Сырный домик и бетон в горошек

Архитектурный бетон, производимый концерном «Крост» на фабрике «Мажино», дает архитекторам безграничные возможности, часть из которых реализовали Nefa architects в павильонах станции метро «Солнцево». Любят ли архитекторы бетон и как они его любят, узнаете из нашего материала.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Овчаров
Мастерская:
Nefa architects
Проект:
Дизайн станции метро «Солнцево»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова, Мария Насонова, Дмитрий Триденов (главный инженер), Дарья Туркина, Виктория Нагурная

2014 — 2017 / 2017 — 2018
Проект станции «Солнцево» Nefa architects стал победителем международного конкурса, о чем см. статью на archi.ru. В 2018 году проект реализован.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Про любовь
«Мы любим бетон во всех его ипостасях, – говорит архитектор Дмитрий Овчаров, глава Nefa architects. – У нас даже стол бетонный в мастерской (действительно, в офисе на Красном Октябре стоит стильный, брутальный стол, который холодит локти в летнюю жару – Л.К.). Из бетона можно все, что хочешь, сделать, любую поверхность. Например, каннелированные бетонные панели для вип-терминала Платов в Ростове-на-Дону создают светотень на поверхности. Мы используем и монолитный бетон, к примеру в свободно стоящей колоннаде в том же вип-терминале. Она не защищает от дождя, вообще не имеет иной функции, кроме как говорить людям, которые туда заходят, что они випы. Или бетонные полы терраццо – залитые и отполированные до внутренних камней, в частности мраморных. Это исторические римские полы, очень красивые и долговечные. Полы терраццо мы планировали и для платформы станции «Солнцево», но консерватизм победил: заказчики предпочли привычный гранит. А вот в наземных павильонах бетон сыграл определяющую роль.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Про формы
Бетонные павильоны станции «Солнцево» Калининской линии выполнены в виде домиков со скатной крышей – как бы с детского рисунка. Этот архетип домика на фоне тотальной квадратности спального района очень освежает восприятие. Местные жители сразу их полюбили.

Создать такую форму удалось с помощью изготовленных на заказ панелей. О подробностях рассказывает Яна Мерцалова, архитектор проекта: «Бетонные плиты имеют Г-образную форму и опираются друг на друга. Сама панель ставится зубчатыми основаниями на монолитную конструкцию. Чтобы панели крепились между собой, у них есть закладные элементы, поэтому панель в какой-то степени самонесущая. Необходимо было хорошее основание с верно заложенными закладными элементами. Закладные пришлось вырезать и переставлять. Но зато мы минимизировали усилия при монтаже. Панель если садилась на закладные, то уже четко и ровно. Двускатный маленький белый домик выглядит на фоне панельных домов нежно и аккуратно. Казалось бы, один и тот же материал – сборные бетонные панели – использован в многоэтажках и наших павильонах, а вид совершенно другой».

«Панели несущие. Чтобы сделать отверстия, пришлось похимичить с арматуринами, – уточняет Дмитрий. – Мы двигали дырки, сокращали их объем, чтоб не совпасть с арматурой».
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
© Nefa Architects
 
Про дырочки
Главная пластическая идея архитекторов Nefa заключалась в том, чтобы сделать в бетонном павильоне круглые отверстия, через которые просвечивает солнце. «Мы решили, что, раз станция называется Солнцево, там должны быть солнечные зайчики. Мы не первые придумали отверстия в бетоне: и в Пантеоне есть окулюс, и в деревянном сарае «Меганома» просверлены дырочки, – говорит Дмитрий Овчаров. Идея оказалась удачной: солнечные блики создают соответствующее настроение.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Вообще-то солнечные лучи, пробивающиеся сквозь бетонную стену, – это, во-первых, красиво, во-вторых, символично, как спасение после длительного тупика и попытки пробить стену головой, в-третьих, сердцу каждого архитектора лучи, льющиеся сквозь узкие окна в бетонной стене, напоминают вождя авангардной архитектуры Ле Корбюзье и его капеллу в Роншане – абсолютно культовую вещь, к которой паломничают зодчие всех стран, чтобы причаститься архитектурной мудрости или, наоборот, испытать сильные ощущения снесенной крыши.

Кроме Корбюзье, лучи сквозь бетон – один из любимых приемов не менее культового и мудрого современного архитектора Петера Цумтора, его Капелла брата Клауса в Вахендорфе и Музей Коломбы в Кельне – такие же архитектурные Мекки, хотя и менее известные, чем Роншан. В любом случае дырочки в бетоне – тенденция бесконечно перспективная. Здесь важно, как сделать окна. В теплом помещении нужны стеклоблоки, в холодном достаточно триплекса. Именно так выполнены «двойные дырочки» (в двумя радиусами) в павильоне станции «Солнцево», из-за которых окрестные жители ее сравнивают с сыром, а глава Nefa Дмитрий Овчаров называет Станция Маасдамская. Потребовался контур с внешней стороны, на который наклеивали стекла.
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
 
​Про цвет
Дмитрий Овчаров: «Панели, которые мы применили в наземных павильонах станции метро Солнцево – это честный железобетон, но белого цвета, потому что там белый цемент. Он защищен гидрофобным раствором. Обычный бетон меняет цвет при попадании воды, а защищенный – нет. Защиту гидрофобизатором надо подновлять раз в несколько лет. С цветом бетона сейчас нет проблем: можно пигменты в толщу добавлять любые, и такой крашеный в массе бетон смотрится гораздо благороднее, чем поверхность, покрытая краской».

Про свет
Внутри станции тему солнца и солнечных зайчиков постарались сохранить, хотя панели из фибробетона пришлось заменить более легкими алюминиевыми. «Свет точно также проникает сквозь круглые отверстия в потолке, но теперь это свет, отраженный от потолочного купола, а сами светильники не видны, – рассказывает архитектор проекта Рита Корниенко. Тот же принцип, что и на знаменитой душкинской станции метро Кропоткинская. Кроме того, в купола вмонтировали даунлайты, светильники, направленные вниз, которые имитируют солнечные лучи. Удалось даже осветить пространство над рельсами, которое обычно остается темным. Для этого в отверстиях над путями установлены отражатели. Светильники легко менять. Дополнительный свет дают столбики из кориана с встроенными лампочками, и эти же столбики служат сиденьями для пассажиров, ожидающих поезда».
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Опять про любовь
Итак, архитекторы очень любят бетон. Помню, как в пресс-туре в 2005 году на завод BMW, построенный Захой Хадид в Лейпциге, бетон поражал архитекторов и журналистов своим голубоватым цветом, прихотливыми формами «сухожилий», гладкостью, следами благородной опалубки и так далее. Среди архитекторов кто-то – фанат черного полированного бетона загадочного базальтового вида, а кто-то склоняется к ослепительно белому, похожему на кориан. У бетона могут быть самые разные наполнители, начиная с арматуры и заканчивая разнообразной фиброй. Эра Захи Хадид, по мнению Дмитрия Овчарова, началась с фибробетона, который при использовании наполнителя дает возможность создавать любые «загогулины». Но принципиален не наполнитель, а формы, которые можно отливать из бетона. Все это и многое другое сегодня умеют делать на фабрике «Мажино» концерна «Крост» специально под заказ архитекторов.

Про завод
Комментирует директор Департамента промышленности Концерна Андрей Сазонов: «Уникальность нашей продукции не в самом железобетоне, а в формах. Основные преимущества нашего завода в гибкости. У нас нет серийных форм. Под любой заказ мы изготавливаем индивидуальную опалубку. Для того чтобы удовлетворить потребность архитекторов в качественной поверхности, в опалубке могут быть применены разные материалы: металл, фанера, пластмасса. Перед проектом мы проводим большую работу по отбору материалов, производим материалы, показываем образцы заказчику. Для архитекторов наша продукция интересна, прежде всего, возможностью выполнить нестандартную форму: это может быть лестница необычной формы, какие-то фасадные конструкции, городская мебель. Мы используем бетон марки B50, чтобы добиться равномерного прокрашивания. У нас стопроцентное изготовление на собственном заводе. Наши объекты говорят сами за себя: это знаменитая гимназия «Хорошкола», фасад завода «Готика», скамейки в парке Зарядье, качели и тумбы на Триумфальной площади».
 
Про поверхность
Для того чтобы подчеркнуть естественную поверхность бетона в павильонах станции «Солнцево», архитекторы использовали своебразную разновидность рустовки – тонкие вертикальные желобки, которые делят поверхность на подобие «досок», что отсылает к дачным домикам, которые есть в этой местности. С другой – рельеф упорядочивает старение. Со временем бетон будет менять цвет, как любой естественный материал, а «руст» придаст поверхности глубину и ритм. Кроме того, его вертикальные полоски перекликаются с акцентированными швами между панелями: одни формируют крупные членения, другие – подчиненные им мелкие. Отверстия подчеркнуто-хаотичны и размером, и расположением, а вертикальная штриховка усиливает регулярность и «собирает» объемы.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
***

Нежные отношения с бетоном требуют крепкого производителя. «Для Солнцево бетон нам делал КРОСТ, – говорит Дмитрий. Мы сами их вычислили в 2014 году, поняли, что они самые лучшие, стали с ними общаться, а они нам показали свою лестницу в атриуме «Хорошколы». Там огромный пролет из фибробетона, который они сделали совместно с французами. Это потрясающе – сделать косоур такого пролета! У КРОСТа лучшие разработки, самые продвинутые. Кроме них есть только небольшие компании, очень дорогие. А у КРОСТа и цеха, и мощности. Цех сборного железобетона существует давно, делает и фибробетон, и железобетон. И для нас очень полезен. Они экспериментируют и не боятся, гордятся тем, что делают».
 
Архитектор:
Дмитрий Овчаров
Мастерская:
Nefa architects
Проект:
Дизайн станции метро «Солнцево»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова, Мария Насонова, Дмитрий Триденов (главный инженер), Дарья Туркина, Виктория Нагурная

2014 — 2017 / 2017 — 2018

20 Ноября 2018

Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.