Описание предоставлено архитекторами
Придумывая дом на склоне важно почувствовать склон. Иногда скалистый утес сам просит вырастить из него объем, и тогда архитекторы используют местный материал и возводят строение, сливающееся с участком. А иногда здание противопоставляют ландшафту: подвешивают на консолях или ставят на «ноги», берут контрастный материал.
В случае виллы «Волга» авторы обыграли обе темы, к чему их подтолкнул участок и характер склона. Высокий берег Волги, лениво спускающийся к реке, показался им недостаточно крепким и монолитным, чтобы вырастить единый массивный объем здания. Однако это же чувство не позволило разыграть и историю с оппозицией – она показалась слишком вычурным и умозрительным решением для этого места.
Некоторые геологические процессы требовали инженерного решения: на склоне наблюдались результаты водно-гравитационных процессов. Ниже, у реки, на некоторых участках виднелся материал, формирующий склон – слои бурой и вязкой глины с прослойками песчаных «линз», из которых весной или после сильных дождей сочилась вода. Интересным казалось то, что, небрежно и медленно сползая вниз, склон обнажал твердые минеральные породы: причудливой формы гранитные валуны или целые созвездия известковых камней-окатышей. Именно это определило подход. Архитекторы придумали образ, в котором постепенно сползающий склон помимо камней обнажает структуру, до этого момента скрытую. Нечто археологическое и минеральное.
Так родилась идея массивного бетонного цокольного объема с подпорными стенками и множеством лестниц, разбегающихся в разные стороны. На этом уровне размещены все спальни, подсобные и технические помещения. Вместе с продуманной дренажной системой конструкция решает проблему сползания склона.
На верхнем этаже располагается главный вход, гостиная с камином, столовая, открытая кухня. Он предстает в виде легкого стеклянного павильона, отчасти защищающего «археологическую» находку как колпак. На этом же уровне дом по периметру опоясывает терраса, с которой открывается захватывающий вид на широкую Волгу и с которой видна знаменитая калязинская затопленная колокольня.
Этот павильон-бельведер из дерева очень статичен по своей структуре. Высокие стройные колонны не имеют вертикальных поперечных связей и креплений, все проблемы подвижности и жесткости каркасной конструкции решаются в теле крыши. Изящный деревянный портик и решетка тонких деревянных переплетов витражей увенчаны кровлей, которая вблизи здания выглядит как тонкая пластина.