дома-музея, минуя экспозицию, посвященную творчеству Мельниковых, либо попасть, по галерее, в экспозиционное пространство.
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Второй этаж ( двухсветное пространство)  открывается для посетителей в виде открытой мобильной экспозиции архитектора Константина Мельникова, где представлены его проекты. Периметр этой экспозиции  ( стены галлереи) используются для экспонирования его произведений живописи и графики. В уровне второго этажа предлагается разместить кафе, у стеклянной стены здания, открывающей вид из здания музея на дом-музей. Оттуда же, из кафе, можно сразу спуститься во двор дома Мельникова.»
Проект бюро Архитектурная Политика. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Обледенение архитекторов
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Константин Мельников придавал особое значение роли сна в жизни человека, и для того, чтобы полнее проникнуться смыслом его архитектуры, в доме необходимо переночевать, а лучше пожить и поработать. Мы предлагаем организовать в Доме Арт-резиденцию для художников и архитекторов с возможностью суточного или недельного проживания.
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Обступившие участок подземные паркинги перекрывают течение грунтовых вод. Бороться c этим нельзя, но жить c этим надо. Окружить фундамент Дома непромокаемыми стенами в грунте, весь участок откопать на необходимую глубину и дать залиться водой. Оставить пару возвышений-островов c садовыми деревьями. От калитки кинуть мостик к крыльцу. У крыльца привязать лодку. Дом превращается в зАмок-донжон. Красиво, как колокольня в Калязине. Под водой видны стены более древних строений. Пруд – результат войны c агрессивным окружением, становится оборонительным рвом от тех же обстоятельств.»
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект бюро Обледенение архитекторов. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Мы предлагаем построить бетонную стену высотой соответствующей меньшему из прилегающих к участку зданий (около 10 метров). Ее задача защищать дом Мельникова от нападок непорядочных застройщиков, закрепляя непоколебимо границы участка. В стену встроен пандус по которому можно подняться и осмотреть дом Мельникова и окружающую застройку. Вход на пандус осуществляется через первый этаж(музей). Стена незамкнута со стороны Кривоарбатского переулка. Тем самым создается общественное пространство, которое служит местом отдыха для людей. На площадь не возможен доступ автомобилей благодаря скамейке, поставленной по кромке тротуара. Также благодаря этому не возможна парковка. Как площади перед готическими соборами доступны для всех, так и площадь на которой стоит дом Мельникова должна быть открытой для посещения круглосуточно. Скамейка имеет температуру по которой определяется состояние дома Мельникова. Нормальное состояние соответствует температуре 36,6 с. Чем хуже состояние дома, тем ближе температура лавки к температуре окружающей среды. Таким образом в любое время года можно узнать состояние дома присев на лавку.
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Также необходимо укрепить фундамент толстой монолитной железобетонной плитой. Как показало исследование грунты нестабильные, насыщенные обильно водой, поэтому мы предусматриваем устройство музея творчества Мельникова под домом в уровне существующего фундамента. Соответственно весь грунт выкапывается, и поверхность заменяется плитой на которой растет трава. В плите прорезь, где по пандусу можно попасть в пространство музея. Вход непосредственно в сам дом осуществляется по билетам группами не более 7 человек.»
Проект архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Максим Хазанов
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Постоянная строительная активность в зоне Кривоарбатского переулка ,на ул. Арбат, в т.ч. На участках, смежных с владением, в котором расположен дом Мельникова, привели к серьезной дестабилизации конструкций памятника, и продолжает оказывать на него негативное воздействие.
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Мероприятия по защите конструкций памятника от дальнейших серьезных трансформаций необходимо скоординировать и увязать с продолжающимся строительством на участке, примыкающим к зоне ул. Арбат, а также с проблемой осуществления защитных мероприятий по сохранению зданий, расположенных на смежных с историческим владением дома Мельникова, участках (Кривоарбатский переулок).
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Учитывая предстоящий значительный объем капиталовложений, необходимых для проведения необходимых консервационных, реставрационных, реконструктивных, строительных работ, связанных с защитой существующих конструкций памятника и конструкций окружающей застройки, представляется целесообразным функциональное использование подземного пространства под историческим владением для размещения подземных помещений музея имени архитектора К.Мельникова. Подвальные помещения дома-музея предполагается соединить с подземными помещениями музея Мельникова. В случае передачи музею им. К.Мельникова квартиры, расположенной в соседнем доме и пространство этой квартиры, и подземное пространство под ней, также должны быть присоединены к музею.»
Проект Михаила Хазанова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Четвертое Измерение
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Для предотвращения внешнего воздействия на Дом и проникновения грунтовых вод по периметру проводятся необходимые технические мероприятия. Над землей с трех сторон по границам участка ставим высокую стену практически в высоту Дома. Стена возводится из естественного камня - полированного гранита темного, желательно графитового тона. Вдоль стены по периметру создается стеклянная обходная галерея, «позволяющая» двигаться по ней друг за другом. Ощущение времени 1920-30-х годов создается с помощью проекции на огораживающую Дом стену видов городской арбатской застройки того периода. С торцевой стороны Дома, двигаясь по галерее, посетитель сможет познакомиться (в отражениях на стене) с «картинами» строительства Дома. В нише, появляющейся в правом дальнем углу участка (благодаря его геометрии) планируется поставить макет Дома в разрезе. Здесь же на экранах мониторов демонстрируются чертежи Дома и фотографии. По второй продольной стене галереи предлагается разместить (опять - в отражениях) проектные чертежи К.С. Мельникова для Арбатской площади.
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
zooming
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

Создание обходной галереи и благоустройство участка может опережать реставрацию Дома или совмещаться с ней по времени. Вход в галерею и выход из нее размещаются в плоскости стеклянной преграды, возведенной на уровне красной линии застройки, на месте нынешнего забора. Движение посетителей по галерее организовано в одном направлении (по часовой стрелке). Участок улицы (переулка) перед Домом-Музеем поднят над уровнем проезжей части до высоты тротуаров, выделен белым цветом и ограничен с обеих сторон «лежачим полицейским». Таким образом, перед Домом «лежит подрамник», на котором реализуется творчество архитектора. На противоположной стороне переулка организовано пространство для общения и бесед. Поставлены две длинные скамьи и рядом, на общем с ними подиуме, но отдельно стоит стул – стул для Константина Степановича.»
Проект бюро Четвертое Измерение. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.


Евгения Щепенок и Александр Колганов
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
«Мы хотели бы сделать дом центральным объектом музейного показа небольшого комплекса. В первую очередь, необходима реставрация самого дома (нужно уделить особое внимание фундаментам и кровле). Все заменяемые конструкции должны быть выполнены из оригинальных материалов по оригинальным чертежам.
zooming
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.
Мы предполагаем возведение дополнительного легкого павильона  на участке, который мог бы заключать в себе экспозиционные пространства и лекционный зал. Вспоминая проект клуба имени Зуева, мы попытались использовать аналогичную схему: один цилиндр и павильон прямоугольной формы с круглой колоннадой, открывающей обзор на дом. Конструкция павильона из дерева не подразумевает устройства фундамента и подведения каких-либо коммуникаций кроме электричества. При этом все обслуживающие помещения, которые требуют подведения коммуникаций находятся на первых этажах соседнего здания по адресу Кривоарбатский переулок д. 12. Кроме того, нам хотелось бы, чтобы конструкция павильона демонстрировала конструктивные особенности демонстрируемого объекта: неподшитые ячеистые перекрытия и части перекрытий на первом и втором уровнях; часть кирпичной кладки в книжном магазине на первом уровне. В павильоне посетитель знакомится с творчеством архитектора: для этого на первом уровне предусмотрены выставочные пространства и книжная лавка,гардероб; второй уровень содержит в себе небольшой зрительный зал на 44 места с возможностью организации лекций или показов документального кино. И только потом зритель попадает внутрь дома Мельникова.»
Проект Евгении Щепенок и Александра Колганова. Иллюстрации предоставлены организатором конкурса.

составила Настя Маврина


19 Июля 2013

comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.

Сейчас на главной

Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.