Задача конкурсантов не ограничивалась поиском вариантов развития только лишь одного конкретного объекта. На примере этого здания планировалось разработать общий подход к реконструкции масштабных объектов, строительство которых не было завершено в связи с изменившимися экономическими условиями. Актуальность темы обусловлена наличием в Москве около 300 подобных замороженных по причине кризиса проектов.
Конкурс проходил в два этапа. В квалификационном отборе участвовало 42 команды. Некоторые консорциумы включали иностранные компании. Пятерка финалистов выглядела так:
- DS & АТР (Москва)
- DNKag + KEY CAPITAL + Центр Прикладной Урбанистики (Москва)
- Новая Земля (Москва, в составе консорциума компания из Великобритании)
- Арт-фасад и Ко (Санкт-Петербург)
- MAParchitects + ПРОМКОД (Москва)
На первом месте по решению жюри оказался консорциум MAParchitects + ПРОМКОД. Организаторы пообещали, что диалог с финалистами продолжится, и после проверки представленных финансовых моделей лучшие решения будут предложены инвесторам для реализации.
Публикуем проекты победителя и всех финалистов в порядке, соответствующем итоговому рейтингу.
Первое место
Центр «Дмитровка»MAParchitects + ПРОМКОД (Москва)
В этом проекте под одной крышей объединяются транспортные, логистические, складские и экспозиционные услуги. Авторы придерживались стратегии максимального сохранения существующего здания. Фасад решен как «единая оболочка» из алюминиевых панелей. Панели удобны в монтаже и практичны в эксплуатации, выполняют функции шумоизоляции и защиты от солнца. Территория разделена на две части: технологическая зона со стороны МКАД и общественная зона со стороны жилого района – с социальными объектами, озеленением, предприятиями торговли и обслуживания.
Второе место
«Платформа»DNKag + KEY CAPITAL + Центр Прикладной Урбанистики (Москва)
Авторы предложили создать «город в городе» – для тех, кто живет в радиусе 20-минутной доступности от объекта. Место, где можно и работать, и отдыхать, и заниматься спортом, и совершать покупки. В универсальную многоярусную Платформу можно встраивать модули различного функционального назначения, что позволит подстраиваться к ситуации на рынке. Фасад как собирательный образ города составлен из контрастных фрагментов. Интерьеры выполнены в индустриальном ключе.
Реализовать проект предлагается в два этапа. Сначала три первых этажа, где разместятся автомастерские, мойки, тюнинг-сервисы, а также мелкие производства. На втором этапе Платформа должна стать 6-этажной – с досуговыми, образовательными и торговыми функциями. Возможно, здесь появится спортивный центр и даже огороды.
Третье место
Депозитарий-галерея-клуб. «Сейф-шкатулка»Новая Земля (Москва)
Здание автоцентра в этом проекте превращается в хранилище для ценных предметов. По мнению авторов, такой сервис будет пользоваться спросом у москвичей с высоким уровнем дохода, коллекционеров, а также у корпоративных клиентов. Основой для создания такой концепции стало периферийное расположение объекта и наличие крупных нестандартных помещений внутри него. Хранить здесь можно будет все что угодно – начиная от драгоценных металлов, предметов искусства, ценных документов, заканчивая ретро-моделями автомобилей. Для клиентов также предусмотрен ряд дополнительных услуг, в том числе возможность экспонировать свои коллекции.
Финалисты
KIDS planet
Drees & Sommer + АТР (Москва)
Большой семейный центр сочетает в себе игровое пространство, образовательные зоны и магазины. В своей идее авторы опирались на потребность в создании качественных площадок для досуга с детьми в периферийных районах Москвы. Одно из главных преимуществ проекта в том, что существующие пространства предполагается использовать без значительных изменений и, соответственно, капиталовложений.
Центр социальной активности, сфокусированный на русской культуре
Арт-фасад и Ко (Санкт-Петербург)
«Фишка» этого проекта – русская деревня, которую предлагается возвести на эксплуатируемой кровле здания. Народный мотив усиливается архитектурным решением – здание будто завернуто в легкое кружево оренбургского пухового платка. Даже информационные табло авторы задумали в виде «путеводных клубков». Центр включает в себя социальный, спортивный, образовательный и детский кластеры.