Другой Вхутемас

В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.

mainImg
Юбилейные празднования, от скромных вечеров памяти до общенациональных или даже международных событий, всегда немного двусмысленны. «Недостаточно» отметить памятную дату часто значит навлечь на себя критику, но выпускать книги, фильмы, выставки, концерты и спектакли к юбилею порой кажется поверхностным и надуманным, как будто в любой другой год значение человека или явления будет меньше, или же о нем и вовсе забудут.
 
Александр Веснин. Проект оформления здания Вхутемаса (Москва, Мясницкая, 21) к 10-й годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Не совсем так получилось со столетием Вхутемаса, празднование которого из-за пандемии плавно сдвинулось с 2020-го на текущий год. О Высших художественно-технических мастерских, конечно, не забывают, даже наоборот, упоминают очень часто, но в этом и заключается проблема: несмотря на идущие с позднесоветских времен исследования, а также живую традицию, которую сохраняли выпускники и их ученики, часто это скорее символ передового, новаторского образования, чем ясный, детальный его образ. Тому есть несколько вполне объективных причин – например, недостаточность сохранившихся материалов не позволяет сделать исчерпывающую «реконструкцию». Но играет свою роль и неизбежное упрощение любого явления, любой биографии по мере ее погружения в прошлое: вместо разнообразия фактов остается тот или иной «нарратив», который часто определяется конъюнктурой. Русский авангард – важное явление мировой культуры, неизменно вызывающее живой интерес, поэтому именно авангардная часть программы Вхутемаса – безусловно, поразительная по радикальности и влиятельная – затмила все остальное.
 
Константин Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

То же самое во многом произошло и с Баухаусом, который часто составляет с Вхутемасом пару как в самых серьезных исследованиях, так и в массовой культуре, но Баухаус активно изучается с послевоенных лет, по нему сохранилось гораздо больше материалов и свидетельств, то есть желающие могут получить на свои вопросы вполне четкие ответы. Благодаря этому предпринимаются попытки отделить Баухаус как символ, конструкт от реальной школы: порой чрезмерно радикальные, но не безынтересные. Так, в юбилейный 2019 год бывший директор фонда «Баухаус Дессау» Филипп Освальт выпустил книгу, где рассмотрел Баухаус как миф и брэнд, создававшийся начиная с 1930-х Вальтером Гропиусом и остальными связанными со школой фигурами для собственного продвижения, а после Второй мировой ставший важным компонентом культурного экспорта ФРГ, формировавшей необходимый ей после войны свой положительный образ.
 
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Выставка в Государственном музее архитектуры пытается восполнить – насколько это возможно – пробелы и рассказать о многообразии и сложности Вхутемаса как явления. Пусть даже из-за отсутствия данных об учебном процессе часто приходится судить по косвенным признакам: сколько студентов было в той или иной мастерской, сколько часов в неделю был занят преподаватель, кто из педагогов вел дипломные проекты, а кто – нет. В отличие от экспозиции в Музее Москвы, где упор сделан на студенческие работы, в МУАРе сосредоточились на преподавателях. Именно их проекты в основном представлены зрителям, причем как в контексте их работы в Вхутемасе (в виде современных ей крупных конкурсов 1920-х, например), так и шире. Например, образцом деятельности отвечавшего за направление «Градостроительство» Владимира Семенова стал генплан Москвы 1935 года, над которым под его руководством работали и выпускники Высших художественно-технических мастерских.
 
Сергей Торопов. Проект включения церкви Николая Чудотворца в Мясниках в комплекс Центросоюза на Мясницкой. Москва. 1927. Перспектива
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Как и «Градостроительство», пока недостаточно изучено направление «Реставрация», которое вел далекий от радикальных экспериментов Иван Рыльский (декан архитектурного факультета в 1923–1930). Но у него, скажем, учились такие авангардисты, как Михаил Барщ. Они, помимо прочего, занимались со своим педагогом реставрацией памятников, то есть были знакомы с темами ценности и сохранения архитектурного наследия, – поясняет куратор Полина Стрельцова, работавшая над выставкой совместно с Ириной Чепкуновой. Более того, преподавать еще в Государственные свободные художественные мастерские Рыльского пригласили сами студенты, затем он перешел во Вхутемас, где его мастерская была самой многолюдной, то есть молодежи был нужен и интересен его опыт. Это позволяет шире взглянуть на отношение авангарда к традиции, которое нередко рассматривается как отвергающее – без каких-либо нюансов. Ни программ, ни заданий курса Рыльского не сохранилось, зато до нас дошли выполненные студентами копии его обмерных чертежей. Именно эти копии стали ценным источником информации при восстановлении многих памятников после Великой Отечественной войны.
 
Архитектор Гребенщиков. Церковь Воскресения в Ракулах конца ХVII века (Архангельская область). 1940. Копия обмерного чертежа Ивана Рыльского. План, разрез
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Популярен был и Алексей Щусев, в том числе потому, что важную роль в выборе того или иного руководителя для студентов играла его практическая деятельность, а Щусев был опытнейшим и активным практиком. Но, возвращаясь к теме «реконструкции» Вхутемаса, о его преподавательской работе позволяет судить немногое, к примеру, хранящаяся в частном собрании его речь – вступление к курсу.
 
Алексей Щусев. Дом Госпромышленности. Харьков. 1925. Аксонометрия
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    1 / 5
    Илья Голосов. Городская хлебопекарня (вариант). 1920. Фасады, аксонометрия
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 5
    Илья Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план.
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 5
    Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Параллелепипед. Начало 1920-х. Перспектива. План. Развертка
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    4 / 5
    7. Михаил Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    5 / 5
    Александр Веснин. Абстрактная композиция. 1921
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Архивы Ивана Голосова и Константина Мельникова до нас дошли, однако пока именно вхутемасовская их часть изучена мало, хотя у их мастерской, «Новой Академии», имелась собственная пропедевтическая, теоретическая база. По ряду причин эта мастерская к 1925 потеряла независимость, поэтому их пропедевтика остается в тени, а почти исключительно известен курс Николая Ладовского, пусть и действительно выдающийся. Но он и остальные рационалисты, как поясняет Полина Стрельцова, тоже проиграли в «борьбе» за внимание современников и потомков – уже конструктивистам. Моисей Гинзбург издавал блестящий журнал «СА», активно практиковал и занимался общественной деятельностью, а Ладовский участвовал далеко не в каждом конкурсе и выпустил всего лишь один номер журнала «Известия АСНОВА». Архив его не сохранился, реализаций у него немного. Поэтому на выставке он единственный показан на примере работ студентов его Объединенных мастерских (Обмас), хотя без «параболы» все же не обошлось.
 
Николай Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Среди традиционалистов во Вхутемасе был чрезвычайно любимый студентами Иван Жолтовский, но он был занят практикой, в том числе Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой 1923 года, а затем уехал в Италию: его мастерскую возглавили Сергей Чернышёв и Виктор Кокорин. Преподавал в Высших мастерских и Федор Шехтель: на выставке показана его рукописная тетрадь с лекциями по теории. Эти фигуры обеспечили на архитектурном факультете преемственность между «старой школой» и новейшими направлениями, хотя острая борьба между разными идейными группировками шла вплоть до ликвидации всех объединений согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и возвращения в случае архитектуры как раз к «старой школе».
 
Сергей Чернышёв, Владимир Семенов-Прозоровский (Институт «Гипрогор»). Планировка Магнитогорска. 1930. Конкурсный проект. Аксонометрия
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Идею «другого» Вхутемаса, не столь однозначно авангардного, как часто его представляют, поддерживает в Музее архитектуры дизайн экспозиции Елены Алексейцевой и Анны Замрий. Он намеренно не сделан «конструктивистским», то есть типичным для выставок такой тематики. Показанное на примере экспонатов сочетание традиции с авангардом подчеркнуто средствами графического дизайна Holystick Studio (Мила Силенина, Яна Эткина и Юлия Кондратьева): смелая косая верстка соседствует с неоклассическим шрифтом.
 
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» продлится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева до 23 мая 2021.
 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    1 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    4 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    5 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    6 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

09 Марта 2021

Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Клуб имени Зуева
Клуб имени Зуева в Москве, знаменитая постройка Ильи Голосова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Сергея Куликова.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Образовательные коммуны для Шаболовки
Проекты студентов очередной летней школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего»: в этом году она прошла под девизом «Школа-коммуна: от утопии к реальности» в районе московской улицы Шаболовка.
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.