Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект)
/ The national library in Prague (contest project)
информация:
-
статус
проект -
даты
2006 — 2006 -
место
Чехия, Прага
Авеню Млади Хоракове, Прага 7 – Летна -
координаты
50.096292, 14.422644 -
функция
Культурный / Библиотека
Здание отличает от других библиотек наличие Национального архива – главного архива Чехии, содержащего все когда-либо изданные книги. При этом здание должно быть открытым, привлекающим посетителей. -
площадь подземная
22100 м2 -
общая площадь
51800 м2 -
высота
26 -
этажность
6 + 3 -
авторский коллектив
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Андрей Панченко, Евгений Ляшков, Олег Бурмистров, Андрей Гуляев, Диана Грекова, Юлия Преснякова, Зоя Наливайко
Валерия Преображенская /
Valeria Preobrazhenskaya / РоссияЛевон Айрапетов /
Levon Ayrapetov / РоссияTOTEMENT/PAPER /
TOTEMENT/PAPER / РоссияАрхи.ру об этом объекте:
Анна Мартовицкая. Код доступа
В 2011 году в Праге будет построено новое здание Национальной библиотеки Чехии. Международный архитектурный конкурс, в ходе которого был выбран его проект, состоялся почти четыре года назад. Одним из его участников стало московское бюро Totement/Paper, положившее в основу своего предложения принцип кодирования.
читать дальшеописание:
Перед началом активной фазы проектного процесса (создание пространственных структур, решение конструктивных и технологических задач, создание внутренних и внешних связей объекта) было желание архитектурной команды (группы?) ответить на главный (на наш взгляд) вопрос данного проектного исследования (а именно так мы относимся к решению конкретных архитектурных задач), а именно – что такое библиотека, с чем она работает, какова ее задача, цель, возможности, связи, с какими «инструментами» она имеет дело и как она (библиотека) преобразует их в конечный продукт, ради которого и был создан институт библиотек.
Начали мы с общеизвестного факта, что библиотека (древнегреч.) – это место, где хранятся книги (хранилище). Основная цель первых библиотек – это сбор и хранение книг («закрытость»). С течением времени библиотека становится все более открытым институтом, когда к хранению книг добавляется задача по предоставлению услуг пользования книгами («открытость»).
Итак, библиотека хранит и позволяет пользоваться книгами. Но не книга, по нашему мнению, является тем, что интересует посетителя библиотеки. Книга является лишь посредником между автором «текста» и его потребителем, причем этот процесс разорван как во времени, так и в пространстве (процесс создания «текста» и его потребления). Книга выступает как инструмент хранения и передачи «текста» от одного человека другому, вне зависимости от того, когда и где был создан «текст».
Но и «текст», как таковой, не интересует читателя, он лишь средство, инструмент преобразования мысле-образов «автора» в некую структуру символов и знаков, с которой можно общаться в отсутствии самого «автора».
Итак, мы пришли к выводу, что институт библиотеки является инструментом, «местом и временем», где в неком структурированном, в виде символов и знаков («текст»), состоянии, хранятся и могут быть получены или переданы некие мысле-образы от человека к человеку, во времени и пространстве.
Но мысле-образ – нематериальная форма и для ее передачи человек изобрел систему символов и знаков. В нашем исследовании им было придано общее значение «кодов».
Мы считаем, что «текст», как и набор знаков и символов (буквенных, иероглифических, математических, нотных, астрономических и т.д.), является лишь «кодом» (шифром), при помощи которого человек, обладающий другим набором кодов (таких как язык, логика, звук, система образных связей и т.д.), может воспользоваться книгой, в которой «хранится» текст.
Текст (код) является одновременно инструментом со-(хранения) пре-(образования) и передачи нематериальных «мысле-образов» от человека к человеку.
В отличии от языковых структур («текст»), «кодовый» набор символов первичен и может быть вскрыт без дополнительных «культурных» ограничений.
Книга, как место хранения «текста-кода», является простейшей пространственной структурой. Высота, длина и глубина являются основными пространственными параметрами книги.
Простейшие (глобальные) «коды» также (как и «текст») построены на вертикали, горизонтали и пустоте пропуска.
Архитектура также невозможна без этих пространственных инструментов.
Другой точкой отсчета при принятии решения мы посчитали изначальную дуальность (наличие двух противоположных компонент) в задаче, которую выполняет библиотека: со-(хранение) информации – предоставление (открытие), «коды» как структуры закрытия – открытия, книги (в момент хранения) вертикально в ряд, превращаясь в горизонталь и горизонтально вверх, превращаясь в вертикаль (горизонтализация вертикалей и вертикализация горизонталей).
Здание библиотеки, как некий «объект-код», позволяющий совершать с книгами, хранящими текстовые символы, двойственные действия хранить-отдавать.
«Объект-код», как некий ключ, вставленный в ткань («текст») города, закрывающий развитие территории, но позволяющий открыть ее, развить (достройка НБ ЧР), но не с помощью неких формальных (архитектурных) признаков, а самим фактом наличия «здания-символа» как образа «закрытости-открытости», в недрах которого и происходит таинство общения человека с человеком.
Избранные архитекторы:
Проект из каталога (случайный выбор)
Избранные постройки:
Зарубежные новости
Балкон над долиной
Собор для туристов
Спелый апельсин
Фаррух ШарахмедовСады и узоры
Амир ИдиатулинДревнеримский порядок
Технологии:
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»