RSS
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»

Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект)


/ The national library in Prague (contest project)

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    20062006
  • место
    Чехия, Прага
    Авеню Млади Хоракове, Прага 7 – Летна
  • координаты
    50.096292, 14.422644
  • функция
    Культурный / Библиотека
    Здание отличает от других библиотек наличие Национального архива – главного архива Чехии, содержащего все когда-либо изданные книги. При этом здание должно быть открытым, привлекающим посетителей.
  • площадь подземная
    22100 м2
  • общая площадь
    51800 м2
  • высота
    26
  • этажность
    6 + 3
  • авторский коллектив
    Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Андрей Панченко, Евгений Ляшков, Олег Бурмистров, Андрей Гуляев, Диана Грекова, Юлия Преснякова, Зоя Наливайко
Валерия Преображенская
Левон Айрапетов
TOTEMENT/PAPER
Генплан

Архи.ру об этом объекте:

14.10.2010

Анна Мартовицкая. Код доступа

В 2011 году в Праге будет построено новое здание Национальной библиотеки Чехии. Международный архитектурный конкурс, в ходе которого был выбран его проект, состоялся почти четыре года назад. Одним из его участников стало московское бюро Totement/Paper, положившее в основу своего предложения принцип кодирования.

читать дальше
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»

описание:

Перед началом активной фазы проектного процесса (создание пространственных структур, решение конструктивных и технологических задач, создание внутренних и внешних связей объекта) было желание архитектурной команды (группы?) ответить на главный (на наш взгляд) вопрос данного проектного исследования (а именно так мы относимся к решению конкретных архитектурных задач), а именно – что такое библиотека, с чем она работает, какова ее задача, цель, возможности, связи, с какими «инструментами» она имеет дело и как она (библиотека) преобразует их в конечный продукт, ради которого и был создан институт библиотек.
Начали мы с общеизвестного факта, что библиотека (древнегреч.) – это место, где хранятся книги (хранилище). Основная цель первых библиотек – это сбор и хранение книг («закрытость»). С течением времени библиотека становится все более открытым институтом, когда к хранению книг добавляется задача по предоставлению услуг пользования книгами («открытость»).
Итак, библиотека хранит и позволяет пользоваться книгами. Но не книга, по нашему мнению, является тем, что интересует посетителя библиотеки. Книга является лишь посредником между автором «текста» и его потребителем, причем этот процесс разорван как во времени, так и в пространстве (процесс создания «текста» и его потребления). Книга выступает как инструмент хранения и передачи «текста» от одного человека другому, вне зависимости от того, когда и где был создан «текст».
Но и «текст», как таковой, не интересует читателя, он лишь средство, инструмент преобразования мысле-образов «автора» в некую структуру символов и знаков, с которой можно общаться в отсутствии самого «автора».
Итак, мы пришли к выводу, что институт библиотеки является инструментом, «местом и временем», где в неком структурированном, в виде символов и знаков («текст»), состоянии, хранятся и могут быть получены или переданы некие мысле-образы от человека к человеку, во времени и пространстве.
Но мысле-образ – нематериальная форма и для ее передачи человек изобрел систему символов и знаков. В нашем исследовании им было придано общее значение «кодов».
Мы считаем, что «текст», как и набор знаков и символов (буквенных, иероглифических, математических, нотных, астрономических и т.д.), является лишь «кодом» (шифром), при помощи которого человек, обладающий другим набором кодов (таких как язык, логика, звук, система образных связей и т.д.), может воспользоваться книгой, в которой «хранится» текст.
Текст (код) является одновременно инструментом со-(хранения) пре-(образования) и передачи нематериальных «мысле-образов» от человека к человеку.
В отличии от языковых структур («текст»), «кодовый» набор символов первичен и может быть вскрыт без дополнительных «культурных» ограничений.
Книга, как место хранения «текста-кода», является простейшей пространственной структурой. Высота, длина и глубина являются основными пространственными параметрами книги.
Простейшие (глобальные) «коды» также (как и «текст») построены на вертикали, горизонтали и пустоте пропуска.
Архитектура также невозможна без этих пространственных инструментов.
Другой точкой отсчета при принятии решения мы посчитали изначальную дуальность (наличие двух противоположных компонент) в задаче, которую выполняет библиотека: со-(хранение) информации – предоставление (открытие), «коды» как структуры закрытия – открытия, книги (в момент хранения) вертикально в ряд, превращаясь в горизонталь и горизонтально вверх, превращаясь в вертикаль (горизонтализация вертикалей и вертикализация горизонталей).
Здание библиотеки, как некий «объект-код», позволяющий совершать с книгами, хранящими текстовые символы, двойственные действия хранить-отдавать.
«Объект-код», как некий ключ, вставленный в ткань («текст») города, закрывающий развитие территории, но позволяющий открыть ее, развить (достройка НБ ЧР), но не с помощью неких формальных (архитектурных) признаков, а самим фактом наличия «здания-символа» как образа «закрытости-открытости», в недрах которого и происходит таинство общения человека с человеком.
 

Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
План первого этажа
План второго этажа
План третьего этажа
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»
Национальная библиотека в Праге (конкурсный проект) © Архитектурное бюро «Тотемент/Пейпер»

Избранные архитекторы:

  • Норман Фостер
  • Стивен Холл
  • Сантьяго Калатрава
  • Заха Хадид
  • Том Мейн
  • Одиль Декк
  • Рафаэль Виньоли
  • Дэвид Аджайе
  • Алехандро Аравена

Проект из каталога (случайный выбор)

Казармы Челси - жилой комплекс
Ричард Роджерс, 2007 – 2009
Казармы Челси - жилой комплекс

Избранные постройки:

  • Аквариум «Голубая планета»
  • Мост Симоны Вейль
  • Культурный центр Effenaar
  • Масдар
  • Мемориальный музей Холокоста Яд ва-Шем
  • Башня Rothschild Tower
  • Центр мировой культуры короля Абдулазиза – «Итра»
  • Копенгагенская международная школа
  • Национальный музей Норвегии

Зарубежные новости

Технологии:

14.02.2025

Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER

В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Группа компаний BRAER
12.02.2025

Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов

На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
СИБАЛЮКС
27.01.2025

Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна

Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025

Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий

Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025

Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре

Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
ГК ДИАТ
другие статьи