Белла Филатова: «Результат нашей работы – пространства, связанные с потребностями людей и спецификой места»

О том, как превратить выксунский сквер в творческое пространство и вовлечь жителей в его создание и развитие.

mainImg
zooming
Белла Филатова, партнер бюро «Дружба», со-учредитель клуба «Кони на балконе», преподаватель школы МАРШ
Команда проекта «Город для детей» на открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Слева-направо: Анна Родионова, Александра Черткова, Белла Филатова, Любовь Гурарий, Николай Филатов, Роман Ермаков, Анастасия Рычкова, Надежда Рослякова. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Вы уже два года делаете проекты в рамках Арт-Оврага. Как начиналось ваше участие в фестивале?

В 2017 году мы – архитектурное бюро «Дружба», детский архитектурный клуб «Кони на балконе» и общественная организация «Город друг», пришли в Выксу для проведения исследования потребностей местных жителей. И Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, нынешние продюсер и куратор фестиваля «Арт Овраг» поддержали нашу идею. В рамках междисциплинарного проекта «Город для детей» мы собирали фокус-группы из детей и родителей, вместе изучали город, составляли ментальные карты, старались прочувствовать, что им нужно. Ведь город для детей – это не только детские площадки, это целый комплекс параметров, определяющий, как дети чувствуют себя в среде, что они могут делать в городских пространствах и чего не могут. В результате, мы выявили несколько наиболее очевидных проблем, из которых затем отобрали те, с которыми в силах поработать и решить. Например, отсутствие нормального освещения на улицах – одна из самых очевидных проблема, но для ее решения нужен много больший бюджет, чем тот, на который мы могли рассчитывать.

В итоге мы совместно с активной группой жителей выбрали другую тему. В Выксе много организаций для детей: художественных, музыкальных, спортивных школ и кружков, и это радует. Но при обилии образовательных активностей поражало полное несоответствие среды вокруг. Например, ты никогда не догадаешься, что перед тобой спортивная школа: на первый взгляд это может быть гараж, склад, облицованный сайдингом, торговый центр, – что угодно, но не место, где занимаются дети. И рядом с этими учреждениями нет ничего, где ребята могли бы задержаться и с удовольствием провести время.

Сосредоточением этой проблемы стала площадка на Пирогова, 6. Это настоящий образовательный кластер: в одном месте сосредоточены две музыкальные школы, центр научно-технического творчества, спортивная школа и общеобразовательная школа. Визуально кажется, что это двор, но на самом деле это сквер – компактное, но полноценное общественное городское пространство, в котором пересекается несколько пешеходных маршрутов. Нас привели сюда активисты. Люди не скрывали своего недовольства: здесь негде сидеть, чтобы ждать ребёнка из школы, негде гулять с младшими, пока ждешь старших. И детям, когда они выходят с занятий, негде находиться, ждать родителей или просто общаться между собой. Столько вопросов и средовых проблем, которые вполне возможно решить даже при небольшом бюджете, используя наши возможности и опыт.

Но сначала надо было проверить: правда ли это «место силы», действительно там что-то изменится, если появится что-то новое?
Анализ ситуации и сбор исходных данных для разработки концепции площадки и создания игрового макета в 2017 г. Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Благодаря поддержке Благотворительного Фонда ОМК «Участие» в 2017 году мы запустили проект, в разработке которого самое активное и конструктивное участие приняли местные жители. Были организованы несколько встреч, на которых мы предложили взрослым и детям пофантазировать, что здесь могло бы быть. Родители работали над функцией, а дети – над образом, над тем, как все будет выглядеть. И это один из наших первых опытов, когда мы абсолютно отдались детской фантазии. Мы и так обычно слушаем очень внимательно детей, а тут всю эстетику отдали им на откуп. У них получился очень живой макет. Такое ощущение, что палки, коряги, ветки – все ожило, смотрело на тебя, заговорило. Дети придумали, что музыка и спорт вышли из своих школ, встретились и начали диалог.
Работа над игровым макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Игровой макет, созданный детьми и их родителями в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

В предложенном фантазийном макете мы вычленили несколько ключевых тем, придуманных детьми (забор с привидениями, подвесные волшебства, входные порталы, радужные цвета), и которые мы взяли в проект и руководствовались ими до самого конца. Например, они придумали разные интерактивные способы задействовать серые скучные заборы, которых тут огромное количество. Возникла идея лавок-«лазалок»: родители могли бы на них сидеть, а дети играть. При этом родители говорили, что им очень хочется иметь место, чтобы «кучковаться». Также ребята придумали сцену с навесом, которая нам бы просто не пришла в голову, слишком компактным было пространство сквера. Но оказалось, что она нужна и музыкальной школе, и подросткам, которые с нами активно работали. В качестве объекта, который олицетворяет двор, одна местная девочка придумала кота-русалку. И этот кот-русалка потом вдохновлял художника Рому Ермакова, который присоединился к нашей команде уже в 2018 году.
Детализация макета. 2017 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За три фестивальных дня в 2017 году силами жителей в качестве эксперимента и проверки наших общих решений были построены и установлены в сквере на Пирогова несколько объектов из подручных средств и самых простых материалов: бруса, пеньки, веревок, веток, проволоки и ленточек. Конечно, мы осознавали, что это сиюминутная вещь, что это все неизбежно будет сломано в ближайшие несколько дней. Но нам важно было посмотреть, как отнесутся к этому местные жители, и – действительно ли мы правильно зонировали пространство.

Реакция была неоднозначной и достаточно бурной. Как будто мы устроили «социальный взрыв». За несколько недель наши временные объекты оказались разломаны и растащены. И тем не менее мы видели не только негатив, но и искреннюю заинтересованность среди жителей, готовность участвовать и поддерживать происходящие изменения. Когда шел монтаж, сбежалось несколько десятков детей, которые с энтузиазмом нам помогали, подходили люди, спрашивали, что происходит, мы им объясняли. Все происходящее стало поводом для развития диалога.

А главное – мы смогли увидеть в реальности, как работает это пространство. Даже пришлось несколько раз переставлять детский стол, чтобы посмотреть, как будет меняться поведение детей. Оказывается, в разных местах одни и те же объекты вызывают совершенно разную реакцию: где-то за столом тут же собирались компании, а где-то его просто игнорировали. Ощущение и привлекательность места очень зависит от окружения, соседства с деревьями, наличием оживленного прохода рядом и тому подобного.
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Тестовый монтаж объектов во время фестиваля «Арт-Овраг 2017». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как развивался ваш проект в этом 2018 году?

Мы предложили организаторам «Арт-Оврага» продолжить системную историю: доработать прецедент на Пирогова, 6, а затем развернуть полномасштабный кейс развития школьных дворов и разработать долгосрочный план преобразований на основе комплексного социально-маркетингового исследования приспособленности города к нуждам детей и подростков. У нас была достаточно большая команда, чтобы прийти в несколько школ и вместе с учениками и учителями создать на их участках из подручных материалов какие-то объекты. Это можно было бы интегрировать в образовательный процесс, например, на уроках труда. Вообще школа – очень удобный кластер для подобных трансформаций среды. Здесь дети могут что-то сделать для самих себя, чтобы понять и начать по-другому воспринимать среду, почувствовать, что они могут влиять на город. Это большая образовательная работа, и в Москве у нас много запросов и уже готовых кейсов. К сожалению, в Выксе в дело пошел только проект прецедента, на который хватило ресурсов и реализацию которого очень ждали жители.
Обсуждение проекта с активистами и руководителями образовательных центров, расположенных рядом со сквером . 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»

За период между двумя фестивалями мы провели две исследовательских сессии. На одной получили обратную связь по прошлогоднему детскому проекту и обсудили форматы, как может это пространство использоваться: пришли к формату не банальной детской площадки, а сквера, многофункционального общественного пространства. Вместе с жителями мы составили списки того, что они хотели бы там делать. Там получилось неимоверное количество вариантов, в том числе: проводить дни рождения, делать спортивные мероприятия, уличные концерты, детские ярмарки и так далее.

К сожалению, в Выксе, как и во многих городах России, нет понятия общественного пространства как ценности. В отличие, например, от понимания ценности автомобиля. Поэтому процветают парковки. А осознания того, что общественное пространство может быть чем-то, из-за чего в городе хочется жить – такого нет.

Для того, чтобы пропагандировать ценности таких мест, мы собирали на сессию директоров и рабочие коллективы окрестных школ, жителей и представителей администрации.

На вторую сессию, чтобы презентовать проект по техническому заданию, мы приезжали на 3 дня, и за это время устроили вместе с местными жителями соседский дворовый праздник – День пирога. Перед нами стояла задача апробировать новый формат работы с пространством и показать, как без особых финансовых вливаний своими силами можно сделать увлекательное событие, которое может стать ежегодной традицией.
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Соседский праздник «День пирога». 2018 г. Фотография предоставлена бюро «Дружба»


Как жители приняли новый вариант проекта? Они все одобрили?

К нашему удивлению, они попросили убрать парковку. Перед школой на полдвора была парковка и разворотный круг вокруг столба. На первой сессии жители разошлись во мнениях на ее счет. Одни говорили: «Оставьте нам нашу парковку», – другие – «Пожалуйста, уберите ее». Мы пошли на компромиссное решение – оставили парковку на небольшое количество машин для сотрудников. Но уже на второй сессии люди категорически попросили ее убрать. Это было самое существенное изменение. Еще были мелкие замечания по трассировке проходов, попросили перенести скамейку, которая перекрывала давно сложившийся маршрут. Это детали, но они существенные. На этих мелочах проверяется жизнеспособность проекта и нового формата освоения пространства. Но самое главное – что визуальное и функциональное решение было принято жителями единогласно.

Чем еще необычен этот проект?

Несмотря на небольшой масштаб, этот сквер оказался очень насыщен смыслами. И одним из самых важных для меня смыслов стала коллаборация архитекторов и художника. Конечно, мы, как архитекторы, умеем прекрасно создавать образы. Но с художником мы сделали что-то, чего сами не сделали бы никогда.

Организаторы фестиваля предложили нам включить в команду художника Романа Ермакова. Это было неожиданно, и мы достаточно долго притирались, потому что Рома – абсолютный индивидуалист, он привык работать сам, отдельно, у него свой взгляд, свой вкус. Но самое главное – изначально он не хотел слушать то, что говорили жители. Абсолютно. У него был прямо антагонизм. И в процессе работы над проектом мы наблюдали чудо перерождения. Рома очень быстро заразился от нас этой темой и с удовольствием общался со всеми жителями и даже отстаивал их идеи перед всеми.
Полностью законченная площадка. Сентябрь 2018 года. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Роман Ермаков нарисовал наш главный арт-объект. Потом мы вместе с ним тщательно его дорабатывали. Фактически получилось и не то, что мы разрабатывали, и не то, что он рисовал. Но самая важная вещь, которую он привнес в проект – это цветовой код. Здесь люди просили: «Сделайте, пожалуйста, очень яркие цвета, сделайте нам радугу» и Рома нашел для этой радуги правильные оттенки и место.
Многофункциональный арт-объект. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

У вас получился объект, который находится где-то посередине между стереотипом общественного пространства и стереотипом детской площадки. Это и была ваша цель?

Стереотипы или клише – это не всегда плохо. Благодаря им можно достаточно массово тиражировать наиболее успешные и эффективные решения. Но наша задача в том, чтобы разрабатывать новые, еще не существующие решения, которые мы делаем, отталкиваясь от конкретного места и от запросов людей.
То, что в этом случае мы смогли сломать стереотип и создать нечто симбиотическое, на наш взгляд, как раз плюс, а не минус. В нашем проекте присутствует детская тематика, потому что мы изначально работали на основе принципов «Города для детей». Но это среда, в которой есть место всем возрастам: есть площадка для воркаута для подростков, есть многофункциональная сцена, есть амфитеатр, где люди могут отдохнуть или послушать самодеятельность, есть навес, где мамы с колясками сидят и общаются, есть лавочки для одиночек, для групп, с навесом, чтобы спрятаться от дождя, лавки с турником, чтобы можно было подтягиваться, есть даже площадка для пожилых людей с качелями и тренажерами. То есть совершенно разные типологии мест для сидения и пространство будет жить и использоваться по-максимуму.
Многофункциональная сцена. Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Каждый объект сквера основан на идеях и образах, которые были предложены детьми и их родителями на общих семнарах в 2017 году. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Открытие сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как осуществлялось финансирование проекта?

Город взял на себя расходы по созданию типовых и комплексных элементов: покрытия площадок и дорожек, типовых объектов, в том числе каруселей, качелей, воркаута, пространства для пожилых людей, заборов – то, в чем невозможно ошибиться. А за счет Арт-Оврага делались все индивидуальные объекты.
Праздник во время открытия сквера на фестивале «Арт-Овраг 2018». Фотография предоставлена бюро «Дружба»

Как вы решали для себя вопрос неизбежного вандализма?

Мы изначально готовили жителей и администрацию к тому, что вандализм будет, и намеренный, и случайный. Так как администрация должна была взять объект на баланс, сразу разрабатывалась такая система, которую удобно будет эксплуатировать. Если щепа для местных служб привычный материал и они его используют и в других местах – значит, они смогут с ним работать и на нашей площадке. Тут важно помнить и внедрять «принцип туалетной бумаги»: это когда в перестроечные времена в Москве в общественных местах появились рулоны бумаги, первое время их все снимали и уносили домой, а через какое-то время перестали. Здесь мы говорили: пожалуйста, чините, чините, чините – и перестанут ломать. Просто надо починить раз двадцать.

Как живет проект после открытия?

На этом проекте мы увидели качественную разницу между проектами, сделанными «без» и с участием местных жителей. Команда активистов под началом местной жительницы и мамы трех детей Ольги Погодиной смогли использовать место как повод для создания и активизации местного сообщества.
Жители сами придумали название и логотип сквера. Выбирали всем миром, на основе открытого конкурса. Теперь сквер называется «Радужный мир».
Озеленение сквера жителями соседних домов, при поддержке местного цветочного магазина, после открытия площадки. Фотография предоставлена бюро «Дружба»
Оформление ограды спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

За три месяца после окончания фестиваля «Арт-Овраг» и отъезда нашей команды, активисты при поддержке остальных жителей провели в сквере несколько мероприятий, из которых в двух – Празднике мыльных пузырей в День семьи и Фестивале дворовых игр, приняло участие не меньше 200 человек. Жителей поддержала городская администрация, музыкальная школа, центр технического творчества и детский клуб «Киви», а местные предприниматели предоставили подарки и сладости для детей. Здесь стали проводить свои мероприятия и другие городские организации. Например, Ассоциация многодетных семей по просьбе жителей провела здесь спортивные старты. В ближайших планах жителей сбор вторсырья, детская дискотека и субботник. Команда активистов участвует в федеральном проекте добрый дел от Общественной палаты РФ. Но самым главным результатом Ольга называет то, что дети и родители, которые раньше мало общались, теперь научились отдыхать и решать проблемы вместе: «Дети теперь самостоятельно следят за порядком на площадке. Недавно организовались и выгнали хулиганов, которые ломали качели».
Игровая зона рядом с оградой спортивной школы. Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг
Фотография: Алексей Народицкий. ©Арт-Овраг

Как вы видите развитие вашего проекта?

Это был проект-прецедент, который, как мы надеемся, послужит стимулом для активации аналогичных объектов и в других местах города в рамках нашего междисциплинарного проекта «Город для детей». Наша мечта – чтобы тема общественных пространств рядом с культурно-образовательными учреждениями стала развиваться повсеместно. Мы бы хотели видеть продолжение в том, чтобы провести нормальные исследования, социологическое и маркетинговое, которое учло бы специфику детей и подростков Выксы, какой творческий и эмоциональный капитал у них есть, как они потом будут развиваться, куда они уезжают, что им нужно.

В чем, на ваш взгляд, специфика Выксы как города, как сообщества?

В Выксе очень развита вертикаль. Здесь есть хозяин – завод, и жители города просто не привыкли принимать решения самостоятельно, потому что все решения принимает завод. Но благодаря деятельности Благотворительного Фонда ОМК «Участие», городской администрации и дирекции фестиваля «Арт Овраг», за эти семь лет в Выксе совершенно удивительно повернулось мышление: мы обнаружили, что с любой бабушкой мы можем разговаривать на своем языке. Потому что для нее Арт-Овраг – маркер, уже встроенный в привычную картину мира. Его можно одобрять или не одобрять, можно говорить: «Поднимите нам пенсии, зачем нам все это ваше дело нужно». Но общественный диалог вокруг искусства идет в этом городе достаточно давно, и когда ты говоришь: «Арт-Овраг» – тебя понимают и принимают. И самое главное – это очень живой город. Несмотря на то, что есть здесь и преступность, и вандалы, когда мы приезжаем в Выксу – мы словно «заряжаемся», ощущая идущий навстречу поток оптимистичной и креативной энергии, исходящий от местных жителей, которые с каждым годом все активнее участвуют в изменениях и проектах развития города.

05 Октября 2018

Похожие статьи
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Арт-вакцинация города
Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.