Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы над общественным пространством не менее важна, чем дизайн»

Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране

mainImg
Мастерская:
Orchestra Design
Проект:
Творческий индустриальный кластер «Октава»
Россия, Тула, ул. Каминского, 24

Авторский коллектив:
Архитекторы: Екатерина Гольдберг, Эдуард Моро, Арсений Бродач

2016 — 2018 / 2017 — 2018

Заказчик: Ростех, Правительство Тульской области
Инвестор: Михаил Шелков
Соавторы: компания «Культура потребления»
Archi.ru: Развитие общественных пространств стало очень популярной темой в России. Все активнее начинают внедрятся в практику современные подходы и форматы. Как вы считаете с чем связан такой рост интереса?

Эдуард Моро: Думаю, в течение долгого времени общественные пространства в России игнорировались и находились в достаточно плачевном состоянии. Поэтому, когда сначала Парк Горького изменился кардинально, а потом появилась Крымская набережная, дизайн публичных пространств стал настоящим трендом. И теперь каждый город хочет собственный парк или набережную. Но проблема в том, что это происходит методически неправильно, а в результате – не эффективно. Решение о том, куда вложить имеющиеся у городской администрации деньги, какое пространство преобразовать, принимается во многих случаях случайно, без учета всех особенностей выбранной территории и совокупности факторов. Основной заботой людей, принимающих решения, становятся «красные линии», очерчивающие границу территории, набережную, парк или площадь. Пространство рассматривается в границах этих линий, без связи с окружающей застройкой. Общественное пространство создает ценности – социальные, культурные, экономические, транслируемые и работающие вместе с прилегающей территорией, но город оказывается неспособным эту ценность увидеть и использовать. Деньги вкладываются, на них строится чудесный парк или площадь, а потом город начинает ждать каких-то изменений – активностей, роста посещаемости, подъема малого бизнеса и так далее, и не получает их, из-за ошибки в подходе к планированию и программированию всей территории. Если вы привлечете к проекту лучшего дизайнера в мире, но процесс работы выстроите плохо, проект все равно будет провальным.

Правильная методика работы над общественным пространством не менее важны, чем дизайн. В своих публичных выступлениях и на встречах с заказчиками, я призываю людей не ограничиваться «красными линиями», а смотреть на район в целом. Половина успеха зависит правильного установления границ проекта. Включая в них не только само общественное пространство, но также государственную и частную землю вокруг, вы создаете связную среду – то, что я называю «сложной территорией». Вы перестраиваете и обновляете город на другом уровне. У вас появляется механизм координации между частными и общественными интересами, гарантирующий эффективность выстраиваемой схемы развития территории.
Екатерина Гольдберг и Эдуард Моро, руководители бюро Orchestra Design
© Orchestra Design
Аэросъемка города Чусовой. Проект благоустройства улицы Ленина в городе Чусовом. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design
Схема генерального плана. Проект благоустройства улицы Ленина в городе Чусовом. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design
Проект благоустройства улицы Ленина в городе Чусовом. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design

С какими еще трудностями вам приходится сталкиваться при разработке проектов общественных пространств?

Э.М.: В современной России все еще сильно наследие Советского Союза, где вся городская застройка следовала букве генплана, с его жесткой системой и догматическими стандартами, никак не учитывающими нужды и специфику конкретного проекта. Но каждая территория уникальна и для сложных масштабных задач нужно разрабатывать оригинальную методику их решения, а также создавать специальную команду, способную взаимодействовать между собой и решать междисциплинарные и межотраслевые задачи.

Дискоординация – это общемировая проблема. В любой стране мира участники единого процесса, заказчики, проектировщики, эксперты, представляющие различные департаменты (транспортные, городского хозяйства, охраны наследия, туризма и экологии) не могу выстроить диалог. К сожалению, в России местные власти преимущественно заняты своими делами, поэтому в большинстве случаев не могут обеспечить такую координацию. Хотя есть и исключения. Например, в Калининграде эту координирующую функцию взяло на себя (и достаточно успешно) НП «Градостроительное Бюро «Сердце города».

В своих проектах мы сами стараемся создать смешанную команду, состоящую на начальных этапах хотя бы из 2-3 человек, которая будет отвечать за развитие проекта территории и обеспечивать коммуникацию со всеми заинтересованными сторонами. Только так, объединяя усилия, можно выйти на новый виток развития российского урбанизма.
Концепция модернизации домов культуры Подмосковья, занявшая третье место на конкурсе в 2018 году. Nowadays Office + Orchestra + Pictorica.
© Nowadays Office + Orchestra + Pictorica
Концепция модернизации домов культуры Подмосковья, занявшая третье место на конкурсе в 2018 году. Nowadays Office + Orchestra + Pictorica.
© Nowadays Office + Orchestra + Pictorica

Что нужно, чтобы изменить ситуацию?

Э.М.: Думаю, главное – повышать осведомленность по этому вопросу и уровень квалификации местных управленцев. Часто ведомства даже не пытаются взаимодействовать. Министерство городского планирования получает бумаги от Министерства транспорта – и между ними нет никакого диалога. Они воспринимают все как данность и продолжают работать в стиле зонирования и генплана. Но на деле эти процессы должны быть интегрированы. Будь это местный чиновник, мэр, главный архитектор или руководитель профильного департамента – на всех уровнях системы люди должны понимать, что именно формирует городскую среду. Это делают все элементы в комплексе: транспорт, экономика, планирование, экология. Поэтому так важно повышать квалификацию всех участников процесса на региональном уровне.
Ментальная карта территории. Концепция зеленой оси города Тейково для Концепция развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design
Концепция зеленой оси города Тейково для Концепция развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design
Мытилка – постройка для полоскания белья в проточной воде. Концепция зеленой оси города Тейково для Концепции развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design
Концепция зеленой оси города Тейково для Концепции развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design

У властей есть возможность запустить и контролировать процесс сверху. А какова роль местных сообществ? Могут ли они быть вовлечены в процесс и чем могут быть полезны?

Э.М.: Сообщества обязательно должны привлекаться к работе над проектом. Их участие и сотрудничество с ними проектировщиков делает процесс открытым. Зачастую в России мир девелопмента существует в формате разрозненных изолированных групп. Причина лежит и в общем дефиците доверия между людьми, и в кардинальных различиях в целях деятельности. Делая процесс более открытым и прозрачным для всех участников, вы рождаете дух кооперации, которое многократно увеличивает качество и жизнеспособность принимаемых решений. Примером такой кооперации может служить проект реконструкции действующего завода «Октава» в Туле, в котором объединения интересов, зачастую противоречивых, нескольких стейхолдеров, имел решающее значение.
Концепция зеленой оси города Тейково для Концепции развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design
Концепция развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ 2019
© Orchestra Design
Концепция развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ 2019
© Orchestra Design
Концепция развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ 2019
© Orchestra Design
Концепция развития набережной реки Сухона в городе Тотьма. Победитель Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений Министерства строительства РФ. 2019
© Orchestra Design

Екатерина Гольдберг: Для меня самым интересным в работе с Эдуардом является его готовность и открытость к сотрудничеству с сообществами и различными участниками процесса. Многие архитекторы в России с недоверием относятся к общественности и ее возможной реакции на проект. Тогда как Эдуард видит в этом контакте преимущество, источник вдохновения и неординарных идей. Обратная связь и взаимодействие с активной и конструктивно мыслящей частью местного сообщества помогает нам вывести проект на новый уровень.

Э.М.: Уверен, что идеи прозрачности и соучастия – это не вопрос культуры или навыков коммуникации. Скорее, речь идет о презентации преимуществ или того полезного вклада, который может быть привнесен различными участниками процесса. В этом смысле, коллаборация не сводится к консультированию. Она может реализовываться в различных форматах: через совместное строительство, культурное программирование и фестивализацию пространства или мобилизацию людей и привлечение новой аудитории. Главное – это прозрачность процесса и готовность к сотрудничеству не только между местными жителями и архитекторами, но между архитекторами и местными ведомствами, стейкхолдерами и потенциальными инвесторами, потенциальными инвесторами и местной властью.

Даже после 12 лет работы с общественными пространствами в России я каждый раз восхищаюсь, сколько живой энергии нахожу в каждом городе и проекте. Ее источником может быть инициативная группа, местное сообщество, театральная кружок или школа. И нужно открыть пространство для этой энергии, впустить ее в проект. Не просто спрашивать людей: «Что бы вы хотели здесь видеть?», – а активно включать их в процесс разработки концепции. Это сложно – почти как управление оркестром, но жизненно необходимо. В России это явление еще в новинку, но с каждым годом примеров подобного подхода к развитию территорий будет все больше.
Командное обсуждения концепции развития общественных пространств © Orchestra Design
© Orchestra Design

Горожане готовы к такому взаимодействию?

Э.М.: Безусловно! Уровень энергии в России потрясающий, люди здесь готовы создавать новое. Единственный тормоз развития – это недостаток доверия. Во многих городах люди плохо представляют, что такое открытый, прозрачный процесс работы. Поэтому чем больше будет таких конференций, как «Ревитализация малых городов через вовлечение местного населения в культурные практики», тем лучше.

Е.Г.: Сейчас особенно ценен каждый пример, каждый успешный кейс, где ярко проявляется этот принцип доверия: Татарстан, фестиваль «Арт-Овраг», кластер «Октава» в Туле, частные музеи в Коломне и так далее. Популяризация и обмен опытом позволяют преодолеть инертность региональных органов власти и девелоперов, демонстрируя, какие преимущества они могут получить объединения усилий.

Проектный семинар с жителями Елабуге в рамках работы над проектом «Новый путь к старой Елабуге: реновация площади Ленина». 2018
© Orchestra Design
Проект «Новый путь к старой Елабуге: реновация площади Ленина», победитель конкурса на благоустройство исторических городов и малых поселений Министерства строительства РФ. 2018
© Orchestra Design
Проект «Новый путь к старой Елабуге: реновация площади Ленина», победитель конкурса на благоустройство исторических городов и малых поселений Министерства строительства РФ. 2018
© Orchestra Design
Проект «Новый путь к старой Елабуге: реновация площади Ленина», победитель конкурса на благоустройство исторических городов и малых поселений Министерства строительства РФ. 2018
© Orchestra Design


Расскажите о специфике российских проектов редевелопмента. Как бы вы могли ее характеризовать на примере «Октавы»? С какими трудностями вы столкнулись? Насколько было легче или сложнее работать над этим проектом, чем над проектами общественных пространств?

Э.М.: Не думаю, что было легче. Работать с местными сообществами всегда сложно. Но делать это было необходимо, потому что мы пришли в город, в котором почти не было пространств, предназначенных для людей.
Один из вариантов благоустройства двора. Проектное предложение. Аксонометрия. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Один из вариантов благоустройства двора. Проектное предложение. Вид с высоты птичьего полета. 3-D визуализация. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design

Проект был реализован очень быстро. У нас не было времени на переделки или сомнения. Меньше года ушло на все: создание концепции, архитектурную реновацию и сопровождение строительства. Можно назвать это «нулевой версией» проекта. Это был серьезный вызов для нас, особенно с учетом того, что нужно было адаптировать огромный комплекс к потребностям и нуждам сравнительно небольшого по количеству жителей города. Если бы в нашем распоряжении было три года, мы бы решили некоторые моменты иначе. Но сроки были крайне сжатыми, и тем ценнее тот факт, что первый шаг все-таки был сделан и результат уже доказал успешность принятых решений. «Октава» живет и пользуется большой популярностью. За год работы кластер стал новым центром притяжения: в «Октаве» прошло более 300 мероприятий разного уровня, его посетило более 70 000 человек.​

Но мы хотим, чтобы кластер развивался дальше, чтобы люди чувствовали себя хозяевами созданного пространства и самостоятельно модерировали сценарии его использования, причем не только в дни каких-то мероприятий, а каждый день.
Творческий индустриальный кластер «Октава» © Orchestra Design
© Orchestra Design
Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Команда бюро Orchestra Design, работавшая над проектом кластера «Октава». Слева-направо: Николай Медведенко, Анастасия Егерева, Эдуард Моро, Анастасия Гуляева, Екатерина Гольдберг, Виктория Пашкова, Евгения Желтухина, Юлия Ганкевич, Арсений Бродач
© Orchestra Design

Е.Г.: Это похоже на цепную реакцию: как только организуется какое-то событие, оно привлекает аудиторию, которая готова к активности. Но следующий этап наступит, когда люди захотят придумывать свои собственные проекты, будут активнее включены в формирование событийной программы «Октавы». Конечно, на это потребуется время. Сейчас команда кластера работает над следующими этапами реализации проекта развития территории завода, к которым будут привлечены местные сообщества и локальных проектов.

«Октава» – уникальный опыт для России. Скорость разработки и реализации проекта, качество дизайнерских и инфраструктурных решений, проработанность и уровень культурной составляющей – не имеют аналогов. Благодаря чему это стало возможным?

Э.М.: На «Октаве» сложилась уникальная ситуация – соединились несколько факторов: у проекта есть частный инвестор Михаил Шелков и было сильное желание со стороны заказчика – ГК Ростех. Кроме того, проект также реализовывался при активной поддержке губернатора Тульской области. Первое дало возможность реализовать проект быстро и качественно, но без второго не было бы такой насыщенной и разнообразной программы. Там была та самая энергия, благодаря которой работать над проектом было не только фантастически интересно, но и приятно. Все были ориентированы на достижение максимального результата.

Е.Г.: Когда мы представили в Ростех наши идеи, мы сразу же нашли взаимопонимание. Несмотря на то, что мы молодая команда, они поняли наши ценности и поддержали их. Очень быстро сложилось то самое доверие, без которого невозможно было бы реализовать столь сложный проект с участием десятков российских и иностранных экспертов в сферах урбанистики, городского планирования, культуры и искусства, промышленного дизайна и маркетинга, бизнеса.
Интерьер фойе. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Интерьер библиотеки. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design

Являются ли проекты общественных пространств и редевелопмента частями единого процесса трансформации российских городов в постиндустриальный период?

Э.М.: Безусловно. Более того, мы продвигаем идею того, что общественные пространства должны быть интегрированы через редевелопмент, в идеале – одновременно, в рамках комплексных проектов развития территорий. Например, мы разработали план реновации прилегающего к «Октаве» района, учитывающий то, как кластер будет влиять на окружающую городскую среду. Этот процесс должен быть контролируемым и режиссируемым. Нельзя просто пассивно ожидать изменений. Нужно создавать жизнеспособную и саморазвивающуюся городскую экосистему, с функциями и программами, работающими на перспективу, на развитие всего города.
Интерьер фойе. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Лекция в фойе. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Музей станка. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Музей станка. Творческий индустриальный кластер «Октава»
© Orchestra Design
Мастерская:
Orchestra Design
Проект:
Творческий индустриальный кластер «Октава»
Россия, Тула, ул. Каминского, 24

Авторский коллектив:
Архитекторы: Екатерина Гольдберг, Эдуард Моро, Арсений Бродач

2016 — 2018 / 2017 — 2018

Заказчик: Ростех, Правительство Тульской области
Инвестор: Михаил Шелков
Соавторы: компания «Культура потребления»

20 Августа 2019

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.