Об охране авангарда

На круглом столе, организованном проектом «Москонструкт» в прошедший вторник, обсуждались известные проблемы сохранения и популяризации наследия русского авангарда. Главная инерционная сила, по мнению многих участников состоявшегося разговора, находится внутри системы органов охраны, т.е. в среде чиновников, и об этом стали говорить все более открыто.

mainImg

28 – 29 апреля, вдогонку к уходящему дню наследия, «Москонструкт», совместный проект МАрхИ и римского института «Ла Сапиенца», провел серию разнообразных мероприятий, одним из которых стал круглый стол, посвященный теме партнерства между частным капиталом и государством в деле сохранения памятников авангарда. Круглый стол прошел в здании московского Международного университета, один из факультетов которого, под названием «Предпринимательство в культуре», активно сотрудничает с «Москонструктом». В разговоре также участвовали представители Москомнаследия, преподаватели МАрхИ. Объявленную тему, правда, участники круглого стола затронули лишь вскользь, сосредоточившись на проблемах сохранения наследия русского авангарда в целом.

Ситуацию, которая сложилась сейчас вокруг памятников конструктивизма, участники круглого стола оценили пессимистически. По общему мнению присутствующих, проблема велика и решить ее может только участие и понимание всего общества, а значит, главное, что необходимо – это пропаганда наследия авангарда: с одной стороны, среди населения, с другой – среди людей, облеченных властью.
Кстати сказать, буквально к той же самой мысли пришли накануне участники телевизионного ток-шоу Александра Архангельского: глава Росохранкультуры Александр Кибовский, Вячеслав Глазычев и другие уважаемые специалисты.

Пути возможной пропаганды различны. Участвовавшие в разговоре представители московского Международного университета предлагали для этого самые современные решения – начиная от уловок пи-ара, работы со СМИ до проведения молодежных фестивалей.
«Москонструкт», со своей стороны, склоняется к более академичным способам пропаганды наследия 1920-х, проводя семинары, устраивая выставки и пешеходные экскурсии. Постоянно пополняется база конструктивистских объектов Москвы на сайте проекта (http://www.moskonstruct.org/objects). По словам руководителя «Москонструкта» Елены Овсянниковой, в ходе работы было найдено множество новых адресов, объектов, не состоящих на учете в Москомнаследии. В особенности это касается массовой застройки, которая наряду с промышленными объектами находятся «в зоне особого риска».
Что, по словам Александра Кудрявцева, вполне естественно: ведь если не всякий готов признать эстетичность шедевров архитектуры авангарда, то что и говорить о рядовой застройке этого времени? Она требует постоянной просветительской работы на разных уровнях, начиная от обитателей этих зданий и заканчивая… чиновниками Москомнаследия.

В ходе разговора выяснилось, что как это ни странно, степень отторжения жилых кварталов авангарда «простыми людьми» сильно преувеличена. «Москонструкт» провел социологический опрос среди обитателей зданий 1920-х – 1930-х годов постройки. Результаты оказались неожиданными: от 30 до 50 процентов жильцов довольны своими домами. Им нравится пространство, некрупный масштаб застройки, а также планировка, особенно в трехкомнатных квартирах. Елена Овсянникова считает, что при таком раскладе сама собой напрашивается идея реконструкции, а не сноса этих домов.

Однако у чиновников на этот счет иное мнение. Не так давно префект центрального округа в своем скандальном (без преувеличения) интервью сообщил, что намерен облагородить своей округ, снеся старые конструктивистские кварталы.
Еще хуже, что единства мнений относительно зданий 1920-х – 1930-х годов нет даже внутри Москомнаследия. По словам представителей этого ведомства Галины Науменко и Натальи Голубковой, в прошлом году удалось поставить на охрану 114 памятников этого времени, однако это потребовало немалого труда – так как руководство Москомнаследия далеко не всегда разделяет убежденность его сотрудников в ценности построек эпохи авангарда. «Мы надеемся переубедить руководство», – заявила Наталья Голубкова.

Что еще хуже – по словам Александра Кудрявцева, понимание эстетики авангарда нечасто приходит даже к будущим студентам-архитекторам. Они «дети сталинского ампира и лучше понимают тектонику Жолтовского».
Кроме того, что характерно, на очереди в список всемирного наследия Юнеско среди российских объектов стоит почему-то не Мельников, а (восстановленный!) Храм Христа Спасителя и мост через Енисей – заметил Александр Кудрявцев.

Эстетика авангарда остается понятой лишь экспертами, искусствоведами и некоторыми архитекторами. То есть, по сути, элитарной эстетикой. К сожалению, голос экспертов, то есть людей, которые понимают эту элитарную культуру – совещательный, а решение принимают городские власти согласно собственным стилевым или даже хозяйственным предпочтениям.

Понимая всю силу инерции этого процесса, экспертное сообщество не удивляется медлительности перемен в отношении к наследию авангарда. Печальной иллюстрацией к этому стал дом Наркомфина. Его будущее до сих пор неопределенно. По словам Натальи Голубковой, Москомнаследие добилось-таки выпуска постановления по реставрации здания, которая будет проводиться в рамах инвестиционного проекта. Инвестор, как ни странно, все тот же МИАН, как-то двусмысленно затаившийся после громкой презентации в позапрошлом году. За два года, как рассказала Наталья Голубкова, удалось даже решить все вопросы с переселением. Но ведь беды памятника на этом отнюдь не закончились, как утверждает Юрий Волчок, до сих пор выдаются смотровые ордера на общественный блок. Если комплекс разделят, перекроют, реконструируют поодиночке – тогда прощай, замысел Гинзбурга.

Отсюда – еще одна проблема: подчас важно не только что именно сохранять, но и каким образом это делать – считает Юрий Волчок. Особенно в случае, когда необходимо сохранить ансамбль и часть городской среды. Как, например, в случае с ткацкой фабрикой «Красное Знамя» в Петербурге. По словам Юрия Волчка, проект реконструкции территории фабрики предполагает полное уничтожение всей застройки с сохранением лишь фасадов по красным линиям окружающих улиц. Что попросту погубит памятник, созданный по замыслу Эриха Мендельсона, превратит его в оболочку без содержимого. То же грозит и московским объектам – комбинату «Правда», Газгольдеру и многим другим промышленным территориям, где сохранять один дом просто не имеет смысла, считает Юрий Волчок.

Справедливости ради надо сказать, несмотря на массу критики в адрес Москомнаследия, что с приходом нового руководства началась активная пропаганда объектов конструктивизма, и за два года был составлен реестр этих памятников, который на сегодня насчитывает около 400 объектов. К сожалению, только в последние годы, по словам Натальи Голубковой, Москомнаследие начинает обращаться к опыту реставраций зданий авангарда, накопленному в других странах, к примеру, в Германии. Собственного, российского опыта работы со зданиями этого периода в стране нет, так как в советское время их и не пытались реставрировать. Первые постройки авангарда были поставлены на охрану достаточно поздно (по сравнению с Европой) – только после 1987 года.
Хотя существуют и положительные результаты: в частности, к 100-летию Константина Мельникова все его московские постройки были поставлены под охрану.

Порадовали и результаты партнерства наследия с частным капиталом, которое было заявлено в качестве темы круглого стола. Об нем рассказал Владимир Шухов, внук и тезка знаменитого инженера, президент фонда «Шуховская башня». На деньги спонсоров фонд установил в Москве памятник знаменитому инженеру, сохранил и отреставрировал башню-гиперболоид в Нижнем Новгороде, а также знаменитый теперь Бахметьевский гараж, построенный Мельниковым в соавторстве с Шуховым. На главную же башню, московскую, власти уже пообещали выделить средства, фонд, правда, хочет реализовать также и проект освоения прилегающей территории.

Несложно заметить, что выступления участников круглого стола крутились вокруг знакомых проблем: памятники не сохраняются, кварталы 1920-х годов очень сложно сделать памятниками, а ценность архитектуры авангарда всерьез признают лишь эксперты, да некоторые архитекторы, и то в большинстве своем даже не наши, а иностранные. Государственные чиновники мыслят в иной плоскости, памятниками предпочитают числить позолоченные новоделы; на здания авангарда они смотрят как на рухлядь, препятствующую новой застройке. Что особенно страшно – так думают даже  те чиновники, которые занимаются охраной памятников.
От этого разговора осталось впечатление хождения по кругу или топтания на месте – по большей части все сказанное уже обсуждалось: надо совершенствовать законодательство, популяризовать наследие авангарда, надо осваивать опыт зарубежных реставраторов по памятникам авангарда, раз уж нет своего опыта.
Жаль, что основная тема круглого стола осталась раскрытой лишь на одном примере – в рассказе Владимира Шухова. Потому что не исключено, такое сотрудничество могло бы быть одним из выходов из сложившейся ситуации.

Фото Натальи Коряковской
Е. Б. Овсянникова, канд. архитектуры, проф. Московского архитектурного института, руководитель проекта «Москонструкт» в России, член комиссии Москомнаследия
Слева направо: Ю.П. Волчок, зав. отделом Научно-исследовательского института истории и теории архитектуры РААСН, член президиума научно-методического совета Москомнаследия, Владимир Шухов, президент фонда «Шуховская башня». Т.О. Бокарева - представитель Еврокомиссии

30 Апреля 2009

Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Клуб имени Зуева
Клуб имени Зуева в Москве, знаменитая постройка Ильи Голосова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Сергея Куликова.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.