Другой Вхутемас

В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

09 Марта 2021
mainImg
0 Юбилейные празднования, от скромных вечеров памяти до общенациональных или даже международных событий, всегда немного двусмысленны. «Недостаточно» отметить памятную дату часто значит навлечь на себя критику, но выпускать книги, фильмы, выставки, концерты и спектакли к юбилею порой кажется поверхностным и надуманным, как будто в любой другой год значение человека или явления будет меньше, или же о нем и вовсе забудут.
 
Александр Веснин. Проект оформления здания Вхутемаса (Москва, Мясницкая, 21) к 10-й годовщине Октябрьской революции. Эскиз. 1927
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Не совсем так получилось со столетием Вхутемаса, празднование которого из-за пандемии плавно сдвинулось с 2020-го на текущий год. О Высших художественно-технических мастерских, конечно, не забывают, даже наоборот, упоминают очень часто, но в этом и заключается проблема: несмотря на идущие с позднесоветских времен исследования, а также живую традицию, которую сохраняли выпускники и их ученики, часто это скорее символ передового, новаторского образования, чем ясный, детальный его образ. Тому есть несколько вполне объективных причин – например, недостаточность сохранившихся материалов не позволяет сделать исчерпывающую «реконструкцию». Но играет свою роль и неизбежное упрощение любого явления, любой биографии по мере ее погружения в прошлое: вместо разнообразия фактов остается тот или иной «нарратив», который часто определяется конъюнктурой. Русский авангард – важное явление мировой культуры, неизменно вызывающее живой интерес, поэтому именно авангардная часть программы Вхутемаса – безусловно, поразительная по радикальности и влиятельная – затмила все остальное.
 
Константин Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

То же самое во многом произошло и с Баухаусом, который часто составляет с Вхутемасом пару как в самых серьезных исследованиях, так и в массовой культуре, но Баухаус активно изучается с послевоенных лет, по нему сохранилось гораздо больше материалов и свидетельств, то есть желающие могут получить на свои вопросы вполне четкие ответы. Благодаря этому предпринимаются попытки отделить Баухаус как символ, конструкт от реальной школы: порой чрезмерно радикальные, но не безынтересные. Так, в юбилейный 2019 год бывший директор фонда «Баухаус Дессау» Филипп Освальт выпустил книгу, где рассмотрел Баухаус как миф и брэнд, создававшийся начиная с 1930-х Вальтером Гропиусом и остальными связанными со школой фигурами для собственного продвижения, а после Второй мировой ставший важным компонентом культурного экспорта ФРГ, формировавшей необходимый ей после войны свой положительный образ.
 
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Выставка в Государственном музее архитектуры пытается восполнить – насколько это возможно – пробелы и рассказать о многообразии и сложности Вхутемаса как явления. Пусть даже из-за отсутствия данных об учебном процессе часто приходится судить по косвенным признакам: сколько студентов было в той или иной мастерской, сколько часов в неделю был занят преподаватель, кто из педагогов вел дипломные проекты, а кто – нет. В отличие от экспозиции в Музее Москвы, где упор сделан на студенческие работы, в МУАРе сосредоточились на преподавателях. Именно их проекты в основном представлены зрителям, причем как в контексте их работы в Вхутемасе (в виде современных ей крупных конкурсов 1920-х, например), так и шире. Например, образцом деятельности отвечавшего за направление «Градостроительство» Владимира Семенова стал генплан Москвы 1935 года, над которым под его руководством работали и выпускники Высших художественно-технических мастерских.
 
Сергей Торопов. Проект включения церкви Николая Чудотворца в Мясниках в комплекс Центросоюза на Мясницкой. Москва. 1927. Перспектива
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Как и «Градостроительство», пока недостаточно изучено направление «Реставрация», которое вел далекий от радикальных экспериментов Иван Рыльский (декан архитектурного факультета в 1923–1930). Но у него, скажем, учились такие авангардисты, как Михаил Барщ. Они, помимо прочего, занимались со своим педагогом реставрацией памятников, то есть были знакомы с темами ценности и сохранения архитектурного наследия, – поясняет куратор Полина Стрельцова, работавшая над выставкой совместно с Ириной Чепкуновой. Более того, преподавать еще в Государственные свободные художественные мастерские Рыльского пригласили сами студенты, затем он перешел во Вхутемас, где его мастерская была самой многолюдной, то есть молодежи был нужен и интересен его опыт. Это позволяет шире взглянуть на отношение авангарда к традиции, которое нередко рассматривается как отвергающее – без каких-либо нюансов. Ни программ, ни заданий курса Рыльского не сохранилось, зато до нас дошли выполненные студентами копии его обмерных чертежей. Именно эти копии стали ценным источником информации при восстановлении многих памятников после Великой Отечественной войны.
 
Архитектор Гребенщиков. Церковь Воскресения в Ракулах конца ХVII века (Архангельская область). 1940. Копия обмерного чертежа Ивана Рыльского. План, разрез
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Популярен был и Алексей Щусев, в том числе потому, что важную роль в выборе того или иного руководителя для студентов играла его практическая деятельность, а Щусев был опытнейшим и активным практиком. Но, возвращаясь к теме «реконструкции» Вхутемаса, о его преподавательской работе позволяет судить немногое, к примеру, хранящаяся в частном собрании его речь – вступление к курсу.
 
Алексей Щусев. Дом Госпромышленности. Харьков. 1925. Аксонометрия
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    1 / 5
    Илья Голосов. Городская хлебопекарня (вариант). 1920. Фасады, аксонометрия
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 5
    Илья Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план.
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 5
    Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств формы. Параллелепипед. Начало 1920-х. Перспектива. План. Развертка
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    4 / 5
    7. Михаил Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    5 / 5
    Александр Веснин. Абстрактная композиция. 1921
    Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Архивы Ивана Голосова и Константина Мельникова до нас дошли, однако пока именно вхутемасовская их часть изучена мало, хотя у их мастерской, «Новой Академии», имелась собственная пропедевтическая, теоретическая база. По ряду причин эта мастерская к 1925 потеряла независимость, поэтому их пропедевтика остается в тени, а почти исключительно известен курс Николая Ладовского, пусть и действительно выдающийся. Но он и остальные рационалисты, как поясняет Полина Стрельцова, тоже проиграли в «борьбе» за внимание современников и потомков – уже конструктивистам. Моисей Гинзбург издавал блестящий журнал «СА», активно практиковал и занимался общественной деятельностью, а Ладовский участвовал далеко не в каждом конкурсе и выпустил всего лишь один номер журнала «Известия АСНОВА». Архив его не сохранился, реализаций у него немного. Поэтому на выставке он единственный показан на примере работ студентов его Объединенных мастерских (Обмас), хотя без «параболы» все же не обошлось.
 
Николай Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Среди традиционалистов во Вхутемасе был чрезвычайно любимый студентами Иван Жолтовский, но он был занят практикой, в том числе Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой 1923 года, а затем уехал в Италию: его мастерскую возглавили Сергей Чернышёв и Виктор Кокорин. Преподавал в Высших мастерских и Федор Шехтель: на выставке показана его рукописная тетрадь с лекциями по теории. Эти фигуры обеспечили на архитектурном факультете преемственность между «старой школой» и новейшими направлениями, хотя острая борьба между разными идейными группировками шла вплоть до ликвидации всех объединений согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и возвращения в случае архитектуры как раз к «старой школе».
 
Сергей Чернышёв, Владимир Семенов-Прозоровский (Институт «Гипрогор»). Планировка Магнитогорска. 1930. Конкурсный проект. Аксонометрия
Предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

Идею «другого» Вхутемаса, не столь однозначно авангардного, как часто его представляют, поддерживает в Музее архитектуры дизайн экспозиции Елены Алексейцевой и Анны Замрий. Он намеренно не сделан «конструктивистским», то есть типичным для выставок такой тематики. Показанное на примере экспонатов сочетание традиции с авангардом подчеркнуто средствами графического дизайна Holystick Studio (Мила Силенина, Яна Эткина и Юлия Кондратьева): смелая косая верстка соседствует с неоклассическим шрифтом.
 
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» продлится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева до 23 мая 2021.
 
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    1 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    2 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    3 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    4 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    5 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева
  • zooming
    6 / 6
    Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов. Вхутемас–100. Архитектурный факультет» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Вид экспозиции
    Фото предоставлено Музеем архитектуры имени А. В. Щусева

09 Марта 2021

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Пресса: Самый высокий конструктивистский дом признали памятником...
Дом в центре столицы, в котором располагалось общежитие-коммуна рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества "Объединенное рабочее строительство" (Обрабстрой), признали памятником архитектуры. 
Пресса: В Москве подготовили концепцию проекта реконструкции...
Самарский филиал Третьяковской галереи приобрел свои первичные очертания на бумаге. Замдиректора московского музея Татьяна Мрдуляш и Андрей Крылов провели рабочее совещание с депутатом Государственной думы Александром Хинштейном. Они обсудили работы по реконструкции самарской Фабрики-кухни.
Пресса: Застройщик впишет кинотеатр «Металлист» в новый жилой...
Новосибирский застройщик планирует построить многоэтажный жилой дом рядом с кинотеатром «Металлист», признанным объектом культурного наследия. Полуразрушенное здание самого кинотеатра сначала законсервируют, а затем, снеся все аварийные участки и убрав пожароопасную обшивку с западного фасада, восстановят в первоначальном виде.
Пресса: Большевистский авангард в архитектуре: от антиурбанизма...
Первым крупным течением в советской архитектуре стал авангард? и это не случайно. Это направление наиболее радикально пересматривало привычные, традиционные устои жизни и зодчества. Это была попытка не просто внедрить определенный архитектурный стиль, а изменить сам образ жизни людей.
Пресса: Авангард в архитектуре. Дом-цилиндр: самый искусный...
Без дома-цилиндра архитектора Константина Мельникова наш рассказ о русском авангарде в архитектуре 20-х годах прошлого века был бы явно неполным. Это сооружение поражает дважды: своими необычными формами и используемыми технологиями и тем, что зодчий сумел возвести свое творение в эпоху, когда по всем представлениям сделать это было невозможно.
Пресса: Что построил Мельников (кроме дома Мельникова)
Даже в кругу авангардных архитекторов Константина Мельникова критиковали за чрезмерное новаторство. Многие его проекты так и остались на бумаге, однако архитектора хорошо знают во всём мире благодаря дому-мастерской, саркофагу для временного мавзолея Ленина и планировке парка Горького.
Пресса: Сохранять до конца сеанса: каким был кинотеатр «Металлист»...
Сеансы в кинотеатре «Металлист», расположенном на ул. Римского-Корсакова, 1/1, не устраивают уже больше десяти лет. Здание кинотеатра начали ломать утром 2 августа 2018 года, даже не дождавшись момента, когда арендаторы освободят занимаемые помещения.
Пресса: Новый смысл для проблемного памятника конструктивизма
Почему один бывший завод становится популярным городским пространством, а другой так и остаётся унылой промзоной? Или почему для одного особняка быстро находится инвестор, а другой, не менее интересный, годами пустует?
Пресса: Новый тендер на реконструкцию Фабрики-кухни в Самаре...
Нового подрядчика, который возобновит и завершит реконструкцию самарской Фабрики-кухни, планируется определить осенью текущего года. Об этом „Ъ-Волга“ сообщил руководитель службы по связям с общественностью заказчика работа на Фабрике-кухне, Государственного музейно-выставочного центра Росизо Илья Вольвич.
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
Ларец самоцветов
За лаконичными фасадами загородного дома семьи архитекторов из Уфы прячется личный «музей»: насыщенное по цвету и фактурам пространство, в котором каждый предмет и дизайнерское решение несет отпечаток индивидуальности хозяев.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Сопка за стеной
Мастер-план микрорайона в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорья: дома располагаются каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы и соединяется с лесными тропами.
Сохранить модернистское здание вокзала города Владимира!
Открываем сбор подписей под открытым письмом директора Музея архитектуры Елизаветы Лихачевой и архитектора Сергея Чобана в защиту модернистского здания вокзала города Владимира, которому сейчас угрожает реконструкция с обезличиванием, и всех памятников модернизма в целом – авторы призывают поставить их на охрану как федеральные ОКН. Поддерживаем инициативу, эти здания, действительно, давно пора поставить на охрану.
На лучезарном острове
Wyndham Clubhouse, построенный по проекту вьетнамского бюро MIA Design Studio на курортном острове Фукуок, мыслился как гигантский уютный светильник с узорчатыми кирпичными стенами в качестве абажура.
Лоу-тек для музея
Бюро gmp выиграло конкурс на проект реконструкции и расширения гипсоформовочной мастерской Государственных музеев Берлина – крупнейшей в мире. Слепки скульптур производятся здесь уже более 200 лет.