Поколение 19. Дипломные проекты института Берлаге

В июле этого года в институте Берлаге в Роттердаме прошли презентации дипломных проектов девятнадцатого поколения (так в «Берлаге» называют выпуски студентов).

mainImg
«Берлаге» был основан в 1990 году Херманом Херцбергером (Herman Hertzberger), ярким представителем голландского структурализма, последователем Алдо ван Эйка и Якоба Бакемы. Херцбергер преследовал цель создать место для дискуссий, размышлений и исследований в области архитектуры и градостроительства, что у него, надо отметить, прекрасно получилось. Сначала институт находился в Амстердаме, но затем, из-за финансовых сложностей, переехал в Роттердам, где располагается и поныне. За двадцать лет школа выпустила нескольких архитекторов, которые, может быть, если пока еще и не стали «звездами», то, по крайней мере, уже заметны на архитектурном небосклоне: это партнеры ОМА Рейнир де Грааф (Reinier de Graaf) и Шохей Шигемацу (Shohei Shigematsu), лауреат премии Якова Чернихова Пьер Витторио Аурелли (Pier Vittorio Aureli) и фотограф Бас Принсен (Bas Prinsen). Структура обучения в институте за эти годы сильно поменялась. Во-первых, увеличилось количество студентов: если в первом выпуске их было всего семь человек, то в этом году уже двадцать семь. Во-вторых, работа над исследованиями теперь проводится в группах, а не индивидуально, как было раньше. Так что, если сравнивать выпуск будущих «стархитекторов» с промышленным производством, то можно сказать, что его сейчас поставили на конвейер, тогда как раньше практиковалась индивидуальная сборка. Понять, пострадало ли от этого качество, можно было бы сравнив дипломные проекты разных лет, но, к сожалению, старые работы не сохранились, и поэтому придется довольствоваться лишь обзором исследований нынешнего выпуска.
zooming
Студия Enviroments of Collectivity. Курорт в Врсаре: отдых в окружении водорослей. Timur Shabaev
zooming
Студия Enviroments of Collectivity. Курорт в Врсаре. Генплан. Marco Galasso, Fang Liu, Timur Shabaev

Работа над дипломными проектами велась целый учебный год. Студенты были распределены по трем студиям с различной проблематикой: Enviroments of Collectivity под руководством Олафа Гипсера (Olaf Gipser), поставившая целью переосмыслить вопросы массового отдыха; Metropolitan Imprints с Дитмаром Лайком (Dietmar Leyk) во главе, занимавшаяся организацией городского пространства в свете новых взаимоотношений между «жизнью» и «работой»; и, наконец, Radical Realism Питера Труммера (Peter Trummer) с разработками на тему городского квартала.
zooming
Студия Enviroments of Collectivity. Олимпийская деревня в Амстердаме: город болот. Генплан. Dong Woo Kang, Chia-Shun Liao

Студия Enviroments of Collectivity задалась целью найти новые архитектурные модели для массового отдыха и поставила перед собой амбициозную задачу переосмыслить структуру как традиционного туристического курорта, так и его оппонента — города. В наше время, когда, по словам Рема Колхаса, «мы строим не города, а курорты», эта тема видится весьма актуальной. Еще одна тема, которую поднимала Enviroments of Collectivity — это «природа». Взяв на вооружение из «Сфер» Питера Слотердайка (Peter Sloterdijk) идею социального пространства, поддерживаемого системами жизнеобеспечения, студия подходила к природе не как данности, ниспосланной свыше, а как конструируемой среде, «ресурсу» для коллективного отдыха. Этот экологический подход к архитектуре – производной от ресурсов тестировался в проекте нового курорта для компании Club Med в хорватском местечке Врсар и в предложении для Олимпийской деревни в Амстердаме. Каждый проект привлекал различные ресурсы территории и парадоксальным образом преобразовывал их в архитектурную среду. Так, например, сточные воды в хорватском проекте, становясь питательной средой для водорослей, превращались в полезные продукты: ликеры или биогорючее и, параллельно, служили материалом для формирования архитектурного пространства. В проектах Олимпийской деревни тот же подход опробовался в условиях высокой плотности: изобретение новых видов свободного времяпрепровождения сопровождалось переосмыслением структуры города.
zooming
Студия Enviroments of Collectivity. Олимпийская деревня в Амстердаме: мультиклиматический город. Takaomi Koibuchi, Dae Hee Suk

Студенты из студии Metropolitan Imprints подошли к градостроительству с противоположной стороны. В отличие от своих коллег из Enviroments of Collectivity, работавших над городом для отдыха, они предложили создать город для работы. Студия объявила о «смерти» центральных деловых районов и, взяв Берлин в качестве полигона для своих экспериментов, запроектировала в нем новый квартал, который бы отвечал новым, «пост-фордистским» условиям труда и в котором бы устанавливались новые отношения между различными сферами жизнедеятельности: общественной и частной, коллективной и индивидуальной. Они подошли к городской ткани как к одному большому офисному пространству для «новых кочевников», выделив в нем особые участки, которые бы служили местом для встреч и деловых переговоров — «городские вестибюли». По разному решая и комбинируя их со спортивными объектами, природным ландшафтом и общественными функциями, они разработали в итоге десять вариантов кварталов, отлачающихся различными качествами городской среды.
zooming
Студия Metropolitan Imprints. «Городской вестибюль» в проекте Strips. Andreas Karavanas

Radical Realism превратил территорию бывшего венского аэропорта Асперна в «бескомпромиссный» городской район. Взяв за основу план для «Большого города» Отто Вагнера и кварталы «Красной Вены» и установив систему ограничений, они выделили пять прототипов, которые затем протестировали на этом участке. Избрав цену на землю — определяющий параметр развития неолиберального города — в качестве основного критерия для всех проектов, они «произвели на свет» город, радикально непохожий на обычный капиталистический «девелопмент», но тем не менее точно отвечающий реальности современной Вены. 
Студия Metropolitan Imprints. Проект Strips: элементы квартала. Andreas Karavanas

Лето подходит к концу, выпускники разъехались по домам, но с приходом сентября многие из них планируют вернуться в Нидерланды, чтобы штурмовать архитектурныe офисы в поисках работы. Пожелаем им удачи!


Enviroments of Collectivity: руководитель Olaf Gipser, ассистент Alessandro Martinelli;
Marco Galasso; Dong Woo Kang; Takaomi Koibuchi; Chia-Shun Liao; Chen-Jung Liu; Fang Liu; Takeshi Murakuni; Timur Shabaev; Dae Hee Suk; Ran Wu; Ryosuke Yago


Metropolitan Imprints: руководитель Dietmar Leyk; приглашенный преподаватель Elia Zengelis;
Itxaso Ceberio Berges; Pedram Dibasar; Eunjin Kang; Andreas Karavanas; Luca Picardi; Jad Seman; Keming Wang; Xiaochao Song


Radical Realism: руководитель Peter Trummer;
Wei Ting Chen; Zetao Chen; Wei-Jung Hsu; Joune Ho Kim; Yong II Kim; Nara Lee; Janki Shah; Xiaodi Yang
zooming
Студия Metropolitan Imprints. Проект Strips. Генплан. Andreas Karavanas
zooming
Студия Radical realism. Бесконечнй план модели урбанизации из «Большого города» Отто Вагнера (1910). Zetao Chen, Weiting Chen
Студия Radical realism. Прототип квартала. Xioadi Yang, Janki Shah
zooming
Студия Radical Realism. Фрагмент генплана нового Асперна. Xioadi Yang, Janki Shah
zooming
Студия Radical Realism. Перспектива городских кварталов. Xioadi Yang, Janki Shah

20 Августа 2010

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.