Объявляя номинацию «Загородный дом», Николай Малинин справедливо заметил: «это конечно беда <...> читаю список и жду когда закончится», – и верно, ужас, после отбора 10 домов, до того было еще немного больше. Столько еще не было, определенно заказ деревянных жилых домов вышел на новый уровень. Так что жюри и пришлось распределить еще несколько дипломов, помимо народной премии, которую получил ТАФ-комдоминиум Александра Ермолаева, его московская резиденция, о которой на сайте ТАФ прямо сказано: архитектурный облик – сарай. Комдоминиум гармонично дополнил известный музей Протодизайна в Ошевенске.
Третьим, дополнительным, стал спецприз жюри «дому архитектора» под Новосибирском: Галина Будникова, Григорий Кужелев, Алексей Моржаков. Вручая диплом, член жюри Александр Кудимов сформулировал достоинства дома так: «вот что получается, когда за дело берется архитектор с небольшим бюджетом, но со смекалкой». Дом небольшой и тоже в «сарайной» стилистике, но в ее веселой разновидности, он встает немного на дыбы над террасой входа.
Четвертый приз, неформальный от организаторов премии компании HONKA, приблизивший число награжденных к половине шорт-листа, получил дом от собственного архбюро компании HONKA в России.
***
Прежде чем говорить о других награжденных, а их немало, заметим, что артистизм Николая Малинина в презентации проектов и номинаций не просто растет год от года, а превращается в своего рода исследовательский спектакль, вот и сейчас каждая номинация сопровождалась экскурсом, подчас парадоксальным. К примеру перед «Деревом в отделке» Николай рассказывал обо всем, что горит, от остатков карельских погостов до «Готики» Николая Полисского на Масленице в Никола-Ленивце. А перед «Общественными зданиями» о деревянных домах XX века, причем: я сам не знал и когда-то думал, что деревянные дома в 1917 году в России закончились, – и далее следуют рабочие клубы, похожие на церкви и долженствующие сами церкви в деревне заменить, до выставочных образцов-павильонов 1980-х. Одним из самых замечательных был экскурс, посвященный деревянной Алма-Ате, где после землетрясения 1887, в котором деревянные здания пострадали много меньше каменных, стали все строить из дерева, в том числе Вознесенской собор, в котором происходит действие «Хранителя древностей» Домбровского.
Приз жюри за лучшее общественное здание получил фермерский рынок Антона Кочуркина, бюро 8lines, в Тульской области – 5 километров после моста через Оку, и где-то там. Называется Тульский агрохаб. Рынок, по словам автора, – новый шаг после диких рынков 1990-х и затем цивилизованных, но обезличенных ТРЦ. Здесь же ларьки, только цивилизованные, хотя проект и бюджетный.
В популярной номинации нашего времени «Дизайн городской среды» наградили видовую площадку бюро АДМ (Архитектура Дизайн Методология) в горах Дивногорска под Красноярском, – по словам авторов проекта, «складка амфитеатра на ступенях спуска». Народная премия досталась Красногвардейским прудам бюро Wowhaus, к ней примкнул спецприз жюри пляжной беседке «Волжский аист», чем-то похожей на утраченный АрхиWOODом в колоннаде ЦДХ Периптер, о котором Николай Малинин ностальгически рассказывал здесь же, перед вручением номинации.
«Wowhaus получил первый АрхиWOOD с амфитеатром Института «Стрелка», но потом долго не получал, потому что они стали очень уж именитые, и это было несправедливо, жюри все время ищет что-то такое небольшое и удаленное, чтобы поддержать, – прокомментировал Николай Малинин. – И вот наконец они опять в числе победителей».
В номинации «Интерьер» победило две квартиры: квартира «Четыре ячейки» неизменного призера, а теперь члена экспертного совета премии Алексея Розенберга и квартира на Арбате Александра Купцова и Сергея Гикало, авторов упомянутого выше Периптера, утраченного, но не забытого.
Лучшей реставрацией из трех возможных, причем сразу по мнению жюри и интернета, стала Георгиевская часовня в деревне Сюма Шенкурского района Архангельской области, – миниатюрное сооружение, не-памятник, восстановленное силами волонтеров безо всякой госпомощи, но аккуратно, с сохранением части бревен и исследованием истории, элементов, особенностей композиции, довольно редких: внутри сруба выгорожен еще один сруб, в нем собственно часовня, а вокруг Г-образное в плане, как сейчас принято говорить, общественное пространство, или же «трапезная».
Лучшим Арт-объектом, в чем народ и жюри также совпали, назван черный обелиск в Суханово с фестиваля «Древлюция», как правило присутствующего в шорт-листе премии.
С другой стороны, среди малых объектов вновь, как и в прошлом году, появился туалет, в данном случае Ёж, – впрочем здесь же на награждении было сказано, что объект не уникален. Впрочем АрхиWOOD же не ставит себе такой цели, а объект красивый, – сказала соосновательница премии Юлия Зинкевич, вручая диплом. Приз жюри получил дом-Фонарь с Архстояния от бюро Хвоя.
***
В прошлом году, когда АрхиWOOD издал каталог, поговаривали, что премия последняя. Ан нет. Алексей Розенберг сказал даже со сцены, что премия вышла на новый виток и визуальность объектов весьма убедительная. К тому же претендентов на главную номинацию – деревянных домов – много как никогда. Но, с другой стороны, Гран-при не вручили, видно никто не заслужил. И наконец, есть предположение, что летом будут скорректированы нормативы и фактически станет возможным многоэтажное строительство из дерева. Глядишь в следующем году введут новую номинацию для деревянных многоэтажек, и куратор будет радовать нас экскурсами в историю деревянных рабочих поселков, довоенных городских многоэтажек и строительства на Целине, тем более что Астана к Целине близко.
Все проекты победителей, также как шорт- и лонг-листы, можно увидеть на сайте премии.