«Апельсина» не будет». Интервью с Григорием Ревзиным

31 октября в павильоне России на XI венецианской биеннале планировалось провести презентацию проекта «Апельсин» – с участием представителей «Интеко», мастерской Нормана Фостера, правительственных комиссий, а также противников проекта. Несколько дней назад презентация была внезапно отменена, без каких-либо комментариев, руководством компании «Интеко». Куратор российского павильона ГРИГОРИЙ РЕВЗИН согласился дать Агентству архитектурных новостей интервью, в котором он делится своими предположениями относительно причин отмены представительной презентации проекта и мнением о проекте в целом.

mainImg

Юлия Тарабарина, Агентство архитектурных новостей Архи.ру:
Расскажите, пожалуйста, каким образом «Интеко» отменило запланированную презентацию?

Григорий Ревзин, куратор павильона России на XI биеннале архитектуры в Венеции:
Я узнал об этом не от Елены Батуриной, а от вице-президента компании по строительству Олега Солощанского. В пятницу он отменил презентацию, никак не комментируя это решение. Для меня это неожиданность, потому что мы уже достаточно далеко продвинулись в подготовке сценария и согласования того, что там должно было быть. Пользуюсь случаем извиниться перед журналистами, которых я уже пригласил в Венецию

А что именно планировалось показать на презентации в Венеции?

Этот проект по мере его продвижения приобрел государственный статус. Есть федеральная комиссия, которую возглавляет господин Молчанов, у него два заместителя – Владимир Ресин и Павел Хорошилов, мой со-куратор на биеннале. Поэтому проект и попал в число спецпрезентаций российского павильона. В Венецию должна была приехать эта правительственная комиссия, а также рабочая группа по градостроительной проработке территории, образованная Владимиром Ресиным в соответствии с поручением московского правительства. В павильоне должна была быть представлена работа этой группы. Кроме того, должен был презентоваться проект лорда Фостера. Антон Хмельницкий, представитель бюро Фостера в России, готовил для этой презентации отдельный макет Апельсина.

Это один и тот же проект или разные?

Это в принципе подходы к одному проекту. Не вполне согласованные. Даже на уровне Фостер – «Интеко» и то есть расхождения. С точки зрения бюро Фостера, в «Апельсине» должна была находиться только Третьяковская галерея. Внутри был задуман спиральный пандус по образцу музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. А с точки зрения Елены Батуриной в «Апельсине» должны быть офисы, а здание Третьяковки строится отдельно. Ну а как все это согласуется с проектом Москомархитектуры – это вопрос. По сути у нас должно было быть показано два проекта – проект Фостера и градостроительный проект Москомархитектуры.
Также мы планировали позвать туда противников проекта. Как известно, образован «Совет по культурным центрам», выступающий не в пользу «Интеко». Мы в Венеции задумывали организовать дискуссию на эту тему, которая, вероятно, могла бы привести к сближению позиций. Или хотя бы к их прояснению.
На биеннале, кроме того, как известно, есть выставка Бориса Бернаскони – она немного камерная, но тем не менее – выставка в павильон Италии, в интернациональной экспозиции, посвященная критике этого проекта. Там есть его книжка, которая предлагает отдать территорию ЦДХ уже не Фостеру, а Борису Бернаскони, Николаю Лызлову и другим известным российским архитекторам.

В книге Бернаскони есть конкретные предложения?

Да, они хотят сами застроить эту территорию, настроить здание ЦДХ на два этажа и еще построить несколько таких же прямоугольников.

Вы сказали, что «Интеко» никак не объяснило свой отказ от презентации «Апельсина». Могли бы Вы поделиться Вашими собственными предположениями насчет того, почему это произошло?

Ну, я подумал, что у «Интеко» финансовые проблемы, как и у всех наших девелоперов сейчас. Девелоперский рынок на фоне кризиса очень страдает, что кредитный – все строится на кредитах, это долгие кредиты, их отдают в течение 2-3 лет. На сегодняшний день на рынке таких кредитов найти нельзя. Для меня, правда, стало неожиданностью то, что даже у «Интеко» обнаружились проблемы. Понятно, что проблемы у «Миракса», очень большие проблемы у «ПИКа». Проблемы «Интеко» мне казались менее вероятными. Но это достаточно рискованный проект, и возможно состояние рынка делает его малореализуемым.

Второй вариант – образован общественный совет по защите культурных центров, в который вошли уважаемые люди. Они довольно резко выступили против политики «Интеко». Правда, меморандум несколько мягче первоначальных заявлений. Я, скажем, готов под ним подписаться, но я думаю, что под ним и правительство готово подписаться.

Почему?

Потому, что там нет требования сохранить существующее здание ЦДХ, а есть требование сохранить приоритет культурной функции и приоритет Третьяковской галереи. Это ровно то же самое, что написано в правительственных документах. Поэтому мне и показалось, что можно привозить противников проекта в Венецию, никакого скандала не будет и основание для согласия есть – они хотят одного и того же.

Однако на пресс-конференции они сказали, что будут защищать здание…

Я и говорю, что меморандум несколько мягче, чем позиции отдельных участников. Там есть только требование сохранить функцию – но с этим никто не спорит. Это условие реализации проекта Батуриной. 

А кто, кстати, потребовал это от Батуриной?

По словам госпожи Батуриной, она ходила с этим проектом к премьер-министру Путину. Тот факт, что образована комиссия при премьер-министре, которую возглавляет сотрудник его аппарата, свидетельствует в пользу того, что это правда. Комиссия определила условия, при соблюдении которых на этом месте можно строить. Я видел некоторые документы этой комиссии, там написано, что – да, приоритет культурной функции, Третьяковская галерея является определяющим для этой территории учреждением, следующую по значимости позицию занимает Центральный дом художника. А вот сохранения здания ЦДХ там нет.
На эту тему могут быть разные точки зрения – директор ЦДХ Василий Бычков считает, что ЦДХ является памятником архитектуры и культурным достоянием, в чем я с ним не согласен. Но, так или иначе, требование сохранить существующее здание в меморандум, принятый советом, не вошло.

Однако начинать этот инвестиционнно рискованный проект при резко негативном отношении общественности и в условиях кризиса, возможно, показалось неверным. Таким образом, возможно, что это – победа общественности и Елена Николаевна отступила, уходя от скандальной ситуации. Фактически, сейчас его можно будет реализовывать только на кредиты правительства Москвы – вы знаете, Юрий Лужков выделил кредиты на спасение московского девелоперского бизнеса. Но тут как -- если бы это делалось на деньги банков – было бы еще понятно, но ситуация, при которой московское правительство дает деньги москвичей в кредит компании, а компания на эти деньги начинает делать что-то вопреки желанию москвичей – эта ситуация довольно-таки сомнительная.

В истории с Газпром-башней никого, кажется, не смутило, что она строится на деньги из Питерского бюджета, тогда как жители города против…

Как раз наоборот, Газпром-башня показала, что это не очень хорошая ситуация, проигрышная для имиджа. Все же в Москве «Яблоко» движение за охрану памятников поднять не может, а в Петербурге целый марш несогласных провели. Лужков в отношениях с жителями как-то аккуратнее Матвиенко – его больше поддерживают. И потом, понимаете, имидж «Газпрома» и имидж «Интеко» все-таки разный. «Газпром» может себе позволить говорить, что все, кто против «Газпрома», против России. Но сказать, что все, кто против «Интеко» против России – это никак не возможно. Половина кремлевской администрации с этим не согласится. Здесь есть разница статусов.

Так или иначе получилось, что общественность выиграла. Мне кажется, что Батурина уходит из проекта – разумеется, это мое мнение. Возможно, я преувеличиваю значение этой презентации в Венеции, но для меня это серьезный показатель. Сорвана достаточно серьезная программа – не моя, я тут вообще ничего не определял, в чреде наших презентаций на Биеннале эта была самой государственной и не требовала от меня никакой инициативы. Работали две государственные комиссии, должен был быть представлен какой-то результат работы, этого не произошло. Такое решение должно быть чем-то вызвано. Каким-то форс-мажором.

Есть, наверное, и третий вариант объяснения. Если проект курирует премьер-министр, то он получается федеральным. Известно, что федеральные структуры стремятся войти на московский строительный рынок, но эти интересы постоянно блокировались. Вспомните конкурс на снос гостиницы «Россия» – в нем участвовал «Еврофинанс», и этот конкурс был проигран, причем в достаточно спорной форме. Возможно, что с «Апельсином» произошло нечто подобное, но только на более ранней стадии. Проект инициирован Еленой Батуриной, а дальше ситуация складывается так, что она выходит из проекта. Этот вариант, наверное, будет для общественности самым неприятным – Батуриной нет, а проект все равно идет, ЦДХ сносят, «Апельсин» строят. 

Но, на мой взгляд, этот вариант не слишком вероятен, потому что это означает, что сейчас надо будет собрать новый менеджмент, который подхватит все «упавшие» связи. На сегодняшний день такая структура не просматривается. Представить себе, что государство будет вести этот проект без Батуриной – у нас государство не очень умеет это делать. У нас ведь как? Частный девелопмент совершил за 10 лет значительный рывок, они умеют сейчас реализовывать довольно-таки сложные проекты. Они накопили кадры, опыт  – понимают, как это делается. А государственные стройки, наоборот, растеряли опыт. Сегодня государство пытается реализовать более сложные проекты, чем реализуют девелоперы, и у него ничего не получается. Яркий пример этого – Мариинский театр. Строили-строили, и наконец -- не построили. Не смогли. Понятно, что если бы, скажем, Мариинский театр отдали «Капитал-Групп» или «Дон-строю», то все бы уже стояло.

Если сегодня из этой конструкции убрать Батурину и поставить на ее место – ну, не знаю что – какую-нибудь «московскую дирекцию по строительству», как была «Северо-западная дирекция по строительству» – то она там ничего не сделает. Максимум, что она может сделать – это снести ЦДХ, как она снесла ДК Первой пятилетки. Они не могут работать без «мотора». Мотором была Батурина. Была понятная схема – Батурина хочет что-то построить, а ее примучивают, говорят – хорошо, но построй нам еще то-то и то-то – новую Тертьяковку, новый ЦДХ, галереи, новый музей современного искусства. Есть мотор и есть то, что на этот мотор навешивают. Теперь убрали мотор. То, что собирались навесить, может быть, еще какое-то время покрутиться в головах – но не поедет.

Очень хочется спросить о Вашем личном отношении к этому проекту. Ему было посвящено множество статей, однако вышло так, что было много хороших журналистских статей против сноса ЦДХ и сколько-то плохих статей «за». Вы же написали единственную качественную статью с положительной оценкой проекта. Вы пошли, таким образом, против коллективного мнения культурной общественности, объединившейся в порыве защитить постройку Сукояна / Шевердяева. Почему?

Я могу повторить то, что написал тогда – моя точка зрения не поменялась. Я не писал статью «за» проект. Я написал статью против попытки включить ЦДХ в число потерь Москвы – поставить его в один ряд с Военторгом, гостиницей «Москва», теперь – «Детским миром», другими утратами. С борьбой против этих актов вандализма я был солидарен. Тут Юрий Михайлович сейчас даже подал на меня в суд за статью по поводу Царицына, что было несколько нелепо на фоне участия Елены Батуриной в биеннале, где я -- сокуратор. Ну, теперь нелепость, по счастью, исправилась.

Так вот, мне показалось, что, когда мы включаем ЦДХ в этот ряд, то чистота позиции размывается. Одно дело – снос памятников, важных исторически и эстетически. А другое дело – снос «Сарая». Напомню, что когда это здание было построено, его прозвали «Сараем». Мне кажется, что это крайне неудачное здание и в нем нет культурной ценности. В нем есть понятная коммерческая ценность, в нем есть понятная ценность функции. В нем размещаются важные культурные объекты, которые, несомненно, надо сохранить. Но само по себе здание мне не представляется достойным того, чтобы за него бороться как за культурное достояние.

В этом смысле я не согласен с позицией руководства «Экспо-парка» и некоторых архитекторов, которым нравится архитектура 1970-х гг. Я их искренне уважаю, но у меня на этот счет своя точка зрения. Я считаю, что эта архитектура не достойна защиты. Я думаю, что такая защита будет выглядеть как попытка спекуляции чистым – в смысле некоммерческим -- движением за старую Москву. Если мы старой Москвой начинаем называть ЦДХ, то дальше у нас старой Москвой станет дворец Съездов в Кремле – здания фактически одного времени, одной проектной концепции. Старой Москвой станет тогда Новый Арбат. Не то, чтобы эту архитектуру надо специально уничтожать. Но объявлять ее национальным достоянием – эту позицию я разделить не готов.

На данный момент Вам, вероятно, лучше многих известно, что представляет из себя проект мастерской Фостера. Пожалуйста, расскажите, в какую сторону он развивался в последнее время.

Что касается самого проекта «Апельсин» – он был сырой. Я в той статье достаточно ясно сказал: «Апельсин» как проект всерьез рассматривать невозможно. В нем нет функциональной составляющей. Он не решает тех проблем, которые на сегодняшний день есть в ЦДХ, но он добавляет свои проблемы.
Сам Фостер в интервью Владимиру Белоголовскому говорит – не обязательно «Апельсин», мы сейчас думаем над этой территорией. Движение было в следующую сторону. Главной проблемой здания ЦДХ является то, что оно сделано как универсам в Бибирево. Большой сундук на пустыре, довольно далеко, примерно километр, от метро. Чтобы попасть туда, надо пересечь этот пустырь. Когда в сундуке находится универсам, когда негде больше достать продукты, все туда идут. А когда продукты можно купить у метро, то эти универсамы закрываются, в них никто не ходит.
То же самое происходит и здесь, но уже не с универсамом, а с Третьяковской галереей, что неправильно. У нас там висит Малевич, Кандинский – главные русские вещи, которые мы на деньгах собирались печатать – помните, Гельман предлагал это сделать. При этом в залах пусто. Это при том, что в городе годами идет рекламная компания «посетите новую экспозицию ГТГ». И все равно никто не идет.

Когда мы начинаем думать – почему? – то обнаруживаем, что все европейские музеи, которые на что-то претендуют, в 1990-е гг. пережили крупную реконструкцию, идея которой очень проста – музей встраивается в схему городской рекреации. Он находится в плотном городском квартале, где есть: гостиницы – разумеется, потому что музей – это много туристов; где есть рестораны, кафе, бутики, галереи, продающие живопись. Не внутри здания, где от этого создается впечатление, что музей поторговывает довольно-таки плохой живописью, а снаружи. У нас на Крымской набережной и в переходе образовывалось нечто похожее -- в виде лоточников. Но это как-то не слишком цивилизованно.

Проект шел в направлении того, чтобы придумать техзадание на новое здание Третьяковской галереи, на Центральный дом художника,  и общее задание на эту территорию, которое бы ее реанимировало. Сейчас это территория со странной функцией. В свое время Александр Кузьмин хлестко назвал ее «кладбищем без покойников». Туда свезены памятники тоталитарного времени – они могут стоять и в плотной городской среде, среда становится только лучше, когда в ней много разных скульптур. И где-то есть аттракцион в виде Апельсина или какой-то другой «Бильбаовидной» вещи, где находятся сокровища русского авангарда. Мне кажется, это возможное направление размышлений об этой территории.

Фостер – мастер функции. Он эти аспекты всегда очень детально продумывает, для него это важная вещь – как, кто, куда будет ходить, как это будет работать. Для него здание – это машина в таком серьезном, техническом смысле. Оно должно работать. «Апельсин» же был наоборот сделан – мы придумали образ, а как он будет работать, неизвестно. Поэтому я не могу сказать, что я был сторонником этого проекта. Я был сторонником проектирования в этом направлении. Другое дело – может быть в данном случае я ошибаюсь – но мне кажется, что все предложения, которые делали наши архитекторы для этого места, по сравнению с Фостером слабее. Даже учитывая то, что проект был очень сырым.

Проект Вам нравится?

Скорее да. Мне он кажется более удачным, чем лондонская мэрия на берегу Темзы против Тауэра, и даже, возможно, интереснее лондонского «огурца». Но нравиться – не нравиться – это как-то лично… Мне кажется существенным вот что. Во всем споре вокруг ЦДХ ни разу не рассматривалась художественная составляющая этого проекта. Все возражения против Фостера лежали в плоскости, я бы сказал, хозяйственной. Тему, конечно, пытались сдвинуть в культурную плоскость, объявив здание ЦДХ национальным достоянием – но это, повторю, на мой взгляд, не вполне честная игра, попытка выдать свои коммерческие интересы за общекультурные. Я не имею ввиду в данном случае архитекторов, хотя проект Бориса Бернаскони заставляет и в их позиции видеть вариант борьбы за заказ.
А проект Фостера как художественную вещь никто не обсуждал. В этом смысле показ его на Биеннале был довольно-таки важным моментом. Мы могли бы оценить – а собственно, какую архитектуру нам предлагают? На мой взгляд, она же вообще-то довольно интересная. Мы видели конкурс на реконструкцию ЦДХ – тут сильно интереснее.

С другой стороны, «Интеко» очень много внимания уделило позитивному образу проекта, но с художественной точки зрения опять же никто ничего не обсуждал. Обсуждалось – как хорошо, чтобы у нас был Фостер. В Венеции же планировалось посмотреть на собственно проект. И именно это отменилось. Что есть, на мой взгляд, веский показатель того, что интерес к проекту потерян.

Я не большой сторонник привлечения западных архитекторов в исторический город, мне кажется, что они не очень чувствуют контекст и лучше им строить на пустом месте. Но в данном случае мы имеем дело как раз с пустой территорией. Стоит сарай и огромная площадка вокруг него. В свое время я поддерживал здесь проект Эрика ван Эгерата – и, кстати, заметьте, когда из проекта вышла «Капитал-груп», он умер, несмотря на благосклонность очень серьезных государственных чиновников. Мне кажется – было бы хорошо, если бы у нас там появилось здание, спроектированное Фостером. Я в самом факте этого проектирования ничего ужасного не видел, не вижу и до сих пор. Но без Батуриной проект лишается «мотора», который способен его двигать.
Ну, по крайней мере, все могут успокоиться. Все в порядке, «национальное достояние» будет сохранено. Апельсина не будет, мы останемся с тем сараем, который построил нам Брежнев.

материал подготовила: Юлия Тарабарина

Григорий Ревзин, куратор павильона России, в его «красном» зале в день открытия. Фото Юлии Тарабариной
Вид на здание ЦДХ с Крымского моста. Фотография сделана в июне текущего года в период проведения Арх-Москвы. Фото Юлии Тарабариной
zooming
Бюро Нормана Фостера. Проект «Апельсин»
zooming
Бюро Нормана Фостера. Проект «Апельсин»

13 Октября 2008

ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Плановая имитация
10 ноября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблеме публичных слушаний. Этот механизм работает в России уже год и применялся в том числе и при решении ряда крупных градостроительных вопросов, таких как реконструкция ЦДХ, актуализированный генплан Москвы, строительство «Охта-центра». Именно эти проекты и показали, что в своем нынешнем виде публичные слушания совершенно не эффективны – фактически они не учитывают, а манипулируют общественным мнением. Участники круглого стола попытались разобраться, почему это происходит, и предложить более приемлемые модели.
Двойка за проект. С общественных слушаний по проекту...
24 февраля в ГТГ прошли общественные слушания по вопросу о застройке территории на Крымском валу. Прошли мощно, со скандалом, выкриками, накалом эмоций. Стороны высказались, но диалога не получилось. Жители района собрались обсуждать вовсе не проект, а снос, но вот это как раз решили без них. Зато к конструктивным предложениям многие оказались не готовы, что оказалось на руку тем, кто все это затеял.
Надежда на молодых
Программа новой «Арх Москвы Next», о которой организаторы рассказали журналистам в прошедший вторник, призвана дать дорогу молодым архитекторам и стимулировать таким образом появление новой, живой, футуристической и творческой архитектуре. Архитектура последних 20 лет была объявлена одномерной и отцветшей, ей предлагается уступить место молодым.
ЦДХ и общественность. Заседание Общественной палаты...
На прошлой неделе обсуждением проблемы перестройки территории ЦДХ на Крымском валу занялась Общественная палата РФ. Обсуждение было напряженным, не только из-за разницы позиций присутствующих, но также и потому, что реального проекта пока никто не видел. Члены Общественной палаты неоднократно призвали к применению иных, цивилизованных механизмов контроля за подобными решениями, для чего вопрос с ЦДХ предложили вынеси на пленарное заседание и, возможно, даже в Госдуму. Василий Бычков призвал приостановить разработку проекта планировки этой территории, которым занимается сейчас НИиПИ Генплана.
Город архитектурных чудачеств
Во вторник в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол, посвященный проблеме московского архитектурного наследия. Эту инициативу спровоцировал ряд недавних событий: открытие нового «Военторга», скандал с надстройкой дома Пастернака, нелепая история «подкопа» под Кремль рядом с Заиконоспасским монастырем, заявление столичного правительства о скором окончании реконструкции гостиницы «Москва», а также грозящая перестройка ансамбля Провиантских складов
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ или «Апельсин» мастерской...
Мы задали известным московским архитекторам и представителям общественности два вопроса – нравится ли им проект «Апельсин» мастерской Фостера и надо ли, по их мнению, сохранять существующее здание ЦДХ/ГТГ, построенное в 70-е годы архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Публикуем блиц-интервью с Юрием Аввакумовым, Евгением Ассом, Юрием Григоряном, Бартом Голдхоорном, Николаем Лызловым, Давидом Саркисяном и Михаилом Хазановым
Технологии и материалы
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Сейчас на главной
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.