Премия АрхиWOOD не сдается, а наоборот, выходит на новый виток: стилистику современных индивидуальных домов из дерева в стране наконец освоили, артистические туалеты не переводятся, а фестивалей несколько, благоустройство в почете.
Главную премию АрхиWOOD 2018 получил дом KINO от бюро LeAtelier: Сергей Колчин, Антон Архипов, Надежда Торшина. Прозвучало, что жюри долго обсуждало свое основное решение и склонилось к дому KINO только рассмотрев аксонометрии и разрезы, – читай за сложность компоновки на склоне. В названии можно увидеть «Дом кино»: круглое окно похоже на глаз объектива, внешние башни винтовых лестниц – на свернутые рулончики пленки, в целом дом – парафраз кинокамеры, наблюдающей за окрестностями с высоты.
Объявляя номинацию «Загородный дом», Николай Малинин справедливо заметил: «это конечно беда <...> читаю список и жду когда закончится», – и верно, ужас, после отбора 10 домов, до того было еще немного больше. Столько еще не было, определенно заказ деревянных жилых домов вышел на новый уровень. Так что жюри и пришлось распределить еще несколько дипломов, помимо народной премии, которую получил ТАФ-комдоминиум Александра Ермолаева, его московская резиденция, о которой на сайте ТАФ прямо сказано: архитектурный облик – сарай. Комдоминиум гармонично дополнил известный музей Протодизайна в Ошевенске.
ТАФ-Кондоминиум, Балашиха. Мастерская ТАФ, Александр Павлович Ермолаев, Константин Николаевич Шулика, Александр Ермолаев-мл., Иван Ермолаев
Третьим, дополнительным, стал спецприз жюри «дому архитектора» под Новосибирском: Галина Будникова, Григорий Кужелев, Алексей Моржаков. Вручая диплом, член жюри Александр Кудимов сформулировал достоинства дома так: «вот что получается, когда за дело берется архитектор с небольшим бюджетом, но со смекалкой». Дом небольшой и тоже в «сарайной» стилистике, но в ее веселой разновидности, он встает немного на дыбы над террасой входа.
Четвертый приз, неформальный от организаторов премии компании HONKA, приблизивший число награжденных к половине шорт-листа, получил дом от собственного архбюро компании HONKA в России.
Дом в Тверской области. РОССА РАКЕННЕ СПБ (HONKA), архитектурное бюро: Светлана Беднякова, декоратор Наталья Романкова. Фотография Андрей Кузин
***
Прежде чем говорить о других награжденных, а их немало, заметим, что артистизм Николая Малинина в презентации проектов и номинаций не просто растет год от года, а превращается в своего рода исследовательский спектакль, вот и сейчас каждая номинация сопровождалась экскурсом, подчас парадоксальным. К примеру перед «Деревом в отделке» Николай рассказывал обо всем, что горит, от остатков карельских погостов до «Готики» Николая Полисского на Масленице в Никола-Ленивце. А перед «Общественными зданиями» о деревянных домах XX века, причем: я сам не знал и когда-то думал, что деревянные дома в 1917 году в России закончились, – и далее следуют рабочие клубы, похожие на церкви и долженствующие сами церкви в деревне заменить, до выставочных образцов-павильонов 1980-х. Одним из самых замечательных был экскурс, посвященный деревянной Алма-Ате, где после землетрясения 1887, в котором деревянные здания пострадали много меньше каменных, стали все строить из дерева, в том числе Вознесенской собор, в котором происходит действие «Хранителя древностей» Домбровского.
Приз жюри за лучшее общественное здание получил фермерский рынок Антона Кочуркина, бюро 8lines, в Тульской области – 5 километров после моста через Оку, и где-то там. Называется Тульский агрохаб. Рынок, по словам автора, – новый шаг после диких рынков 1990-х и затем цивилизованных, но обезличенных ТРЦ. Здесь же ларьки, только цивилизованные, хотя проект и бюджетный.
Тульский агрохаб (сельский фермерский рынок)/ 8 линий
Антон Кочуркин, Максимилиан Мосешвили, при участии Александра Златкина, Елены Баловневой, Александры Переваловой. Тульская область, Заокский район.
Фотография Алексей Народицкий, Антон Кочуркин
В популярной номинации нашего времени «Дизайн городской среды» наградили видовую площадку бюро АДМ (Архитектура Дизайн Методология) в горах Дивногорска под Красноярском, – по словам авторов проекта, «складка амфитеатра на ступенях спуска». Народная премия досталась Красногвардейским прудам бюро Wowhaus, к ней примкнул спецприз жюри пляжной беседке «Волжский аист», чем-то похожей на утраченный АрхиWOODом в колоннаде ЦДХ Периптер, о котором Николай Малинин ностальгически рассказывал здесь же, перед вручением номинации.
Видовая площадка с навесом и амфитеатром. АДМ (Архитектура Дизайн Методология). Алексей Мякота (автор), Лидия Грибакина (соавтор), при участии Анны Якимовой, Марины Туровининой; расчет констркуций: Андрей Рубцов. Красноярский край, г. Дивногорск. Фотография Алексей Мякота, Лидия Грибакина
Волжский аист. lim_architects: Лидия Леонова, Рената Насыбуллина, Илья Некрасов, Валерия Руднева, Петр Сластенин. Самара. Пляж второй очереди набережной. VIII Международный архитектурный фестиваль "О’Город на Волге" в рамках фестиваля набережных «ВолгаФест 2017». Фотография: Насыбуллина Рената, Руднева Валерия, Сластенин Петр
Воспоминание об утраченном Периптере. АрхиWOOD: церемония награждения. Фотография Архи.ру
«Wowhaus получил первый АрхиWOOD с амфитеатром Института «Стрелка», но потом долго не получал, потому что они стали очень уж именитые, и это было несправедливо, жюри все время ищет что-то такое небольшое и удаленное, чтобы поддержать, – прокомментировал Николай Малинин. – И вот наконец они опять в числе победителей».
В номинации «Интерьер» победило две квартиры: квартира «Четыре ячейки» неизменного призера, а теперь члена экспертного совета премии Алексея Розенберга и квартира на Арбате Александра Купцова и Сергея Гикало, авторов упомянутого выше Периптера, утраченного, но не забытого.
Квартира «Четыре ячейки». Мастерская Алексея Розенберга. Архитектор Алексей Розенберг. Москва. Фотография Виктор Чернышев
Интерьер квартиры на Арбате. Gikalo Kuptsov Architects. Сергей Гикало, Александр Купцов. Москва, Арбат. Фотография Илья Иванов
Лучшей реставрацией из трех возможных, причем сразу по мнению жюри и интернета, стала Георгиевская часовня в деревне Сюма Шенкурского района Архангельской области, – миниатюрное сооружение, не-памятник, восстановленное силами волонтеров безо всякой госпомощи, но аккуратно, с сохранением части бревен и исследованием истории, элементов, особенностей композиции, довольно редких: внутри сруба выгорожен еще один сруб, в нем собственно часовня, а вокруг Г-образное в плане, как сейчас принято говорить, общественное пространство, или же «трапезная».
Георгиевская часовня. Ольга Зинина (автор проекта реставрации, руководитель работ), Дмитрий Соколов (творческое объединение «Новое Старое»), Александр Матюхин (плотницкая артель «Архангело»), добровольцы благотворительного фонда «Вереница» (директор Маргарита Баева)
Архангельская область, Шенкурский район, деревня Ермолинская (Сюма)
Георгиевская часовня. Ольга Зинина (автор проекта реставрации, руководитель работ), Дмитрий Соколов (творческое объединение «Новое Старое»), Александр Матюхин (плотницкая артель «Архангело»), добровольцы благотворительного фонда «Вереница» (директор Маргарита Баева)
Архангельская область, Шенкурский район, деревня Ермолинская (Сюма)
Лучшим Арт-объектом, в чем народ и жюри также совпали, назван черный обелиск в Суханово с фестиваля «Древлюция», как правило присутствующего в шорт-листе премии.
С другой стороны, среди малых объектов вновь, как и в прошлом году, появился туалет, в данном случае Ёж, – впрочем здесь же на награждении было сказано, что объект не уникален. Впрочем АрхиWOOD же не ставит себе такой цели, а объект красивый, – сказала соосновательница премии Юлия Зинкевич, вручая диплом. Приз жюри получил дом-Фонарь с Архстояния от бюро Хвоя.
***
Алексей Розенберг. АрхиWOOD: церемония награждения. Фотография Архи.ру
В прошлом году, когда АрхиWOOD издал каталог, поговаривали, что премия последняя. Ан нет. Алексей Розенберг сказал даже со сцены, что премия вышла на новый виток и визуальность объектов весьма убедительная. К тому же претендентов на главную номинацию – деревянных домов – много как никогда. Но, с другой стороны, Гран-при не вручили, видно никто не заслужил. И наконец, есть предположение, что летом будут скорректированы нормативы и фактически станет возможным многоэтажное строительство из дерева. Глядишь в следующем году введут новую номинацию для деревянных многоэтажек, и куратор будет радовать нас экскурсами в историю деревянных рабочих поселков, довоенных городских многоэтажек и строительства на Целине, тем более что Астана к Целине близко.
Все проекты победителей, также как шорт- и лонг-листы, можно увидеть на сайте премии.