Праздник футбола

Десять футбольных стадионов из портфолио Проектного института «АРЕНА»: запоминающиеся образы, многотысячные трибуны и новейшие технологии.

mainImg
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
Футбольные стадионы – одна из специализаций Проектного института «Арена», который многие годы занимается масштабными общественными объектами. В подборку вошло девять стадионов, большинство их которых возводилось к Чемпионату мира по футболу счастливого 2018 года. На их примере хорошо виден диапазон задач, с которыми сталкивался институт: от строительства в чистом поле и адаптации иностранных концепций к российским реалиям до модернизации советских объектов и включения современных гигантов в сложившуюся городскую среду. 
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

«Арена» – отчасти историческое название, поскольку коллектив нашего института складывался из специалистов, проектировавших крупнейшие спортивные объекты Москвы. И первоначальный пакет проектов составили именно спортивные объекты. За годы существования ПИ «Арена» накопил серьезный опыт в строительстве и реконструкции футбольных стадионов – мы единственные, кто спроектировал два объекта Зимней Олимпиады в Сочи 2014 года и пять из двенадцати стадионов Чемпионата мира по футболу 2018 года. После завершения крупных спортивных мероприятий наши арены продолжают жить, в каждом городе по-разному: как профессиональные спортивные базы или концертные площадки. 

Мы продолжаем развиваться в этом направлении, решая все больше задач, поскольку ужесточаются требования к безопасности, появляются новые медиатехнологии, постоянно улучшаются условия для спортсменов и зрителей. На разных стадиях проектирования обычно задействовано от 5 до 50 человек. Среди них, кстати, немало заядлых болельщиков и любителей: институт даже арендует для своих сотрудников футбольное поле на территории олимпийского комплекса «Лужники».


В подборке арены перечисляются в хронологическом порядке проектирования – от стадиона «Москвич», который ждет открытия в этом году, к РЖД Арене, над которой институт работал больше 20 лет назад. 
 

*** 

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Орлов, И. Куфонин, Э. Синченко, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Драгунова, А. Корнеева, К. Капцова
Генеральный план: К. Харитонова; И. Сафронов
Конструкторы: Г. Марков, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализаторы: П. Курицын, В. Кучук, А. Чередников, Л. Бастрикова, В. Бастрикова, А. Смелякова
Где
Россия, Москва. Волгоградский проспект
Даты
— 2017 / 2019 —
Функция
Спортивный / Стадион
По сравнению с последующими объектами эта арена покажется камерной, но решения здесь применялись не менее элегантные и технологичные – на сегодняшний день это единственный стадион, предназначенный и для соревнований по футболу, и для всех дисциплин легкой атлетики. После реконструкции количество зрительских мест увеличилось до 4 200, 50 из которых относятся к категории VIP. Над трибуной появился «подшитый» зеркальными панелями навес для защиты от осадков и прямых солнечных лучей, в подземном этаже – галерея для занятий стрелковым спортом. Эвакуационные лестницы объединяют пять надземных уровней арены, а кроме того служат ядрами жесткости здания и опорами конструкции навеса. Трибуны разбиты на пять круглых секторов, символизирующих олимпийские кольца.
 
  • zooming
    1 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    ГБУ спортивная школа олимпийского резерва «Москвич»
    Фотография © Татьяна Малютина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Волгоград Арена»
Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Волгоград Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, И. Куфонин, А. Орлов, А. Заключаев, Л. Романова, Е. Бузмакова, О. Серикова, В. Алексеева, В. Билкей, А. Белоусова, С. Флейшман, С. Коробков, А. Цыплаков, А. Золотова, Т. Баринова, К. Капцова, Е. Колесникова, М. Жаркова
Генеральный план: К. Харитонова, М. Осинцева
Конструкторы: М. Лившин, Д. Свирский, С. Зоткин, И. Долгилевич, А. Кулешов
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Л. Есина, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Волгоград. проспект им. В.И. Ленина, 76
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
«Волгоград Арена» была построена на месте стадиона «Ротор» к Чемпионату мира по футболу в 2018 года. Арена выгодно, но и ответственно расположена: на берегу Волги, у подножия Мамаева кургана со скульптурой «Родина-мать», по оси Центрального парка культуры и отдыха. Новый объект вписался в панораму города за счет оригинального фасада: стальные стержни самонесущей оболочки имеют разное сечение и, пересекаясь, образуют паттерн высокого декоративного качества – с дальних ракурсов он напоминает кружево, хлопья снега или всполохи салюта. Трибуны закрывает радиально-кольцевая оболочка из вантовых ферм с мембранным покрытием. Вокруг стадиона в уровне фойе первого яруса устроена пешеходная эстакада. Вместе с лестницами и пандусом в плане она образует пятиконечную звезду.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Волгоград Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Ссылки
Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, С. Чуклов, Д. Петкова, Ю. Веретенникова, Е. Бузмакова, А. Золотова, В. Резяпова, О. Никонова, М. Егорова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ Инфорспроект А. Шахворостов,
Раздел КМ Стальпроект С. Лубенец
Инженеры: Е. Бекмухамедов, И. Винокуров, А. Иванов
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
Где
Россия, Самара. Демократическая улица, 57
Даты
— 2013 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Этот стадион также появился благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 года, но в отличие от предыдущих строился на окраине Самары, где территории еще только осваиваются. С высоты птичьего полета арена напоминает гигантский цветок: стальное покрытие над трибунами имеет форму купола и представляет собой сферическую оболочку, состоящую из 32 радиальных консолей-лепестков. Консоли соединяются системой кольцевых ферм, а их треугольные завершения опираются на пирамидальные конструкции и служат навесом для входной галереи. Диаметр арены больше, чем у московских «Лужников» – почти 330 метров. С уровня глаз человека стадион напоминает космический объект, что откликается на историю города – центра космической индустрии. Солидарность вмещает почти 45 000 зрителей, сейчас она передана клубу «Крылья советов».
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © А. Белоусов / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография © Администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Солидарность Самара Арена»
    Фотография администрация Самарского региона / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Нижний Новгород»

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”
Где
Россия, Нижний Новгород. улица Бетанкура, 1А
Даты
/ 2013 — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Еще одна арена для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, рассчитанная на 45 000 зрителей. Расположение стадиона стало предметом длительных споров, однако в итоге было решено остановиться на Стрелке – участке на низком берегу города, у слияния Оки и Волги, недалеко от знаменитой ярмарки и доминирующего над окружением собора Александра Невского. Стадион хорошо просматривается из центральной части города, расположенной на возвышении, поэтому архитекторам было важно найти решение эффектное, но не подавляющее. Ставку сделали на воздушность – в архитектуре она интерпретируется с помощью образов воды и ветра волжских просторов. 

Ритмичный каркас из трехгранных пилонов служит опорой для полупрозрачной кровли и формирует крытую галерею вокруг арены. Ведущие на галерею лестницы располагаются по отношению к опорам диагонально, что создает ощущение завихрений воды, а при взгляде с высоты птичьего полета – водоворота, центром которого становится футбольное поле. Этому сюжету вторит отделка фасада – полупрозрачные панели белого и голубого цветов переплетаются друг с другом в динамике, характерной для волн или развевающихся на ветру флагов. Игра света и тени еще больше усиливает ощущение бликов на воде.

Недавно китайский архитектурный журнал gooood включил стадион в подборку из 25 лучших российских объектов, построенных за последние четыре года. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Стройтрансгаз / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Нижний Новгород»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»

Мастерская
Инфорспроект
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, О. Гак, А. Орлов, А. Заключаев, Д. Петкова, А. Сибирякова, А. Подрез, Э. Шихрагимова, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Т. Елфимова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: К. Харитонова
Конструкторы: Раздел КЖ: А. Шахворостов (компания «Инфорспроект»),
Раздел КМ: А. Кулешов (Компания «Максимум»)
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Н. Шалыгина, А. Иванов
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов
Где
Россия, Екатеринбург. улица Репина, дом 5
Даты
— 2014 / — 2018
Функция
Спортивный / Стадион
Чтобы принять матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, Екатеринбург решил реконструировать «Стадион «Центральный» – объект культурного наследия, расположенный в плотно застроенной части города. Исторические стены 1954 года отреставрировали, а внутрь встроили новое ядро. Фасады современного объема облицевали перфорированными алюминиевыми панелями, благодаря чему он стал нейтральным фоном для пышного портика старого стадиона, успешно играющего роль заметной входной группы. Между исторической стеной и новым ядром появилось атриумное пространство, откуда зрители по каскадам лестниц попадают к своим местам. На период игр Чемпионата мира с северной и южной стороны арены были установлены временные трибуны.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография © Синара-Девелопмент / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «Екатеринбург Арена»
    Фотография: Lobachev27 via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 4.0
Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
© ПИ «АРЕНА»

Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитектура: Д.Буш, А.Орлов, А.Заключаев, И.Куфонин, В.Билкей, А.Белоусова, Э.Синченко, С.Флейшман, Е.Мельникова, К.Капцова, Т.Баринова, Н.Синицина
Конструкции: Инфорс-Проект А.Иващенко, Максима А.Кулешов; С.Крючков
Инженерия: А.Тарасов, М.Кислов
Генеральный план: К.Харитонова, И.Морозова
Визуализация 3D: А.Чередников
Где
Россия, Москва. ул. Восточная, вл. 4а
Даты
2015 — 2017 /
Функция
Спортивный / Стадион
Единственная в этой подборке нереализованная арена вошла в обзор неслучайно – найденные решения архитекторы считают важными для института.

Стадион в Даниловском районе был построен в 1960 году как тренировочная база московского «Торпедо» – клуба Завода имени Лихачева (ЗИЛ). К нынешнему времени территории у Симоновской набережной поменяли профиль с промышленных на жилые, перемены затронули и стадион – обновить его хотели задолго до Чемпионата мира по футболу 2018 года, концепции разрабатывали различные бюро, а вариант Пи Арена получил единогласное одобрение Архсовета. После этого сменился заказчик, проект ушел к французскому бюро MICHEL REMON & ASSOCIE, работы планируют завершить к 2024 году.

Вариант ПИ Арена предполагал нестандартное для стадиона решение: трибуны располагались только с двух сторон, восточная была устроена в естественном рельефе, что до некоторой степени повторяло историческую планировку. Чтобы сохранить виды на Москву-реку и Симонов монастырь, архитекторы разработали особое перекрытие над трибунами: мембрану из стальных листов толщиной в 6 мм, протянутую на длину 143 метра без опор в центре. Стрела провеса, равная 7 метрам, давала изящный изгиб, а снизу мембрану предполагалось облицевать зеркальными панелями. Стабилизировалась конструкция за счет собственного веса и системы железобетонных балок.
  • zooming
    1 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 5
    Спортивный комплекс им. Э.А Стрельцова
    © ПИ «АРЕНА»
Стадион «Фишт»
Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Стадион «Фишт»

Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Стадион для проведения Церемоний открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи
Архитекторы
POPULOUS: Д. Барроу, Н. Рейнольдс, Д. Лавелль, А. Хоппе, Г. Роботам, Х. Ренни, Б. Дитчбен, Э. Мкинтош, Д. Коул, Н. Гуэрреро, Т. Ривес, К. Миллс, С. Компатеску
Архитекторы российские: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, Ю. Олофинская, В. Валуйских, А. Орлов, Ю. Веретенникова, А. Золотова, В. Тулупов, К. Ланина, И. Афонина, Е. Инжеватова, И. Гришина
Инженер: К. Семёнов, А. Иванов
Конструкторы: ГК-ТЕХСТРОЙ М. Кельман, А. Проскурнин, А. Титов, П. Золотов

Реконструкция стадиона для Чемпионата Мира по футболу 2018 года в России
Архитекторы: Д. Буш, С. Чуклов, А. Золотова, Ю. Веретенникова, С. Ан, А. Кудаманова, М. Морозова, О. Цай, Д. Чекменёва, О. Гак, Д. Петкова
Генеральный план: К. Харитонова, Е. Бабкина, М. Осинцева
Технологи: Н. Пёрышкин, А. Уставицкий, Д. Комардин
Где
Россия, Адлер. поселок Сириус, Олимпийский просп., 15
Даты
2009 — / — 2017
Функция
Спортивный / Стадион
Фишт – главный стадион XXII Олимпийских Игр и XI Паралимпийских игр Сочи 2014 года – в представлении не нуждается. Совместно с лондонским бюро POPULOUS ПИ «Арена» разработал концепцию, проект и рабочую документацию, а также вел постоянный авторский надзор. Фишт – не только крупнейшая спортивная арена, но и передовая сценическая площадка – здесь проходила церемония открытия и закрытия Игр, а также награждение победителей и призеров. В основу архитектурной концепции легли образы гор и моря: «ракушки» перекрытий над трибунами напоминают гальку или ущелье, образованное силой воды. Арки перекрытий с пролетом 288 м – крупнейшие в практике отечественного строительства. Несущие пространственную оболочку покрытия над трибунами заполнены полимером нового поколения – этилен-тетрафторэтиленом. Здание рассчитано на сейсмику 8,5 баллов. 

Чтобы арена соответствовала требованиям ФИФА, к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года Фишт модернизировали по проекту ПИ «Арена»: заменили интерактивное поле на футбольное, увеличили количество зрительских мест, замкнули контур трибун и увеличили количество лестниц, лифтов и сопутствующих помещений. Сейчас Фишт – домашняя арена клуба «Сочи».
  • zooming
    1 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Стадион «Фишт»
    Фотография ГБУ Краснодарского края / предоставлена ПИ «АРЕНА»
Стадион «Газпром Арена»
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион Газпром арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Kisho Kurokava Architect & Associates-ККАА
Автор: Кисё Курокава «Бюро по строительству и городскому планированию Кисё Курокава» 

Перепроектирование:
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, О. Гак, Т. Кирдина, А. Тимохов, К. Ланина, Е. Иванова, Н. Черноглазова, Е. Игнатова, А. Новосельцева, Е. Пузанова
Генплан: Л. Давыдова
Конструкторы: И. Колюшев, В. Травуш, А. Шахворостов, А. Белостоцкий, С. Затковецкий 
Инженеры: М. Лившин, Е. Бекмухамедов, В. Ходиков, С. Затковецкий, А. Иванов
Технолог: Е. Акуленко ООО ИСС (Институт спортивных сооружений) 
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Санкт-Петербург. Футбольная ал., 1, Крестовский остров
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
Газпром Арена – объект с непростой историей проектирования и строительства – конкурс, в котором выиграла концепция Кисё Курокава, проходил в далеком 2005 году. Арена заменила стадион имени С.М. Кирова и, несмотря на все перипетии, сумела стать новым символом Петербурга. Придуманная японским архитектором космическая чаша рассчитана на 68 000 зрительских мест и известна сложными конструктивными решениями, из которых реализована только часть – раздвижная кровля и выкатное поле, позволяющие проводить на арене не только футбольные матчи. Овальный в плане семиэтажный объем, украшенный мачтами, покоится на коническом объеме холма ранее расположенного здесь стадиона. Характеристики арены позволяют принимать футбольные турниры любого уровня.

ПИ «Арена» занимался перепроектированием стадиона, которое стало необходимостью после того, как Россия подала заявку на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Архитекторы добились соответствия арены требованиям ФИФА по целому ряду показателей: вместимость, видимость, расположение VIP-лож, площади фойе, количество буфетов и санузлов, пересечение потоков зрителей, время эвакуации и т.д. Кроме того проектировщики изменили форму и конструкцию раздвижной кровли на более надежную и простую систему из передвигающихся по рельсам блоков, собранных из металлоконструкций с покрытием из PTFE. Форма чаши стадиона также изменилась из-за увеличения площади зрительских фойе и числа колонн в них. Все изменения были согласованы с проектным бюро Кисё Курокава.

Архитекторы поясняют, что формально Газпром Арена является не футбольным стадионом, а скорее многофункциональным залом с искусственным климатом и возможностью проведения соревнований по многим видам спорта, и концертов при вместимости до 80 тысяч зрителей.
  • zooming
    1 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 6
    Стадион «Газпром Арена»
    © ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион ВЭБ Арена
Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион ВЭБ Арена

Мастерская
Авторский
коллектив
Архитекторы: А. Боков, Д. Буш, С. Чуклов, А. Орлов, Ю. Олофинская, К. Ланина, В. Валуйских, Л. Романова, Ю. Веретенникова, А. Золотова, Е. Бузмакова, О. Гак
Генеральный план: В. Тимофеев, Н. Одрова, Л. Давыдова

ООО «ГК-Техстрой»
Конструкторы:  М. Кельман, А. Проскурнин, П. Золотов, А. Сомов, Л. Яковлева, С. Уборевич-Боровская
Инженеры: Е. Бекмухамедов, Ж. Козловцева, А. Наумочева, Е. Субботина, Т. Дворецкая, Д. Богданов, А. Иванов
Архитектурное и спортивное освещение: Г. Гарифулина
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Где
Россия, Москва. 3-я Песчаная улица
Даты
— 2006 / — 2016
Функция
Спортивный / Стадион
ВЭБ Арена, рассчитанная на 30 000 зрителей, – домашняя арена московского клуба ЦСКА. Она строилась на месте предыдущего стадиона, между парками Ходынское поле и Березовая роща, на участке, зажатом жилыми кварталами. Особенность этого объекта – насыщенность функциями и активное влияние на городскую панораму. Трибуны разделяют расположенные в углах стадиона объемы офисных и гостиничных блоков. Один из них становится ориентиром для зрителей, прибывающих на матч, а также доминантой всего района: 142-метровая башня, напоминающая футбольный кубок или факел, замыкает перспективу бывшей взлетно-посадочной полосы Ходынского поля. Остальные объемы арены объединяет светопропускающее покрытие с динамичными формами гиперболического параболоида. 
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион ВЭБ Арена
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
Футбольный стадион «РЖД Арена»
Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»

Футбольный стадион «РЖД Арена»

Автор
Дмитрий Буш
Андрей Боков
Руководитель авторского коллектива
Мастерская
Моспроект-4
Авторский
коллектив
Архитекторы: Д. Буш, А. Боков, С. Чулков, И. Бабак, К. Ланина, Н. Никифорова
Инженеры: М. Левшин, П. Еремеев, А. Бузмаков, Е. Сватикова
Архитектор-технолог: А. Шабайдаш
Соавторы архитекторы: И. Афонина, О. Гак, Е. Рудакова
Инженер: М. Савцова
Интерьеры: ООО «Леонардо» А. Швец
 
Где
Россия, Москва. Большая Черкизовская улица, 125, стр. 1
Даты
2001 — 2002 / 2000 — 2002
Функция
Спортивный / Стадион
РЖД Арена – фанаты, впрочем, предпочитают старое название «Локомотив» – является частью спортивного комплекса общей площадью 25 га, расположенного у станции метро «Черкизовская», недалеко от Северо-Восточной хорды. В генеральном плане развития Москвы до 2020 года комплекс играл роль градообразующего элемента, способствующего постепенной трансформации моноцентрической структуры города в полицентрическую. Важный конструктивный элемент арены – железобетонные опоры, которые делят трехъярусные трибуны на четыре сектора и «несут» через винтовые цепи козырьки из поликарбоната. Благодаря этому решению все зрительские места  закрыты от дождя и солнца, а кроме того отделены «рвом безопасности» от игрового поля.
  • zooming
    1 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    2 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография © Ирина Кайдалина / предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    3 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «АРЕНА»
  • zooming
    4 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    Фотография предоставлена ПИ «Арена»
  • zooming
    5 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    6 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
  • zooming
    7 / 7
    Футбольный стадион «РЖД Арена»
    © Моспроект-4
Мастерская:
ПИ «АРЕНА» http://piarena.ru/
Проект:
Футбольный стадион «Нижний Новгород»
Россия, Нижний Новгород, улица Бетанкура, 1А

Авторский коллектив:
Архитекторы: Д. Буш, Т. Кирдина, А. Орлов, А. Заключаев, Ю. Олофинская, Е. Иванова, Е. Пузанова, М. Нижник, Е. Бузмакова, А. Золотова, А. Цыплаков, С. Коробков
Генеральный план: Л. Давыдова, К. Харитонова, М. Осинцева 
Конструкторы: Д. Аксельрод, М. Лившин, Д. Свирский
Инженеры: Е. Бекмухамедов, А. Мухин, Л. Есина, А. Иванов
Мероприятия для МГН: А. Уставицкий
Технологи: Н. Перышкин, М. Евстратова 
Визуализация: П. Курицын, В. Кучук, М. Архипов, А. Чередников
На стадии концепции в разработке проектных решений принимали участие компании GMP, “Schlaich Bergermann & partner”

2013 — 2018

Заказчик: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» 

10 Июня 2022

ПИ «АРЕНА»: другие проекты
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Музыка и танец
Образовательные центры в Кемерово, Калининграде, Владивостоке и Севастополе – часть программы по созданию культурных кластеров, которая реализуется в регионах с 2018 года. В трех городах кампусы, построенные по проектам ПИ «АРЕНА», уже приняли первых воспитанников. Рассказываем об устройстве этих школ.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Лабиринт памяти
В концепции мемориального комплекса Севастополя архитекторы Проектного института «АРЕНА» постарались учесть сразу несколько важных этапов в истории города, используя для этого символизм формы, а также разнообразные фасадные решения – от глухих каменных стен до полностью зеленых.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.