Минимализм за Полярным кругом

Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.

mainImg
Нарьян-Мар расположен за Полярным кругом, в тундре в 70 километрах от места, где река Печора впадает в Печорское море, которое потом сливается с Баренцевым. Он столица Ненецкого автономного округа и его единственный город. В НАО 41 тысяча жителей, а в городе 23.5 тысяч. В городе запланирована реновация и мастер-план, конкурс – один из первых шагов в работе над ним.

Улица Смидовича в Нарьян-Маре – центральная и пешеходная, ведет она от соборной площади и здания администрации к речному вокзалу и морскому торговому порту (пропускная способность 500 тысяч тонн в год, грузооборот 145 тысяч тонн). На центральной улице театр, музей, почтамт – «деревянный модерн» с башенкой, но 1946–1952 года (!) постройки. В остальном улица очень пустая, почти не застроенная. Часть деревянных домов, в том числе двухэтажных, утрачена. 
  • zooming
    На дальнем плане Главпочтамт. Нарьян-Мар зимой. 1950-е – 1960-е гг.
    ГБУК «Музейное объединение Ненецкого автономного округа». Ф-1445
  • zooming
    Общий вид Нарьян-Мара. 1972 г.
    ГБУК «Музейное объединение Ненецкого автономного округа». Ф-1236

От участников конкурса требовались идеи по регенерации частично утраченной деревянной застройки 1930-х – 1940-х, «концепции капитальных сооружений, стилистически соответствующих исторической застройке территории», так же как и уникальный, исторически обоснованный подход к облику центра города. В том числе надо было вспомнить о Пустозерске, первом русском городе за Полярным кругом (основан Иваном III в 1499 году, в XX веке полностью исчез), – и предложить современную архитектуру с использованием деревоклееных и композитных конструкций и материалов. Сохранение мотивов старого деревянного города было названо одной из ключевых задач для всех участников, которые работали, основываясь на предварительном анализе потребностей жителей, существующих зданий и более ранних планов застройки. 

Конкурс собрал больше 150 заявок, около 100 прошли квалификационный отбор, по результатам которого было сделано около 50 конкурсных предложений. Некоторые из участников в процессе работы над проектами побывали в Нарьян-Маре. 

В итоге названо 4 победителя: 3 первых места по мнению жюри и еще одно, четвертое, выбрано народным голосованием на выставке, из всех 50 проектов.

На наш взгляд было бы логичнее жителям голосовать за проекты, уже отобранные жюри, как это было сделано в конкурсе на аэропорт Омска, и тем не менее – показываем все 4 победивших проекта. 

1 место / победитель

ЗОВ.architect / Санкт-Петербург
Елизаров Павел, Елизарова Яна, Колибаба Артем, Чернобровкина Валерия, Путролайнен Екатерина.
Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
© «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург

Команда получила приглашение принять участие в разработке мастер-плана центральной части города, взяв свой проект за основу.

По словам лидера команды Павла Елизарова, все спроектированные их бюро постройки следуют идее защиты от суровой окружающей среды. В то же время команда старалась сделать интерьеры максимально открытыми и связанными с внешним пространством через большие панорамные витрины или окна. В отделке использованы «теплые» материалы – дерево и светлый ригельный кирпич. Они оттенены стеклом и металлом. 
  • zooming
    1 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург
  • zooming
    8 / 8
    Победитель архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © «ЗОВ.architect», Санкт-Петербург

Проект кажется среди самым «фольклорным» среди выбранных жюри, строит крупную форму на орнаментах и характерном «колпаке». Что, впрочем, позволило авторам смело работать с формой и предложить, пожалуй, максимальное разнообразие подходов к объему и пластике. 

2 место

АБ «Восход» / Санкт-Петербург
Бурмистрова Вера, Соловьев Алексей, Амелькович Алена; при участии: Логачева Марка, Советникова Павла, Никифоровой Марины, Покатович Александры.
Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
©«Восход», Санкт-Петербург

Проект предусматривает формирование четкой городской структуры центра города, восстановление системы застройки кварталов, создание системы закрытых и открытых пространств и насыщение территории новыми функциями. 

Один из авторов проекта Алексей Соловьев прокомментировал его идею так: «Сад холмов» – городской парк с теплыми павильонами, «Гостиный двор» – остекленная улица вдоль сада с магазинами и кафе, молодежный центр со скейт-парком, музейный комплекс с атриумом – все это общественные пространства разного масштаба. Мы изучили градостроительные принципы исторической застройки улицы и сформировали новый принцип: «зимний сад – в каждый дом». Новые здания объединяются попарно стеклянным многофункциональным атриумом с зимним садом. В офисах вокруг этого пространства располагаются коворкинги и площадки для НКО, а жилье – это многофункциональная большая «гостиная», где можно проводить дни рождения, смотреть кино в компании друзей, заниматься с репетитором».
  • zooming
    1 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 7
    Проект, занявший второе место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    ©«Восход», Санкт-Петербург

Самый «каркансый» вариант, хотя надо сказать, что все проекты отличаются обилием стекла и строителям надо будет крепко задуматься об энергоэффективности. Впрочем если это сделают – может получиться довольно красиво. Сложно сказать, хорошая ли идея огромный амфитеатр в городе, где судоходный период – всего 4–5 месяцев. 

В проекте «Восхода» улица выглядит более цельной и в большей степени апеллирует к старым двухэтажным домам, гармоничнее продолжает их строй, хотя объемные решения в результате оказываются более предсказуемыми. Идея зимнего сада, с другой стороны, для Заполярья очень уместна, хотя и дорога. 

3 место

KASARCHITECTS / Ростов-на-Дону
Касландзия Беслан, Шаменкова Светлана, Касландзия Тимур, Касландзия Инал, Барабаш Мария, Бердиик Роман, Нигматуллина Диана.
Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
© KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону

Концепция проекта – «Северное подворье». Она реализована через создание шести функциональных территорий – «дворов»: «Этнический двор», «Театральный двор», «Снежный двор», «Олений двор», «Двор мастеров», «Гастродвор». Команда постаралась вписать архитектурные формы в окружающее пространство с учетом природных элементов.

Авторы проекта описывают идею так: «Концепция состоит в том, чтобы создать пространство, где архитектурные формы и природные элементы взаимодействуют, поддерживая атмосферу тишины и созерцания. Это место, где горожане и гости города могут погрузиться в глубины своего внутреннего мира, обрести покой и гармонию, наслаждаясь красотой окружающей природы и архитектурных форм».
  • zooming
    1 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    4 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    5 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    6 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    7 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    8 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    9 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    10 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    11 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    12 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    13 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    14 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону
  • zooming
    15 / 15
    Проект, занявший третье место в архитектурно-градостроительном конкурсе «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
    © KASARCHITECTS, Ростов-на-Дону

Интересно, почему ему не дали 1 место? Проект удачно избегает чрезмерной яркости, предлагая три или образа, построенных на северных нюансах: серых деревянных досках каркасного дома, серо-изумрудных объемах, напоминающих мох, и белых конструкциях, напоминающих снег. Большое крытое общественное пространство – тоже с зимним садом, опять же подкупает.   

Голосование жителей

Горожане могли проголосовать за понравившийся проект по QR-коду, полученному в Ненецком краеведческом музее, где были выставлены проекты, попавшие в лонг-лист. Такая форма голосования, по мнению организаторов, защищала от накруток.

Победителем народного голосования стал проект молодого московского архитектора Никиты Буракова. Он будет отмечен специальным призом Экспертного совета конкурса и тоже будет рассмотрен в мастер-плане вместе с победителем, выбранным жюри. 
Победитель народного голосования архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича»
© Никита Бураков

Жюри конкурса:

  • Юрий Бездудный. Губернатор Ненецкого автономного округа
  • Александр Дудоров. Заместитель губернатора Ненецкого автономного округа
  • Алексей Комов. Главный архитектор Калуги, первый вице-президент Союза московских архитекторов
  • Тотан Кузембаев. Архитектор, руководитель «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева»
  • Николай Белоусов. Архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Н.В. Белоусова»
  • Михаил Мамошин. Вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, заслуженный архитектор РФ
  • Алексей Крашенинников. Доктор архитектуры, профессор ВАК, профессор кафедры градостроительства, руководитель научно-образовательного центра урбанистика МАРХИ
  • Денис Поздняков. Начальник управления архитектуры администрации города Вологды, главный архитектор города Вологды, член Ассоциации деревянного домостроения
  • Станислав Горшунов. Архитектор, основатель архитектурного бюро ГОРА, член архитектурного совета Нижегородской области
  • Евгений Спирин. Архитектор, председатель правления Союза саратовских архитекторов, зампред градозащитного совета при Саратовской областной Думе
  • Елена Меньшакова. Директор музейного объединения Ненецкого автономного округа

Эксперты:

  • Анатолий  Фролов. Руководитель Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа
  • Джемал Сурманидзе. Руководитель управления проекта в управлении нормативно-методической работы федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»
  • Семен Гоглев. Директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения, генеральный директор «Норвекс НЛК»
  • Андрей Карагодин. Доктор исторических наук, преподаватель исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

25 Марта 2024

Похожие статьи
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.