Про любовь
«Мы любим бетон во всех его ипостасях, – говорит архитектор Дмитрий Овчаров, глава Nefa architects. – У нас даже стол бетонный в мастерской (действительно, в офисе на Красном Октябре стоит стильный, брутальный стол, который холодит локти в летнюю жару – Л.К.). Из бетона можно все, что хочешь, сделать, любую поверхность. Например, каннелированные бетонные панели для вип-терминала Платов в Ростове-на-Дону создают светотень на поверхности. Мы используем и монолитный бетон, к примеру в свободно стоящей колоннаде в том же вип-терминале. Она не защищает от дождя, вообще не имеет иной функции, кроме как говорить людям, которые туда заходят, что они випы. Или бетонные полы терраццо – залитые и отполированные до внутренних камней, в частности мраморных. Это исторические римские полы, очень красивые и долговечные. Полы терраццо мы планировали и для платформы станции «Солнцево», но консерватизм победил: заказчики предпочли привычный гранит. А вот в наземных павильонах бетон сыграл определяющую роль.
Про формы
Бетонные павильоны станции «Солнцево» Калининской линии выполнены в виде домиков со скатной крышей – как бы с детского рисунка. Этот архетип домика на фоне тотальной квадратности спального района очень освежает восприятие. Местные жители сразу их полюбили.Создать такую форму удалось с помощью изготовленных на заказ панелей. О подробностях рассказывает Яна Мерцалова, архитектор проекта: «Бетонные плиты имеют Г-образную форму и опираются друг на друга. Сама панель ставится зубчатыми основаниями на монолитную конструкцию. Чтобы панели крепились между собой, у них есть закладные элементы, поэтому панель в какой-то степени самонесущая. Необходимо было хорошее основание с верно заложенными закладными элементами. Закладные пришлось вырезать и переставлять. Но зато мы минимизировали усилия при монтаже. Панель если садилась на закладные, то уже четко и ровно. Двускатный маленький белый домик выглядит на фоне панельных домов нежно и аккуратно. Казалось бы, один и тот же материал – сборные бетонные панели – использован в многоэтажках и наших павильонах, а вид совершенно другой».
«Панели несущие. Чтобы сделать отверстия, пришлось похимичить с арматуринами, – уточняет Дмитрий. – Мы двигали дырки, сокращали их объем, чтоб не совпасть с арматурой».
Про дырочки
Главная пластическая идея архитекторов Nefa заключалась в том, чтобы сделать в бетонном павильоне круглые отверстия, через которые просвечивает солнце. «Мы решили, что, раз станция называется Солнцево, там должны быть солнечные зайчики. Мы не первые придумали отверстия в бетоне: и в Пантеоне есть окулюс, и в деревянном сарае «Меганома» просверлены дырочки, – говорит Дмитрий Овчаров. Идея оказалась удачной: солнечные блики создают соответствующее настроение.Вообще-то солнечные лучи, пробивающиеся сквозь бетонную стену, – это, во-первых, красиво, во-вторых, символично, как спасение после длительного тупика и попытки пробить стену головой, в-третьих, сердцу каждого архитектора лучи, льющиеся сквозь узкие окна в бетонной стене, напоминают вождя авангардной архитектуры Ле Корбюзье и его капеллу в Роншане – абсолютно культовую вещь, к которой паломничают зодчие всех стран, чтобы причаститься архитектурной мудрости или, наоборот, испытать сильные ощущения снесенной крыши.
Кроме Корбюзье, лучи сквозь бетон – один из любимых приемов не менее культового и мудрого современного архитектора Петера Цумтора, его Капелла брата Клауса в Вахендорфе и Музей Коломбы в Кельне – такие же архитектурные Мекки, хотя и менее известные, чем Роншан. В любом случае дырочки в бетоне – тенденция бесконечно перспективная. Здесь важно, как сделать окна. В теплом помещении нужны стеклоблоки, в холодном достаточно триплекса. Именно так выполнены «двойные дырочки» (в двумя радиусами) в павильоне станции «Солнцево», из-за которых окрестные жители ее сравнивают с сыром, а глава Nefa Дмитрий Овчаров называет Станция Маасдамская. Потребовался контур с внешней стороны, на который наклеивали стекла.
Про цвет
Дмитрий Овчаров: «Панели, которые мы применили в наземных павильонах станции метро Солнцево – это честный железобетон, но белого цвета, потому что там белый цемент. Он защищен гидрофобным раствором. Обычный бетон меняет цвет при попадании воды, а защищенный – нет. Защиту гидрофобизатором надо подновлять раз в несколько лет. С цветом бетона сейчас нет проблем: можно пигменты в толщу добавлять любые, и такой крашеный в массе бетон смотрится гораздо благороднее, чем поверхность, покрытая краской».
Про свет
Внутри станции тему солнца и солнечных зайчиков постарались сохранить, хотя панели из фибробетона пришлось заменить более легкими алюминиевыми. «Свет точно также проникает сквозь круглые отверстия в потолке, но теперь это свет, отраженный от потолочного купола, а сами светильники не видны, – рассказывает архитектор проекта Рита Корниенко. Тот же принцип, что и на знаменитой душкинской станции метро Кропоткинская. Кроме того, в купола вмонтировали даунлайты, светильники, направленные вниз, которые имитируют солнечные лучи. Удалось даже осветить пространство над рельсами, которое обычно остается темным. Для этого в отверстиях над путями установлены отражатели. Светильники легко менять. Дополнительный свет дают столбики из кориана с встроенными лампочками, и эти же столбики служат сиденьями для пассажиров, ожидающих поезда».
Опять про любовь
Итак, архитекторы очень любят бетон. Помню, как в пресс-туре в 2005 году на завод BMW, построенный Захой Хадид в Лейпциге, бетон поражал архитекторов и журналистов своим голубоватым цветом, прихотливыми формами «сухожилий», гладкостью, следами благородной опалубки и так далее. Среди архитекторов кто-то – фанат черного полированного бетона загадочного базальтового вида, а кто-то склоняется к ослепительно белому, похожему на кориан. У бетона могут быть самые разные наполнители, начиная с арматуры и заканчивая разнообразной фиброй. Эра Захи Хадид, по мнению Дмитрия Овчарова, началась с фибробетона, который при использовании наполнителя дает возможность создавать любые «загогулины». Но принципиален не наполнитель, а формы, которые можно отливать из бетона. Все это и многое другое сегодня умеют делать на фабрике «Мажино» концерна «Крост» специально под заказ архитекторов.
Про завод
Комментирует директор Департамента промышленности Концерна Андрей Сазонов: «Уникальность нашей продукции не в самом железобетоне, а в формах. Основные преимущества нашего завода в гибкости. У нас нет серийных форм. Под любой заказ мы изготавливаем индивидуальную опалубку. Для того чтобы удовлетворить потребность архитекторов в качественной поверхности, в опалубке могут быть применены разные материалы: металл, фанера, пластмасса. Перед проектом мы проводим большую работу по отбору материалов, производим материалы, показываем образцы заказчику. Для архитекторов наша продукция интересна, прежде всего, возможностью выполнить нестандартную форму: это может быть лестница необычной формы, какие-то фасадные конструкции, городская мебель. Мы используем бетон марки B50, чтобы добиться равномерного прокрашивания. У нас стопроцентное изготовление на собственном заводе. Наши объекты говорят сами за себя: это знаменитая гимназия «Хорошкола», фасад завода «Готика», скамейки в парке Зарядье, качели и тумбы на Триумфальной площади».Про поверхность
Для того чтобы подчеркнуть естественную поверхность бетона в павильонах станции «Солнцево», архитекторы использовали своебразную разновидность рустовки – тонкие вертикальные желобки, которые делят поверхность на подобие «досок», что отсылает к дачным домикам, которые есть в этой местности. С другой – рельеф упорядочивает старение. Со временем бетон будет менять цвет, как любой естественный материал, а «руст» придаст поверхности глубину и ритм. Кроме того, его вертикальные полоски перекликаются с акцентированными швами между панелями: одни формируют крупные членения, другие – подчиненные им мелкие. Отверстия подчеркнуто-хаотичны и размером, и расположением, а вертикальная штриховка усиливает регулярность и «собирает» объемы.***
Нежные отношения с бетоном требуют крепкого производителя. «Для Солнцево бетон нам делал КРОСТ, – говорит Дмитрий. Мы сами их вычислили в 2014 году, поняли, что они самые лучшие, стали с ними общаться, а они нам показали свою лестницу в атриуме «Хорошколы». Там огромный пролет из фибробетона, который они сделали совместно с французами. Это потрясающе – сделать косоур такого пролета! У КРОСТа лучшие разработки, самые продвинутые. Кроме них есть только небольшие компании, очень дорогие. А у КРОСТа и цеха, и мощности. Цех сборного железобетона существует давно, делает и фибробетон, и железобетон. И для нас очень полезен. Они экспериментируют и не боятся, гордятся тем, что делают».