Об охране авангарда

На круглом столе, организованном проектом «Москонструкт» в прошедший вторник, обсуждались известные проблемы сохранения и популяризации наследия русского авангарда. Главная инерционная сила, по мнению многих участников состоявшегося разговора, находится внутри системы органов охраны, т.е. в среде чиновников, и об этом стали говорить все более открыто.

mainImg

28 – 29 апреля, вдогонку к уходящему дню наследия, «Москонструкт», совместный проект МАрхИ и римского института «Ла Сапиенца», провел серию разнообразных мероприятий, одним из которых стал круглый стол, посвященный теме партнерства между частным капиталом и государством в деле сохранения памятников авангарда. Круглый стол прошел в здании московского Международного университета, один из факультетов которого, под названием «Предпринимательство в культуре», активно сотрудничает с «Москонструктом». В разговоре также участвовали представители Москомнаследия, преподаватели МАрхИ. Объявленную тему, правда, участники круглого стола затронули лишь вскользь, сосредоточившись на проблемах сохранения наследия русского авангарда в целом.

Ситуацию, которая сложилась сейчас вокруг памятников конструктивизма, участники круглого стола оценили пессимистически. По общему мнению присутствующих, проблема велика и решить ее может только участие и понимание всего общества, а значит, главное, что необходимо – это пропаганда наследия авангарда: с одной стороны, среди населения, с другой – среди людей, облеченных властью.
Кстати сказать, буквально к той же самой мысли пришли накануне участники телевизионного ток-шоу Александра Архангельского: глава Росохранкультуры Александр Кибовский, Вячеслав Глазычев и другие уважаемые специалисты.

Пути возможной пропаганды различны. Участвовавшие в разговоре представители московского Международного университета предлагали для этого самые современные решения – начиная от уловок пи-ара, работы со СМИ до проведения молодежных фестивалей.
«Москонструкт», со своей стороны, склоняется к более академичным способам пропаганды наследия 1920-х, проводя семинары, устраивая выставки и пешеходные экскурсии. Постоянно пополняется база конструктивистских объектов Москвы на сайте проекта (http://www.moskonstruct.org/objects). По словам руководителя «Москонструкта» Елены Овсянниковой, в ходе работы было найдено множество новых адресов, объектов, не состоящих на учете в Москомнаследии. В особенности это касается массовой застройки, которая наряду с промышленными объектами находятся «в зоне особого риска».
Что, по словам Александра Кудрявцева, вполне естественно: ведь если не всякий готов признать эстетичность шедевров архитектуры авангарда, то что и говорить о рядовой застройке этого времени? Она требует постоянной просветительской работы на разных уровнях, начиная от обитателей этих зданий и заканчивая… чиновниками Москомнаследия.

В ходе разговора выяснилось, что как это ни странно, степень отторжения жилых кварталов авангарда «простыми людьми» сильно преувеличена. «Москонструкт» провел социологический опрос среди обитателей зданий 1920-х – 1930-х годов постройки. Результаты оказались неожиданными: от 30 до 50 процентов жильцов довольны своими домами. Им нравится пространство, некрупный масштаб застройки, а также планировка, особенно в трехкомнатных квартирах. Елена Овсянникова считает, что при таком раскладе сама собой напрашивается идея реконструкции, а не сноса этих домов.

Однако у чиновников на этот счет иное мнение. Не так давно префект центрального округа в своем скандальном (без преувеличения) интервью сообщил, что намерен облагородить своей округ, снеся старые конструктивистские кварталы.
Еще хуже, что единства мнений относительно зданий 1920-х – 1930-х годов нет даже внутри Москомнаследия. По словам представителей этого ведомства Галины Науменко и Натальи Голубковой, в прошлом году удалось поставить на охрану 114 памятников этого времени, однако это потребовало немалого труда – так как руководство Москомнаследия далеко не всегда разделяет убежденность его сотрудников в ценности построек эпохи авангарда. «Мы надеемся переубедить руководство», – заявила Наталья Голубкова.

Что еще хуже – по словам Александра Кудрявцева, понимание эстетики авангарда нечасто приходит даже к будущим студентам-архитекторам. Они «дети сталинского ампира и лучше понимают тектонику Жолтовского».
Кроме того, что характерно, на очереди в список всемирного наследия Юнеско среди российских объектов стоит почему-то не Мельников, а (восстановленный!) Храм Христа Спасителя и мост через Енисей – заметил Александр Кудрявцев.

Эстетика авангарда остается понятой лишь экспертами, искусствоведами и некоторыми архитекторами. То есть, по сути, элитарной эстетикой. К сожалению, голос экспертов, то есть людей, которые понимают эту элитарную культуру – совещательный, а решение принимают городские власти согласно собственным стилевым или даже хозяйственным предпочтениям.

Понимая всю силу инерции этого процесса, экспертное сообщество не удивляется медлительности перемен в отношении к наследию авангарда. Печальной иллюстрацией к этому стал дом Наркомфина. Его будущее до сих пор неопределенно. По словам Натальи Голубковой, Москомнаследие добилось-таки выпуска постановления по реставрации здания, которая будет проводиться в рамах инвестиционного проекта. Инвестор, как ни странно, все тот же МИАН, как-то двусмысленно затаившийся после громкой презентации в позапрошлом году. За два года, как рассказала Наталья Голубкова, удалось даже решить все вопросы с переселением. Но ведь беды памятника на этом отнюдь не закончились, как утверждает Юрий Волчок, до сих пор выдаются смотровые ордера на общественный блок. Если комплекс разделят, перекроют, реконструируют поодиночке – тогда прощай, замысел Гинзбурга.

Отсюда – еще одна проблема: подчас важно не только что именно сохранять, но и каким образом это делать – считает Юрий Волчок. Особенно в случае, когда необходимо сохранить ансамбль и часть городской среды. Как, например, в случае с ткацкой фабрикой «Красное Знамя» в Петербурге. По словам Юрия Волчка, проект реконструкции территории фабрики предполагает полное уничтожение всей застройки с сохранением лишь фасадов по красным линиям окружающих улиц. Что попросту погубит памятник, созданный по замыслу Эриха Мендельсона, превратит его в оболочку без содержимого. То же грозит и московским объектам – комбинату «Правда», Газгольдеру и многим другим промышленным территориям, где сохранять один дом просто не имеет смысла, считает Юрий Волчок.

Справедливости ради надо сказать, несмотря на массу критики в адрес Москомнаследия, что с приходом нового руководства началась активная пропаганда объектов конструктивизма, и за два года был составлен реестр этих памятников, который на сегодня насчитывает около 400 объектов. К сожалению, только в последние годы, по словам Натальи Голубковой, Москомнаследие начинает обращаться к опыту реставраций зданий авангарда, накопленному в других странах, к примеру, в Германии. Собственного, российского опыта работы со зданиями этого периода в стране нет, так как в советское время их и не пытались реставрировать. Первые постройки авангарда были поставлены на охрану достаточно поздно (по сравнению с Европой) – только после 1987 года.
Хотя существуют и положительные результаты: в частности, к 100-летию Константина Мельникова все его московские постройки были поставлены под охрану.

Порадовали и результаты партнерства наследия с частным капиталом, которое было заявлено в качестве темы круглого стола. Об нем рассказал Владимир Шухов, внук и тезка знаменитого инженера, президент фонда «Шуховская башня». На деньги спонсоров фонд установил в Москве памятник знаменитому инженеру, сохранил и отреставрировал башню-гиперболоид в Нижнем Новгороде, а также знаменитый теперь Бахметьевский гараж, построенный Мельниковым в соавторстве с Шуховым. На главную же башню, московскую, власти уже пообещали выделить средства, фонд, правда, хочет реализовать также и проект освоения прилегающей территории.

Несложно заметить, что выступления участников круглого стола крутились вокруг знакомых проблем: памятники не сохраняются, кварталы 1920-х годов очень сложно сделать памятниками, а ценность архитектуры авангарда всерьез признают лишь эксперты, да некоторые архитекторы, и то в большинстве своем даже не наши, а иностранные. Государственные чиновники мыслят в иной плоскости, памятниками предпочитают числить позолоченные новоделы; на здания авангарда они смотрят как на рухлядь, препятствующую новой застройке. Что особенно страшно – так думают даже  те чиновники, которые занимаются охраной памятников.
От этого разговора осталось впечатление хождения по кругу или топтания на месте – по большей части все сказанное уже обсуждалось: надо совершенствовать законодательство, популяризовать наследие авангарда, надо осваивать опыт зарубежных реставраторов по памятникам авангарда, раз уж нет своего опыта.
Жаль, что основная тема круглого стола осталась раскрытой лишь на одном примере – в рассказе Владимира Шухова. Потому что не исключено, такое сотрудничество могло бы быть одним из выходов из сложившейся ситуации.

Фото Натальи Коряковской
Е. Б. Овсянникова, канд. архитектуры, проф. Московского архитектурного института, руководитель проекта «Москонструкт» в России, член комиссии Москомнаследия
Слева направо: Ю.П. Волчок, зав. отделом Научно-исследовательского института истории и теории архитектуры РААСН, член президиума научно-методического совета Москомнаследия, Владимир Шухов, президент фонда «Шуховская башня». Т.О. Бокарева - представитель Еврокомиссии

30 Апреля 2009

Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Клуб имени Зуева
Клуб имени Зуева в Москве, знаменитая постройка Ильи Голосова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Сергея Куликова.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.