English version

Поле жизни

Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.

mainImg
Архитектор:
Антон Любимкин
Сергей Гнедовский
Мастерская:
Архитектура и культурная политика ПНКБ https://пнкб.рф
Проект:
Музей Русского Поля
Россия, Монастырщино

Авторский коллектив:
Антон Любимкин, Семён Журавлёв, Илья Захаров, Сергей Гнедовский, Екатерина Любимкина, Владимир Беляков 
 

9.2022 — 12.2023

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»»
Вот всех я по местам расставил
<…>
А снизу поле предоставил
Для битвы поле предоставил
Его деревьями уставил
Дубами-елями уставил
Кустами кое-где обставил
Травою мягкой застелил
Букашкой мелкой населил
Дмитрий Пригов, «Куликово поле»
 
В школу я пошел в год 600-летия Куликовской битвы, в 1980 году. Юбилей исторического сражения стал в тот год важной составляющей советской патриотической пропаганды, и отмечался он весьма широко и разнообразно. Я хорошо помню посещение нашим классом открытых к этому случаю выставок в Историческом музее и Третьяковке. Помимо специальных экспозиций в музеях, этой теме были посвящены диафильмы, учебные телепередачи, большие куски в каких-то учебниках (историю в младших классах отдельно не изучали). В памяти сохранилась масса исторических и легендарных подробностей: поединок Пересвета с Челубеем, засадный полк воеводы Боброка, сжигание мостов князем Дмитрием... 1380 год был одной из главных исторических дат, которые я вынес из начальной школы. Так что важность Мамаева побоища для российской истории никогда не вызывала у меня сомнений.

Поэтому я был немало удивлен, когда узнал, что первая полноценная музейная экспозиция на месте этого исторического события открылась только к юбилею, в том самом 1980 году, а отдельный музей был создан лишь еще 16 лет спустя, в 1996.

Впрочем, деятельность работников музея была столь разнообразной и активной, что сейчас уже трудно поверить, что ему всего 28 лет.

Задачу музеефикации событий, непосредственно связанных с Куликовской битвой, с 2016 года выполняет построенный по проекту бюро «Архитектура и культурная политика ПНКБ», Музей Куликовской битвы, о котором тогда подробно написала для ARCHI.RU Юлия Шишалова.

Помимо этого здания, расположенного в селе Моховое, в самом центре исторического поля, на территории Государственного музея-заповедника «Куликово поле» действуют и другие музейные учреждения, экспозиции которых далеко не всегда тесно связаны с, так сказать, титульным событием. Так, экспонаты комплекса в селе Монастырщино, находящегося севернее места сражения, рассказывают об истории окрестных земель от Великого переселения народов до сражения с Мамаем, а экспозиция в расположенном неподалеку поселке Епифань посвящена купеческому быту XIX–XX веков.

В окрестностях поля есть также несколько мемориальных сооружений, наиболее интересное из которых, на мой взгляд – храм-памятник Сергия Радонежского, построенный в 1917 году на Красном холме, южнее места битвы, по проекту А.В. Щусева. И этот храм, и расположенный в Монастырщино храм Рождества Пресвятой Богородицы (арх. А.Г. Бочарников, 1884), переданные в настоящее время в ведение РПЦ, в разные годы служили пристанищем для экспозиций музея или для временных выставок.

Но в составе музея-заповедника нет пока отдельного здания, посвященного одной из его главных ценностей – полю как таковому.

Его огромная территория, более 7,5 тысяч гектаров, составляет 65% от всех особо охраняемых природных степных территорий Тульской области. Треть встречающихся там животных и растений – краснокнижные. Неудивительно поэтому, что музей работает не только как исторический, но и как природный заповедник. Сотрудники активно занимаются поддержанием и изучением этого мощного природного ресурса: борются с браконьерством, расставляют фотоловушки для съемки редких животных, следят за состоянием памятников природы, собирают гербарии и энтомологические коллекции. Они также ведут, на основе исследования изменений природного и культурного ландшафта на протяжении веков, уникальные работы по «восстановлению в исторических границах XIV века лесных и степных участков поля битвы».

Выращивают дубравы и сажают ковыль!

О поле как о природном объекте повествует часть экспозиции на подземном ярусе Музея Куликовской битвы. Но с появлением нового музея «Русское поле», архитектурная концепция которого была представлена в ноябре 2024 года на выставке «Зодчество», рассказ об «изучении и восстановлении природно-исторического ландшафта» Куликова поля должен стать намного более подробным и наглядным. Задача нового проекта, как говорят в один голос и представители институции, и архитекторы – «высветить памятное место не только как поле битвы, но и как поле жизни».
Музей Русского Поля. Спутниковая схема
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Концепция здания, которое планируют построить в селе Монастырщино к 650-летию Мамаева побоища, разработана уже знакомыми нам авторами Музея Куликовской битвы, бюро «Архитектура и культурная политика ПНКБ» в продолжение их многолетнего сотрудничества с музеем-заповедником. И тут, конечно, сложно удержаться от сравнения двух музейных зданий, проекты которых появились с интервалом в полтора десятка лет.
Музей Русского Поля. Вид с дороги, с северо-запада
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Подобно зданию 2016 года, новый объем как бы вырастает из земли. С поверхности поля здесь тоже можно будет беспрепятственно подняться на крышу. Вид, открывающийся с этой высокой точки, позволит посетителю не только проникнуться красотой окрестного ландшафта, но и оценить масштабы поля.

Возможно, он сможет разглядеть кровлю расположенного в 5 км к югу музея в Моховом, а за ней, на Красном холме, щусевский храм и мемориальную колонну 1852 года (арх. А.П. Брюллов).
Музей Русского Поля. Деталь фасада
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Внешний облик «Русского поля», его силуэт – намного более плавный, чем у музея Куликовской битвы. С большинства ракурсов новый музей похож на пожелтевшую на солнце и склонившуюся на ветру поросль гигантского ковыля, или на огромную вязанку соломы. На «мягкий» образ, отражающий более мирную тематику новой экспозиции, работает и выбор материала фасадов. Здание, напоминающее в плане гигантскую улитку, облицовано косо уложенными бревнами, образующими гиперболическую поверхность. Гиперболоид – плавная форма, состоящая из прямых линий – идеально подходит для того, чтобы примирить природу и геометрию. 
  • zooming
    1 / 3
    Музей Русского Поля. План цокольного этажа
    © Архитектура и культурная политика ПНКБ
  • zooming
    2 / 3
    Музей Русского Поля. План 1 этажа
    © Архитектура и культурная политика ПНКБ
  • zooming
    3 / 3
    Музей Русского Поля. Разрез
    © Архитектура и культурная политика ПНКБ
Спираль – форма, ставшая основой плана, порождает очевидный набор вполне подходящих ассоциаций: это и раковина древнего моллюска, и спираль эволюции, соединяющая этого моллюска с современными формами жизни, и спираль истории, связывающая нас с современниками Дмитрия Донского… 

Пожалуй, менее очевидная ассоциация – с компрессором, создающим внутри здания избыточное давление. Именно оно позволяет разместить в залах концентрат куликовского природно-исторического контекста, равномерно, как пылесосом, собранного по всей поверхности поля и даже отчасти из его недр.
Музей Русского Поля. Вид с дороги, с севера
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Музей Русского Поля. Вход
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Впрочем, главная задача спиралевидной структуры, по словам авторов проекта – заранее подготовить посетителя, приехавшего в музей-заповедник по «обычным» полям, к визуальному и тактильному восприятию исторически значимого природного пространства. Поэтому архитекторы уверенно направляют людской поток по строго определенному маршруту, заданному намного императивнее, чем в музее Куликовской битвы. Посетителей, входящих в здание со стороны подъездной дороги, сперва «засасывает» в самый его центр.
Музей Русского Поля. Схема 1 вход
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

«Необходимо переключение, – объясняет архитектор Антон Любимкин, – чтобы человек сначала попал в пространство, в некотором смысле противопоставленное Полю». Таким пространством становится колодец, соединяющий первый и цокольный этажи, и подсвеченный через отверстие в кровле. Тесный по сравнению с окрестными просторами, он должен, по мысли архитектора, «погрузить человека вовнутрь себя». Там, продолжает Антон, «пространство развивается таким образом, что он невольно поднимает голову вверх, в какой-то момент мы видим небо и происходит осознание внутренней свободы, которая присутствует вне зависимости от свободы физической…».
Музей Русского Поля. Схема 2 колодец
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Гостя, постоявшего какое-то время на балконе, опоясывающем колодец на уровне земли, здание-компрессор отправляет сперва вниз, на цокольный этаж, а потом вверх – по уступам залов вдоль расширяющихся витков спирали.
Музей Русского Поля. Схема 3 движение посетителя
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

Подробная содержательная концепция экспозиции еще разрабатывается под руководством известного дизайнера Антона Фёдорова, но базовое представление о ней уже сейчас можно составить по рассказам архитекторов: на каждой ступени экспозиции поле открывается посетителю новой своей стороной, начиная от геологии и почв, через разнообразие всего, что растет и бегает по поверхности, к воздуху над полем, со всеми содержащимися в нем птичками и бабочками.
Музей Русского Поля. Фрагмент экспозиционного пространства на первом этаже
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

По мере движения из-под земли к небу экспозиционное пространство расширяется. На втором, внешнем витке частью экспозиции становится уже и реальное поле: здесь музейное пространство выходит к наружной остекленной стене, за  которой поле проступает сквозь косой частокол из бревен.
Музей Русского Поля. Схема 4 выход в поле
© Архитектура и культурная политика ПНКБ

В конце пути спиральный маршрут «выбрасывает» подготовленного посетителя наружу, лицом к полю, о котором он теперь знает существенно больше, и готов к осознанному погружению в этот одновременно и уникальный, и типичный русский ландшафт.
Музей Русского Поля. Вид сверху
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Музей Русского Поля. Выход в поле и подъём на крышу, вид с юга, со стороны Куликова поля
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Музей Русского Поля. Ситуационный план
© Архитектура и культурная политика ПНКБ
Архитектор:
Антон Любимкин
Сергей Гнедовский
Мастерская:
Архитектура и культурная политика ПНКБ https://пнкб.рф
Проект:
Музей Русского Поля
Россия, Монастырщино

Авторский коллектив:
Антон Любимкин, Семён Журавлёв, Илья Захаров, Сергей Гнедовский, Екатерина Любимкина, Владимир Беляков 
 

9.2022 — 12.2023

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»»

30 Декабря 2024

Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Похожие статьи
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.