Свет в русском стиле

Реализованная станция метро «Новопеределкино» – опыт соединения хайтека с русским стилем.

mainImg
Архитектор:
Александр Дембо
Евгений Леонов
Мастерская:
URA.GROUP https://www.ura.group/
Проект:
Дизайн станции метро «Новопеределкино»
Россия, Москва, Боровское шоссе, 30

Авторский коллектив:
Автор – Евгений Леонов.
Разработка конкурсного этапа – Евгений Леонов, Александр Дембо.
Разработка стадии ЭП, П, Р – Евгений Леонов, Александр Дембо, Лива Банка, Антон Гонда, Иван Галица, Лина Плавинская.
Концепция освещения – Евгений Леонов и компания МДМ-Лайт: Алексей Звягин, Александр Астапенков, Эдуард Жегалин.
ОАО «Ленметрогипротранс», ГАП: Дмитрий Бойцов, Артем Потехин.

2014 — 2016 / 8.2018

Заказчик: ОАО «Ленметрогипротранс», ОАО «Мосинжпроект»
Станция метро «Новопеределкино», одна из самых напряженных теперь на желтой линии – 16 500 пассажиров в день – открылась в августе 2018 года. Ее интерьер реализован по проекту рижских архитекторов URA / United Riga Architects, Евгения Леонова и Александра Дембо. Проект победил на конкурсе 2014 одновременно с дизайном станции Солнцево и оба были реализованы почти без отступлений. Разница разве что в том, что у «Новопеределкина» нет дизайнерского наземного павильона, что, конечно, жаль.

Проект Новопеределкина не был фаворитом жюри конкурса, впрочем, относительно этой станции жюри разошлось во мнении и победителя назначил заммэра Марат Хуснуллин исходя из собственных предпочтений и результата народного голосования, где проект набрал 35%. После первого тура архитекторы переработали проект: «своды» со световыми орнаментами, которые первоначально были повсюду, остались только во входных вестибюлях и немного сократились по высоте, основной же зал платформы стал более спокойным и ограничился одним рядом столбов по оси платформы.
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов
Дизайн станции метро «Новопеределкино», 2014, 1 этап конкурса
© United Riga Architects
Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
Фотография © Илья Иванов

Конечно же, самое яркое решение этого проекта – «своды» из кассет прорезного металла с диодной подсветкой. Кассеты разборные для смены ламп и очистки от пыли. Рисунок растительного орнамента – обобщенно-растительный и больше всего напоминает, наверное, Хохлому. Подсветка может быть не только белой, но и цветной, выбраны оттенки холодных цветов: так, в верхней части возникает то фиолетовое, то зеленоватое «небо», что можно счесть попыткой немного смягчить напряжение, создаваемое крупным и графичным орнаментом.

чертежи вестибюля: 
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)

Конечно же, никакие это не своды: конструкция не сведена и не держится замковым камнем. Шесть столбов, выстроенных в три ряда, подчинены параболическим– или даже стрельчатым – контурам, но их верхняя часть служит скорее объемным плафоном, кружевной световой конструкцией, которая расцветает на черных «ногах» оснований, но о сводчатых залах лишь напоминает. Однако свою символическую задачу выполняет хорошо: кажется, что мы в Грановитой палате, повторенной несколько раз. Сводами и орнаментом «неорусская» тема – не скажу может быть что раскрыта, но обозначена ясно.

Надо признать, что столб с массивным сводом – не только мотив средневековой архитектуры как таковой и русской в частности, но еще и один из любимых мотивов архитектуры московского метро, особенно станций глубокого залегания с двумя рядами столбов. Это одно из пластических отличий московского метро от иностранных – толстыми столбами и сводчатыми конструкциями архитекторы как будто постоянно подчеркивают, что это не просто часть транспортной системы, а сводчатые залы подземного дворца. Впрочем, другая традиция, восходящая к еще сталинской архитектуре – архитектура станций метро прямо или латентно классична, даже когда, как в «Новослободской», использует «готические» витражи или, как в «Киевской», пытается развивать национальную тему. Вестибюль «Новопеределкино» – первый в этом ряду отчетливо псевдо-(или нео-?)-русский.
  • zooming
    1 / 5
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 5
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 5
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    4 / 5
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    5 / 5
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов

Он, с другой стороны, перекликается с известным столбом вестибюля на Курской, равно как и в вестибюлями-гипостилями множества итальянских дворцов XVI-XIX веков или дворца Меньшикова на Неве. В принципе объемная конструкция, предложенная архитекторами URA – вариант классического и очень эффектного решения входного пространства ренессансного палаццо, «опрокинутый» в «русский стиль».

Между тем если псевдорусский стиль XIX века развивался в составе историзма, а неорусский стиль начала XX века был частью модерна или арнуво, то вариант рижских архитекторов принадлежит хайтеку. На это указывает многое, начиная от полированного металла и заканчивая сборно-разборными световыми кассетами, которым здесь уделено столько внимания. Хай-тек и современные веяния сильнее ощущаются в зале платформы, где столбы покрыты полированным металлом и окружены, наподобие «юбок» у грибов, мерно чередующимися скамейками и «прислонейками». Чередование придает ровному ряду столбов своего рода «ритм качки» и привносит в пространство станции, в остальном очень спокойное и освобожденное от лишнего, сюжетную интригу. Русский стиль же сохранен на потолке, здесь совершенно плоском, в виде кассет со все тем же орнаментом, который, преломляясь в металле столбов, создает на их поверхности рисунок размытых завихрений, похожих на след от пролетевшего призрака.
  • zooming
    1 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    4 / 4
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    Фотография © Илья Иванов


чертежи платформы: 
  • zooming
    1 / 6
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    2 / 6
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    3 / 6
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    4 / 6
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    5 / 6
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)
  • zooming
    6 / 6
    Интерьер публично доступной части станции метро «Новопеределкино»
    © United Riga architects (URA)

Работа с русским стилем в наше время требует немалой смелости и чувства стиля, хотя попытки предпринимаются регулярно. Кто-то скажет, что получилось прямолинейно и ярмарочно, что можно было бы подобрать рисунок поинтереснее и потоньше. Или решит, что русский стиль здесь поверен пафосом сталинского ВДНХ: вот эта радость, с которой вырастают из оснований белые (или черные, как посмотреть) цветы сродни эмоциям фонтана Дружбы народов. Кто-то, наоборот, порадуется развитию традиций московского метро и новой попытке найти неорюс в новейших тенденциях хайтека и орнаментальной архитетуры, популярной последние лет пятнадцать. Так или иначе, а станция выбилась в топы google по запросу архитектура московского метро – и значит, уже стала частью наших представлений о «подземных дворцах».
 
Архитектор:
Александр Дембо
Евгений Леонов
Мастерская:
URA.GROUP https://www.ura.group/
Проект:
Дизайн станции метро «Новопеределкино»
Россия, Москва, Боровское шоссе, 30

Авторский коллектив:
Автор – Евгений Леонов.
Разработка конкурсного этапа – Евгений Леонов, Александр Дембо.
Разработка стадии ЭП, П, Р – Евгений Леонов, Александр Дембо, Лива Банка, Антон Гонда, Иван Галица, Лина Плавинская.
Концепция освещения – Евгений Леонов и компания МДМ-Лайт: Алексей Звягин, Александр Астапенков, Эдуард Жегалин.
ОАО «Ленметрогипротранс», ГАП: Дмитрий Бойцов, Артем Потехин.

2014 — 2016 / 8.2018

Заказчик: ОАО «Ленметрогипротранс», ОАО «Мосинжпроект»

28 Февраля 2019

Похожие статьи
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Из моря на равнину
Мини-дом площадью 30 м2 бюро Piglova architects спроектировало на базе морского контейнера. Фасады облицованы планкеном, а внутри есть все для круглогодичного проживания двух человек. По мнению авторов, дом лучше всего смотрится на равнине – например, среди виноградников Краснодарского края.
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
Журавли и фонарики
В казанском ресторане Ichi-Go-Ichi-E команда Ideologist создавала азиатский интерьер без привязки к определенной стране или эпохе. Набор визуальных кодов включает отсылки к Японии 1980-х, ночному Гонконгу и футуристичному Сингапуру.
Радиоволна
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» подготовило концепцию приспособления к современному использованию Дома Радио – официальной резиденции Теодора Курентзиса в Петербурге. Проект подчеркнет исторические слои пространств и привнесет новое звучание, связанное с более совершенным техническим оснащением залов.
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил* для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Экстремальное гостеприимство
Клубный отель посреди лесов Камчатки, построенный по проекту Fantalis Group, далеко ушел от бревенчатых туристических баз. Из-за труднодоступности он автономен и напоминает полярную станцию, а помимо знакомства с суровым краем предлагает и элементы роскоши – самобытную архитектуру, комфортную спальню с панорамными окнами, авторский ресторан с изысканным интерьером.
Круги для движения
По проекту Мосрегионпроекта в Электростали прошла реконструкция пешеходного бульвара. Благодаря безбарьерному мощению, круглым газонам и работе с организацией транспортных потоков, променад заметно оживился и стал привлекательным для горожан, предпринимателей и творческих людей.
Красный театр
По проекту бюро ludi_architects во дворе «Бутылки» – бывшей круглой тюрьмы на острове Новой Голландия – открылся летний театр, вдохновленный атмосферой кабаре середины XX века. По вечерам здесь проходят концерты и перфомансы, днем пространство служит местом для отдыха и встреч.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Сейчас на главной
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Из моря на равнину
Мини-дом площадью 30 м2 бюро Piglova architects спроектировало на базе морского контейнера. Фасады облицованы планкеном, а внутри есть все для круглогодичного проживания двух человек. По мнению авторов, дом лучше всего смотрится на равнине – например, среди виноградников Краснодарского края.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.